Цели и задачи системы воспитания
Научная разработка воспитательной системы необходима для всестороннего развития личности детей с недостатками слуха и их самореализации. Особую роль воспитание во взаимосвязи с образованием играет в социализации учащихся (Л.С. Выготский, П.Я, Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Дети с нарушением слуха, речи и другими отклонениями в развитии недостаточно овладевают социальным опытом из-за трудностей познавательной деятельности и общения с окружающими. Процесс их образования и воспитания проходит своеобразно и требует постоянной поддержки специалистов. Психическое развитие ребенка с нарушенным слухом зависит от раннего специального воспитания и обучения и от активного участия родителей. Многие неслышащие и слабослышащие дети в современных условиях хотят продолжать образование, приобрести престижную профессию в соответствии со своими интересами. Но из-за трудностей в общении со слышащими, трудностей социальной адаптации не могут осуществить свои планы. Поэтому большинство глухих предпочитает жить и трудиться в пределах среды неслышащих. Но сурдопсихологи и сурдопедагоги (И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, А.И. Дьячков, С.А. Зыков и др.) считают возможным высокое умственное развитие учащихся с нарушенным слухом в условиях коррекционно-развивающего обучения и воспитания с опорой на компенсаторные механизмы.
Задачи современной развивающей воспитательной системы следующие: ранняя диагностика нарушений развития и совершенствование системы медико-психолого-педагогической реабилитации с раннего возраста с обязательным участием семьи; освоение ребенком в процессе обучения и воспитания социальных ролей, культуры общества, правил социального поведения; целенаправленное воздействие регулируемого процесса воспитания учащихся совместно с родителями; научно-методическое и материально-техническое обеспечение воспитательного процесса, социализации и интеграции детей с нарушениями слуха и отклонениями в развитии; всестороннее развитие личности школьника в условиях воспитывающей творческой деятельности в содружестве с учителями и родителями; совершенствование устной речи, полноценной речевой деятельности в общении; развитие слухового восприятия с использованием звукоусиливающих аппаратов; развитие представлений об окружающем мире, обществе и взаимоотношениях между людьми; систематическая работа по профориентации, профконсультированию для профессионального и жизненного самоопределения и социадизации учащихся. Становление личности осуществляется в условиях освоения культуры, опыта социальных отношений, самопознания, саморазвития, принятия воспитателем каждого школьника как индивидуальности.
Педагогическая техника воспитания детей с нарушением слуха предполагает овладение воспитателем знаниями и умениями проектирования содержания воспитательного процесса на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся и основополагающих принципов воспитательной системы.
Методологической основой воспитательного процесса являются положения, выдвинутые Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Т.А. Власовой, С.А. Зыковым, Н.Г. Морозовой, Ф.Ф. Рау, Ж.И. Шиф, Д.Б. Элькониным и другими, о роли социальной среды в воспитании личности, значении социального воспитания, компенсации через развитие, а также положения общей и специальной психологии и педагогики о значении деятельности и общения в развитии личности (Л.С. Выготский, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марцинов-ская, Т.В. Розанова, Л.П. Носкова и др.). В трудах ученых определяется роль организации специальных педагогических условий, социокультурной среды, в которой воспитывается и развивается ребенок. Указывается, что развитие высших психических функций аномального ребенка преимущественно зависит от условий социального окружения. Л.С. Выготский пишет: «Социальная среда и ее структура есть конечный и решающий фактор всякой воспитательной системы»1. При эффективной организации воспитательного процесса, развивающего, коррекционного воспитания с учетом индивидуального и дифференцированного подхода обеспечивается максимальное развитие возможностей воспитанника для самореализации его познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой сферы, культуры социального поведения и общения.
Особенности первичного недостатка (дефекта) у учащихся (глухота или тугохость) и его последствия для развития ребенка (отсутствие или недоразвитие речи, несформированность словесного мышления, своеобразие всех мыслительных процессов, учебно-познавательной деятельности и другие нарушения развития) определяют специфические подходы к коррекционному воспитанию и влияют на определение содержания воспитательного процесса во внеурочное время. Овладение педагогической техникой воспитания, использование более эффективных методов воспитания, организации разных форм внеклассной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные и др.), форм контроля запланированных результатов и характеристика уровня воспитанности школьника определяют эффективность применимой технологии.
Усиление воздействия на личность 4ащегося требует единства воспитательного и образовательного процессов, целостного подхода к процессу воспитания, интеграции воспитывающей деятельности школы, семьи, учреждений дополнительного образовав, воспитывающего воздействия учреждений культуры и других социальных институтов. Единый процесс воспитания требует участия и интеграции всех заинтересованных в социализации неслышащих и слабослышащих учащихся: родителей, братьев, сестер; учителей, воспитателей, учителей по индивидуальной работе по формированию произношения и развито слухового восприятия; медицинских работников школы, музыкальных работников, психологов, тренеров.
Воспитательная работа в школе для детей с нарушениями слуха заключается в помощи каждому воспитаннику достичь возможного оптимального уровня развития в соответствии с его природными задатками на основе адаптации к требованиям окружающей среды. Разите личности в процессе коррекционно-развивающего воспитания определяет возможность социальной адаптации школьника. В понятие «социальная адаптация» входит взаимное приспособление воспитывающей системы к школьнику, а воспитанника к требованиям системы. Адаптация и социализация личности — это освоение воспитанником социально-культурного опыта, формирование убеждений, воспитание чувств, усвоение норм и правил ведения и речевого общения с окружающими. Сложность социализации учащихся с нарушением слуха в условиях образовательного и воспитательного процесса специальных школ 1 и II вида подтверждается ее актуальностью во временном обществе, вниманием ученых и педагогических коллективов школ, родителей к проблемам воспитания, образования и социализации неслышащих и слабослышащих.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Раскройте определение понятий «педагогическая технология воспитания», «педагогическая техника воспитания детей нарушением слуха», «реабилитация» и «абилитация».
2. Объясните различие понятий «воспитание» и «воспитательная система».
3. Покажите связь системы внеурочной воспитательной деятельности со специальной педагогикой, сурдопедагогикой, сурдопсихологией и специальными методиками обучения. Приведите примеры такой взаимосвязи.
4. Определите психолого-педагогические и методологические положения воспитательной системы специальной школы для детей с нарушениями слуха.
5. Ознакомьтесь с высказываниями выдающихся сурдопедагогов о возможностях развития и воспитания детей с недостатками слуха:
а) «Глухонемой... не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам, окружающим его» (Цит. по работе: Флери В. И. Глухонемые... СПб., 1835. С. 30.);
б) «В далекое прошлое ушли утверждения, что глухие по своей природе злы, эгоистичны, мстительны. Они могли становиться такими в условиях крайне жестокого отношения к ним. Весь опыт... школы показывает, что глухие дети отличаются достаточно нормальным поведением. Они жизнедеятельны и трудолюбивы, умеют гневаться при встрече с обидой, несправедливостью и радоваться успехам. Они проявляют неподдельную искренность и непосредственность в отношениях, умеют признательностью отвечать на добро, привязанностью— на внимание, любовью — на заботу» (Цит. по работе: Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей /Под ред. С.А. Зыкова. М., 1961. С. 8.).
Ответьте на вопросы: 1) Как характеризуется личность глухого? 2) Как выдающиеся сурдопедагоги оценивали роль социальной среды в формировании личности глухого? 3) Каковы особенности воспитательной системы специальной школы I и II вида для предупреждения и преодоления отрицательных последствий глухоты?
6. Охарактеризуйте цели и основные задачи воспитательной системы, коррекционную направленность задач.
7. Известно, что в сурдопедагогике понятие «комплексный характер воспитания» обозначает совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных целей, задач, принципов, методов и форм воспитывающей деятельности; связь всех направлений содержания; сотрудничество детей, воспитателя, родителей и воздействия окружающей среды. Поясните это положение примерами.
8. Подготовьте конспект статьи М.И. Никитиной «Вариативные воспитательные системы коррекционных учреждений Санкт-Петербурга» (в книге: Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., 1992).
Примерные вопросы для обсуждения: 1) Нерешенные проблемы, недостатки организации воспитательного процесса и негативное отношение учащихся, их родителей к авторитарному воспитанию в школе-интернате. 2) Как определяются процесс воспитания и личность ученика в современной воспитательной системе? 3) Раскройте сущность воспитательного процесса, его задачи и новые принципы. 4) Какие воспитательные системы внедряются в специальные школы в условиях гуманистического процесса воспитания? 5) Перечислите характерные признаки разных воспитательных систем.