Система работы тренера по развитию специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики
На первом этапе эксперимента выявлен уровень подготовленности юных легкоатлетов, как контрольной, так и экспериментальной групп. После проведения каждого теста нами были зафиксированы результаты и занесены в протокол. Затем полученные данные были подвергнуты математической обработке. Уровень подготовленности спортсменов оценивался по системе (низкий, средний и высокий) (табл. 2)
Таблица 2 Контрольные нормативы для спортсменов 16 – 17 лет
Юноши | Девушки | ||
Упражнение | Уровень | 16-17 | 16-17 |
Бег 6 мин | Низкий Средний Высокий | ||
Челночный бег 3*10 м(с) | Низкий Средний Высокий | 7.9 7.5 7.2 | 9.3 8.7 8.4 |
Бег 1000м | Низкий Средний Высокий | 4.35 4.05 3.35 | 5.00 4.35 4.20 |
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы на констатирующем этапе педагогического эксперимента
Контрольная группа 10 человек | |||||||||||
№ п/п | Тест | ||||||||||
Бег 6 мин | |||||||||||
Челночный бег 3*10 м(с) | 7.9 | 7.8 | 7.6 | 7.7 | 7.9 | 7.5 | 7.4 | 7.6 | 7.3 | 7.4 | |
Бег 1000м | 4.25 | 4.35 | 4.05 | 4.35 | 4.25 | 4.30 | 4.20 | 4.07 | 4.09 | 4.05 |
Экспериментальная группа 10 человек | |||||||||||
№ п/п | Тест | ||||||||||
Бег 6 мин | |||||||||||
Челночный бег 3*10 м(с) | 7.7 | 7.8 | 7.6 | 7.5 | 7.6 | 7.5 | 7.4 | 7.7 | 7.8 | 7.6 | |
Бег 1000м | 4.05 | 4.35 | 4.10 | 4.08 | 4.05 | 4.33 | 4.31 | 4.07 | 4.05 | 4.19 |
Рис. 1.Результаты теста «Бег 6 мин» контрольной и экспериментальной группы на первом этапе педагогического эксперимента
Анализ показателей таблицы выявил следующее:
А. Контрольная группа:
- высокий уровень –0%
- средний уровень – 20%
- низкий уровень – 80%
Б. Экспериментальная группа:
- высокий уровень – 0%
- средний уровень– 40%
- низкий уровень – 60 %
Сравнительный анализ показателей на первом этапе педагогического эксперимента выявил, что показатели уровней низкий и средний ЭГ и КГ не сильно отличаются.
Рис. 2.Результаты теста «Челночный бег 3х10м (с)» контрольной и экспериментальной группы на первом этапе педагогического эксперимента
Анализ показателей таблицы выявил следующее:
А. Контрольная группа:
- высокий уровень –0%
- средний уровень – 30%
- низкий уровень – 70%
Б. Экспериментальная группа:
- высокий уровень – 0%
- средний уровень– 40%
- низкий уровень – 60 %
Сравнительный анализ показателей на первом этапе педагогического эксперимента выявил, что показатели уровней низкий и средний ЭГ и КГ не сильно отличаются.
Рис. 3.Результаты теста «Бег 1000 м» контрольной и экспериментальной группы на первом этапе педагогического эксперимента
Анализ показателей таблицы выявил следующее:
А. Контрольная группа:
- высокий уровень –0%
- средний уровень – 20%
- низкий уровень – 80%
Б. Экспериментальная группа:
- высокий уровень – 0%
- средний уровень– 30%
- низкий уровень – 70 %
Сравнительный анализ показателей на первом этапе педагогического эксперимента выявил, что показатели уровней низкий и средний ЭГ и КГ не сильно отличаются.
Полученные результаты после проведения первого этапа тестирования показывают, уровень развития общей и специальной выносливости большинства легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп находится на низком уровне. В проведенных нами тестах виден недостаточный уровень развития общей и специальной выносливости. Данная ситуация, снижает эффективность тренировочного и соревновательного процесса и обуславливает необходимость разработки комплексов учебно-тренировочных занятий, направленных на воспитание общей и специальной выносливости.
На формирующем этапе педагогического эксперимента проведено 40 занятий за 2 месяца. По 3 тренировки (60 минут) в неделю.
Экспериментальная группа занималась по следующей схеме:
Структура тренировки (10 циклов):
Разминка – 10 минут;
бег с ускорением на максимум – 30 секунд;
отдых – 3 минуты;
бег с ускорением (средний темп) – 1 минута;
ходьба – 2 минуты.
Контрольная группа занималась по следующей схеме:
Разминка: бег — 1 — 2 км, общеразвивающие упражнения — 10 — 15 мин. Специальные беговые упражнения: 10 мин. Кроссовый бег по пересеченной местности — 5 км (пульс до 150 — 170 уд/мин).
Результаты исследования
После исходного тестирования разница в проведении основной части занятия в контрольной и экспериментальной группах заключалась в том, что в контрольной группе она проводилась по методу равномерной тренировки, а в экспериментальной использовался интервальный метод.
Данные комплексы занятий реализовывались на протяжении всего этапа эксперимента. На третьем этапе исследования, было проведено повторное тестирование юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп, полученные сравнивались и анализировались.
Результаты тестирования экспериментальной группы легкоатлетов, на контрольном этапе эксперимента
Контрольная группа 10 человек | |||||||||||
№ п/п | Тест | ||||||||||
Бег 6 мин | |||||||||||
Челночный бег 3*10 м(с) | 7.2 | 7.5 | 7.4 | 7.5 | 7.3 | 7.2 | 7.4 | 7.3 | 7.2 | 7.4 | |
Бег 1000м | 3.35 | 4.05 | 3.35 | 4.00 | 3.60 | 3.38 | 3.97 | 3.35 | 4.36 | 3.35 |
Экспериментальная группа 10 человек | |||||||||||
№ п/п | Тест | ||||||||||
Бег 6 мин | |||||||||||
Челночный бег 3*10 м(с) | 7.2 | 7.5 | 7.0 | 7.4 | 7.1 | 7.2 | 7.4 | 7.3 | 7.2 | 7.2 | |
Бег 1000м | 4.05 | 4.35 | 4.10 | 4.08 | 4.05 | 4.33 | 4.31 | 4.07 | 4.05 | 4.19 |
Рис. 4.Результаты теста «Бег 6 мин» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента
Анализ показателей таблицы выявил следующее:
А. Контрольная группа:
- высокий уровень –20%
- средний уровень – 80%
- низкий уровень – 0%
Б. Экспериментальная группа:
- высокий уровень – 30%
- средний уровень– 70%
- низкий уровень – 0 %
Рис. 5.Результаты теста «Челночный бег 3х10м (с)» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента
Анализ показателей таблицы выявил следующее:
А. Контрольная группа:
- высокий уровень –30%
- средний уровень – 70%
- низкий уровень – 0%
Б. Экспериментальная группа:
- высокий уровень – 70%
- средний уровень– 30%
- низкий уровень – 0 %
Рис. 6.Результаты теста «Бег 1000 м» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического
Анализ показателей таблицы выявил следующее:
А. Контрольная группа:
- высокий уровень –40%
- средний уровень – 60%
- низкий уровень – 0%
Б. Экспериментальная группа:
- высокий уровень – 30%
- средний уровень– 70%
- низкий уровень – 0 %
Данные изменения показателей экспериментальной группы связаны с влиянием на результаты авторской методики.
Таким образом, показатели по тесту в контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента произошли существенные отличия уровня развития выносливости. Данные отличия зафиксированы в протоколах, обработаны математико-статистическими методами.