Коучингкакбеседа0 мобильности
Для коучинга по методу Внутренней игры существенно, чтобы коуч-консультант попытался принять точку зрения своего подопечного. Стараясь слушать своего клиента неоценочно, коуч-консультант учится наиболее важным элементам своего ремесла. Научиться задавать вопросы, которые помогают клиенту все больше и больше открывать для себя, — это естественный результат такого слушания. Вопросы коуч-консультанта связаны с поиском информации не ради рекомендации решений, а ради того, чтобы помочь клиентам думать самим и находить собственные решения. В идеале конечный результат каждой беседыс коуч-консультантом — это клиент, уходящий с чувством повысившейся способности к мобильности.
Коучинг во Внутренней игре можно разделить на три вида: беседа об осознании (получение самой ясной картины текущей реальности), беседа о выборе (самая ясная возможная картина желаемого будущего результата) и беседа о доверии, во время которой клиент приобретает больший доступ к внутренним и внешним ресурсам, чтобы двигаться от реальности к желаемому будущему. Те же принципы — «осознание», «выбор» и «доверие» — обеспечивают основу самого обучения, а также — фокуса внимания. В ходе любой беседы присутствуют «осознание», «выбор» и «доверие», хотя какой-то один из этих факторов может доминировать над двумя другими.
Беседа об осознании. Цель этой беседы — помочь человеку или команде (клиенту) повысить осознание того, что есть — иными словами, важных аспектов текущей реальности. Коуч-консультант прислушивается к тому, какие проблемы выступают на первый план или не выделяются для клиента при рассмотрении текущей ситуации. Используя вопросы или утверждения, которые фокусируют внимание клиента, коуч-консультант может сделать текущую реальность более отчетливой и ясной. Это похоже на включение фар автомобиля и очистку ветрового стекла. Помните, что осознание целебно. Основной прием — фокус внимания на критически важных переменных.
Коуч-консультант может начать с очень широкого вопроса, например: «Что происходит?», а потом сузить область наблюдений. «Какую реакцию у потребителя вы наблюдаете, когда представляете ему выгоды нового продукта или услуги?» «Наблюдали ли вы при этом что-то особенное — выражение лица или жестикуляцию?» «Как вы догадывались, когда он воспринимал то, о чем вы говорите, а когда вы сталкивались с некоторым сопротивлением?» «Каковы ваши реакция и действия, когда вы замечаете это сопротивление?» Эти вопросы необходимо задать в неоценочном контексте, иначе они спровоцируют оборонительную позицию и не улучшат осознание. Вопросы на осознание не требуют ответов, которые свидетельствовали бы об их эффективности. Клиенты выражают свое осознание таким, какое оно есть. Степень осознания указывает на то, какой переменной не следует ли уделить больше внимания. В результате беседы и клиент, и коуч-консультант начинают лучше осознавать клиента. Зерно каждого вопроса обычно заключено в предыдущем ответе. В процессе разговора клиент автоматически начинает лучше воспринимать то, как направить внимание на следующий опыт. Как и во всех беседах с коуч-консультантом, суть состоит в том, что и клиент, и коуч-консультант начинают действовать более осознанно и становятся более мобильными,
Приведем несколько примерных вопросов для рассуждений на первых стадиях беседы об осознании.
Что происходит?
Что выступает на первый план?
Что вы замечаете, когда смотрите на А?
Что вы думаете об этой ситуации?
Что вы понимаете в А? Что вы не понимаете?
Как бы вы сформулировали основную проблему?
Как бы вы определили задачу?
Каковы критически важные переменные в данной ситуации?
Как они связаны между собой?
Какие вопросы вы ожидаете услышать от А?
Какие стандарты и временные рамки вы приняли для этого задания?
Что получилось? Что не получилось?
Беседа 0 выборе. Основная цель этой беседы — напомнить клиентам, что они мобильны, что они способны делать выбор и двигаться в направлении желаемой цели. Если беседа об осознании начинается с базового вопроса: «Что происходит?», то беседа о выборе ставит вопрос: «Чего вы хотите?» Осознание касается настоящего, а выбор — желаемого будущего состояния.
Коуч-консультант должен помочь клиенту найти свое истинное назначение. Иногда это означает веру в уровень достижений, который выходит за рамки того, что демонстрирует в настоящее время клиент. Элемент искусства коучинга — способность почувствовать скрытое назначение «Я 2» клиента и не попасться
на ограниченные концепции «Я 1». Однако, это не просто вопрос бездумного подъема планки все выше и выше. Можно поставить планку так высоко, что это будет скорее вмешательством в «Я 2», чем признанием его истинных способностей.
Коуч-консультант задает вопросы, которые помогают клиенту получить как можно болееясную картину того, что он хочет сделать. Такие вопросы требуют от клиента сделать шаг в сторону и разглядеть назначение его желаемой цели, а не просто саму цель. В этой беседе клиент думает и сравнивает, изучает возможные последствия и принимает обязательства. Это также время для обращения к конфликтующим желаниям, которые могут быть удовлетворены до обретения истинной мобильносги.
Вот некоторые из общих вступительных вопросов, которыми я пользуюсь.
ü Чего вы действительно хотите?
ü Чего вы хотите добиться?
ü Каковы выгоды от А?
ü Каковы будут затраты, если непокупать А?
ü А какими они будут через энное число недель, месяцев, лет?
ü Что вам не нравится в этих результатах?
ü Каковы приемлемые средства для их достижения?
ü Какие изменения вы хотели бы внести?
ü О чем вы больше всего переживаете в данной ситуации?
ü Для кого или для чего вы это делаете?
ü Насколько это совпадает с вашими текущими приоритетами?
ü Нет ли у вас каких-либо конфликтов по ходу дела?
ü Что будет означать для вас успех в этом деле?
ü Какие альтернативные возможности вы можете рассмотреть?
И наконец, один из моих наиболее часто задаваемых вопросов — клиенту или себе самому:
ü Почему вы хотелибы это сделать?
Я думаю, что беседа о выборе наиболее полезна для отделения желаний «Я 2» клиента от различных «продиктованных другими повесток дня внутри нас» - т.е. планов «Я 1». Это позволяет клиентам делать выбор и двигаться в соответствии со своими собственными целями и, следовательно, иметь шанс добиться истинной мобильности. Клиенты часто рассматривают обязательства только как обязательства по отношению к другим, не связывая их с обязательствами перед собой. Истинная мобильность может быть достигнута только в том случае, когда обязательства человека перед другими на деле связаны и происходят из главного обязательства перед самим собой. Это особенно трудно для людей, работающих в корпоративной среде. Но когда клиент может прийти к такому построению цели, возникает гармония мотивации, которая питает и делает отчетливым преодоление серьезных препятствии при решении больших задач.
Беседа о доверии. Возможно, самый важный результат любой беседы с коуч-консультантом — появление у клиента чувства того, что его уважают, ценят, и он может двигаться вперед. Это основа доверия человека к себе и его потенциал, который дает человеку веру в обретение мобильности. Клиент чувствует себя подготовленным, то есть способным использовать и внутренние, и внешние ресурсы, необходимые для достижения цели. Про коуч-консультанта нельзя сказать, что он подрывает уверенность клиента, неадекватно отвечая на вопросы, решая проблемы или давая оценку, это ему несвойственно.
Если снова воспользоваться образом машины для представления понятия «мобильности», то осознание — это все равно что фары, которые способствуют видению, выбор — руль, а желание— топливо. Клиент, так же как и водитель, имеет все внутренние ресурсы человеческого существа, включая способность учиться и доверять, это ключ к этим ресурсам.
Поскольку доверие к самому себе — естественное свойство всех детей, работа коуч-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту отучиться сомневаться, бояться и ограничивать себя неотвратимо накапливающимися допущениями. Доверие, пожалуй, самый деликатный аспект бесед с коуч-консультантом и наиболее важный для Внутренней игры. Это беседа, в которой сводится к минимуму самовмешательство, и усиливаются признание своих способностей и уверенность в них.
Беседа о доверии призывает отучиться от своих внутренних препятствий. Думаю, что беседу о доверии лучше всего проводить коуч-консультанту, который знает свои собственные внутренние препятствия и добился некоторых успехов, преодолевая их. Я никогда не думал, например, что Малыш Рут (Малыш Рут— звезда бейсбола (1895-1948).) стал бы хорошим тренером по бейсболу. Он бы просто сказал; «Когда видишь летящий к тебе мяч, размахнись хорошенько и выбей его через ограждение. Вот то, что делаю я». Природные способности— это одно. Опыт, преодолевающий сомнения и страхи разума, которые закрывают доступ к способностям, — совсем другое.
Именно в создании среды, минимизирующей вмешательство в потенциал, проявляется уникальность коуч-консультанта, работающего по методу Внутренней игры. Часто среду создает не то, о чем говорят, а то, о чем не говорят.Это не суждение, не излишние инструкции и не избыточный контроль, а ситуация, когда клиенты понимают, что руль находится в их руках и что у них больше возможностей и способностей, чем им позволяет осознать «Я 1».
По шаблону этот навык коуч-консультанта не усвоить. Это естественное последствие встречи с собственными внутренними препятствиями, а затем приобретения умения становиться на место клиента. Возможно, самое большое преимущество, которое коуч-консультант по методу Внутренней игры вносит в беседу, — это большее доверие клиентам, чем у самих клиентов к себе. И такое доверие к клиенту может возникнуть только в результате умения испытывать все более глубокое доверие к самому себе. Я знаю, что в моем случае доверие к себе было серьезно подорвано многими факторами воспитания, которое давало мне веру практически во все, кроме самого себя. Только благодаря тому, что мне в достаточной мере повезло, и я познакомился с некоторыми действительно хорошими коуч-консультантами, включая Д. Р., я смог постепенно признать императив доверия к тому, что я теперь называю «Я 2». Хотя большинство моих коуч-консультантов не называли себя этим именем, лучшие из них имели одну общую черту: они заставили меня поверить в себя, в свою ценность, свои способности и особенно — в способность учиться.
Вот несколько вопросов, которые могут помочь в беседе о доверии.
Если бы вы могли сделать это любым способом, как бы вам тогда хотелось выполнить это задание?
Удавалось ли вам добиться успеха при решении сходных серьёзных проблем?
Какие качества, свойства и способности вы используете в такой ситуации в лучшем случае?
Прямое признание коуч-консультантом некоторого из вышеперечисленного.
Куда бы вы могли обратиться за помощью при решении данной задачи?
Каков самый сложный аспект этого задания?
Как вы понимаете эту ситуацию?
Какими вам видятся первые шаги?
Насколько вам удобно? Чувствуете ли вы себя уверенно?
Что вам нужно, чтобы почувствовать себя удобнее?
Что вам больше всего понравилось в том, как вы справились с этой задачей?
Одной из самых больших проблем в современной корпоративной среде является подрыв доверия к отдельному человеку. Когда человек не может доверять себе или своей среде, ему трудно признать свои истинные способности или текущие ограничения. Вместо этого люди, в итоге, принимают на себя задачи, которые часто находятся за пределами способностей отдельного человека или команды, при этом никто не чувствует себя достаточно уверенно, чтобы сказать «нет». Часто ли вам приходилось слышать в организации: «Думаю, что не справлюсь» или просто «Я не знаю, как это сделать»? Но только будучи способным точно оценить свою компетенцию, т. е. без сомнений, свойственных «Я 1», или его раздутой бравады, человек может расширить свои способности. Принятие задач или стандартов, которые лежат за пределами его возможностей, сеет сомнение в себе, аналогично тому, как неспособность принять задачи, которые требуют напряжения и обучения, это сомнение в себе усиливает. В беседе о доверии коуч-консультант обеспечивает безопасность и поощрение, помогающие клиенту определить тот уровень задачи, который он сможет принять.
Коучинг ради мобильности: синтез трех видов бесед. Используя беседы трех видов, коуч-консультант по методу Внутренней игры помогает своем подопечному обрести мобильность. Он помогает клиенту выбраться и обойти как внутренние, так и внешние препятствия. Независимо от того, работает ли он с группой или одним человеком, коуч-консультант поддерживает фокус клиента на внешних целях и целях Внутренней игры, помогая обеспечить постоянный синтез и баланс между ними. Выполняется внешняя работа, и человек, занимающийся ею, испытывает удовольствие и учится в процессе. При этом руки клиента постоянно на руле, он остается водителем своей машины», а коуч-консультант — пассажиром.
Эти беседы необязательно проводить в каком-либо определенном порядке. Элементы одной содержатся в двух других. Обычно я замечаю, что расширенная беседа с коуч-консультантом каждый раз происходит циклично, при этом циклы повторяются много раз на разных уровнях. При этом сохраняются неоценочная среда, доверие и назначение. В этой среде есть место творческому и неожиданному движению к выбранной цели. И клиент, и коуч-консультант могут многому научиться из беседы.
Коуч-консультант привносит во все три беседы точку зрения, которая, как я надеюсь, не так опутана инерцией исполнения, как точка зрения клиента. Поскольку коуч-консультант формально «не входит в команду», ему часто проще создать отстраненную перспективу. Находясь вне допущений и требований инерции исполнения, коуч-консультант может помочь клиенту остановиться (СТОП): сделать шаг в сторону, подумать, организоваться, прежде чем продолжить.