Обучение дошкольников катанию на самокате.
В детских садах применяются самокаты разной конструкции: на резиновых колесах, в виде небольшой узкой платформы па трех роликах; спортроллеры — самокаты усовершенствованной конструкции.
Катание на самокатах практикуется в старших группах. Оно способствует развитию динамического равновесия, ориентировки и пространстве, глазомера, ловкости, выносливости, укрепляет мышцы ног. Катание на самокатах способствует воспитанию смелости, настойчивости, взаимопомощи и т. п.
Катание на самокатах, спортроллерах не представляет больших трудностей для детей. К основным действиям относятся следующие умения:
· управление самокатом,
· отталкивание ногой,
· катание.
Управление самокатом.Труднее всего при катании на самокате (или спортроллере) управлять им, сохранять равновесие, так как опорная площадь мала, а тяжесть тела ребенка во время отталкивания на платформе самоката распределяется неравномерно. Кроме того, во время отталкивания происходит качание самоката в стороны.
Ребенок учится управлять рулем выполняя повороты, а при наклоне самоката в другую сторону — выравнивать его туловищем и поворотом руля в противоположную сторону. Повороты выполняются направо и налево. При повороте налево надо выехать к правому краю дорожки, оттолкнуться ногой несколько раз подряд и повернуть руль в левую сторону. Когда скорость погаснет, опять оттолкнуться ногой. При повороте направо действие выполняется таким же способом, только выехать надо к левому краю дорожки.
Отталкивание ногой.Толчок совершается одной ногой (передней частью стопы). Движение выполняется быстро и энергично, нога активно ставится на грунт отталкивания. Тело ребенка слегка наклонено вперед, голова держится прямо, ребенок смотрит вперед.
Катание.При катании на самокате ребенок одну ногу ставит на платформу, а другой отталкивается от земли. Как только самокат начнет наращивать скорость, надо поставить на платформу вторую ногу и катиться вперед до замедления хода. Туловище при этом прямое, смотреть следует вперед по направлению движения, а не под ноги. Руль держать непринужденно обеими руками, не напрягая плечи и руки.
Методические рекомендации
Подбирать самокаты следует по росту детей: ребенок, держась за руль, должен стоять возле него прямо, не сгибая корпуса и не сутулясь.
Детям показывают и объясняют, как надо держать самокат и водить его по прямой. Став с левой стороны от самоката, ребенок кладет руки на ручки руля и ведет его. При поворотах направо и налево руль поворачивают в ту сторону, в которую надо вести самокат. В дальнейшем ребятам предлагаются разнообразные упражнения с ведением самоката, которые формируют у них навыки, необходимые для самостоятельной езды, умения управлять самокатом: например, водить самокат по кругу, «змейкой», делать поворот кругом. Вести самокат надо взявшись за руль обеими руками, без напряжения, смотреть вперед, выбирая себе путь.
При обучении езде на самокатах воспитатель сначала поможет ребенку, поддерживая руль. Малыш тем временем управляет рулем и легко отталкивается ногой. Необходимо следить, чтобы дети катались, отталкиваясь попеременно то правой, то левой ногой. Например, в одну сторону по дорожке ребенок едет отталкиваясь одной ногой, обратно — другой. Это обеспечивает пропорциональное развитие мускулатуры.
Воспитатель, обеспечивая страховку и помощь, постепенно учит ребенка самостоятельной езде по прямой. Постепенно взрослый перестает поддерживать самокат и к страховке привлекает детей.
Когда дошкольники освоят управление самокатом попрямой, воспитатель может учить их поворотам налево и направо. Позже задания усложняются: дети могут делать повороты кругом, кататься по узкой дорожке, по кругу, «змейкой», ускорять и замедлять ход, тормозить и останавливаться.
В подготовительной к школе группе даются упражнения на реакцию на зрительные сигналы (красный свет, поднятая вверх рука и т. д.). Вначале детей учат останавливаться медленно в заранее установленном месте, а затем — внезапно по требованию воспитателя.
После того как ребята достаточно хорошо овладеют передвижением на самокатах, научатся быстро останавливаться, можно организовывать игры, эстафеты. Воспитатель следит, чтобы дети не переутомлялись, тщательно дозирует нагрузку. Можно распределить детей по два: один катается на самокате, а второй его страхует. Потом пары меняются ролями.
Чтобы избежать столкновения, необходимо детей научить правилам катания на самокатах (они аналогичны правилам катания на велосипедах) и требовать строго придерживаться этих правил во время занятий.
Хорошо, если на участке детского сада будет площадка или оборудовано место для игры в правила уличного движения: обозначены перекрестки, поставлены светофоры. Дети более эмоционально играют, когда движением управляет регулировщик в красивой форме.
Упражнения
1. Вести самокат за руль по прямой, делать поворот.
2. Кататься по прямой с поддержкой взрослого.
3. Кататься по прямой отталкиваясь правой или левой ногой.
4. Тормозить и останавливаться.
5. Ездить по кругу с поворотами налево и направо.
6. Ездить «змейкой».
7. Ездить по узкой дорожке.
8. Кататься произвольно меняя темп езды.
9. Тормозить и останавливаться по сигналу.
10. Тормозить и останавливаться в указанном месте.
11. Кататься друг за другом придерживаясь заданной скорости в отношении едущего впереди.
25. Структура, задачи и содержание занятий физической культурой в ДОУ.
Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Специальной задачей занятий является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и воспитание физическихкачеств.
Физкультурные занятия целесообразно проводить со всеми детьми одновременно. В физкультурном занятии выделяют три части: вводная, основная и заключительная.
I часть - Вводная часть
Задача этой части заключается в создании у детей интереса и эмоциональной настроенности к занятию, проверке степени готовности внимания, уточнения некоторых двигательных навыков, постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия.
Содержание: планируются строевые упражнения — различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, сменой ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т. п.; ходьба различных видов и в целях профилактики плоскостопия — на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и другие упражнения.
Заканчивается вводная часть перестроением детей на ОРУ: в младшей группе - в круг, в средней группе – врассыпную, в две-три колонны за звеньевыми; в старшей и подготовительной группе – в колонну по два, в колонну по три. Продолжительность этой части в младшей группе от 2 до 4 мин, в средней — от 3 до 5 мин, в старших группах — от 4 до 6 мин.
II часть – Основная часть.
В этой части занятия в одном случае вначале намечаются задачи по обучению детей общеразвивающим упражнениям, затем основным движениям и воспитанию физических качеств; в другом случае — упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием его различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления.
В основную часть занятия входят: ОРУ, ОВД и подвижная игра.
Ø ОРУ:
Общеразвивающие упражнения могут выполняться как с предметами так и без них. Они подбираются для разных групп мышц, из разных исходных положений. В комплекс включаются как новые, так и знакомые детям упражнения.
Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения процессов дыхания (например, разведение рук в стороны и сведение их перед грудью и др.). Вторыми — упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая и стопу (приседание, поднимание ноги, согнутой в колене, и др.). Третьими — упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника (прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево — вращение туловища). При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.
(методику проведения ОРУ см. в теме «Методика проведения общеразвивающих упражнений с детьми разных возрастных групп»
Ø ОВД:
После ОРУ переходят к обучению основным движениям. В младшей и средней группе планируются 2 основных движения, из которых одно может быть для детей новым, а другое находиться на этапах разучивания и совершенствования.
В старшей группе необходимо планировать 3 основных движения, а в подготовительной к школе группе является целесообразным планирование на одном физкультурном занятии до четырех основных движений. Одно из них принимается за ведущее, требующее особого внимания воспитателя; остальные подбираются из числа уже известных детям в целях повторения и совершенствования (например, прыжки в сочетании с метанием и ползанием и т. п.).
Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, повышает в значительной степени функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, характерной быстрыми, энергичными, целеустремленными движениями.
Ø Подвижная игра:
После ОВД проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.
Подвижная игра выделяется наиболее высокой степенью эмоционального и физиологического подъема. Увлечение детей содержанием и процессом игры нередко с наличием соревновательных моментов, быстрота и точность двигательных реакций на сигналы игровой обстановки, требующих сообразительности и самостоятельности регуляции движений, — все это является кульминацией подъема физической нагрузки ребенка на занятии.
III Заключительная часть.
В заключительной частиследует позаботиться о снижении
физиологической нагрузки. Ходьба, игры малой подвижности обеспечивают решение этих задач.
Содержание заключительной части занятия: включает ходьбу интенсивного темпа с постепенным замедлением, способствующей снижению общей возбужденности и приведению пульса к норме. Ходьба в некоторых случаях может быть заменена малоподвижной игрой, включающей всех детей в умеренное движение и исключающей противопоказанные организму после активных действий статические положения (игры «Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» и хороводного типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится итог проведенного занятия и дети переходят к другой деятельности. Продолжительность заключительной части занятия в младших группах от 2 до 3 мин, в средней и в старших — от 3 до 4 мин.
В процессе всего физкультурного занятия одновременно с развитием двигательных навыков у детей воспитываются физические качества — быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила.