Билет 5. Герой и мир в поэмах Гомера.
Билет 5. Герой и мир в поэмах Гомера.
Гомер: человек или группа людей? Имя или собирательный образ? Кроме слова Гомер о нем неизвестно ничего.
"Илиада" - описание военных действий, "Одиссея" - судовой журнал. Но говорят, что Гомер писал, осознанные произведения и поднимал проблемы судьбы, бессмертия (?).
Герой должен убивать чудищ, которые вышли из первородного хаоса. Но соприкасаясь с ними, герой также подвергается изменениям. Герои первого поколения были напрямую связаны с богами и магией (Геракл).
Герои античности - герои в абсолютном виде. Герои классической Греции - анонимны и служат народу, полису.
Гомер пишет о самом геройском периоде в истории: о Троянской войне.
Многие обвиняют его в схематичности, но Лосев доказывает, что характеры героев раскрыты в "Илиаде" глубже, чем кажется.
Троянская война, считается, развязана богами с целью уничтожить поколение героев. Зачем? Потому ли, что имена героев стали нарицательными и славятся наравне с именами богов?
Ахилл - герой, которые все поступки совершает ради своей славы. Готов прожить короткую жизнь, но такую, чтобы его имя гремело во все века. Гектор сражается ради своей страны.
Ахилл изображается начиная с стоп. Символ приближенности к земле. Гектор - шлемоблещущий, это принципиально иная сущность.
Троянцы отличаются от ахейцев. Им присуща легкость, а для героев это порок. Поэтому Гектору отказывают ноги, когда он убегает от Ахиллеса и трижды оббегает городскую стену Трои.
В военных столкновениях Гомер изображает ахейцев, как твёрдую незыблемую структуру, а троянцев уподобляет водной стихии. Для ощущения разницы между народами и уподобления войну конфликту миров богов.
Когда Гомер сравнивает героя с какими-то животными и силами природы, это не просто метафора. Герой становится зверем, стихией, ему характерно неистовство, то самое, первородное.
Для гомеровской эпохи жизнь не дар богов, а полностью принадлежащая человеку сущность, только вот боги вмешиваются в неё, и тут свою роль играет Рок. Все пути ведут в царство Аида, но человек решает, кем ему быть в этой жизни.
Билет 6. Тело и душа в античной культуре.
В Греции был некий культ телесности. Человек - это, прежде всего, тело. Бог тоже, это иная, но все-таки телесность.
Все полости и пустоты в теле человека - сосуды для входа божественной энергии. (Напало Безумие - в прямом смысле божество овладело человеческим телом).
Тело именовалось словом "сома", но это лишь по отношению к мертвому телу, из которого вылетела душа - псюхе, которая также имела некую телесность. Сама же она имеет место лишь тогда, когда выйдет за пределы тела (обитает в голове). До погребения псюхе бродит в наземном мире (Патрокл является Ахиллу с просьбой похоронить его). В Аиде души бродят в беспамятстве, пока не глотнут крови, она возвращает им память о прошлых жизнях.
В античности тело человека было частью космоса. Некоторые части тела симпатизируют частям космоса: морям, звездам и т.д.
Чувства в человеке - это не что-то отвлеченное, это некоторое действие, выращенное в пластике тела. Говоря с самим собой, грек обращается к какому-либо органу.
В Греции сознание не было связано с мозгом. Мышление жило в речи, а речь - часть дыхания, следовательно, разум обитал в легких (френос). "Мысль родилась в груди". С понятием фремос также связано понятие тюмос - жизненная сила. Человек в процессе дыхания выбрасывает её и вновь втягивает в себя. Остановка дыхания - смерть. Все органы чувств также исходят из френос.
Голова трактуется как место обитание псюхе. Однако череп (сосуд) отлично подходит для того, чтобы в тело человека вошла какая-либо иная сущность, демон или божество.
Верным состоянием является сухость. Сухость - это разум. Здоровые и чистые френос - сухие. Влажность отождествляется со сновидениями, безумием и смертью. Души в Аиде сухие, пока не смочить их кровью.
Даже боги в античности максимально телесны. Перед людьми они предстают в образе облака, животного или человека, но всё это телесность.
Греки много времени уделяют физическим упражнением, потому что красота человека и его благородство, ум выражаются во внешности. Некрасивый человек убог, ущербен.
Билет 5. Герой и мир в поэмах Гомера.
Гомер: человек или группа людей? Имя или собирательный образ? Кроме слова Гомер о нем неизвестно ничего.
"Илиада" - описание военных действий, "Одиссея" - судовой журнал. Но говорят, что Гомер писал, осознанные произведения и поднимал проблемы судьбы, бессмертия (?).
Герой должен убивать чудищ, которые вышли из первородного хаоса. Но соприкасаясь с ними, герой также подвергается изменениям. Герои первого поколения были напрямую связаны с богами и магией (Геракл).
Герои античности - герои в абсолютном виде. Герои классической Греции - анонимны и служат народу, полису.
Гомер пишет о самом геройском периоде в истории: о Троянской войне.
Многие обвиняют его в схематичности, но Лосев доказывает, что характеры героев раскрыты в "Илиаде" глубже, чем кажется.
Троянская война, считается, развязана богами с целью уничтожить поколение героев. Зачем? Потому ли, что имена героев стали нарицательными и славятся наравне с именами богов?
Ахилл - герой, которые все поступки совершает ради своей славы. Готов прожить короткую жизнь, но такую, чтобы его имя гремело во все века. Гектор сражается ради своей страны.
Ахилл изображается начиная с стоп. Символ приближенности к земле. Гектор - шлемоблещущий, это принципиально иная сущность.
Троянцы отличаются от ахейцев. Им присуща легкость, а для героев это порок. Поэтому Гектору отказывают ноги, когда он убегает от Ахиллеса и трижды оббегает городскую стену Трои.
В военных столкновениях Гомер изображает ахейцев, как твёрдую незыблемую структуру, а троянцев уподобляет водной стихии. Для ощущения разницы между народами и уподобления войну конфликту миров богов.
Когда Гомер сравнивает героя с какими-то животными и силами природы, это не просто метафора. Герой становится зверем, стихией, ему характерно неистовство, то самое, первородное.
Для гомеровской эпохи жизнь не дар богов, а полностью принадлежащая человеку сущность, только вот боги вмешиваются в неё, и тут свою роль играет Рок. Все пути ведут в царство Аида, но человек решает, кем ему быть в этой жизни.