Критика концепции культурной самобытности

Как в западной науке, так и в работах ученых из развивающихся стран отмечаются следующие основные изъяны концепций самобытности: 1. Тенденция к конструированию однозначной определенности культур Запада и Востока, не учитывающей наличия в них полиморфизма, разнородных характеристик и принципов.

2. Антиисторизм, игнорирующий изменения в содержании культуры в различные периоды.

3. Умаление позитивной роли внешних влияний и заимствований.

4. Недооценка значимости производственной ориентации, внедрения принципов рационализма, научности и новаторства.

5. Недооценка значения противостояния «Севера» и «Юга» в сфере производства и необходимости преодоления зависимости именно в хозяйственной сфере.

6. Недооценка роли современной научно-информационной культуры, необходимой и для самостоятельного развития любого общества.

Очевидно, что целостная теория цивилизационного развития должна отразить все многообразие социокультурной действительности и ее динамики.

Глава VIII. Цивилизация и война

ОБЩЕСТВО И ВОЙНА В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ МЫСЛИ

Сунь-цзы. ВОЕВАТЬ, НЕ СРАЖАЯСЬ

* Цитируется по изд.: Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве/Конрад Н.И. Избранные сочинения. Синология. М., 1977. С. 26—30, 33, 37, 42, 44

Материалы главы подобраны и написаны О.В. Зотовым

Сунь-цзы сказал: Война — великое дело для государства, почва жизни и смерти, путь существования и гибели. Поэтому в ее основу кладут пять явлений. Первое — Путь, второе —Небо, третье — Земля, четвертое — Полководец, пятое — Закон. Путь — это когда мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений... Полководец — это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость... Если полководец будет применять мои расчеты, усвоив их, он непременно одержит победу... Они составят мощь, которая поможет и за пределами их.

Кто еще до сражения побеждает предварительными расчетами, у того шансов много, кто не побеждает (ими) — у того шансов мало. У кого шансов мало — не побеждает, тем более тот, у кого шансов нет вовсе.

Наилучшее — сохранить государство противника в целости, на втором месте — сокрушить. Наилучшее — сохранить армию противника в целости, на втором месте — разбить ее. Сто раз сразиться и

победить — это не лучшее из лучшего. Лучшее из лучшего — покооить не сражаясь. Поэтому самая лучшая война — разбить замыслы противника, на следующем месте — разбить его союзы, на следующем месте — разбить его войска. Худшее — осаждать крепости. Войско которое должно победить, сперва побеждает, потом ищет сражения. Войско, осужденное на поражение, сначала сражается... У первых копейки ценятся как бы рублями, у вторых — рубли копейками.

Тончайшее искусство!.. Пусть у противника сил будет много, можно не дать ему возможности вступить в бой.

Все знают, каким образом я победил, но никто не знает, как я организовал победу.

У войска нет неизменной мощи, как у воды — неизменной формы. Кто умеет в зависимости от противника управлять изменениями и превращениями, тот равен богам.

Устанавливаются на обмане, руководствуются выгодой, производят изменения путем разделений и соединений.

Нельзя идти вперед одной только воинской силой.

Просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, хороший полководец остерегается ее.

Гегемон не гонится за союзами и не собирает власть в Поднебесной. Он распространяет только свою волю и воздействует на противника своей мощью.

Просвещенные государи и мудрые полководцы... побеждали, превосходя всех других, потому что все знали наперед.

Знание наперед нельзя получить ни от богов, ни от демонов, ни путем умозаключений по сходству... можно получить только от людей... Поэтому просвещенные государи и мудрые полководцы умеют делать своими шпионами людей высокого ума и таким способом совершают великие дела.

Тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает ему управлять собой.

С. Гриффит. НЕ ОБАГРЯЯ МЕЧА

Перевод осуществлен по изд.: Griffith S.B. Preface/Sun Tsu. The Art of War. Oxford,1963.P.X-Xl.

В отличие от греческих и римских авторов, Сунь-цзы не уделяет основного внимания изобретению стратегем, поверхностных или переходных технологий борьбы. Его цель — создать систематическое Учение как руководство для правителей и полководцев в интересах

ведения ими войны умов, и войны успешной. Сунь-цзы уверен, что искусный полководец покорит армию противника не сражаясь, возьмет его города не осаждая и ниспровергнет его государство, не обагряя кровью мечей.

Сунь-цзы столь же уверен, что борьба на войне — это больше чем столкновение вооруженных людей. Интеллектуальные и моральные факторы на войне значат много больше, чем физические. Сунь-цзы предостерегает царей и командующих от надежды на чистую военную мощь. Он отказывается понимать войну как убийство и разрушение. Главная цель его стратегии — захват противника совсем или почти без ущерба (для обеих сторон).

Армия лишь наносит последний удар противнику, предварительно обезоруженному, уязвимому. Секретные агенты заранее дезорганизуют его тайными подрывными действиями, организуя «пятую колонну» в его рядах.

Трактат Сунь-цзы оказал глубочайшее влияние на китайскую и японскую военную мысль, а тем самым на историю этих стран.

Комментарии

Древнекитайский теоретик и полководец Сунь-цзы (VI—V вв. до н.э.) рассматривает войну как явление, связанное со многими факторами в поведении не только армии и полководца, но и государства, правителя и народа.

На протяжении многих веков трактат Сунь-цзы пользовался огромным признанием в Китае, Японии, Корее, а также в Монголии эпохи Чингиз-хана и в государстве Тимура. В народной мифологии Сунь-цзы подчас почитался как бог войны. Причину столь устойчивого влияния концепции древнекитайского мыслителя на последующие поколения следует видеть в том, что Сунь-цзы соединил стратегию войны с принципами цивилизационного устроения общества. Не отвергая войну как средство физического насилия, он придал ей характер рационального воздействия на противоположную сторону не с тем, чтобы ее уничтожить, а с целью подчинения и включения государства противника, если и насколько возможно, в состав своих сил.

Положения трактата легли в основу философской школы, разрабатывавшей общие принципы взаимодействия государства, общества и армии.

Наши рекомендации