К. гилб. спорные проблемы теории мировых систем и цивилизаций

Перевод осуществлен по изд.: Gilb С.L. Whose World? What History?/ Comparative Civilizations Review. 1997. № 35. P. 43-55.

Усиливающееся общее осознание глобальной взаимосвязанности и приближение нового тысячелетия заставили ученых по-новому посмотреть на то, что называется всеобщей историей, и на то, что принято теперь называть мировыми системами (различного рода), сравнительным изучением цивилизации, международными отношениями или историей глобализации. Важнейший вопрос заключается в том, чтобы определить адекватную единицу изучения: если это не нация-государство, то за такую единицу следует принять широкие сферы взаимодействия, известные в прошлом

как «мир», целостные цивилизации (как бы мы их ни определяли), политические и экономические системы или же весь земной шар. За каждым из этих подходов кроются скрытая или явственная концепция, принятые аксиомы, критерии содержательности, методология и соответствующие требования к фактам.

В эту дискуссию внесли свой вклад три недавно выпущенные книги: 1) «Цивилизации и мировые системы: изучение мироисторческих перемен», под ред. С. Сандерсона; 2) «Концептуализация глобальной истории», под ред. Б. Мазлиша и Р. Буултьенса; 3) посмертное собрание работ М. Ходгсона, озаглавленное «Переосмысление мировой истории»*.

Большая часть дискуссии посвящена определениям, включая определение самой истории. С самого начала следует отметить, что в этих книгах встречаются все ранее выдвигавшиеся подходы. Участники книги С. Сандерсона и часть участников книги «Концептуализация глобальной истории» склоняются к номотетическому подходу, т.е. ищут общие законы. До сих пор очевидными источниками такого подхода оказываются взгляды древних греков, особенно Платона, концепция естественных законов, вытекающая не только из коперниковской революции, но также из представления, родственного греческой концепции универсального логоса, о том, что формы являются первичными, а их конкретные проявления имеют производный характер.

В прежние времена мировая история означала историю мира «как мы его знаем». В книге «Концептуализация глобальной истории» У. Шэффер пишет: «В мировой истории «мир» большей частью не имел глобального характера, а всеобщность истории в древности основывалась на цивилизационной гордыне и географическом невежестве». Греческое слово «ойкумена» означало обитаемые территории, известные грекам. Сходные варианты локализма встречаются в истории и в наше время. Даже У. МакНейл, глава американских специалистов по мировой истории послевоенного периода, был обвинен в европоцентризме.

Другой подход заключается в том, чтобы относить «мировую историю» только к периоду, когда мир стал связан экономическими институтами. Именно это имел в виду К. Маркс, когда он утверждал, что до 1500 г. не существовало единства мира в экономическом плане и поэтому выражение «мировая история» применимо

См.: Civilizations and World Systems, Studying World-Historical Change/ Sanderson S. (eds.). Walnat Creek (CF) etc, 1995; Conceptualizing Global History/Mazlish B. and Buultjens R (eds.). Boulder, 1993; Hodgyon М. Rethinking World History. Cambridge. 1993.

только к периоду после 1500 г., особенно к тому периоду, когда эру мировой истории открыла крупная промышленность. После того как мир был интегрирован капитализмом, он предположительно может быть впоследствии интегрирован коммунизмом. История экономически интегрированного мира, как ее представляют ученые марксистского направления, весьма отличается от глобальной истории, рассматриваемой в публикации Б. Мазлиша, который подчеркивает, что мир всегда был единым в плане природной среды.

Всемирная история, особенно та, которая была написана европейцами в XIX и начале XX в., совпадает с тем, что историки геополитики называют универсальными государствами или универсальными империями. Такого рода государства возникали тогда, когда периферийная территория, находящаяся в рамках государственной системы, достигала господства над другими государствами, создавая на относительно короткий период единую крупномасштабную политическую единицу. В статье Д. Уилкинсона, помещенной в сборнике «Цивилизации и мировые системы», проводится различие между универсальными государствами, которые объединяли под властью единого центра региональные территории и унифицировали местные особенности, и универсальными империями, которые управляли территориями, отличающимися значительной гетерогенностью. Он дает список из 23 универсальных империй, существовавших до 1500 г.

Было бы интересно узнать, сколько из этих 23 империй породили «универсальные истории» и как будет выглядеть сопоставление этих историй с теми образцами универсальной истории, которые дала Европа. Обычно обвинение против универсальных историй европейских ученых состоит в том, что в них в скрытом или явном виде проводится империалистическая позиция, в соответствии с которой вся история человечества охватывается единым метафизическим, а часто и телеологическим принципом. Они имели некоторое сходство с иудео-христианско-исламской мессианской традицией, а некоторые элементы были заимствованы из греческой мысли.

Не удивительно, что вновь и вновь приходится отстаивать положение, согласно которому универсальная история может существовать без налета европоцентризма. Для этого необходимо использовать представления об истории, заимствованные из разных цивилизаций. Однако достижение согласия в этом плане будет затруднительным: европейцы — не единственный народ, который считал себя центром мира.

Сторонники системного подхода не принимают во внимание культуру как первичный компонент, упуская тем самым жизненно важный фактор. Следует все же полагать, что общество как со-

вокупность имеет свою культуру, связанную с политикой и экономикой. Важным аспектом культуры является, конечно, религия. Однако И. Валлерстайн, А.Г. Франк и Д. Уилкинсон не считают религию отдельной системой. К тому же они не учитывают существенную роль религии в формировании политической культуры от ее изначального периода.

Большие дискуссии происходили между цивилизационщиками относительно соотношения между империями и цивилизациями. Они склонны подчас рассматривать, опредмечивать цивилизацию как пространство, имеющее определенные географические и исторические границы, так или иначе связанные с государствами. В свое время К. Квигли писал, что, когда универсальная империя, как политическая единица, в которой господство принадлежит ранее периферийному государству, начинает господствовать над целой цивилизацией, эта цивилизация и общество входят в золотой период мира и процветания, не претерпевая особых изменений, — до того, как она подвергается разрушению в результате натиска извне.

По мнению М. Мелко, цивилизации охватывают множество интегрированных систем. Д. Уилкинсон придерживается прямо противоположного взгляда. Он полагает, что цивилизации позднего периода представляли собой части крупных сетей отношений, сложившихся в результате того, что они в течение долгого периода были включены в единые макрогосударственные системы. По его словам, цивилизации основаны на военно-политических взаимосвязях, что включает в себя связи в форме конфликта (эту идею он заимствовал у Г. Зиммеля). Цивилизации — это мировые системы, критериями для которых являются города и закрытые сети отношений, а не письменность или культурное единство. Примерно в 1500 г. до н. э., по его мнению, египетская и месопотамская цивилизации соединились в относительно равной пропорции. На основе этого соединения возникает Центральная цивилизация, постепенно поглощающая все остальные цивилизации мира, и это поглощение носит асимметричный, неравный характер. В течение этого времени между цивилизациями возникали спорадические связи и коллизии, которые он называет конвергенцией. Конвергенция могла быть результатом войны, торговли, имперского владычества, миграций, культурного обмена или дипломатии. Вплоть до конца XIX или начала XX в. существовал цивилизационный плюрализм. Ни одна из цивилизаций не погибла, потому что гибель означала бы, что все ее города подверглись уничтожению или депопуляции. А так как этого никогда не происходило, лучше всего говорить о смене цивилизаций, а не о крушении и возрождении. В настоящее время,

согласно Д. Уилкинсону, существует только одна цивилизация, поглотившая остальные...

Последний вопрос заключается в следующем: может ли культурная преемственность сохраняться в современных условиях, и если может, какие формы и содержание будет принимать история по мере того, как Интернет стирает здесь и там различия и уничтожает время. Люди по-прежнему ищут смысла, надежды, стабильности и общения, но как найти все это в условиях разрушительных перемен? Если языком Интернета является английский, можно ли сказать, что проблема евроцентризма ушла в прошлое? Очевидно, многое еще остается выяснить в наших подходах к мировой истории.

Комментарии

Статья американской ученой К. Гилб дает содержательное представление о разнообразии подходов, которые наиболее приняты в современной западной (преимущественно американской) теории цивилизаций, и о дискуссиях, которые ведутся в последнее время вокруг вопросов о соотношении цивилизаций и мировых систем. Статья свидетельствует, что дискуссии далеки от завершения и выводы остаются проблематичными. Можно полагать, что такая познавательная ситуация отражает реальные процессы, происходящие в мире. Действительно, в определенных отношениях происходит становление единого (в смысле общего) пространства, т.е. действуют тенденции, ведущие к единообразию мировой экономики и культуры. Формируются не только глобальные экономические сети, подчиняющие деятельность самых различных субъектов общим принципам, но и происходит соответствующая социокультурная адаптация, приводящая к расширению общемировой культуры. Однако эти тенденции не отменяют социокультурного разнообразия, а также самобытности малых и больших культур. Напротив, мир сталкивается не только с явлением «этнического возрождения», но и устойчивостью или возрождением цивилизационных принципов как самобытности разных цивилизаций мира. Наряду с универсализацией одних аспектов и сетей взаимодействия, глобализация дает простор разнообразию других аспектов и субъектов. Более того, плюрализм, присущий постиндустриальному обществу, означает не только сохранение прежнего разнообразия, но и усиливающийся спрос на такое разнообразие. Поэтому антиномия мироведческих и цивилизационных исследований отражает различные измерения мировых процессов: «мир един и разнообразен».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

АБДЕЛЬ-МАЛЕК (Abdel-Malek) Ануар (р. 1924), египетский уче-
ный и координатор международных культурологических ис-
следований, в том числе проекта Университета ООН «Аль-
тернативы социокультурного развития в меняющемся мире»
(1978-1985). Соч.: Ideologie et renaissance nationale: l'Egypte
moderne (1964); Social Dialectics. V. 1. Civilizations and Social
Theory; v. 2. Nations and Revolutions (1981); Specificite et theorie
sociale (1977); Specificite et endogeneite/Clees pour une strategie
nouvelle du developpement (1984).

ABAHECOBA Галина Алексеевна (р. 1938), доктор социологичес-
ких наук, профессор МГУ, автор ряда работ по социологии
культуры и культурологии, в том числе: Динамика культуры
(1997).

АНДЕРЛЕ (Anderle) Отмар, австрийский историк, директор Ин-
ститута теоретической истории в Зальцбурге (Австрия), ге-
неральный секретарь Международного общества по срав-
нительному изучению цивилизаций (1960-1969). Соч.:

Geschichtswissenschaft (1960); Theoretische Geschichte (1963);

Ganzheitsforschung und Kulturwissenschaft (1965).

АРМИЛЛАС (Armillas) Педро, профессор Чикагского универси-
тета, исследователь цивилизаций Мезоамерики.

АРОН (Агоп) Раймон (1905—1983), французский социолог и пуб-
лицист. Соч.: Introduction a la philosopie de l'histoire (1967);

L'opium des intellectuels (1968); Les desillusions du progres (1969);

Penser la guerre: Clausewitz (1976).

АХИЕЗЕР Александр Самойлович, доктор философских наук,
специалист по философии истории, социологии и культуро-
логии, автор многих научных работ, в том числе: Россия:

Критика исторического опыта. Т. 1-3 (1991, 1997).

БАЛАШОВ Николай Иванович, академик РАН, специалист по
теории литературы.

БАТУНСКИЙ Марк Абрамович (1933-1997), российский исла-
мовед, с 1990 г. жил в Германии, автор многих статей об ис-
ламе и истории ислама в России.

БОЛИВАР (Bolivar) Симон (1783—1830), видный идеолог и лидер
борьбы за независимость испанских колоний в Южной Аме-
рике. Соч.: Obras completas (1947); Cartas del Libertador (1929-
1959); в русском переводе — Избранные произведения: Речи,
статьи, письма, воззвания. 1812—1830 (1983).

БРОДЕЛЬ <Braudel) Фернан (1902-1995), видный французский
историк, редактор влиятельного журнала «Анналы: экономи-
ка, общество, цивилизация», основанного Л. Февром и М.
Блохом. Соч.: Mediterrannee et la Monde meditarranneen de
Philippe II (1949); Civilisation materielle, economie et capitalisme,
XV-XVIII siecle (1968—1979); в русском переводе — Матери-
альная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVIII вв.
Т. 1-3 (1986-1992).

БЭГБИ (Bagby) Филип, профессор Калифорнийского универси-
тета. Соч.: Culture and History: Prolegomena to the Comparative
Study of Civilizations (1958, 1963).

ВАСИЛЬЕВ Леонид Сергеевич (р. 1930), русский востоковед, ав-
тор многих работ по истории религий стран Востока. Соч.:

Культы, религии, традиции в Китае (1970); История религий
Востока (1983); История Востока. Т. 1-2 (1993).

ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (1881-1959), мексиканский
мыслитель и общественный деятель. Соч.: La Raza Cosmica:

Mision de la raza iberoamericana (1925); Obras completas. V. 1—2
(1975—1978); в русском переводе — Боливаризм и монроизм;

Индология.

ВЕБЕР (Weber) Макс (1864—1920), немецкий социолог, фило-
соф и историк, основоположник «понимающей социологии».
Соч.: Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus
(1904-1905); Wirtschaft und Gesellschaft (1921); в русском пе-
реводе — Избранные произведения (1990); Образ общества
(1994).

ГИЛБ (Gilb) Корин (р. 1925), американская ученая, специалист
по проблемам урбанизации и теории цивилизаций, профес-
сор социологии Уэйнского университета. Соч.: Hidden
Hierarchies (1966); Third World Cities: Their Role in the Global
Economy/Cities in a Global Society (1989).

ГОНГ (Gong) Геррит, американский ученый, сотрудник Джорд-
жтаунското центра стратегических и международных исследо-
ваний в Вашингтоне. Соч.: The Standard of «Civilization» in
International Society (1984).

ГРИФФИТ (Griffith) С., американский военный историк.

ГРЮНЕБАУМ (Grunebaum) Густав фон Эдмонд (1909-1972), ис-
ламовед и арабист венской школы, эмигрировавший в 30-х гг.
в США и проработавший последние три десятилетия в Кали-
форнийском университете, глава востоковедного центра. Соч.:

Islam. Essays in the Nature and Growth of a Cultural Tradition
(1955, 1964); Medieval Islam: A Study in Cultural Orientation
(1953); Classical Islam: A History 600-1258 (1970).

ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992), русский историк, автор
многих работ по истории России и степных обществ Цент-
ральной Азии, в том числе: Этногенез и биосфера Земли (1979).

ГУРЕВИЧ Арон Яковлевич (р. 1924), доктор исторических наук,
заведующий центром по изучению истории культуры в Ин-
ституте всеобщей истории РАН. Соч.: Категории средневеко-
вой культуры (1984); Средневековый мир. Культура безмолв-
ствующего большинства. Избранное (1998).

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885), русский со-
циолог и естествоиспытатель, часто причисляемый к осново-
положникам теории цивилизаций, его основной труд: Россия
и Европа (1869, 1871, 1995).

ДЖЕРМАНИ (Germany) Джино, аргентинский социолог. Соч.: The
Strategy of Fostering Social Mobility; Politica y Sociedad en una
epocha de transition (1962); Political-Social Strategy and
Development in Latin America (вместе с К. Силвертом, 1962).

ДРУЖИНИН Александр Георгиевич, заведующий отделом в Се-
веро-Кавказском НИИ при Ростовском госуниверситете, ав-
тор многих работ по географии культуры, в том числе: Очер-
ки географии русской культуры (в соавторстве с С.Я. Сущим,
1994).

ДЮМОН (Dumont) Луи, французский ученый, автор многих ра-
бот в области социальной антропологии и культурологии. Соч.:

Homo hierarchicus (1965); Homo aequalis (1977).

EPACOB Борис Сергеевич (р. 1932), доктор философских наук,
академик РАЕН, главный научный сотрудник Института вос-
токоведения, главный редактор научного альманаха «Циви-

лизации и культура» (вып. 1-3, 1994, 1995, 1996). Соч.: Обще-
ственная мысль развивающихся стран (совместно с другими,
1988); Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки
общей теории (1990); Социальная культурология (1995, 1996).

ЗИНИН Сергей Васильевич (р. 1957), ведущий научной сотрудник
Института восточных культур РГГУ, автор статей по истории
китайской культуры, науки и философии. Соч.: Протест и про-
рочество в традиционном Китае (1997).

ИБН-ХАЛДУН (Ибн Хальдун) (Ibn Khaldun) Абдаррахман Абу
Зейд (1332—1406), знаменитый арабский социальный фило-
соф, историк и общественный деятель. Соч.: Книга поучи-
тельных примеров и сведений из истории арабов, персов, бер-
беров и других современных им могущественных народов
(1380?). В пространном теоретическом «Введении» («аль-Му-
каддима») к этой многотомной книге Ибн Халдун изложил
свою социальную философию.

ИГНАТЕНКО Александр Александрович (р. 1947), доктор истори-
ческих наук. Соч.: Ибн Халдун (1980); Халифы без халифата
(1988); В поисках счастья: Общественно-политические воззре-
ния арабо-исламских политических организаций на Ближнем
Востоке (1989); Как жить и властвовать (1994).

КАВОЛИС (Kavolis) Виктор (1930-1997), специалист в области
теории цивилизаций, профессор по сравнительному изуче-
нию цивилизаций в Дикинсон колледже, президент Между-
народного общества сравнительного изучения цивилизаций
(1977—1983 гг.), соредактор журнала «Comparative Civilizations
Review». Соч.: Civilization Analysis as a Sociology of Culture (1995).

КАЛЛО (Callot) Э., французский специалист по философии ис-
тории. Соч.: La societe et son environement (1952); Civilisation et
civilisations. Recherches d'une philosophie de la culture (1954);

Ambiguite et antinomies de l'histoire et de sa philosophie (1962).

КВИГЛИ (Quigley) Кэрол, профессор Джорджтаунского универ-
ситета. Соч.; The Evolution of Civilizations: An Introduction to
Historical Analysis (1961, 1979).

КЛАУЗЕВИЦ (Clausewitz) Карл фон (1780-1831), видный воен-
ный теоретик, прусский генерал. Соч.: О войне. Т. 1-3 (1832-
1834); в русском переводе — тот же труд (1932—1933, 1977).

КРЕБЕР (Kroeber) Альфред (1876—1960), американский ученый,
профессор Калифорнийского университета (Беркли) с 1901

по 1946 г., специалист в культурной антропологии, культуро-
логии и теории цивилизаций. Соч.: Configurations of Culture
Growth (1944); The Nature of Culture (1952); Culture: A Critical
Review of Concepts and Definitions (в соавторстве с К. Клакхо-
ном, 1952); Style and Civilization (1957).

КУЛБОРН (Coulborn) Раштон (ум. 1968), профессор Принстонс-
кого университета. Соч.: Feudalism in History (1956); The Origin
of Civilized Societies (1959, 1969).

МАКНЕЙЛ (McNeill) Уильям, профессор истории Чикагского
университета. Соч.: The Rise of the West: A History of the Human
Community (1970); The Pursuit of Power: Technology, Armed
Force, and Society (1982).

МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович (1765-1814), русский про-
светитель, первый директор Царскосельского лицея. Соч.: Рас-
суждения о войне и мире (1803).

МАРТИ (Marti) Xoce (1853-1895), латиноамериканский мысли-
тель, поэт, прозаик, публицист, лидер освободительной ан-
тииспанской борьбы на Кубе. Соч.: Obras completas. V. 1—27
(1963-1965); в русском переводе — Избранное (1956, 1974,
1978).

МЕЛКО (Meiko) Мэтью, профессор социологии университета в
Райт (штат Огайо), активный деятель американского Обще-
ства по сравнительному изучению цивилизаций. Соч.: The
Nature of Civilizations (1969); The Boundaries of Civilizations in
Space and Time (соредактор совместно с Л. Скотом, 1987).

Фон дер Муль (Von der Muhll) Джордж, профессор Калифорний-
ского университета (Санта Круз), автор многих статей по те-
ории цивилизаций.

НАСР (Nasr) Сейид Хосейн (р. 1933), профессор гуманитарного
факультета Тегеранского университета, канцлером Техноло-
гического университета Арья-Мер. После исламской револю-
ции эмигрировал в США. Соч.: Ideals and Realities of Islam
(1971); Science and Civilization in Islam (1968).

НИДЭМ (Needham) Дж., профессор Кембриджского универ-
ситета (Великобритания), руководитель Института Нидэ-
ма. Соч.: Science and Civilization in China (многотомное ис-
следование подготовлено в соавторстве с сотрудниками,
1954-1983); The Grand Titration: Science and Society in East
and West (1969).

ОТТЕРБЕЙН (Otterbein) К.Ф. (1918-1992), американский воен-
ный историк.

ПАНДЕЙ (Pandei) Раджендра, индийский социолог, профессор
Инджийского института технологии в Канпуре. Соч.: Sociology
of Development (1985).

ПАС (Paz) Октавио (р. 1914), мексиканский мыслитель и поэт,
дипломат. Соч.: El labirinto de la soledad (1981); Corricute alterus
(1967); Posdata (1970); в русском переводе — Поэзия, крити-
ка, эротика (1996).

ПЕРРИ (Perry) Марвин (р. 1934), американский историк, про-
фессор Нью-йоркского университета. Соч.: Arnold Toynbee and
the Crisis of the West (1981).

РАЙТ (Wright) Квинси (1890-1970), профессор Чикагского
университета, президент американской ассоциации полити-
ческих наук (1949 — военный историк). Соч.: A Study of War
(1942, 1965); War/The International Encyclopedia of Social
Sciences. V. 16.

PEBOH (Revon) Мишель, французский политолог и правовед кон-
ца XIX в. Соч.: L'arbitrage international, son passe, son present,
son avenir (Introduction «Philosopie de la guerre») (1892).

РЕДФИЛД (Redfield) Роберт (1897-1958), американский культу -
рантрополог, профессор Чикагского университета. Соч.: The
Folk Society of Yukatan (1942); The Primitive World and Its
Transformations (1953); Peasant Society and Culture (1956).

РИЧАРДСОН (Richardson) Дэвид, профессор Эдинборского уни-
верситета (Пенсильвания), специалист по теории цивилиза-
ций, автор ряда публикаций по теории цивилизаций в жур-
нале «Comparative Civilizations Review» и др.

РОБЕРТСОН (Robertson) Роланд, профессор социологии Питтс-
бургского университета, автор работ по социологии и глоба-
листике. Соч.: Globalization (1992).

РОДО (Rodo) Xoce Энрике (1871-1917), уругвайский мыслитель
и литератор. Соч.: Obras completas (1945-1958); La America nuestra
(1977).

РУДОМЕТОФ (Roudometof) Виктор, докторант социологии Пит-
тсбургского университета, автор ряда работ по проблемам гло-
балистики и национализма.

САГАДЕЕВ Артур Владимирович (1931-1997), российский восто-
ковед, арабист, исламовед, специалист в области сравнитель-
ной культурологии, переводчик многих трудов арабских фи-
лософов и автор научных работ, в том числе: Ибн-Рушд (Авер-
роэс) (1973); Ибн Сина (Авиценна) (1980).

САЙД (Said) Эдвард, арабский историк, работающий в Англии.
Соч.: Islam through Western Eyes (1980); Orientalism Reconsidered:

Arab Society: Continuity and Change (1985).

САРМЬЕНТО (Sarmiento) Доминго Фаустино (1811-1886), вид-
ный аргентинский мыслитель и общественный деятель, пре-
зидент Аргентинской республики (1868-1874). Соч.: Obras
completas (1948—1956); в русском переводе — Избранные про-
изведения (1995).

СЕА (Zea) Леопольдо (р. 1912), мексиканский философ, автор ра-
бот по истории философии в Латинской Америке и филосо-
фии культуры, профессор Национального автономного уни-
верситета. Соч.: Concientia y posililidad de lo mexicano (1952).

СЕРВИС (Service) Элман, английский историк. Соч.: Origins of
State and Civilization (1975).

СИНГЕР (Singer) Мильтон, американский социолог, профессор
антропологии в Чикагском университете. Соавтор книг:

Traditional India: Structure and Change (1959); Krishna: Myths,
Rites and Relations (1966), Structure and Change in Indian Society;

When a Great Tradition Modernizes: An Anthropological Approach
to Indian Civilization (1972).

СОРОКИН (Sorokin) Питирим Александрович (1889-1968), рос-
сийский и американский социолог, один из основоположни-
ков общей теории социологии. Соч.: Social and Cultural Dynamics.
V. 1—4 (1962); Sociological Theories of Today.

СТАРОСТИН Борис Сергеевич (р. 1944), доктор философских наук,
встоковед и специалист по проблемам теории модернизации.
Соч.: Становление и развитие социологической мысли Азии
и Африки/Развивающиеся страны: Социологическая мысль
и социальное развитие (1986); Освободившиеся страны: об-
щество и личность (1984); Роль буддизма в общественном раз-
витии Востока/уФилософия и религия на Востоке: XX век
(совместно с Ю.П. Старостиной, 1986).

СТАРОСТИНА Юлия Павловна, сотрудник ИНИОН. Соч.: Роль
буддизма в общественном развитии Востока/Философия

и религия на Востоке: XX век (совместно с Б.С. Старости-
ным, 1986).

СТИДМЕН (Steadman) Дж.М., научный работник библиотеки Хан-
тингтона в Сан Марино (США). Соч.: The Myth of Asia (1969).

СУЩИЙ Сергей Яковлевич (р. 1961), доктор социологических наук,
профессор Ростовского госуниверситета, специалист по геогра-
фии культуры. Соч.: Пространство культуры (1995); Очерки гео-
графии русской культуры (в соавторстве с С.Я. Сущим, 1994).

СУНЬ ЦЗЬГ (Sun Tze) (VI-V вв до н.э.), выдающийся полководец
и военный теоретик Древнего Китая. Автор трактата о воен-
ном искусстве.

ТЕЙНТЕР (Tainter) Дж., современный английский историк.

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд (1889-1975), видный британский
историк и цивилизационщик, в 1925-1955 гг. научный дирек-
тор Королевского института международных отношений, про-
фессор Лондонской школы экономики. Соч.: A Study of History.
Т. 1-12 (1934-1961); Civilization on Trial (1948); The World and
the West (1953); в русском переводе — Постижение истории
(1961); Цивилизация перед судом истории (1996).

УИЛКИНСОН (Wilkinson) Дэвид, профессор Калифорнийского
университета (Лос Анжелес), автор ряда публикаций по тео-
рии цивилизаций в журнале «Comparative Civilizations Review»
и др. Соч.: Revolutionary Civil War: The Elements of Victory and
Defeat (1975).

УОТТ (Watt) У. Монтгомери, британский исламовед.

ХАНТИНГТОН (Huntington) П. Сэмюэл, американский полито-
лог, профессор Гарвардского университета, директор Инсти-
тута стратегических исследований при Гарвардском универ-
ситете. Соч.: The Clash of Civilizations and the Remarking of the
World Order (1996).

ХОДЖСОН (Hodgson) М.Г.С. (1920-1968), американский историк-
исламовед. Соч.: The Venture of Islam: Conscience and History in
a World Civilization (1972-1975); Rethinking World History (1993).

ХОРД (Hord) Джон, американский историк.

ЧОУДХУРИ (Choudhuri) Нирад, индийский историк и публицист,
работы которого получили признание как в Индии, так и за
ее пределами. Соч.: The Continent of Circe (1965); Essay on Indian
Peoples (1970); Hinduism: A Religion to Live By (1979).

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1975), немецко-француз-
ский мыслитель, представитель философии культуры. Соч.:

Kulturphilosophie. Verfall und wieder aufbau der Kultur (1926—
1929); Le probleme de l'ethique dans l'evolution de la pensee
humaine (1952); в русском переводе — Культура и этика (1973).

ШЕМЯКИН Яков Григорьевич, научный сотрудник Института Ла-
тинской Америки, автор ряда работ по истории культуры и
общественной мысли Латинской Америки. Соч.: Латинская
Америка: традиции и современность (1987); Универсальные
ценности и цивилизационная специфика Латинской Амери-
ки (в соавторстве, 1995).

ЩЕРБАТСКИЙ Федор Ипполитович (1866-1942), русский иссле-
дователь буддийской философии. Соч.: The Conception of
Buddhist Nirvana (1927); Избранные труды по буддизму (1988).

ШИЛЗ (Shils) Эдвард, профессор Чикагского университета. Соч.:

Tradition (1981).

ШОХИН Владимир Кириллович (р. 1951), российский индолог. Соч.:

Древняя Индия в культуре Руси (1988); Брахманистская фи-
лософия (1992); Первые философы Индии (1997).

ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880-1936), немецкий философ
и историк, один из основоположников теории цивилизаций
и философии культуры. Соч.: Der Untergang des Abendlandes:

Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte (1920-1922); в
русском переводе — Закат Европы (1923).

ЭЙДЛИН Лев Залманович (1909-1985), российский китаевед и
переводчик. Соч.: Тао Юань-мин и его стихотворения; а так-
же переводы с китайского, составление, вступительная ста-
тья к книгам — Китайская классическая поэзия (1975, 1984);

Поэзия эпохи Тан: VII-X вв. (1987).

ЭЙЗЕНШТАДТ (Eisenstadt) Шмуэль (р. 1923), израильский уче-
ный, профессор Иерусалимского университета, социолог, спе-
циалист в области теории цивилизаций. Соч.: Tradition, Change
and Modernity (1973); Modernization: Protest and Change (1966);

Revolution and the Transformation of Society: A Comparative Study
of Civilizations (1978); Axial Age Civilizations (редактор-соста-
витель, 1986).

ЭЛИАС (Elias) Норберт (р. 1897), немецкий историк и специа-
лист в области теории цивилизаций. Соч.: Uber den Prozess
der Zivilization (1939); в переводе — The Civilizing Process:

Sociogenetic and Psychigenetic Investigations (1978); Die hofflische
Gesellschaft: Untersuchungen zur Sociologie des Konigstums und
der hofflischen Aristokratie (1983).

ЭКХАРД (Eckharde) Уильям (ум. 1992), американский психолог,
руководитель проекта по исследованию проблем мира. Соч.:

Civilizations, Empires and Wars: A Quantitative History of War
(1992).

ЭНГЕЛЬС ^Engels) Фридрих (1820-1895), немецкий философ и
социолог, один из основоположников марксизма, автор мно-
гих работ, в том числе: Происхождение семьи, частной соб-
ственности и государства (1884).

ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1963), немецкий философ, один
из основоположников экзистенциализма. Соч.: Vernunft und
Ziel der Geschichte (1952); в русском переводе — Смысл и
назначение истории (1991).

Наши рекомендации