Условия умственного развития детей.
Современные исследователи (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова и т.д.) в области умственного воспитания определили ряд условий для умственного развития дошкольников:
- создание обогащенной предметно-пространственной среды;
- формирование у ребенка мотивации достижения успеха, выражение веры в его силы и возможности;
- вовлечение детей в выполнение творческих заданий;
- интеграция разнообразных видов деятельности;
- создание проблемно-поисковых ситуаций;
- включение занимательности в содержание обучения;
- проявление положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности;
При этом основными педагогическими условиями умственного развития являются: постепенное усложнение знаний, активная позиция самого ребенка в их усвоении и овладение детьми элементарной познавательной деятельностью.
3.7 Характеристика методов умственного воспитания в учреждении дошкольного образования.
Для осуществления умственного воспитания необходимо использовать методы, учитывающие наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы. Однако все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Наглядные методы обучения.
Эти методы предполагают наглядный показ соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).
Практические методы обучения
Это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).
Особое значение в умственном воспитании детей имеют речевые упражнения, в процессе которых формируются умения точно и ясно выражать свои мысли, строить суждения.
В обучении дошкольников широко используются игровые упражнения.Эти упражнения включают имитацию действий, действия от лица «героя», воображаемую ситуацию. Игровой характер упражнений привлекает детей, особенно младшего дошкольного возраста, вызывает положительные эмоции, снимает напряжение.
Элементарный опыт, эксперимент — это преобразование жизненной ситуации, предмета ими явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. Это преобразование осуществляется в специально созданных условиях, при непосредственном участии детей. Характер и содержание воздействия зависят от учебно-познавательной задачи, стоящей перед детьми.
Познавательные задачивыдвигаются воспитателем или самими детьми. Во всех случаях задача должна быть сформулирована взрослым четко и ясно, должна быть принята детьми как задача, требующая решения. Для этого она должна быть связана с детским опытом — вытекать из игры, труда, возникать в процессе учения.
Следующим этапом опыта является анализ задачи — выявление известного и неизвестного. Взрослый своими вопросами направляет детей на воспроизведение сложившихся у них знаний, а дети должны прийти к убеждению, что не располагают достаточными знаниями для решения задачи. Детей старшего дошкольного возраста можно привлечь к высказыванию предложений о сущности или причинах явления.
На основе выделения известного и неизвестного воспитатель обсуждает с детьми организацию опыта: определяет условия, способы воздействия. Важно довести до сознания детей направленность их воздействия на объекты — что меняется и зачем, почему. Подчеркивается сохранение условий, кроме того, которое подвергается воздействию, изменению. Дети активно участвуют в изменении условий, в преобразовании ситуации. Опыт включает наблюдение: дети устанавливают изменения, новые проявления, связи. Вопросы, указания воспитателя помогают детям фиксировать эти факты. Иногда опыт приобретает характер длительных сравнительных наблюдений. В этом случае отмеченные проявления отражаются в рисунке, графике и т. д.
Заключительный этап опыта — анализ полученных результатов. Его следует начинать с воспроизведения в памяти детей задачи, которая решалась в процессе опыта, тех условий, которые были созданы для его проведения, содержания и направленности воздействия, преобразования явления, в котором непосредственно участвовали дети. На этой основе полученные данные сопоставляются между собой и с тем, что имелось ранее. Результаты соотносятся с характером воздействия и т. д. В итоге дети подводятся к выводу, суждению — к решению познавательной задачи. Заключительная часть чаще протекает как беседа эвристического характера.
Таким образом, участие детей в элементарных опытах требует сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и т. д. В ходе опытов эти умения и формируются. Вот почему данный метод чаще используется в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).
Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
Игровые методы обучения.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
Игровые методы разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения: 1)совершенствование и закрепление знаний, 2) усвоение новых знаний и умений разного содержания.
В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде:с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Словесные методы
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения: рассказ педагога, рассказы детей, чтение художественной литературы, беседа. Словесные методы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.