Исследование синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с задержкой психического развития.
Исследование СДВГ у младших школьников с задержкой психического развития СОШ №12 в 2 «Г» классе г. Нефтекамска.
Цель исследования: выявление СДВГ у детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Исследовать уровень развития внимания, памяти, мышления.
2. Исследовать нарушения эмоционального, поведенческого характера (идеомоторной координации).
3. Исследовать специфику трудностей в обучении.
4. Исследовать особенности поведения дома и в школе.
5. Исследовать восприятие ребенком семейного климата.
Этапы:
1. Диагностическая программа.
2. Методика «Корректурная проба».
3. Тест Тулуз-Пьерона.
4. Методика «заучивание10 слов».
5. Тест: «Дом. Дерево. Человек».
6. Тест: «Самоконтроль и произвольность».
7. Анкеты для родителей и педагогов.
8. Стандартизированное наблюдение.
9. Анализ и обработка результатов.
Диагностическая программа.
Объект диагностики | Методика, автор |
Дети | 1. Внимание: Методика изучения концентрации и объема внимания («Корректурная проба») Реан А.А. Тест Тулуз-Пьерона. |
2. Память: Методика «заучивание10 слов», Лурия А.Р. | |
3. Эмоционально-личностные особенности, восприятие семейных отношений: «Дом. Дерево. Человек». | |
4. Тест самоконтроля и произвольности, Сиротюк А.Л. | |
Родители и другие члены семьи | - Анкета для родителей, Н.Н. Заваденко |
Педагоги | - Анкета для педагогов Стандартизированное наблюдение. |
Выводы: таким образом, в результате исследования выявлены следующие особенности:
- низкий уровень самооценки и самоконтроля;
- у половины испытуемых диагностируются нарушение по предложенным характеристикам на СДВГ;
- присутствие нарушений в эмоцианально-личностных и психических особенностях;
- нарушение концентрации внимания;
- наличие истощаемости внимания, забывчивости и рассеянности, органического повреждения головного мозга;
- вероятность ММД исключительно велика;
Заключение.
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связаны с ними трудности обучения, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя. Учителя такие дети „не слышат”, все теряют, все забывают.
А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными детьми, и ведущей к возникновению у этих детей дезадаптивных состояний. Анализ литературы позволил выявить особенности
СДВГ у детей с ЗПР:
- нарушение внимания;
-нарушение двигательной координации, в т.ч. несформированность мелкой моторики и праксиса;
- повышенная двигательная активность;
- выраженная импульсивность;
- цикличность умственной деятельности;
- присутствие трудностей в освоении чтения, письма, счета;
- присутствие речевых нарушений: дислексии, дисграфии. На базе МОУ СОШ №12 г. Нефтекамска было организовано исследование у детей с ЗПР синдрома гиперактивности. Изучение детей экспериментальной группы позволило выявить СДВГ у детей с задержкой психического развития.
Таким образом, выдвинутая гипотеза в ходе экспериментальной работы полностью подтверждена.
Список литературы
1.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок.─М., 2001.
2.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.─М., 1956.
3.Гарбузов В.И. Нервные дети.─Л.; 1990.
4.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики.─М., 1999.
5.Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практимум.─М.:
ТЦ Сфера,2004.
6.Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной.─М.: 1984.
7.Детская патопсихология: хрестоматия /сост.Н.Л. Белопольская.─М., „Когито-центр”, 2000.
8.Дефектология. Словарь-справочник /Авт.-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова.─М.: ТЦ Сфера, 2005.
Духовно – нравственное воспитание обучающихся
на уроках музыки и во внеурочное время
Амирханова В. В.,
учитель музыки
МОБУ СОШ № 6
1. Обоснование актуальности.
Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности.
В Федеральном Государственном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая стабильность … и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностей и морально – нравственного состояния общества и государства» - цитата из ФГОС второго поколения.
Целевое назначение проекта.
Данный проект «Духовно – нравственное воспитание на уроках музыки и во внеурочное время» направлен на формирование гуманизма, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, знакомство с историко – культурным наследием, воспитание и сохранение традиций.
Цель проекта.
Развить духовный потенциал подрастающего поколения, формирование эстетической культуры через глубокий интерес к духовным ценностям национальной, отечественной и мировой культуры.
Задачи проекта:
· изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народов Башкортостана, России и мира;
· формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству;
· приобретение знаний основ культуры и искусства наших предков;
· способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности;
· сравнение своей культуры с культурой других народов;
· развитие культуры межнационального общения;
· интеграция в мировую и национальную культуру;
· формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
· воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны.
Реализация задач возможна при проведении систематических занятий, использования разнообразных форм и выполнении творческих работ.
В основу проекта положены следующие воспитательные методы: вовлечение в деятельность, стимулирование, сотрудничество, доверие, открытый диалог, свобода выбора, увлечение, коллективный анализ и оценка, контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения, личный пример.
Основное направление в моей работе – это всестороннее и последовательное изучение народной и профессиональной музыкальной культуры Башкортостана, России и мира. Именно взаимодействие национальных музыкальных культур, диалог культур рассматривается как верный единственный путь к естественному развитию, и взаимоуважению разных народов.
Шесть лет я работаю по программе Н. Г. Ямалетдиновой и Р. Х. Хусаиновой «Музыка». Данная программа разработана в рамках решения проблемы национально-регионального образования республики. Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре.
В 2007 году по данной программе разработала тематическое планирование (полный курс музыки), которое было представлено и обобщено на городском объединении учителей музыки. Многие учителя города Нефтекамска работают по этому тематическому планированию. А в 2009 году в БИРО на семинаре «Мой педагогический опыт», проведенном в рамках курсов по проблеме: «Сохранение и развитие традиций национальной культуры на уроках музыки», данная работа получила высокую оценку со стороны слушателей курсов – учителей музыки Республики Башкортостан.
В тематическом планировании присутствуют разнообразные формы и методы работы для творческого развития обучающихся: слушание музыки, хоровое пение, исполнение музыкально - ритмических движений, пластическое интонирование, театрализация музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах. Был обновлен музыкальный материал и вокально-песенный репертуар. При разработке планов были учтены возраст и интересы обучающихся, указаны технические средства обучения. При составлении их были учтены преемственность в обучении, последовательное развитие отдельных тем.
На основе этой программы мною было разработано и напечатано в БИРО тематическое и поурочное планирование для обучающихся 4 классов и уже сейчас готовится к выпуску поурочное планирование для обучающихся 1 классов. К пособиям прилагаются диск с иллюстративным материалом и музыкальный материал для слушания, что дает возможность учителю использовать на уроке современные технические средства обучения.
В 4 классе изучается музыка русского народа, кавказская музыка, музыка Средней Азии и Прибалтики. В раскрытии каждой темы включена музыка башкирских композиторов и башкирского народа, указана наглядность (народные костюмы, музыкальные инструменты, портреты композиторов, певцов, музыкантов, картины художников), литература, музыкальная энциклопедия.
На каждом уроке воспитывается уважительное отношение к традициям, истории, языку, искусству и культуре народов Башкортостана и России.
При знакомстве и сопоставлении музыкальных культур разных народов учащиеся приходят к единому мнению, что музыкальная культура каждого народа своеобразна, интересна,имеет много общего с другими, имея при этом и свои особенные черты, принадлежащие только ей. Язык музыки разных народов понятен всем.
В результате работы я ожидаю, что выпускники продемонстрируют:
· знание истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры народов Башкортостана и России;
· осознание гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству;
· владение навыками познавательной, творческой деятельности;
· умения сравнивать свою культуру с культурой других народов;
· осознание потребности в высоких культурных и духовных ценностях и желании в их дальнейшем обогащении;
· способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь);
· устанавливать ассоциативный ряд связей между шедеврами различных видов искусств или иного исторического периода в развитии страны (музыка, ИЗО, литература).
Данное пособие является первой попыткой создания поурочных планов по программе «Музыка» для школ РБ и поэтому представляет большую ценность для преподавателей республики. Учителя г. Нефтекамска с благодарностью и интересом восприняли выход этой книги и начали активно применять методические рекомендации на практике.
В 2009 и 2010 году была приглашена в Институт развития образования для обмена передовым педагогическим опытом в качестве автора – составителя методического пособия для 4 класса по программе «Музыка» для общеобразовательных школ гимназий и лицеев РБ. Учителя республики с нетерпением ждут остальные методические пособия. Выступила в межрегиональной научно – практической конференции по теме: «Организация и методическое обеспечение уроков музыки в начальной школе», проведенной в Институте развития образования РБ. Тезисно опубликовано в материалах республиканской научно-практической конференции.
Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства и живой мир природы. Поэтому музыкальное воспитание в школе не ограничиваю лишь одним уроком в неделю. Знания детей, полученные на уроках, углубляю во внеклассной деятельности. Много времени уделяю работе с одаренными детьми. Внеурочные занятия по музыке способствуют созданию благоприятных условий для развития творческих способностей ребенка, физически и психически устойчивой личности, для развития дружеских, партнерских отношений между учителем и воспитанниками. Ребенок лучше и глубже познается во внеурочное время. Являюсь руководителем хора «Мелодия», вокального ансамбля «Созвездие» и работаю с солистами. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Известно, что хоровое искусство имеет огромное воспитательное значение и благотворно сказывается на общем развитии подрастающего поколения.
Формируются ценные качества: эмоциональность, коммуникабельность, инициативность, ответственность, организованность, коллективизм, трудолюбие, креативность.
Развиваются специальные умения и навыки: сценическая культура, эстетический вкус, творческие способности, певческие навыки, музыкальная грамотность.
В результате многолетней работы с хором, ансамблем и солистами я разработала программу для кружковой работы. В неё включены методы и приемы, способствующие развитию вокальных данных каждого воспитанника.
Ожидаемые результаты.
При реализации проекта, систематизации работы по развитию вокального мастерства как средства духовно-нравственного, эстетического воспитания мною ожидаются следующие результаты: развитое чувство ансамбля, духовно-нравственная личность, сформированность музыкальной культуры; высокая сценическая культура, развитые вокальные навыки, овладение секретами вокального мастерства, ценитель музыки, эстет, овладение секретами вокального мастерства.
Духовно - нравственное воспитание личности стимулирует творческую активность обучающихся. Вокальный ансамбль «Созвездие» и солисты известны не только в нашей школе, но и в нашем городе. Ни один городской праздник в ЦРТДиЮ не проводится без участия вокального ансамбля «Созвездие» и солистов. Мы не только участвуем в школьных и городских мероприятиях, но и участвуем в хоровых фестивалях, в городских, региональных и во всероссийских конкурсах, занимая призовые места.
Уроки музыки, внеклассные музыкальные занятия способствуют развитию личности, передают духовный опыт человечества, помогают восстанавливать связь между поколениями, воспитывают уважительное отношение к музыкальной культуре других народов, воспитывают толерантность и гуманность, расширяют кругозор, развивают его творческие и познавательные способности, прививают любовь к Родине.