Подготовительный период обучения
В подготовительном периоде решаются следующие задачи:
- вызвать у детей интерес и желание кататься на коньках;
- обеспечить общую физическую подготовку;
- формировать чувство равновесия;
- формировать первоначальные представления о технике катания на коньках;
- выработать навыки быстрого самообслуживания, необходимые для подготовки к занятию и после его окончания;
- научить способам самостраховки при падении.
В этом периоде дети знакомятся с необычным для них видом движения на льду, которое требует сохранения равновесия, больших физических затрат. С этой целью проводятся различные упражнения: подготовительные, подводящие и специальные.
Подготовительные упражнения применяются для развития чувства равновесия, укрепления соответствующих групп мышц, а также для подготовки всего организма к катанию на коньках. К ним относятся наклоны, повороты, приседания, упражнения на равновесие, разнообразные прыжки.
Подводящие упражнения знакомят детей с элементами техники катания на коньках. К ним относятся следующие упражнения: «Конькобежец», «Неваляшка» (наклоны ступней влево или вправо), «Перекачка» (перенос центра тяжести туловища на одну, затем на другую ногу) и другие, имитирующие скольжение на коньках на месте и с продвижением вперед.
Специальные упражнения проводятся на снежной утрамбованной площадке и способствуют формированию первоначальных навыков катания на коньках по прямой, поворотов, торможений.
Умения и навыки, приобретенные в упражнениях, закрепляются в подвижных играх. Они проводятся на протяжении всего подготовительного периода. Наиболее полезны игры с бегом, прыжками, равновесием: «Сделай фигуру», «Быстрее по местам», «Ловишка», «Волк и зайцы», «Мышеловка», «Кружки и звездочки» и др.
В подготовительный период целесообразны такие формы работы, как беседа с детьми с демонстрацией специально подобранных фотографий, открыток о конькобежцах или иллюстраций в книгах. Вызывают у дошкольников интерес диафильмы, фильмы о конькобежном спорте. С наступлением устойчивой зимы хорошо организовать экскурсию на каток. В городах, где есть каток с искусственным льдом, такую экскурсию желательно провести осенью. Во время экскурсии детей знакомят с различными видами движения на коньках, обращают их внимание на одежду конькобежцев, позы, знакомят с разными типами коньков, на которых катаются спортсмены, с фигурами, которые они выполняют.
В конце ноября с детьми проводятся групповые занятия на снежной утрамбованной площадке. Эти занятия проводятся во время дневной прогулки 2 раза в неделю. Длительность их 20—25 мин.
Ходьба или катание позволяют детям ощутить скользкую поверхность, почувствовать свои возможности, а воспитателю выявить ошибки, которые могут быть исправлены на первых же занятиях. Обычно дети допускают одну и ту же ошибку: неровно ставят коньки. Необходимо постоянно следить за этим.
В основной части всех занятий большое место отводится разбегу и скольжению Обучение этому движению осуществляется в следующей последовательности:
1)отталкиваться только одним коньком, на другом скользить, количество шагов не регламентируется;
2)затем выполнять те же движения, но шагов делать меньше и более длинные;
3)далее выполняются разбег обеими ногами и скольжение на двух коньках, чуть присев;
4)во время скольжения вес тела надо переносить с одной ноги на другую;
5)пройти всю прямую только с помощью толчков то одной, то другой ногой с энергичными маховыми движениями рук.
Основной период обучения предполагает выход на лед. Целесообразно продолжать обучение дошкольников технике отталкивания поочередно то одной, то другой ногой, учить катанию по кругу, поворотам и торможению
С первых занятий дети должны твердо усвоить основные правила катания на коньках:
- выходить на лед без коньков запрещается;
- кататься можно по кругу против движения часовой стрелки, а стоять – только в центре;
- обгонять катающихся можно только с правой стороны;
- во время занятий не кричать, не садиться на лед.