Творческое развитие младших школьников
Мухтарова З. З.,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 11.
“Творчество – это возрождение, вечный источник молодости, творчество придает свежесть, оригинальность и значимость всему, чем мы занимаемся, о чем думаем и что чувствуем”.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что в 21 веке в связи с изменениями экономических ситуаций и движением нашего общества к правовому и демократическому государству повышаются требования к творческости личности.
Отсюда возникает проблема: каковы же психолого-педагогические условия на современном этапе по развитию творчества младших школьников.
Цель исследования: выявить оптимальные способы и условия формирования творчества младших школьников.
Объект исследования: творческое развитие младших школьников на уроках и внеклассных занятиях.
Предмет исследования: процесс творческого развития и его диагностика.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы творческого развития личности.
2. Определить методики по выявлению творческого развития детей, критерии и показатели уровня сформированности творческого развития детей.
3. Составить программу опытно-педагогической работы экспериментального характера по развитию творчества у учащихся 3 класса и реализовать ее на практике.
В 1 главе раскрывается теория вопроса “Психолого-педагогические основы творчества”. Рассматриваются различные психолого-педагогические подходы ученых психологов и педагогов к раскрытию понятия творчества. Например, с точки зрения Д.Б. Богоявленской творчество является ситуативно не стимулирующей активностью проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н. Дружинину творческое развитие связано с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). И.Я. Лернер считает основой творчества следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых стандартных условиях и так далее.
Проблема творчества широко изучается в настоящее время англо-американскими учеными психологами. В отечественной психологии также широко разрабатываются проблемы творческого развития человека. Она становится как проблема продуктивного мышления в отличии от репродуктивного.
Во 2 главе раскрывается “Содержание опытно-педагогической работы экспериментального характера по развитию творчества в 3 классе”.
На 1 этапе экспериментального исследования был изучен исходный уровень творческой развитости учащихся с помощью тестов Торренса «Дорисовывание». Определив творческий уровень учащихся, их гибкость, беглость и оригинальность, разделяем детей на 4 группы:
- самый высокий уровень творчества (12 баллов) – 3 человека
- высокий уровень творчества (10-11 баллов) – 5 человек
- средний уровень творчества (7-9 баллов) 10 – человек
- низкий уровень творчества (6 баллов) – 2 человека .
На основе выделенных результатов констатирующего эксперимента было выстроено содержание формирующего эксперимента, исходя при организации и проектировании уроков по разным предметам из общих целей для обеспечения творческого развития учащихся. Опираясь на исследования российских психологов-педагогов С.Ф. Жуйкова, Т.В. Кудрявцева, В.А. Крутецкого, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.П. Волкова и др., используя разработанные С.Ф. Жуйковым уровни проблемности при обучении математике в начальных классах, провели серию уроков по математике с применением проблемных ситуаций и старались выявить их влияние на творческое развитие учащихся.
Четыре уровня проблемности, которые разработал С.Ф. Жуйков:
- самый высокий уровень проблемности;
- высокий уровень проблемности;
- средний уровень проблемности;
- низкий уровень проблемности.
Учащимся было предложено несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания, помогала каждому ученику решить проблему, корректируя ход решения проблемы каждым учеником.
Возможности решения детей различны:
- проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки;
- на высоком уровне содержит одну подсказку;
- на среднем уровне две подсказки.
- проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предполагаемых заданий и вопросов, которые постепенно приводят учеников к выводу.
Приведем примеры заданий на разных уровнях проблемности в 3 классе.
Задание на смекалку.
Самый высокий уровень. Найди простой способ вычисления суммы всех чисел в ряду от 1 до 20.
Высокий уровень. Найди сумму такой пары чисел, чтобы можно было простым способом произвести вычисление: 1+2+3+…+18+19+20
Средний уровень. Найди способ вычисления, соединив линиями пары чисел, как на рисунке:
1+2+3+…+18+19+20
Низкий уровень. Найти сумму каждой пары числе, соединенных линиями. Вычисли простым способом сумму всех чисел:
1+2+3+…+18+19+20
Такая организация работы отнимет немало времени, однако она рациональна: во-первых, все дети, используя помощь учителя, должны думать и писать, совершенствуя формулировку; во-вторых, учитель имеет возможность выявить индивидуальные особенности; в-третьих, каждый ученик убеждается в том, что если будет внимателен, подумает, применит имеющиеся знания, то обязательно справится с заданием; в-четвертых, подсказки учителя направляют мысль ученика, помогают овладеть мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением. При такой организации проблемного урока нет изначального деления учащихся на “сильных”, “средних” и “слабых” – задание всем одинаковое. Конченый результат – формулировка правила на одном из уровней проблемности – показатель уровня самостоятельности и развитие мыслительной деятельности, творческого уровня учащихся. Также были разработаны 8 серий задач, учитывая все уровни проблемности обучающихся.
- Задачи с меняющимся содержанием.
- Задачи на перестройку действия.
- Задачи, наталкивающие на “самоограничение”
- Задачи с несколькими решениями.
- Задачи на соображение, логическое рассуждение.
- Задача типа: “Продолжи ряд”.
- Задачи на доказательство.
- Задачи с различной степенью наглядности.
Например, III. Задачи наталкивающие на “самоограничение”
1) Дано 9 точек
Соедините их одной непрерывной ломаной линией из четырех отрезков (не отрывая карандаша от бумаги).
2) Маше и Ксюше вместе 10 лет, четыре года назад было 2 года. Сколько лет Маше и Ксюше, если Маша старше Ксюши на 2 года?
3) Из пяти палочек постройте 2 треугольника.
4)Одним отрезком прямой пересечь четырехугольник, чтобы получилось 4 треугольника.
В течение двух месяцев проводился формирующий эксперимент. Уроки математики – с использованием проблемных ситуаций; уроки окружающего мира организовывались в различной форме: уроки-семинары, уроки-путешествия, уроки-зачеты, и т.д., где были использованы различные головоломки, ребусы, творческие задания, как “Спаси озеро”, “Помоги белочке”, “Нет городу Всеравновску” и т.д.
В ходе эксперимента были проведены интегрированные уроки, например “Технология и культура Бакшкортостана”, “Чтение и музыка” и др. Например, урок технологии и культуры Башкортостана на тему “Лепка башкирской посуды: пиал, ковша”; труда и литературы на тему “Поздравительная открытка ветеранам Великой Отечественной войны”.
В процессе экспериментальной работы была использована системная организация воздействия синтеза двух искусств (иллюстрации и литературы) на уроках литературного чтения по заранее составленному перспективному плану. Дети настолько с интересом работали над иллюстрациями к произведениям, проявляя творчество, фантазию сами начинали иллюстрировать отрывки, эпизоды произведений. Ассоциация ощущений начали играть исключительную роль в возникновении чувств представлений, суждений (например, картинный план к сказке Андерсена «Гадкий утенок» , Шарль Перро « Рике с хохолком» и др.)
И в ходе эксперимента мною было проведено восемь внеклассных занятий по развитию литературного творчества, где дети, хорошо успевающие смогли еще в большой степени развернуть своё творческое мышление, а слабоуспевающие, выполняя различные видызаданий, постепенно обретали уверенность в своих силах, учились управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану. Изадачи, и задания предлагались в определенном порядке, от простого к сложному.
В завершении мы провели итоговое тестирование, исследовали уровень творчества учащихся с помощью тестов Торренса. Результаты были внесены в таблицу.
И сделали сравнительный анализ. Если сравнить результаты в начале эксперимента и в конце эксперимента, то можно отметить, что произошли существенные изменения, уровень которых измерялся
Посмотрим на динамику приращения в творческом развитии обучающихся 3 классов.