Теория и история воспитания детей с нарушениями слуха
Тема 1.1. Предметная область и общие вопросы теории воспитания
Новые социально-экономические условия в России потребовали модернизации образовательной и воспитательной системы специальной школы для детей с нарушениями слуха. Результаты перемен в жизни общества, возникновение экономических и социальных проблем оказало влияние на развитие специальной школы. В настоящее время социальная политика государства направлена на решение проблем образования и воспитания учащихся с отклонениями в развитии. Принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»1, в которой поставлены новые цели, идеалы, основные направления изменений в области содержания образования и воспитания.
Объект, субъект, предмет воспитательной системы
Учеными Н.Н. Малофеевым, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Т.С. Зыковой, Г.Н. Пениным, З.А. Пономаревой, Е.Г. Речицкой и др., опирающимися в своих исследованиях на лучшие традиции воспитания детей с нарушенным слухом (Ф.И. Флери, А.Ф. Остроградский, Н.М. Натовский, А.И. Дьячков, С.А. Зыков, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин), определяются новые подходы к построению воспитательной системы специальных коррекционных образовательных учреждений I и II вида. Ученые, используя опыт педагогических коллективов школ, определяют цели, задачи, принципы, методы воспитания, ищут разные направления содержания и формы коррекционно-воспитательной деятельности.
Педагогическая техника воспитания учащихся с нарушением слуха определялась ранее в отечественной сурдопедагогике как методика воспитательной работы. Эта методика является составной частью сурдопедагогики, подсистемой дидактической коммуникационной системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха. С.А. Зыков и его сотрудники разработали и обосновали научные положения коммуникационной системы, новый подход в формировании личности и развитии речи детей с недостатками слуха как средства общения и социального взаимодействия. Важнейшие положения коммуникационной системы: целенаправленное развитие личности, познавательной деятельности, мышления, речи в условиях предметно-практической деятельности; успешность речевого развития в зависимости от создания речевой среды для возникновения естественной потребности в речевом общении; взаимосвязь обучения и воспитания на основе принципов коммуникационной системы; реализация общих основополагающих подходов.
Теоретическая и методическая разработка в 60-70-е гг. А.И. Дьячковым, С.А. Зыковым, А.Г. Зикеевым, Е.Н. Марциновской, Н.Г. Морозовой, А.Ф. Понгильской и другими учеными положений, касающихся проблем воспитания глухих в интернате специальной школы, заложила основы действующей развивающейся воспитательной системы.
Теория воспитания детей с недостатками слуха в 80-90-е гг. XX в. разрабатывалась М.И. Никитиной, Т.С. Зыковой, Е.Г. Речицкой и др.
Сложность и многогранность проблем воспитания, обращение к ним ученых и сурдопедагогов специальных школ подтверждают их актуальность в современных условиях развития общества. В частности, М.И. Никитина отмечает, что в педагогике воспитание длительное время определялось как целенаправленное воздействие воспитателей на школьников с целью разностороннего развития личности. При этом личность рассматривалась как объект воздействия, что не способствовало развитию активности и самостоятельности воспитанников.
По определению М.И. Никитиной, Н.М. Назаровой и др., личность школьника в современной системе воспитания рассматривается как субъект, активно действующий в условиях самопознания, саморазвития, самореализации в процессе коррекционно-развивающей работы. Воспитанник с нарушенным слухом — объект воспитательной работы, поскольку постоянно нуждается в специальной помощи. Определяя особенности развития школьника в качестве объекта и субъекта воспитания, Б.Г. Ананьев отмечает: «Ребенок или подросток является на только объектом воспитательных воздействий, но и соучастником всего процесса воспитания. Постепенное возрастание роли самих детей в процессе воспитания, то есть увеличение меры обратных связей, есть показатель эволюции их как субъектов определенных видов деятельности. Противоречивая связь в процессе воспитания объекта и субъекта отнюдь не совпадает с однозначным делением на воспитателя и воспитанника, видоизменяется в зависимости от того, как проходит формирование человека в трех основных видах деятельности: в труде, общении и познании»[1]. Педагоги определяют личность ребенка и как субъект, и как объект воспитания, как цель воспитания и результат. Новое отношение к личности школьника позволяет утверждать, что процесс воспитания управляет развитием личности. В процессе воспитания школьников осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника — двух субъектов воспитывающей деятельности.
Педагогическая техника воспитания предполагает овладение воспитателем теоретическими знаниями, методическими приемами, способами организации условий и форм воспитания для нахождения эффективных путей достижения поставленных задач и реализации содержания воспитания. В деятельность воспитателя входит коррекция психофизических недостатков в развитии школьников в целях социальной адаптации и интеграции в общество для возможности трудовой самостоятельной жизни.
В общей (В.П. Беспалько, И.П. Подласый, П.И. Пидкасистый) и в специальной (сурдопедагогика) (Н.М. Назарова, Л.П. Назарова, М.И. Никитина) педагогике обосновывается и используется понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология воспитания — это научно спроектированная система социально проверенных норм и правил, система последовательных действий воспитателя, направленных на решение обучающих и воспитывающих задач, отражающих закономерности процесса воспитания во внеурочное время. Технология, техника — термины, заимствованные из производства. В производстве под технологией и техникой понимается система разработанных наукой алгоритмов, методов и средств, направленных на достижение результата. Педагогическая технология воспитания — это создание оптимальных воспитывающих систем, следуя которым воспитатель достигает запланированного результата. Ученые выделяют следующие специфические черты педагогической технологии: ориентация всей воспитательной деятельности на гарантированное достижение целей; оперативная обратная связь, оценка текущих результатов; постановка целей и их уточнение с ориентацией на достижение результатов, подготовка различных материалов, организация процесса воспитания, методов и форм воспитывающей внеклассной деятельности; коррекция воспитания, направленная на достижение целей; заключительная оценка итоговых результатов.
И.П. Подласый (2003) считает, что, пока не создана технология, существует индивидуальное мастерство учителя. Но как только индивидуальное мастерство распространяется, становится достоянием многих, приобретает характер «коллективного мастерства», создается педагогическая технология. Педагогическая технология воспитания как современная воспитательная система и техника воспитательной деятельности раскрыта в работах ученых и в статьях учителей на основе опыта школ неслышащих и слабослышащих.