Тема: «Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.» (2ч.)

Цель:

· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической

политики государств Восточной Европы;

· охарактеризовать причины отказа от социалистической модели развития стран.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература,

карточки- задания; портреты политических лидеров периода; мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Задание 1: На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций (Слова для характеристик: антитоталитарный, антикоммунистический, демократический; демократическое общество, рыночная модель экономики, суверенитет).

Причины революций в Восточной Европе:

1) Внутренние факторы:

1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.

2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).

3. Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.

4. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).

2) Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка).

Задание 2. Восстановите последовательность событий:

1. 1. «Пражская весна». 2. Создание СЭВ. 3. Народное восстание в Болгарии. 4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии. 5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР. 6. Создание Организации Варшавского Договора. 7. Народное восстание в Румынии. 8. Введение военного положения в Польше. 9. Приход коммунистических партий к власти. 10. Объединение Германии.

Задание 3. Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах (Приложение к практической работе № 4)

Эволюционная форма преобразований «Взрывная» форма преобразований
Венгрия Февраль 1989г. Польша Февраль 1989 г «Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови) Органы порядка применили силу Народное восстание Гражданская война
ГДР Сентябрь— ноябрь 1989 Болгария Ноябрь 1989 г. Чехословакия Ноябрь— декабрь 1989 г. Албания 1990 г. Румыния Декабрь 1989 г. Югославия 1991 г.
Общим качеством было…
               

3адание 4. Соотнесите название страны и имя политического деятеля:



Страна Государственный деятель
Албания Т. Живков
Болгария В. Гавел
Венгрия Н. Чаушеску
ГДР С. Милошевич
Польша Э. Ходжа
Румыния В. Пик
Чехословакия И. Надь
Югославия В. Ярузельский

Задание 6. Выполните тест.

1. СССР не принимал участия в освобождении:

а) Албании; б) Болгарии; в) Румынии.

2. «Народная демократия» означает:

а) высшую форму демократии;

б) тоталитарный коммунистический режим;

в) общую характеристику социалистического лагеря.

3. Решения XX съезда КПСС привели к:

а) ужесточению социализма сталинского образца;

б) попытке изменить социально-политический строй;

в) распаду социалистического лагеря.

4. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились:

а) индустриализация; б) кооперирование; в) ликвидация неграмотности.

5. Народные выступления против тоталитарного государства в 50 - 70-х гг. происходили в:

а) Венгрии, Польше, ГДР;

б) Албании, Чехословакии, Польше;

в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.

6. Для Румынии в 50—80-х гг. нехарактерны:

а) полная поддержка курса СССР;

б) создание культа личности Н. Чаушеску;

в) политика балансирования между Востоком и Западом.

7. «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью:

а) Болгарии; б) ГДР; в) Югославии.

8. Лидером «Пражской весны» был:

а) А.Дубчек; б) Г.Гусак; в)Л.Свобода.

9. «Бархатная революция» — это:

а) отказ от радикальных преобразований революционного типа;

б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный;

в) распад федеративного государства.

Практическая работа № 5.

Тема: Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ (2ч.)

Цель:

· определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической

политики СССР во второй половине 80-х гг;

· охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины экономического кризиса эпохи перестройки;

· определить особенности «нового политического мышления» и его роль в распаде СССР и образовании СНГ.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература,

карточки- задания; портреты политических лидеров периода перестройки; мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

- подготовиться к выполнению заданий;

- внимательно прочитать задание;

- изучить текст;

- письменно выполнить задание.

Задание 1. Выполнить тест.

1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?

а) обострение отношений с США вначале 80-х гг.

б) успехи социальной политики в СССР

в) гонка вооружений подрывала экономику СССР

2. Какая из советских республик первой заявила о своем суверенитете?

а) Литва б)Эстония в)Украина

3. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

а) созыв съезда народных депутатов СССР

б) образование Государственной Думы

в) введение поста президента в стране

г) отмена 6-ой статьи Конституции

4. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

а) Н.Бухарин

б) В.Молотов

в) М.Тухачевский

5. Найдите правильное высказывание:

а) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС

б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти

в) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС

6. Когда в Москве произошел путч, направленный на свертывание реформ?

а) 24-26 июля 1990г.

б) 12-14 января 1991г.

в) 19-21 августа 1991г.

7. Когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС?

а) 1985г.

б) 1986г.

в) 1988г.

8. В каких странах проходили встречи М.С.Горбачева с президентами США?

а) Исландия

б) Бельгия

в) Швейцария

г) Испания

9. Каковы черты экономических реформ перестройки?

а) создание частного сектора в экономике

б) введение арендных отношений

в) появление фермерства

г) приватизация государственной собственности

10. Каких успехов удалось добиться благодаря политике нового мышления?

а) началось строительство совместной орбитальной станции

б) удалось добиться начала переговоров о разрешении арабо-израильского конфликта

в) началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия

Задание 2. Заполнить таблицу.

Основные направления внешней политики Позитивные изменения Просчеты внешней политики
1. Нормализация отношений с США 1985-1988гг. ежегодные встречи М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж. Бушем    
2. Решение региональных конфликтов Февраль 1989г. вывод войск из Афганистана Май-июнь 1989г. визит М.С.Горбачева в Китай Лето 1990г. кризис в Персидском заливе Декабрь 1991г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту    
3. Отношения со странами социалистического блока 1989-1990гг.вывод советских войск из Восточной Европы 1990г. согласие на объединение Германии 1991г.роспуск СЭВ и ОВД    

Задание 3. В приведенном ниже отрывке из заявления ГКЧП 19 августа 1991г. вставьте вместо цифр, заключенных в круглые скобки, подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме (кризис, амбициозность, чрезвычайное положение, общенациональное согласие, конструктивное сотрудничество).

Наши рекомендации