Ведомственные нормативно-правовые акты
Среди ведомственных нормативных документов последних лет, обеспечивающих развитие специального образования в России, следует выделить «Концепцию реформирования системы специального образования», принятую коллегией Министерства образования РФ 9 февраля 1999 г. В ней представлены весьма показательные статистические данные, свидетельствующие о том, что в России проживает 35,9 млн детей; из них 1,6 млн (4,5 %) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образование учащихся-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей воспитанникам адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в общеобразовательном учреждении общего назначения).
Вместе с тем в Концепции отмечается, что в Российской Федерации еще недостаточно развита система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям; общественным воспитанием охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет, остальные воспитываются в семье; отсутствуют единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям, консультирование семей; не разработан государственный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в развитии.
Эти и иные недостатки явились основанием для определения наиболее значимых направлений совершенствования системы специального образования и отражения их в рассматриваемой Концепции:
· структурная перестройка;
· содержание и оценка качества образования, образовательные технологии;
· научно-исследовательская и инновационная деятельность;
· обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров для системы специального образования.
Реализация в современной России представленных в данной Концепции и в других нормативных актах путей совершенствования системы специального образования позволяет говорить о восстановлении ответственности и активной роли государства в обучении, воспитании, социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Назовите основные нормативно-правовые документы:
а) международные;
б) федеральные (правительственные и ведомственные);
в) региональные.
2. Раскройте сущность основных прав, закрепленных в международных нормативно-правовых актах, которые адресованы детям с отклонениями в развитии.
3. На основе анализа российских законодательных документов подготовьте сообщение на тему «Государственная политика в области специального образования».
4. Изучите Закон о специальном (коррекционном) образовании Ленинградской области. В чем, на ваш взгляд, заключается ценность указанного Закона?
Список литературы
1. Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. Нью-Йорк, 1983.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2005.
3. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ». М., 1995.
4. Областной закон о специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области. СПб., 2002.
5. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие / Под ред. Д.С. Шилова. М., 2001.
Тема 1.3. История развития воспитательной системы детей с недостатками слуха в России
Поиск эффективных путей воспитания учащихся с нарушенным слухом является актуальным направлением в теории и практике сурдопедагогики. Ретроспективное изучение историко-педагогической литературы (А.Г. Басова, А. И. Дьячков, Н. М. Лаговский, А. Ф. Остроградский, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау и др.) показывает, что вопросы воспитания учащихся с недостатком слуха в специальных образовательно-воспитательных учреждениях в начале XIX в. интересовали отечественных сурдопедагогов и в частности сурдопедагогов Петербургского училища глухонемых (1806), что находит свое отражение в его Уставах (1810, 1835, 1865,1900). Обучение и умственное развитие детей осуществлялось в единстве с религиозно-нравственным воспитанием на основе православия. Духовному развитию глухих уделялось внимание в процессе образовательного обучения на уроках чтения, истории и т. д.
В системе воспитания, сформированной в трудах В.И. Флери, Г. А. Гурцова, Я.Т. Спешнева, И.Я. Селезнева, В.Д. Сиповского, А.Ф. Остроградского, Н.М. Натовского, И.А. Васильева, П.Д. Енько, П.С. Янковского и др., основная цель — развитие глухонемого дитя умственно, нравственно и физически, обучение учащихся техническим знаниям, т. е. ремесленно-трудовое воспитание и обучение для подготовки к самостоятельной жизни в обществе. Главная задача воспитания—формирование сознательной и полезной обществу личности на основе моральных ценностей православия.
Важным направлением в воспитании являлось ремесленно-трудовое воспитание и обучение. Значительное место занимало художественное развитие и эстетическое воспитание при обучении изобразительной деятельности и ремеслам. Воспитанников обучали каллиграфии, рисованию, наиболее одаренных —живописи, гравированию, художественной вышивке и рукоделию. Для физического развития глухие обучались гимнастике и танцам.