Организационные основы полевой этнографии
В проведении полевой работы большое значение имеет определение организационных установок этнографического обследования, выбора единиц обследования и инструментария.
Исторически в отечественной этнографии сложились два способа полевого обследования, которые предполагают выбор разновидности экспедиции — стационарный и собственно экспедиционный. Стационарный способ или стационарная экспедиция представляет давнюю традицию полевой этнографии. В какой-то мере можно полагать, что он сформировался стихийно, поскольку первыми исследователями, работавшими данным способом были политические ссыльные царского правительства — В.Г. Богораз, Ф.Я. Кон, Л.Я. Штернберг и другие. Сама специфика полевой экспедиционной работы XVIII – XIX вв. в виде долгосрочных экспедиций, каковыми были академические экспедиции XVIII в., экспедиционные исследования П.П. Семенова-Тяншанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, И.Г. Вознесенского, В.В. Радлова и других, также соответствовали стационарному способу проведения полевых исследований. Позднее он рассматривается как один из основных способов организации полевой работы, который широко использовали Г.Н. Прокофьев, И.С. Вдовин, Г.М. Василевич.[70]
Стационар означает длительное проведение исследований, когда этнограф живет в этнической среде, изучением которой он занимается. Строгих хронологических рамок в данном случае не существует. Полагается, что минимальная продолжительность работы должна включать календарный год, плюс 2-3 месяца на вживание в этническую среду, предполагающее знакомство с населением, приобретение его доверия. Предпочтительным считается если этнограф, в этих условиях будет работать в сфере производства, либо в иной сфере общественной деятельности. Любое продление срока работы сверх минимального рассматривается как благоприятствующее сбору этнографических материалов. Стационарный способ организации полевой работы использовался в связи с монографическими исследованиями культуры этнической общности, языка, либо углубленного изучения отдельных сторон традиционно-бытовой культуры. Можно полагать, что он теснейшим образом связан с одним из методических приемов полевой этнографии — «глубина этнографического исследования гораздо важнее, чем его ширина».[71] Преимущества стационарного способа заключаются в том, что он позволяет более последовательно реализовать возможности этнографического наблюдения. Длительное взаимодействие этнографа с этнической средой позволяет ему наблюдать различные сезонные виды хозяйственной деятельности, периодические обряды, для определенных регионов сезонную одежду, транспорт. Немаловажное значение в связи с привыканием к исследователю местного населения, имеет установление дружеских отношений, формирование своеобразного актива помощников из числа местных жителей.
В связи с этим, едва ли будет верным определять недостатки стационарного способа его региональной ограниченностью, посколькуон предполагает работу в пределах небольшого района или даже одного населенного пункта. Стационар имеет определенные целевые установки — глубину исследования. Именно эти возможности следует рассматривать как неоспоримое преимущество по сравнению с другими способами этнографического обследования.
В настоящее время более распространен экспедиционный способ организации полевой работы. Он заключается в формировании краткосрочных целевых или тематических, долгосрочных целевых циклических и долгосрочных комплексных монографических экспедиций. Вероятно, отдельно можно рассматривать формирование экспедиций для сбора этнографических коллекций, которые отличаются от собственно этнографических не столько организационными, сколько целевыми установками. Преобладание в настоящее время экспедиционного способа этнографического обследования определяется несколькими обстоятельствами. Это создание центральных и местных этнографических центров РАН, краеведческих музеев и вузовских центров. В них этнографы ведут, прежде всего, региональные тематические исследования по отдельным областям традиционно-бытовой культуры, что не требует применения стационарного способаработ.
Немаловажное значение в приоритете экспедиционных исследований играет сам факт существования большого объема уже накопленного полевого материала. Поэтому в экспедициях чаще собирается уточняющий, дополняющий имеющиеся сведения этнографический материал, либо материал, связанный с абсолютно новой проблематикой. Косвенной причиной является развитие транспортной сети, что позволяет достаточно быстро выехать в любой район. А распространение русского языка ускоряет процесс взаимной адаптации и повышает эффективность полевой работы.
Продолжительность экспедиции может колебаться по срокам от нескольких недель до нескольких месяцев и определяется задачами, которые ставятся в период проведения полевых работ.
Из всех разновидностей экспедиций наименее длительными являются краткосрочные целевые или тематические. В их задачи, как правило, входит углубленное исследование нескольких или даже одного компонента традиционно-бытовой культуры. В ряде случаев это экспедиции, в которых собирается дополнительный, уточняющий материал. Это могут быть разведочные экспедиции. В зависимости от задач, район работ таких экспедиций может быть локальным либо достаточно широким.
Другие разновидности долгосрочные циклических, комплексных, монографических позволяют избежать основного недостатка краткосрочных экспедиций — фрагментарности собранного материала. В них достигается глубина и комплексность подхода в исследовании культуры этнической общности. Кроме того, такие экспедиции исследуют довольно большой район, что способствует изучению региональных специфики развития культуры этнической общности в контактных с другими этносами зонах. По сути эти способы организации полевой работы являются адаптацией экспедиционного способа сбора полевого материала стационарному.
Необходимость долгосрочных циклических экспедиций вызвана годичным циклом функционирования многих сторон жизни этнической общности. Например, цикличностью, сменяемостью по сезонам видов хозяйственной деятельности, наличием календарной обрядности, существованием сезонных видов одежды и т. п. Такие экспедиции проводятся в виде серии краткосрочных выездов, рассчитанных на определенный период. Например, на 5 лет планируется 8 выездов в поле по 2 - 3 месяца в каждый сезон года. Это позволяет изучить этническую общность в течение календарного года.
Комплексные экспедиции также являются долгосрочными. История некоторых из них, таких как Тувинская археолого-этнографическая, Хорезмская археологическая насчитывают уже несколько десятков лет, другие формируются в связи с новой конкретной проблематикой.[72] В состав комплексных экспедиций входят специалисты различных отраслей знаний, что связано с монографическим исследованием этнической общности, древней истории территории, заселенной изучаемым этносом, либо сбором материала по сложному комплексному явлению, например этнографии города. Комплексные экспедиции ориентированы на глубокое и всестороннее изучение проблематики и, как правило, состоят из специализированных отрядов.[73]
Другой разновидностью комплексной экспедиции является этнографическая экспедиция научного центра, монографически разрабатывающего крупную исследовательскую тему. Так, по одной из тем Института этнографии АН СССР «Этногенез и этническая история народов СССР» в начале 80-х годов ХХ в. экспедиционные работы одновременно велись в Европейской части СССР, в Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке.[74] Такие экспедиции в течение ряда лет небольшими исследовательскими отрядами работают в различных районах, но используют единую методику сбора материала по одной и той же теме, что позволяет глубоко и всесторонне ее исследовать.
Экспедиции этнографических музеев имеют специфику в целях и задачах полевой работы, поскольку они ориентированы не только на исследовательскую проблематику, а прежде всего на экспозиционную работу, а также на состояние, то есть полноту музейных фондов.[75] Специализированные экспедиции музеев чаще являются долгосрочными либо тематическими. В течение ряда лет, выезжая в различные районы проживания этнической общности, сотрудники музеев собирают этнографические материалы и коллекции этнографических предметов, отражающих как общее, так и локальное в культуре. Этот метод позволяет монографически описать и создать коллекцию по культуре народа, что является оптимальным как для научно исследовательской, так и для экспозиционной работы. Тематические экспедиции музеев преследуют те же задачи, но они являются как бы более функциональными. Так музей организует экспедицию по «добору» предметов относящихся к современной культуре с целью доукомплектации коллекций собранных ранее. Тематические экспедиции музеев организуются в связи с необходимостью обеспечения фактическим материалом новых исследовательских направлений, пополнения ранее собранных коллекций, для строительства новых экспозиций и т. д. Специфика работы этнографических и краеведческих музеев в полевых условиях определяется еще и тем, что они широко используют частные методики сбора материала, например, анкетирование, работу с корреспондентами.[76]
Наличие разнообразных способов организации экспедиций определяется не столько историей развития методов полевой этнографии, сколько объектом, предметом, уровнем накопления этнографического материала и проблематикой этнографических исследований. Поэтому предложенная схема в какой-то мере является условной. Она предполагает возможность комбинации способов организации полевой работа. Исследователь выбирает тот способ сбора материала, который наиболее полно удовлетворяет целям и задачам стоящим перед ним.
Этим же определяется и состав экспедиции. В условиях стационара чаще работал один исследователь, комплексные экспедиции насчитывают десятки человек. Существует общая установка, что этнографическая экспедиция не должна быть многолюдной, поскольку работа проводится, как правило, в небольших населенных пунктах с ограниченным кругом информантов. В то же время, массовый сбор материалов по этнографии современности в городах и крупных поселках требует привлечения значительного количества сотрудников. Поэтому количественный состав конкретной экспедиции определяется целями, задачами, проблематикой, разновидностью экспедиции, демографией района исследования в т. п. Качественный состав экспедиции должен определяться методом проведения полевой работы.
Основным исследовательским звеном в приведении полевых этнографических исследований является экспедиционный отряд. В состав отряда входит этнограф-исследователь, владеющий инструментарием и методиками сбора материала по немеченой к исследованию темы. В зависимости от проблематики, этнографов-исследователей в составе отряда может быть несколько. Наряду с этим, основным исследовательским звеном, в состав отряда входит вспомогательный персонал, принимающий участие в сборе и систематизации полевого материала. В зависимости от способов документирования собранных материалов, в состав отряда должны быть включены фотограф, художник, кино/видео/звукооператоры, которые профессионально владеют техникой фиксации. В настоящее время, такие специалисты в этнографической экспедиции скорее исключение. Они привлекаются только тогда, когда предмет исследования непрофессионально зафиксирован быть не может. Например, при исследовании танцевальной культуры или при создании этнографического кино/видео фильма.
Современное развитие техники, которая используется при этнографической фиксации, показывает, что она становится все более сложной, специализированной. Существует разнообразная фото/кино/видео техника, которая рассчитана на различные виды съемки. Профессиональное фиксирование позволяет применять различные типы фотоматериалов, новые способы их обработки и печати появляются новые возможности фиксирования при помощи видеотехники. Все это предполагает, что только качественное владение этой техникой позволяет качественно документировать собранный в поле материал. Это, конечно, не означает, что этнограф не обязан владеть навыками работы с техникой применяемой для фиксирования. Но качественная, профессиональная именно с точки зрения документирования явления фиксация, возможна только при наличии составе полевого этнографического отряда лиц профессионально владеющих техникой применяемой для фиксации.
Возможности метода непосредственного наблюдения предполагают использование в полевых условиях такие методические приемы как личное наблюдение, работу с информантом, фиксацию, сбор этнографических коллекций и работу с документальными источниками. Поэтому оптимальное количество членов этнографического отряда колеблется от трех до пяти человек. Как отмечалось выше, в зависимости от организационных установок, количество членов экспедиции может увеличиваться, но желательно за счет этнографов-исследователей. Стабилизировать сравнительно небольшую численность членов этнографического отряда помогает соблюдение широко применяемого в полевых условиях методического положения: «Каждый занимается своей темой и все собирают материал обо всем». Это не означает необходимость или обязательность работы по широкой проблематике, а прежде всего установку на учет взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга основных компонентов традиционно-бытовой культуры. Что позволяет в работе по своей тематике, в какой-то мере даже непроизвольно фиксировать материал, который собирается другими членами этнографического отряда. Например, сбор материала по теме «Средства передвижения» содержит не только описание бытующих транспортных средств, но и их применение, а этот аспект выходит в другую тему — «Формы хозяйства».
Другой разновидностью методического обеспечения полевой этнографии является выбор способа обследования территории, на которой проживает исследуемая этническая общность. Он определяется целями, задачами, проблематикой экспедиционной работы, а также разновидностью экспедиции, ее техническим оснащением, наличием средств транспорта, демографией района и т. п. В полевой этнографии традиционно используются две разновидности обследования территории.
Маршрутное обследование. Более типично для краткосрочных, целевых или тематических экспедиций, а так же для сплошных маршрутных обследований, применяемых в комплексных экспедициях. Данный метод предполагает, в связи с этнической картой, предварительный выбор района работ, основных населенных пунктов, через которые прокладывается линейный маршрут движения экспедиции. Выбранные населенные пункты являются основными единицами обследования, в них экспедиция работает в течение заранее определенного времени. Преимущество маршрутного метода обследования заключается в широте охвата территории, где проживает исследуемая этническая общность, причем не только основного массива, но и контактных зон.
Он же может успешно применяться при исследовании этнических общностей,проживающих в пределах историко-этнографической общности. Маршрутный метод является более предпочтительным при тематическом обследовании единичного или комплекса взаимосвязанных явлений культуры. Данный метод обследования является предпочтительным при работе по сбору материала для историко-этнографических атласов. В то же время он мало приемлем при исследовании духовной культуры, традиционных социальных институтов, то есть тех областей культуры, которые требуют длительного наблюдения за функционированием исследуемого явления.
Другой разновидностью метода обследования является кустовой метод. Он применяется в долгосрочных циклических и комплексных монографических экспедициях, Согласуясь с теми же принципами подхода, как и в случае с маршрутным, он предполагает выбор базового пункте обследования. Это, как правило, более крупный населенный пункт: административный либо хозяйственный центр в котором намечается базирование отряда. Здесь же проводится работа по сбору этнографического материала по исследовательской проблематике Собственно «куст» образуют выезды членов отряда на один — два дня в близлежащие населенные пункта. Данный метод позволяет фиксировать локальные особенности культуры, а если в качестве центра «куста» выбран город или поселок городского типа, особенности культуры сельского и городского населения. Сроки работ здесь могут быть длительными: 1-2 недели, что предполагает более углубленное, чем при маршрутном методе, исследование, но, в связи с сокращением времени работы по маршруту, ограничивает территориальный охват. Кустовой метод используется при сборе материала по монографическим темам, при изучении современности, этнографии города и т. п. В сочетании с долгосрочными экспедициями он может быть рассмотрен как приближение к классическому стационарному способу.
Различные возможности сбора материала этими методами позволяют комбинировать кустовой и маршрутный методы обследования. Этого требует не только необходимость глубины исследования этнографических явлений, но и современные условия функционирования традиционно-бытовой культуры. В связи с интеграционными и урабанизационными процессами она характеризуется усилением вариативности элементов.[77] В отличие от традиционных обществ, она «уже не представляет чего-то относительно единого для всех членов этнических общностей».[78]
Такое сочетание методов предполагает, что маршрут экспедиции может состоять из серии «кустов», что позволяет по сравнению с маршрутным методом увеличить сроки работ в каждом населенном пункте, но сократить время работы в центре «куста». Такой подход относительно устраняет или, по крайней мере, позволяет учесть недостатки обоих методов и получать более надежный материал по сравнительно широкому региону.
Наряду со способами и методами организации полевой работы, исследователь должен ориентироваться на различные приемы обследования, которые заключаются в отборе или определении основных объектов полевой работы. В целом они соответствуют способам и методам обследования.
Принято выделять два приема обследования — сплошное и выборочное. Выборочное обследование в структуре организации полевой работы соответствует краткосрочным целевым или тематическим экспедициям, работающим маршрутным методом. В данном случае, в связи с научной проблематикой, в качестве предмета исследования выбирается какое-либо отдельное явление культуры, а в качестве единиц обследования, определяется перечень населенных пунктов. В настоящее время преобладание выборочного обследования связано с укрупнением населенных пунктов, что затрудняет сбор материала даже по одной теме. Выборочное обследование, в соответствии с содержанием данного понятия, представляет исследование части явления или выборки таким образом, чтобы обеспечить ее соответствие предмету исследования в целом. При отсутствии методик статистической организации выборки, в полевой этнографии обычно используется предварительный типологический отбор. Например, в поселении материал собирается подробно не о всех жилищах, а только о типичных, по отношению к которым прочие только учитываются в рамках вариативности традиции.[79] Выборочное обследование дает массовый материал, который в зависимости от инструментария может собираться для последующего сопоставления, с целью его описания, выявления характера бытования и т. п. Традиционно полагается, что выборочное обследование чаще связано с субъективным подходом в выборе объекта и предмета исследования, поскольку они могут быть недостаточно типичны для традиционно-бытовой культуры изучаемой этнической общности или структура выборки поселений может не соответствовать типичной. Поэтому выборочное обследование требует тщательной предварительной подготовки как перед выездом в поле (знакомство с имеющимися источниками), так и в полевых условиях в проведении типологических исследований бытования выбранного для обследования явления. Тем не менее, именно выборочное обследование, как исследование типичного в традиционно-бытовой культуре, представляет универсальный прием в организационных основах полевой этнографии.
Это объясняется тем, что другой прием этнографического обследования — сплошное, реализовать довольно сложно. Особенно наглядно значение данного приема проявилось в материалах дискуссии по организации и проведении полевых этнографических исследований.[80] Сплошное обследование в абсолютном понимании предполагает сбор материала по всем культурным составляющим в пределах всей территории обитания этнической общности. Совершенно очевидно, что такой подход требует затраты огромных сил и средств. Поэтому, если говорить о реальных возможностях применения сплошного обследования, то они могут быть связаны, прежде всего, со сбором материала для региональных исследований, а также для историко-этнографического картографирования. В то же время сами принципы создания этнографических атласов показывают, что они разрабатываются на региональной основе — Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Прибалтика. Атласы созданные на этнической основе, например, «Русские» учитывают вариативность традиционно-бытовой культуры в пределах всей территории обитания этической общности, внутренняя организация материала в историко-этнографических атласах носит выборочный характер. Так в «Историко-этнографическом атласе Сибири» представлены не асе компоненты традиционно-бытовой культуры народов проживающих в пределах данного региона, а только те которые достаточно надежно типологизируются.
Сплошное обследование можно оценить как оптимальное условие формирования этнографического источника и рассматривать в качестве рекомендательного в монографическом описании этнической общности и в типологических исследованиях отдельных компонентов традиционно-бытовой культуры. Подводя итог, следует отметить, что организационные основы полевой этнографии имеют определенную структуру, основными составляющими которой являются способ организации обследования или разновидность экспедиции (стационарный или экспедиционный), метод организации обследования или охват территории заселенной этнической общностью (маршрутный или кустовой), и приемы обследования направленные на предмет полевой работы (сплошное или выборочное). Основы взаимодействия между организационными установками полевой этнографии можно представить в виде таблицы (см. табл. 2).
Компоненты этой структуры при планировании и проведении полевых исследований выступают как дополняющие друг друге. Например, экспедиция может быть краткосрочной, маршрутной по выборочному обследованию либо комплексной маршрутной, либо долгосрочной, циклической с использованием сплошного приема обследования. Сочетание способов, методов и приемов организации полевых исследований определяется многими обстоятельствами.
Таблица 2
Способ обследования | Метод обследования | Прием обследования | ||
Маршрутный | Кустовой | Сплошное | Выборочное | |
Стационарный Экспедиционный: Краткосрочная целевая Долгосрочная циклическая Комплексная монографическая | + + | + + | + + + | + |
Поэтому, вероятно, мало перспективными могут считаться попытки канонизации организационных основ полевой этнографии. Так в середине 50-х годов полагалось, что таких форм существует три: сплошное маршрутное обследование, тематическое (как стационарное, так и маршрутное), и стационарное монографическое.[81] В настоящее время мы уже не встречаем классического стационарного метода, которому соответствуют долгосрочные циклические экспедиции, в то же время большое значение приобретают комплексные монографические исследования. Поэтому в каждом конкретном случае, выбор организационных приемов должен быть направлен на оптимизацию сбора полевого материала в связи с целями и задачами, которые ставятся перед экспедицией и каждым ее участником.
Большое значение в организации полевой работы имеет система единиц обследования. Определение объекта полевой этнографии показывает, что этнос представляет сложно организованное структурное явление. С одной стороны, он состоит из элементарных этнических подразделений, с другой, входит в этнографические подразделения более высокого таксономического ранга. Единицы обследования в полевой этнографии зависят еще и от предмета исследования, что связано с вариативностью проявления этнических свойств традиционно-бытовой культуры на различных уровнях этнических объединений. Именно на это и ориентирована, методика выбора единиц обследования. Она учитывает их вероятную иерархическую структуру, каждая из составляющих которой является носителем определенных этнических свойств. Это необходимо еще и потому, что они могут исследоваться различными методическими составляющими метода непосредственного наблюдения. В зависимости от выбора единиц обследования могут варьировать прочие методические и организационные приемы полевой этнографии.
Элементарным носителем этнических свойств принято считать человека «этнофора» в беседе с которым этнограф получает информацию по исследуемой проблематике. Такой подход в выборе элементарной единицы полевой работы не противоречит этическим установкам, поскольку в данном случае человек рассматривается как личность, образ жизни, психологические установки которой, связаны с конкретной этнической средой. Именно с этих позиций в традиционных этнографических исследованиях человек рассматривается как носитель информации или информант. В ряде предметных зон этнографии, прежде всего в этнопсихологических исследованиях, изучении этноэтикета, религиозного поведения, человек рассматривается не только как единица, но и как объект обследования.[82]
Следующей единицей, которая является носителем этнических свойств, принято рассматривать семью. Исторические изменения общественных функций семьи, позволяют рассматривать ее в конкретной этнической среде как этносоциальный организм. В ней проявляются общие закономерности развития этнической общности в области этнического самосознания, языка, традиционно-бытовой культуры и т. п. Именно семья является стабилизатором этнической традиции, обеспечивает межпоколенную передачу этнических свойств культуры. Здесь, и в отличие от обращения к этнофору, этнические установки которого могут иметь и субъективную основу, этнограф сталкивается с более объективным выражением этнографического факта. В поле этнограф приходит прежде всего в семью, в которой он работает с представителями различных поколений, изучает различные стороны ее жизни — быт, хозяйство и т. д.[83]
Основной структурной единицей полевого обследования принято рассматривать поселение. Причем в современных условиях это может быть как небольшое село, стойбище или аул, так и поселок городского типа или даже город. Подход к выбору и исследованию поселения, исходя из истории его формирования и современного этнического состава, должен быть различным. Небольшие поседения в пределах основного массива расселения этнической общности могут быть одно-национальными, и в этом случае этнограф обращается к поселению как к основной, недифференцированной в этническом отношении единице обследования. Такая ситуация представляет скорее исключение. Современные населенные пункта чаще многонациональны, в них представители различных этнических групп живут либо дисперсно, либо локально в пределах национальных «кварталов», которые довольно часто имеют этнические обозначения, например, «зырянский конец», «хохлы» и т.п. В этом случае обследованию подлежит та часть населения, традиционно-бытовая культура, которой представляет предмет полевого исследования. Но здесь этнограф обязан учитывать и иноэтническое население исследуемого поселения, что определяется необходимостью учета взаимодействия культурных элементов этнических групп, живущих в пределах населенного пункта.
В условиях городской агломерации, которая тоже должна рассматриваться как поселение, подход к исследованию культуры населения значительно усложняется. В сложившемся в настоящее время этнографическом направлении изучения города можно выделить два подхода. Первый ориентирован на исследование культуры горожан, как части традиционно-бытовой культуры этнической общности. Здесь основное внимание уделяется исследованию динамики формирования городского населения, основных его этнические составляющих, с последующим монографическим описанием этнических характеристик городского населения. В таком подходе город, даже при обращении исследователя к различным этническим и социально-профессиональным группам, выступает в качестве самостоятельной единицы обследования, а культура горожан, как один из компонентов традиционно-бытовой культуры в общей этнографической характеристике этнической общности.[84] При таком подходе городское население во всей совокупности рассматривается как объект этнографического обследования, а способы сбора материала, не смотря на то, что они могут быть более разнообразными, не отличаются от традиционных методов непосредственного наблюдения.
Другой подход рассматривает город не столько единицей этнографического обследования, сколько условием порождающим трансформацию традиционно-бытовой культура, других этнических признаков групп населения, проживающих в нем. Меняется и методика, предполагающая включение прежде всего массовых, в том числе этносоциологических опросов, стратифицирование населения с целью выделения более мелких групп, подлежащих обследованию.
Но при любом подходе, в исследовании города необходимо ориентироваться на то, что он неоднороден в социальной, культурной и этнической средах. Это требует рассмотрения каждого компонента в качестве самостоятельной единицы обследования.[85] Для получения представительного материала, в качестве единиц обследования в городе принято выделять производственные коллективы, общественные организации, административные и территориальные подразделения - район, квартал, улицу и, наконец, семью как элементарную исследовательскую единицу.[86]
Этносоциолог при организации выборки рассматривает город как этносоциальный организм, поэтому, наряду с выше перечисленными единицами обследования, он обращается к общей картине социальной городской среды. В этом случае на фоне социально-профессиональных групп, исследуются аспекты половозрастной структуры, образовательного уровня, особенностей проявления этнических свойств и т. п.[87]
Следующей единицей полевого обследования являются этнические подразделения, которые выступают в качестве этнических и этнографических групп. Это исторически сформировавшиеся подразделения этноса, имевшие групповые особенности культуры. Следует иметь в виду, что их изучение дает материал по истории этнической общности, причинах сложения ее локальных культурных особенностей. Монографический подход изучения этнической общности предполагает ее характеристику, как сумму культурных составляющих ее этнических подразделений. В ряде случаев локальные подразделения этноса сохраняют архаичные элементы культуры в прошлом характерные для этнической общности в целом.
Такие единицы обследования могут быть обозначены как групповые, а отбор для исследования должен учитывать их типичность для этнической общности в целом. При выборе в качестве единицы обследования групповых (субэтнических) подразделений, следует ориентироваться на такие их характеристики как происхождение (автохтонность или пришлый характер), численность, особенность расселения (компактно или дисперсно, изолировано или в контакте с другими этническими общностями).[88] Данный подход в выборе типичной субэтнической группы используется в исследовании ее традиционно-бытовой культуры с последующей экстраполяцией на этническую общность в целом. Другой подход предполагает выбор субэтнического подразделения как единицы обследования с целью выявления локальных особенностей в сложении периферийных групп этнической общности.[89]
Более крупные этнические и этнографические образования — этнос, историко-этнографическая область, не всегда могут быть рассмотрены в качестве самостоятельной единицы полевого обследования. Это затруднено в связи с пространственным размещением и демографической характеристикой. Применительно к ним используются исследовательские методы обобщения конкретного материала собранного на уровне субэтнических подразделений, в поседении, семье и в работе с информантом.
Наличие данных единиц обследования предполагает постановку вопроса о необходимом их количестве, чтобы получить объективную информацию об исследуемом объекте. Ответить на этот вопрос довольно сложно, поскольку в отличие от наук социологического направления, которые используют «выборочный метод, процедуру репрезентативного отбора, основанную на теории вероятностей и разработанную в математической статистике»[90], в этнографии такие методики применяются только целенаправленно. В качестве примера такого исследования можно привлечь монографическое описание удмуртов, основанное на сочетании этнографического подхода с конкретно-социологической методикой организации выборки и сбора материала, адаптированной к этнографической реальности.[91] Но в данном случае речь идет не об универсальном методическом приеме сбора полевого материала в специально организованной выборке, а о реализации конкретной исследовательской задачи: компонентном анализе этноса, а сам вопросник, примененный в таком исследовании, трактуется как этносоциологический.[92] Как методический прием, статистическую организацию выборки следует считать обязательной при изучении традиций и инноваций, этнических процессов, то есть в работе в рамках предметной области исследования этнографии современности.
Полевая работа методом непосредственного наблюдения предполагает иные установки на объективизацию, представительность собранной информации. Поскольку основная масса этнографических сведений поступает от информанта, то именно определение количества информантов может оцениваться в качестве объема выборки в этнографическом исследовании.
В случае работы с информантами старшего поколения, знатоками и хранителями культурной традиции, существует мнение, что их количество может быть ограничено.[93] С другой стороны, организационные основы полевой этнографии ориентированы на проведение опроса с большим количеством информантов, а в случае небольшой численности этнической общности, существует возможность опросить даже всех ее представителей.
Вероятно, что применение этносоциологических методик построения выборки для традиционного метода полевой этнографии мало перспективно, здесь существует возможность сопоставления подхода и реализации итога исследования в этносоциологии и этнографии по аналогии с анатомией и физической антропологией. Как анатомия (нормальная и патологическая) создает некое среднее представление об объекте исследования, а антропология исследует его морфологические, эволюционные и пространственные вариации, так и социологические методики, применяемые в этнографии, создают усредненное представление, выявляют тенденцию в функционировании культуры или в этнических процессах. В отличие от такого подхода, этнография учитывает и фиксирует все разнообразие этнических проявлений культуры. Этносоциолог может быть уверен что опросив, предположим 2.000 человек, которые составляют выборочную совокупность, он получит материал, который полностью удовлетворит решению задач поставленных перед ис