М. Сингер. ИНДИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: СТРУКТУРА И ИЗМЕНЕНИЯ
Перевод осуществлен по изд.: Singer М. When a Great Tradition Modernizes: An Anthropological Approach to Indian Civilization. L., 1972.
(В анализе цивилизации выделяются два аспекта, воплощенные в соответствующих структурах: социальная и культурная. Социальная структура состоит из всей сети социальных отношений, которые соединяют различные общности на протяжении долгого времени. Эта структура включает в себя отношения родства, брачные отношения, торговлю, работу, религиозные паломничества, органы управления и политическую организацию, которые соединяют одну деревню с другой и деревню с городским центром.
Культурная структура цивилизации — это структура ее идей и культурных традиций. Эта структура настолько же сложна и неоднородна, как и социальная, так как в каждой цивилизации присутствуют высокие ценности «большой» традиции и низкие ценности и традиции «малой».
«Большая» традиция Индии отождествляется с корпусом санскритских текстов и ритуальной практикой индуизма и называется ее «санскритским индуизмом». На другом конце шкалы находится культура племен Индии, которую автор называет «народным» измерени-
ем «малой» традиции индуизма. А культура деревни является большей частью смешением народных элементов с элементами «большой» традиции. Племена и другие группы населения включаются в общую систему путем принятия ими санскритских богов и ритуальных форм; низкие касты, в свою очередь, стремятся повысить свой статус, все больше санскритизируя свои обычаи и верования, т.е. уподобляя их обычаям и верованиям высших каст. Этот двойной процесс распространения санскритского индуизма автор вслед за индийским ученым ?.?. Шринивасом назвал «санскритизацией».
Так как процесс смешения элементов в индуизме начался в самую раннюю эпоху, то он привел к появлению общества и культуры, где взаимодействие «большой» и «малой» традиций приобрело устойчивые формы.
При проведении полевых исследований в Индии ставились две основные цели: а) определить структуру «большой» традиции и механизм ее взаимодействия с «малой», б) рассмотреть особенности процесса трансформации этих традиций и роль городов в этом процессе.
Местом проведения полевых исследований был выбран Мадрас— крупный городской центр, где структура традиции оказывается сложнее, чем в деревне или небольшом городе, из-за постоянно происходящих изменений и глубокого влияния «чужой» культуры.
Города, являясь источником изменений, играют двойную роль в развитии цивилизаций: а) выдвижение на первый план и развитие местных традиций, б) введение или создание моделей поведения и мышления, которые выходят за рамки или вступают в конфликт с существующими местными традициями. В соответствии с этими двумя функциями городов авторы выделяют две стадии урбанизации: во время «первичной» урбанизации города обеспечивают связь и сообщение между «большой» и «малой» традициями; вторичная урбанизация нарушает единство и непрерывность цивилизации, внося «чужие» традиции, которые не могут быть быстро ассимилированы, на этой же стадии появляется интеллигенция, которая вытесняет слой образованных и, являясь проводником культурных нововведений, одновременно старается примирить их с «большой» и «малой» традициями.]
Единство и многообразие религиозных традиций Индии
Говорить об индуизме как о единой традиции было бы большим упрощением. Даже поверхностное сравнение самых известных священных текстов индуизма («Бхагавадгиты», «Бхагаватапураны», «Рамаяны», «Махабхараты») требует примирения очень разных, иногда противоречивых позиций по таким основополагающим вопросам, как монизм, теизм, вегетарианство и каста. Большая часть истории индуизма отражает попытки такого примирения. Это история образования школ и сект, временной политической поддержки одной ортодоксальной доктрины и устранения теорий, противоречащих ей, а также история непрерывного син-
теза. Это ни в коем случае не процесс чисто интеллектуального анализа, который приводит в результате к логически непротиворечивым выводам. Более верным является характеристика индуизма как большого резервуара верований и практик, из которого каждая секта брала в разное время разные позиции.
Санскритский индуизм
Несмотря на разнообразие сект и отсутствие единой церковной организации, многие ученые считают, что индуизм обладает внутренней целостностью и преемственностью. Одна из наиболее плодотворных попыток выявить целостность индуизма была сделана в книге индийского антрополога ?.?. Шриниваса в его исследовании «Религия и общество у кургов Южной Индии». В этой работе ?.?. Шринивас различает варианты индуизма в соответствии с географическим распространением: «всеиндийский индуизм», «полуостровной индуизм», «региональный индуизма» (наблюдается в отдельных регионах), «местный индуизм» (встречается на локальных территориях внутри региона).
Но концепция ?.?. Шриниваса отражает не только чисто географическое распределение: в ней дается определение «всеиндийского индуизма», воплощенного в корпусе санскритских священных текстов и ритуалов брахманов. Это отождествление предоставляет идеальный образец («эталон») индуизма и критерий для измерения его распространения среди различных групп и в разных регионах. Процесс распространения санскритского индуизма ?.?. Шринивас назвал «санскритизацией».