Использование инноваций и современных технологий в профессиональной деятельности воспитателя.
В настоящее время высокопрофессиональная деятельность педагога невозможна без использования в его деятельности инноваций и современных технологий.
Технологическая культура педагога – это динамическая система педагогических ценностей, технологических умений (педагогической техники и образовательной технологии) и творческой индивидуальности педагога. Уровень технологической культуры педагога зависит от степени сформированности ее компонентов: педагогической позиции и профессионально-личностных качеств, технологических знаний и культуры педагогического мышления; технологических умений и опыта творческой деятельности.
Различают:
o Нормативно-репродуктивный уровень характеризует педагога, который не имеет всех необходимых профессионально значимых качеств, осуществляет педагогическую репродуктивную деятельность по образцу или алгоритму, воспроизводя педагогическую технику и образовательную технологию без опоры на технологические знания, не склонен к творческой деятельности, получает невысокие результаты обучения детей.
o Адаптивно-эвристический уровень характеризует педагога, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность с опорой на технологические знания, реализует педагогическую технику и образовательную технологию с учетом конкретных условий, склонен к творческой деятельности, но устойчивого интереса и потребности в творчестве не испытывает.
o Креативно – творческий уровень характеризует педагога, который обладает необходимыми профессионально-личностными качествами, осуществляет деятельность по использованию технологических знаний, техники и технологии на творческом уровне, имеет устойчивую потребность в творческом росте, добивается высоких результатов в обучении детей.
Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционального воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму.
Теория и практика дошкольного образования показывают, что УДО как уникальная педагогическая система не может быть мономонотехнологична, политехнологизм в образовании неизбежен. Поэтому наиболее часто в работе с детьми используются следующие технологии.
Здоровьесберегающие педагогические технологии. Это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих педагогических технологий являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым – содействие к становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья. Также здоровьесберегающие педагогические технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. В ней в центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Фундаментальная идея технологии личностно-ориентированного взаимодействия состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш.А.Амонашвили: любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.
Технология проектной деятельности.Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности – активного поведения в условиях неопределенности, способствует развитию творческих способностей. Проектирование как деятельность строится на соучастии взрослого и ребенка, что предполагает общение на равных. Поэтапное стимулирование такой деятельности формирует у детей работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.
Технология исследовательской деятельности.Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой деятельности и строящийся на базе исследовательского поведения. Такая деятельность включает в себя: мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм ее осуществления (в роли которого выступает мышление); анализ полученных результатов, оценку динамики ситуации на их основе; моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий – коррекцию исследовательского поведения. Модель исследовательской технологии совпадает с моделью научного исследования. Этапы исследования: проблемная ситуация, проблема, ее формулирования, выдвижение гипотез, подбор материала для проверки гипотез, проверка гипотез, формулирование и оформление выводов.
Технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога». Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить моменты своей жизни, это своеобразный маршрут ребенка. Существует ряд функций, выполняемых портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков) и пр. Портфолио оформляется как папка личных достижений ребенка, позволяет осуществит индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из учреждения дошкольного образования как подарок самому ребенку и его семье.
Портфолио педагога – это досье успехов жизни педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Портфолио педагога выполняет ряд функций: накопительную, моделирующую, педагогическую.
Итак, использование инноваций и современных технологий в профессиональной деятельности воспитателя позволяет знания, умения, навыки сделать средством развития личностных качеств ребенка (активности, самостоятельности, креативности и др.)