Г. Забота о детях в больнице

Факты, приведенные нами в предыдущих главах и указавшие на возможность серьезных последствий для ребенка, оторванного на время от семьи и помещенного в учреждение, послужили толчком для движения за «гуманизацию» и «психологизацию» медицинской помощи. Сегодня целью медицинских стремлений является достижение } пациента не только оптимального физического самочувствия, но и самочувствия душевного, другими словами — с самого начала лечения нужно следить за тем, чтобы его успех не был искуплен психическим потрясением или психическим ущербом какого-либо другого характера, могущим быть более важным и стойким, чем было первоначальное заболевание.

Угроза состоянию ребенка во время пребывания в больницевозникает под общим действием целого ряда факторов, из которых некоторые встре­чаются и при других депривационных ситуациях (неожиданный отрыв от семьи, потеря родного дома, требования адаптации к новой среде, недо­статок сенсорных и эмоциональных стимулов и т. п.), некоторые же яв­ляются специфичными (сама болезнь уже обычно повышает чувствитель­ность к депривационным влияниям, вызывает травматические переживания в связи с неприятными лечебными вмешательствами, анксиозные позиции родителей и т. д.). По сравнению с детским домом, однако, больница обладает тем преимуществом, что ребенок здесь является всегда пред­метом повышенного внимания и заботы взрослого, контакт с семьей бывает редко когда полностью прерван и пребывание в чужой среде лишь изредка продлевается сверх необходимой меры.

Мы попытаемся привести хотя бы основные пункты программы, вы­полнение которой должно ограничить опасность нанесения депривационного ущерба детям в лечебном учреждении.

1. Осведомление работников здравоохранения и широкой обществен­ности о значении психических факторов для течения болезни и о возможностях их терапевтического использования.

Г. Забота о детях в больнице - student2.ru
Г. Забота о детях в больнице - student2.ru
Рис. 72. Жизненное пространство изолятора ограничивают стены из пластмассы, через которые проходят приводные каналы для снабжения пищей, мытья ребенка и т. п. (приводится с любезного согласия проф. К. Кэле)

2. Ограничение помещения детей в больницу до совершенно не-обходимого времени и пребывание в них детой без излишней задержки, это касается в особенности ползунков и дошкольников.

3.Надлежащее обращение с маленьким пациентом. Нужна психо­логическая подготовка до приема в больницу, подготовка отдельных ле­чебных вмешательств и их продуманного и тактичного производства. Б особо сложных случаях (подготовка к операции, наркозу, при после­операционных состояниях тревоги, при помещении в палату интенсивной терапии, хроническохМдиализе, в случаях госпитальной депрессии и вообще при работе с детьми-невротиками или с детьми резко патологического поведения) необходимо содействие психолога или детского психиатра.

4. Учет эмоциональных потребностей больного ребенка. Состояние душевной слабости или беспомощности естественно вызывает тревожный настрой с повышенной необходимостью сочувствующего ы ласкового отклика взрослых. При длительном пребывании в больнице ребенок может страдать от недостатка эмоциональных стимулов, подобно тому, как это наблюдается в детских домах. Однако установление узкого эмоционального контакта с медицинской сестрой, рекомендуемое в социальных учрежде­ниях, здесь неуместно. Наоборот, мы стремимся сохранить возможно больший контакт с семьей, что относится п к случаям долговременных заболеваний, когда особенно грозит опасность, что ребенок «привыкнет» к жизни без семьи, а семья привыкнет жить без ребенка. Контакт с' се­мейной средой сохраняется в высшей степени, когда мать принимают в больницу вместе с ребенком. Сообщения из учреждений, где подобные мероприятия практикуются, большей частью благоприятны.

Другой формой контакта являются посещения больных. Представля­ется, что движение за «неограниченные» визиты приобретает все большую популярность, и его психологические доводы постепенно находят свое оправдание. Повышаются, правда, требования именно к психологическим знаниям всех заинтересованных, вызывая вместе с тем определенные за­труднения и конфликты, которые нельзя не замечать. Такие посещения не являются облегчением для персонала, наоборот, они предъявляют тре­бования к более четкой работе, к большей ловкости и такту во встречах с родителями. Между данной крайностью и точно установленными часами посещений, как это большей частью практикуется пока у нас, существуют, разумеется, многочисленные переходы, являющиеся в настоящее время предметом дискуссии и, в известном смысле, предметом экспериментальной проверки. Индивидуальное и гибкое регулирование посещений больных согласно решению главного врача, учитывающего как состояние здоровья и психики ребенка, так и позиции родителей, является в наших условиях наиболее пригодным мероприятием. В данном случае оно позволяет пол­ностьюиспользовать визиты родных в качестве лечебно-воспитательного средства.

5. И в больнице ребенок нуждается в стимуляции своего развития. Следует максимально противодействовать тому, чтобы пребывание в боль­нице не стало периодом стагнации или обратного развития. Насколько позволяют лечебные показания, маленькие дети должны освоить тот ма­териал, который имеется в яслях или в детском саду. Для старших детей наиболее важной является школа и ее учебная программа. Для всех детей наиболее естественной деятельностью является игра, во время которой ребенок получает стимулы для нормального развития, а также помощь в том, как справиться с разного рода стрессами. Информации в данном направлении приводятся в публикации В. Трнки. Л. Срп правильно указывает еще на одну форму госпитализма у старших детей. Дело касается привычки ребенка к удобной жизни в больнице, против которой един­ственной защитой бывает скорейшая его выписка.

6. Работу в больничном отделении необходимо приспособить к по­требностям ребенка. Психологические принципы следовало бы использо­вать не только в программе «свободного» времени ребенка, но и во всей организации лечебной помощи, в обстановке и оборудовании медицинских учреждений, даже в самой начальной планировке строительства новых объектов. Мы по штались на примере сна детей в больнице показать, как с помощью сравнительно простых переделок южно устранить серьезные недостатки.

7. Вопрос о персонале играет здесь не менее важную роль, чем и в учреждениях коллективного воспитания. От поведения врачей и сестер прежде всего зависит, как скоро и успешно ребенок приспособится к новой обстановке. Помимо соответствующих личных свойств, здесь представ­ляется необходимым обладать основательными познаниями в области пси­хологии и педагогики. Далее, в обучении и подготовке медицинских ра­ботников необходимо выравнивать несоответствие между превалирующей направленностью на физическое самочувствие пациента и недостаточной подготовкой в отношении его психики.

8. Однако труд медиков не заканчивается работой с ребенком, по ому что его заболевание или физический дефект проникают глубоко во всю его социальную среду. Поэтому необходимо использовать пребывание ре­бенка в больнице для налаживания контактов с семьей. Отношение взаим­ного доверия повышают результаты лечения. Здесь представляется случай дать родителям директивы для дальнейшего хода воспитания. Если по­надобится, необходимо действовать по линии оздоровления всей семейной обстановки. Именно детские врачи в своей работе находят наибольшую возможность уловить первые признаки психической депривации детей и позаботиться о своевременных мерах по ее ликвидации.

Наши рекомендации