Исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с задержкой психического развития.

Исследование СДВГ у младших школьников с задержкой психического развития СОШ №12 в 2 «Г» классе г. Нефтекамска.

Цель исследования: выявление СДВГ у детей с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Исследовать уровень развития внимания, памяти, мышления.

2. Исследовать нарушения эмоционального, поведенческого характера (идеомоторной координации).

3. Исследовать специфику трудностей в обучении.

4. Исследовать особенности поведения дома и в школе.

5. Исследовать восприятие ребенком семейного климата.

Этапы:

1. Диагностическая программа.

2. Методика «Корректурная проба».

3. Тест Тулуз-Пьерона.

4. Методика «заучивание10 слов».

5. Тест: «Дом. Дерево. Человек».

6. Тест: «Самоконтроль и произвольность».

7. Анкеты для родителей и педагогов.

8. Стандартизированное наблюдение.

9. Анализ и обработка результатов.

Диагностическая программа.

Объект диагностики Методика, автор
Дети 1. Внимание: Методика изучения концентрации и объема внимания («Корректурная проба») Реан А.А. Тест Тулуз-Пьерона.
2. Память: Методика «заучивание10 слов», Лурия А.Р.
3. Эмоционально-личностные особенности, восприятие семейных отношений: «Дом. Дерево. Человек».
4. Тест самоконтроля и произвольности, Сиротюк А.Л.
Родители и другие члены семьи - Анкета для родителей, Н.Н. Заваденко
Педагоги - Анкета для педагогов Стандартизированное наблюдение.

Выводы: таким образом, в результате исследования выявлены следующие особенности:

- низкий уровень самооценки и самоконтроля;

- у половины испытуемых диагностируются нарушение по предложенным характеристикам на СДВГ;

- присутствие нарушений в эмоцианально-личностных и психических особенностях;

- нарушение концентрации внимания;

- наличие истощаемости внимания, забывчивости и рассеянности, органического повреждения головного мозга;

- вероятность ММД исключительно велика;

Заключение.

Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связаны с ними трудности обучения, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя. Учителя такие дети „не слышат”, все теряют, все забывают.

А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми, и ведущей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний. Анализ литературы позволил выявить особенности

СДВГ у детей с ЗПР:

- нарушение внимания;

-нарушение двигательной координации, в т.ч. несформированность мелкой моторики и праксиса;

- повышенная двигательная активность;

- выраженная импульсивность;

- цикличность умственной деятельности;

- присутствие трудностей в освоении чтения, письма, счета;

- присутствие речевых нарушений: дислексии, дисграфии. На базе МОУ СОШ №12 г. Нефтекамска было организовано исследование у детей с ЗПР синдрома гиперактивности. Изучение детей экспериментальной группы позволило выявить СДВГ у детей с задержкой психического развития.

Таким образом, выдвинутая гипотеза в ходе экспериментальной работы полностью подтверждена.

Список литературы

1.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок.─М., 2001.

2.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.─М., 1956.

3.Гарбузов В.И. Нервные дети.─Л.; 1990.

4.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.─М., 1999.

5.Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практимум.─М.:

ТЦ Сфера,2004.

6.Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.─М.: 1984.

7.Детская патопсихология: хрестоматия /сост.Н.Л. Белопольская.─М., „Когито-центр”, 2000.

8.Дефектология. Словарь-справочник /Авт.-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова.─М.: ТЦ Сфера, 2005.

Духовно – нравственное воспитание обучающихся

на уроках музыки и во внеурочное время

Амирханова В. В.,

учитель музыки

МОБУ СОШ № 6

1. Обоснование актуальности.

Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.

В Федеральном Государственном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая стабильность … и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностей и морально – нравственного состояния общества и государства» - цитата из ФГОС второго поколения.

Целевое назначение проекта.

Данный проект «Духовно – нравственное воспитание на уроках музыки и во внеурочное время» направлен на формирование гуманизма, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, знакомство с историко – культурным наследием, воспитание и сохранение традиций.

Цель проекта.

Развить духовный потенциал подрастающего поколения, формирование эстетической культуры через глубокий интерес к духовным ценностям национальной, отечественной и мировой культуры.

Задачи проекта:

· изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народов Башкортостана, России и мира;

· формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству;

· приобретение знаний основ культуры и искусства наших предков;

· способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;

· сравнение своей культуры с культурой других народов;

· развитие культуры межнационального общения;

· интеграция в мировую и национальную культуру;

· формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

· воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны.

Реализация задач возможна при проведении систематических занятий, использования разнообразных форм и выполнении творческих работ.

В основу проекта положены следующие воспитательные методы: вовлечение в деятельность, стимулирование, сотрудничество, доверие, открытый диалог, свобода выбора, увлечение, коллективный анализ и оценка, контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения, личный пример.

Основное направление в моей работе – это всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира. Именно взаимодействие национальных музыкальных культур, диалог культур рассматривается как верный единственный путь к естественному развитию, и взаимоуважению разных народов.

Шесть лет я работаю по программе Н. Г. Ямалетдиновой и Р. Х. Хусаиновой «Музыка». Данная программа разработана в рамках решения проблемы национально-регионального образования республики. Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре.

В 2007 году по данной программе разработала тематическое планирование (полный курс музыки), которое было представлено и обобщено на городском объединении учителей музыки. Многие учителя города Нефтекамска работают по этому тематическому планированию. А в 2009 году в БИРО на семинаре «Мой педагогический опыт», проведенном в рамках курсов по проблеме: «Сохранение и развитие традиций национальной культуры на уроках музыки», данная работа получила высокую оценку со стороны слушателей курсов – учителей музыки Республики Башкортостан.

В тематическом планировании присутствуют разнообразные формы и методы работы для творческого развития обучающихся: слушание музыки, хоровое пение, исполнение музыкально - ритмических движений, пластическое интонирование, театрализация музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах. Был обновлен музыкальный материал и вокально-песенный репертуар. При разработке планов были учтены возраст и интересы обучающихся, указаны технические средства обучения. При составлении их были учтены преемственность в обучении, последовательное развитие отдельных тем.

На основе этой программы мною было разработано и напечатано в БИРО тематическое и поурочное планирование для обучающихся 4 классов и уже сейчас готовится к выпуску поурочное планирование для обучающихся 1 классов. К пособиям прилагаются диск с иллюстративным материалом и музыкальный материал для слушания, что дает возможность учителю использовать на уроке современные технические средства обучения.

В 4 классе изучается музыка русского народа, кавказская музыка, музыка Средней Азии и Прибалтики. В раскрытии каждой темы включена музыка башкирских композиторов и башкирского народа, указана наглядность (народные костюмы, музыкальные инструменты, портреты композиторов, певцов, музыкантов, картины художников), литература, музыкальная энциклопедия.

На каждом уроке воспитывается уважительное отношение к традициям, истории, языку, искусству и культуре народов Башкортостана и России.

При знакомстве и сопоставлении музыкальных культур разных народов учащиеся приходят к единому мнению, что музыкальная культура каждого народа своеобразна, интересна,имеет много общего с другими, имея при этом и свои особенные черты, принадлежащие только ей. Язык музыки разных народов понятен всем.

В результате работы я ожидаю, что выпускники продемонстрируют:

· знание истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народов Башкортостана и России;

· осознание гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству;

· владение навыками познавательной, творческой деятельности;

· умения сравнивать свою культуру с культурой других народов;

· осознание потребности в высоких культурных и духовных ценностях и желании в их дальнейшем обогащении;

· способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь);

· устанавливать ассоциативный ряд связей между шедеврами различных видов искусств или иного исторического периода в развитии страны (музыка, ИЗО, литература).

Данное пособие является первой попыткой создания поурочных планов по программе «Музыка» для школ РБ и поэтому представляет большую ценность для преподавателей республики. Учителя г. Нефтекамска с благодарностью и интересом восприняли выход этой книги и начали активно применять методические рекомендации на практике.

В 2009 и 2010 году была приглашена в Институт развития образования для обмена передовым педагогическим опытом в качестве автора – составителя методического пособия для 4 класса по программе «Музыка» для общеобразовательных школ гимназий и лицеев РБ. Учителя республики с нетерпением ждут остальные методические пособия. Выступила в межрегиональной научно – практической конференции по теме: «Организация и методическое обеспечение уроков музыки в начальной школе», проведенной в Институте развития образования РБ. Тезисно опубликовано в материалах республиканской научно-практической конференции.

Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы. Поэтому музыкальное воспитание в школе не ограничиваю лишь одним уроком в неделю. Знания детей, полученные на уроках, углубляю во внеклассной деятельности. Много времени уделяю работе с одаренными детьми. Внеурочные занятия по музыке способствуют созданию благоприятных условий для развития творческих способностей ребенка, физически и психически устойчивой личности, для развития дружеских, партнерских отношений между учителем и воспитанниками. Ребенок лучше и глубже познается во внеурочное время. Являюсь руководителем хора «Мелодия», вокального ансамбля «Созвездие» и работаю с солистами. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Известно, что хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения.

Формируются ценные качества: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность.

Развиваются специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки, музыкальная грамотность.

В результате многолетней работы с хором, ансамблем и солистами я разработала программу для кружковой работы. В неё включены методы и приемы, способствующие развитию вокальных данных каждого воспитанника.

Ожидаемые результаты.

При реализации проекта, систематизации работы по развитию вокального мастерства как средства духовно-нравственного, эстетического воспитания мною ожидаются следующие результаты: развитое чувство ансамбля, духовно-нравственная личность, сформированность музыкальной культуры; высокая сценическая культура, развитые вокальные навыки, овладение секретами вокального мастерства, ценитель музыки, эстет, овладение секретами вокального мастерства.

Духовно - нравственное воспитание личности стимулирует творческую активность обучающихся. Вокальный ансамбль «Созвездие» и солисты известны не только в нашей школе, но и в нашем городе. Ни один городской праздник в ЦРТДиЮ не проводится без участия вокального ансамбля «Созвездие» и солистов. Мы не только участвуем в школьных и городских мероприятиях, но и участвуем в хоровых фестивалях, в городских, региональных и во всероссийских конкурсах, занимая призовые места.

Уроки музыки, внеклассные музыкальные занятия способствуют развитию личности, передают духовный опыт человечества, помогают восстанавливать связь между поколениями, воспитывают уважительное отношение к музыкальной культуре других народов, воспитывают толерантность и гуманность, расширяют кругозор, развивают его творческие и познавательные способности, прививают любовь к Родине.

Наши рекомендации