Глава vi. динамика цивилизаций
Ибн Халдун. О ПРИЧИНАХ УПАДКА ЦИВИЛИЗОВАННОЙ ЖИЗНИ
Перевод осуществлен по изд.: Ibn Khaldun. The Muqaddimah: An Introduction ° ""toy/Translated by F. Rosenthal. L... 1958. V. 11. P. 106-107, 292-294.
[Ибн Халдун выделяет несколько основных и взаимосвязанных причин упадка цивилизованной жизни: 1) ослабление отношений взаимной привязанности и солидарности (асабийя), которая дает основу для самоорганизации и единства общества, для кооперации; 2) ослабление влияния религии, которая способствует объединению и согласию людей; 3) отчуждение власти от общества и привлечение к управлению инородных групп; 4) тирания как проявление явного произвола и своеволия, жестокости и нагнетания страха на общество; 5) нарушение принципа справедливости со стороны властей и вследствие социальное расслоение; 6) стремление к роскоши и деградация городской культуры.]
Одно из наиболее серьезных нарушений принципа справедливости, способствующее разрушению цивилизованного устроения: лишение имущества без должной компенсации, несправедливое принуждение людей к выполнению принудительных работ, предъявление неоправданных претензий, наложение обязанностей, не требуемых религией, собирание неоправданных налогов.
[Решения правителя, как правило, отклоняются от принципов справедливости. Обременительные указания, которые людям не под силу, оказывают пагубное воздействие на земные дела. По этой причине
люди все менее склонны проявлять повиновение правителю, что ведет к смуте и кровопролитию.]
Рост и усложнение городской жизни несут в себе начала ее разрушения.
[Оседлая городская жизнь ведет к принятию разнообразных прихотей, культивированию соответствующих предметов, распространению ремесел, придающих элегантность различным предметам роскоши. Укоренение привычек к роскоши вызывает стремление к увеличению доходов. Рост многообразия городской жизни ведет к возрастанию расходов. Присущее городской жизни стремление к роскоши подрывает устои хозяйственной деятельности и социального устроения. Как результат усердных, а подчас мучительных попыток удовлетворить потребности, вызванные такими прихотями, возрастают аморальность, злоупотребления, лицемерие, обман — все дозволено ради выгоды, достижимой любыми способами. Люди прибегают к любому мошенничеству для достижения своей цели. Население привыкает ко лжи, азартным играм, мошенничеству, подлогам, воровству, клятвопреступлению и ростовщичеству. Погоня за наслаждением, связанным с роскошью, побуждает многих изведывать все новые формы аморальности, они открыто обсуждают их, отбрасывая всякую воздержанность.]
Город изобилует всякого рода низкими людьми с порочными наклонностями. Они прибегают ко всякого рода уловкам и обману, чтобы защититься от наказаний за свои пагубные дела. В конце концов все это входит в привычку и становится чертой характера.
Комментарии
Выше приведены фрагменты из работы, которая оценивается как первая попытка создания самостоятельной науки об обществе, о роли государства и социальной динамике. Ибн Халдун уже в конце XIV в. приблизился к пониманию принципов цивилизационного устроения общества.
Дополнительно см.: Игнатеико A.A. Ибн-Хальдун.М.,1980.
А. Тойнби. О ХАРАКТЕРЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
КРИТЕРИИ РОСТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Является ли критерием роста цивилизации усиливающаяся власть над человеческим окружением? Рост власти над природой и средой?
Попробуем рассмотреть вопрос о том, является ли территориальная экспансия достаточным критерием роста цивилизаций? Очевидный признак прогресса в этой области — совершенствование техники. Легко допустить, что существует определенное соответствие между технической вооруженностью общества и успехами в покорении природы. Однако удается ли обнаружить соответствие между совершенствованием техники и социальными достижениями общества?
Согласно доминирующей концепции современной западной социологии, с легкостью усвоенной в обыденном западном сознании, такое соответствие признается как само собой разумеющееся. Более того, предполагаемая последовательность ступеней совершенствования материальной техники берется в качестве показателя прогрессивного развития цивилизации. В этой умозрительной схеме развитие человечества представляется чередой «эпох», различающихся своим технологическим характером. Несмотря на широкую популярность этой классификации, она явно нуждается в критическом пересмотре. И прежде всего она сомнительна именно в силу своей чрезмерной популярности. Обзор ряда фактов и ситуаций выявит с неизбежностью случаи, когда техника совершенствовалась, а цивилизации при этом оставались неподвижными или даже приходили в упадок; будут и примеры противоположного свойства, когда техника не развивалась, а цивилизация была весьма динамичной. <...>
Проследив историю нововведений в сфере военного дела, можно отчетливо видеть, что они сопутствовали не росту цивилизации, а надлому и распаду ее.
Искусство войны — не единственная сфера приложения технической мысли, находящейся в обратно пропорциональной зависимости к общему прогрессу социальной системы.
Возьмем теперь случай из совершенно противоположной области. Обратимся к главной и самой мирной сфере приложения рук человеческих — к искусству обработки земли. Если проследить развитие сельскохозяйственной техники на общем фоне эллинистической истории, то мы обнаружим, что и здесь рост технических достижений сопровождался упадком цивилизации... Латифундистское рабство было более массовым, более бесчеловечным и жестоким.
Ничто не могло избавить римский мир от того социального зла, которое принесло с собой это последнее достижение в области римского сельскохозяйственного производства и агротехники. Никакие реформы не могли остановить разрушительного действия системы, пока она сама не рухнула под бременем финансового кризиса. Этот надлом был частью общего крушения, разразившегося в III в. до н.э., и отдаленным следствием рабовладельческой системы землевладения, которая, подобно раковой опухоли, разъе-
дала ткани римского общества в течение предыдущих четырех столетий. <...>
Несоответствие между прогрессом в технике и ростом цивилизации очевидно в тех случаях, когда техника развивалась, а рост цивилизации прекращался и начинался застой. Но нет гармонии и тогда, когда в технике наблюдается застой, а цивилизация продолжает развиваться. Или же тогда, когда техника оставалась неизменной, а цивилизация деградировала... Западный мир унаследовал технику производства железа у Рима, как унаследовал латинское письмо и греческую математику. В социальном плане произошел катаклизм, эллинистическая цивилизация распалась, наступило междуцарствие, из которого выросла западная цивилизация. Но в царстве техники не отмечается соответствующего разрыва.
Даже в наше время, когда экспансия Запада и сопутствующая ей вестернизация мира зашли очень далеко, можно увидеть живых представителей каждой ступени развития техники — от современной машинной, которая придала западному обществу невиданную мобильность, и кончая техникой каменного века, которой до сих пор пользуются эскимосы и австралийские аборигены. (Т. VI. С. 227-235.)