Характеристика понятия специальная выносливость
Введение
Актуальность.
Проблема исследования: Какова методика развития специальной выносливости учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики.
Цель:определить методы и средства развития специальной выносливости учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики.
Задачи:
- провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
- разработать и апробировать комплекс тренировок с использованием интервального метода в развитии специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами лёгкой атлетики;
- экспериментально проверить эффективность использования интервального метода тренировок в развитии специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами лёгкой атлетики.
Объект исследования: специальная выносливость
Предмет исследования: Методы используемые в процессе развития специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста
Гипотеза: предполагается, что интервальный метод наиболее эффективен для развития специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста
Для реализации цели, задач и подтверждения гипотезы были отобраны методы исследования:
- анализ общепедагогической и научно – методической литературы по теме исследования;
- тестирование: тест позволяет оценить уровень подготовленности у занимающихся, степень развития выносливости.
- педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической базойработы послужили исследования отечественных ученых и педагогов. Авторы исследований сходятся во мнении о том, что в подготовке учащихся старшего школьного возраста очень популярен интервальный метод, он используется для развития специальной выносливости
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических положений по использованию метода интервальной тренировки развития специальной выносливости средствами легкой атлетики
Практическая ценность работы заключается в том, что интервальный метод в развитии специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста является более эффективным
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, литературных источников.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития специальной выносливости
Половозрастные особенности развития учащихся старшего школьного возраста
Опорно-двигательный аппарат. Период характеризуется относительно спокойным и равномерным продолжением роста и развития организма. Завершается процесс полового созревания. Четко проявляются половые различия как в строении тела, так и в функциях. Замедляется рост тела в длину. Увеличиваются размеры тела в ширину. При этом юноши выше девушек (на 10-12 см), тяжелее (на 5-8 кг). Мышцы развиваются равномерно и быстро, но отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. [14]
Центральная нервная система. Завершается развитие центральной нервной системы, но функционально кора больших полушарий продолжает развиваться. Резервные возможности мозга юношей и девушек велики. Сердечно - сосудистая система. Увеличивается объем сердца, стабилизируется кровяное давление. Половые отличия: сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс юношей реже на 6-8 уд./мин. по сравнению с девушками.
Дыхательная система. Возрастает сила дыхательных мышц, увеличивается ЖЕЛ. Появляются существенные половые отличия: сила дыхательных мышц, объем потребления кислорода у девушек меньше в сравнении с юношами; девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; показатели ЖЕЛ у девушек ниже, чем у юношей. [14]
В силу указанных половых отличий функциональные возможности девушек ниже юношей. Но в целом, развивающиеся системы организма создают условия для высокой работоспособности юношей и девушек.
Преподаватель физической культуры должен знать благоприятные периоды развития физических качеств. В старшем возрасте отмечаются сенситивные периоды (табл. 1)
Таблица 1
Сенситивные периоды для развития физических качеств у старших школьников
Гибкость | Сила | Скоростно-силовые | Скоростные | Общая выносливость | ОКС |
Девочки- 16-17лет | Мальчики — 15-17 лет Девочки- 16-17лет | Мальчики — 15лет | Мальчики — 15-16 лет | Мальчики — 15-17 лет | Мальчики — 15 лет |
Особенности методики физического воспитания.
При подборе средств физического воспитания следует усложнять структуру физических упражнений (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, плавание, элементы единоборств и др.). Ярко выраженные половые, возрастные и индивидуальные особенности требуют более тщательного подбора методов, средств, форм организации, а именно: занятия с юношами должны предусматривать упражнения на местности, выполнение упражнений в нестандартных условиях, направленных на формирование волевых качеств; для девушек предпочтительны упражнения на воспитание грациозности, красоты движений, развитие мышечных групп, участвующих в детородной функции. Увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на физические качества и ОКС, а также на одновременное совершенствование техники движений и физических качеств. При выполнении физических упражнений класс делится по половому признаку. Таким образом, период ранней юности — это период
восстановления внутренней гармонии жизнедеятельности организма; время расцвета телесной красоты и двигательного совершенства; время эффективного развития практически всех кондиционных и координационных способностей человека.
Особенности психики учащихся старших классов.
В юношеские годы активно развивается нравственно-волевая сфера. Старшеклассники лучше (по сравнению с предыдущими возрастными группами) управляют своими эмоциями, могут проявлять достаточно высокую волевую активность, способны к терпению на фоне утомления.
Учет особенностей психики старшеклассников.
Высокая работоспособность учащихся старших классов позволяет развивать настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание.
Результаты исследования
После исходного тестирования разница в проведении основной части занятия в контрольной и экспериментальной группах заключалась в том, что в контрольной группе она проводилась по методу равномерной тренировки, а в экспериментальной использовался интервальный метод.
Данные комплексы занятий реализовывались на протяжении всего этапа эксперимента. На третьем этапе исследования, было проведено повторное тестирование юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп, полученные сравнивались и анализировались.
Результаты тестирования экспериментальной группы легкоатлетов, на контрольном этапе эксперимента
Контрольная группа 10 человек | |||||||||||
№ п/п | Тест | ||||||||||
Бег 6 мин | |||||||||||
Челночный бег 3*10 м(с) | 7.2 | 7.5 | 7.4 | 7.5 | 7.3 | 7.2 | 7.4 | 7.3 | 7.2 | 7.4 | |
Бег 1000м | 3.35 | 4.05 | 3.35 | 4.00 | 3.60 | 3.38 | 3.97 | 3.35 | 4.36 | 3.35 |
Экспериментальная группа 10 человек | |||||||||||
№ п/п | Тест | ||||||||||
Бег 6 мин | |||||||||||
Челночный бег 3*10 м(с) | 7.2 | 7.5 | 7.0 | 7.4 | 7.1 | 7.2 | 7.4 | 7.3 | 7.2 | 7.2 | |
Бег 1000м | 4.05 | 4.35 | 4.10 | 4.08 | 4.05 | 4.33 | 4.31 | 4.07 | 4.05 | 4.19 |
Рис. 4.Результаты теста «Бег 6 мин» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента
Анализ показателей таблицы выявил следующее:
А. Контрольная группа:
- высокий уровень –20%
- средний уровень – 80%
- низкий уровень – 0%
Б. Экспериментальная группа:
- высокий уровень – 30%
- средний уровень– 70%
- низкий уровень – 0 %
Рис. 5.Результаты теста «Челночный бег 3х10м (с)» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента
Анализ показателей таблицы выявил следующее:
А. Контрольная группа:
- высокий уровень –30%
- средний уровень – 70%
- низкий уровень – 0%
Б. Экспериментальная группа:
- высокий уровень – 70%
- средний уровень– 30%
- низкий уровень – 0 %
Рис. 6.Результаты теста «Бег 1000 м» контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического
Анализ показателей таблицы выявил следующее:
А. Контрольная группа:
- высокий уровень –40%
- средний уровень – 60%
- низкий уровень – 0%
Б. Экспериментальная группа:
- высокий уровень – 30%
- средний уровень– 70%
- низкий уровень – 0 %
Данные изменения показателей экспериментальной группы связаны с влиянием на результаты авторской методики.
Таким образом, показатели по тесту в контрольной и экспериментальной группы на контрольном этапе педагогического эксперимента произошли существенные отличия уровня развития выносливости. Данные отличия зафиксированы в протоколах, обработаны математико-статистическими методами.
Заключение
Цель курсовой работы заключалась в развитии специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста. Поставленная цель достигнута путём проведения анализа литературных источников, проведением эксперимента, сравнением результатов тестовых упражнений по физическим качествам.
Проведенный анализ литературы показал, что развитие специальной выносливости методом интервальных тренировок дает больший результат, чем равномерный метод.
Педагогическое исследование, заключающееся в анализе результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп на заключительном этапе педагогического эксперимента позволил установить значительные различия результатов выполнения предложенных тестовых упражнений.
Прирост зарегистрирован по всем проведённым измерениям: как в экспериментальной, так и контрольной группе. Показатели в тесте «Челночный бег» экспериментальной группы, в которой велась целенаправленная работа над развитием специальной выносливости, по сравнению, с контрольной группой, оказались более выраженные.
Выявленные положительные изменения от этапа к этапу, очевидно, связаны с тем, что, чтобы развить специальную выносливость, в тренировках следует применять интервальный метод.
По моему мнению, применение данной технологии разнообразили занятия и повысили уровень выносливости. Следовательно, при планировании проведения учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике преимущество должны иметь специальные разработанные методы тренировок, оказывающие максимально тренирующий эффект физических качеств необходимых для выносливости.
Мной экспериментально установлено, что использование интервального метода дает положительное влияние на развитие выносливости у учащихся старшего школьного возраста.
Итак, проведенное исследование позволило сделать вывод, что использование интервального метода наиболее эффективно для развития специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста
Список литературы
1) Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978, - 286с.
2) Барышева Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности. - Самара, 2015. - 265 с.
3) Васильева В.В. Физиология человека: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. В.В. Васильевой. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 319 с.
4) Верхошанский Ю.В. Специальная физическая подготовка спортсмена. М.: ФиС, 1986.
5) Волков В.М. Тренеру о подростке / В.М. Волков. - М.: Физическая культура и спорт, 1973. -75с.
6) Гусейнов Ф.А. Влияние утомления на двигательную структуру бега на различные дистанции и пути совершенствования технического мастерства. – М.: ТиПФК, 2014.
7) ) Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учебн. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.
8) Зациорский В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М.: Физическая культура и спорт, 1970. -200с.
9) Зеличенок В.Б. Подготовка юных легкоатлетов. - М.: Терра. Спорт, 2013. 56 с
10) Ионов Д., Черняев Г. Анализ бега спринтеров // Легкая атлетика. – 2014.
11) Коледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов / С.В. Коледин. - М.: Физкультура и спорт, 1971. -52с.
12) Короткова Е.А., Завьялова Т.П., Архипова Л.А., Хромин Е.В. Теория и методика физической культуры: учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. 120 с.
13) Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
14) Коц Я.М. Физиология спорта: Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -296с.
15) Кузнецов З.И. Развитие двигательных качеств школьников / З.И. Кузнецов. - М.: Просвещение, 1967. - 203с.
16) Курепина М.М. Анатомия человека: Учебник для институтов физкультуры / М.М. Курепина. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 326с.
17) Лях В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития В.И. Лях // Физическая культура в школе. 1998. - № 1 - С. 7-15.
18) Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
19) Макаров А.Н. Легкая атлетика: Учебник для учащихся отделений физического воспитания пед. училищ / А.Н.Макаров, П.З.Сирис, В.П. Теннов. - 2-е изд. Дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 208с.
20) Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 271 с.
21) Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991, - 543с.
22) Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов / Р.Е. Мотылянская. - М.: Физическая культура и спорт, 1973. - 157 с.
23) Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. - М.: Физическая культура и спорт, 1970. - 479 с.
24) Озолин Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Н.Г.Озолина, Д.П. Маркова. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 670 с.
25) Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена / Н.Г. Озолин. -М.: Физическая культура и спорт, 1979. - 128 с.
26) Озолин Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Н.Г.Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Приимкова. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671с.
27) Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель: ООО «Изательство АСТ», 2002. - 864 с.
28) Петров П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре / П.К. Петров. - М.: Издательство Владос-Пресс, 2002. - 112 с.
29) Фомин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П.Фомин. - М.: Физическая культура и спорт, 1974. - 70с.
30) Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
Введение
Актуальность.
Проблема исследования: Какова методика развития специальной выносливости учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики.
Цель:определить методы и средства развития специальной выносливости учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики.
Задачи:
- провести анализ литературных источников по проблеме исследования;
- разработать и апробировать комплекс тренировок с использованием интервального метода в развитии специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами лёгкой атлетики;
- экспериментально проверить эффективность использования интервального метода тренировок в развитии специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста средствами лёгкой атлетики.
Объект исследования: специальная выносливость
Предмет исследования: Методы используемые в процессе развития специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста
Гипотеза: предполагается, что интервальный метод наиболее эффективен для развития специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста
Для реализации цели, задач и подтверждения гипотезы были отобраны методы исследования:
- анализ общепедагогической и научно – методической литературы по теме исследования;
- тестирование: тест позволяет оценить уровень подготовленности у занимающихся, степень развития выносливости.
- педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической базойработы послужили исследования отечественных ученых и педагогов. Авторы исследований сходятся во мнении о том, что в подготовке учащихся старшего школьного возраста очень популярен интервальный метод, он используется для развития специальной выносливости
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических положений по использованию метода интервальной тренировки развития специальной выносливости средствами легкой атлетики
Практическая ценность работы заключается в том, что интервальный метод в развитии специальной выносливости у учащихся старшего школьного возраста является более эффективным
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, литературных источников.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития специальной выносливости
Характеристика понятия специальная выносливость
В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теории его отдельных видов, сложились определённые противоречия в трактовке и терминологии важнейших физических качеств, в том числе и выносливости.
С выносливостью обычно отождествляют способность спортсмена к длительному выполнению мышечной работы.
Над выносливостью работали многие известные учёные, такие как Л. П. Матвеев [20], В. М. Зациорский [8], Н. Г. Озолин [23], В. М. Волков [5], В. Н. Селуянов [12], В. И. Лях [17] и другие.
Большинство специалистов поддерживают формулировку выносливости, данную известным отечественным физиологом В. С. Фарфелем [9]: выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению.
Выносливость - это основа физической подготовленности. Именно выносливость, а не сила даёт то особое ощущение отсутствия усталости, которое является основным признаком хорошо подготовленного физически человека [5]
На фоне базовой выносливости определяется специальная выносливость.
Специальная выносливость - это способность человека противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижения в избранном виде спорта. Эту способность спортсмен проявляет на тренировке при выполнении специфических тренировочных упражнений [20].
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей (например, силовых, координационных). Понижая или увеличивая интенсивность в том или ином виде двигательной деятельности, мы тем самым задаём необходимую длительность работы и воздействуем на системы организма, обеспечивающие проявление общей и специальной выносливости. Например, с помощью бега со скоростью, не превышающей 60% от индивидуально максимальной, и длительностью более 10 мин., добиваются преимущественно развития общей, а при интенсивности бега 65-95% от максимальной и длительностью от 8 до 45сек. - специальной [скоростной] выносливости [17].