Р. Редфилд, М. Сингер. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

Изучение цивилизаций поделено на две, хотя и не равные, сферы между представителями гуманитарных и социальных наук. Первые склонны обращаться к изучению прошлого той или иной цивилизации, обычно к ее «классическому периоду», вторые — к современной истории. Гуманитарии «опрашивают» тексты, памятники и картины; приверженцы социальных наук «опрашивают» народы. В гуманитарных науках цивилизация изучается через рассмотрение творений наиболее мыслящих и творческих умов, в социальных науках — через достижения и характер мышления множества простых людей. Вследствие дробления научных дисциплин и изучаемые нами цивилизации становятся расчлененными, в результате чего утрачивается связь между прошлым и настоящим, текстом и контекстом, философом и крестьянином.

Перевод осуществлен по изд.: Redfield R., Singer M. Foreward to: G.E. von Gmnebaum. Islam. Essays in the Nature and Growth of a Cultural Tradition. L., 1961. P. VI I-VIII.

В этом состоянии академической науки совершенные творения, зафиксированные в великих произведениях мыслителей и художников, не имеют заметного отношения к проблемам и человеческим стремлениям современности. До тех пор пока ученый гуманитарий отказывается воспринимать всерьез настоящее и не проявляет никакого интереса к жизни обычного деревенского населения и до тех пор пока представитель социальных наук пренебрегает «работой в библиотеках» и не стремится соединить свое исследование с рассмотрением обычной жизни в высоком искусстве и деятельности институтов образования по целенаправленному культивированию умов и нравов, картина цивилизации, которую рисуют те и другие, останется неполной.
В работах Г. Грюнебаума об исламе мы видим прекрасное соединение гуманитарного и социального подходов. Как по размаху концепции и методам культурологического исследования, так и по отбору проблематики мы находим в них соединение социальной науки с культурной антропологией. В его книге «Ислам. Очерки о природе и формировании культурной традиции» рассматриваются три основные проблемы в исламской цивилизации: 1) рост среди мусульман сознания принадлежности к общей культуре; 2) выражение единства исламской цивилизации в литературе, политической мысли, науке, устроении города; 3) взаимодействие ислама с другими цивилизациями. Эти проблемы подлежат рассмотрению при изучении каждой цивилизации, и только их полноценное освещение может дать целостную картину цивилизации и присущих ей культурных процессов, поддерживающих преемственность в ее движении от прошлого к настоящему.
Комментарии. В данном фрагменте приводится высказывание двух видных американских культурологов о различии и взаимодополнительности двух основных подходов в изучении культуры вообще и цивилизации в частности, получивших развитие в рамках гуманитарных и социальных наук. Это расхождение прежде всего разделяет постигающий подход, целью которого является полноценное выявление «внутренних смыслов» того или иного текста, произведения, направления, элемента культуры, и познавательный анализ, дающий возможность выявить реальное функционирование явлений культуры, связь различных компонентов культуры между собой и со всей системой социальной регуляции, а также смысл исторических судеб культурных явлений. Внимание к социальной нагруженности культурных феноменов переходит в рассмотрение закономерностей функционирования социальной жизни в ее социокультурных измерениях. Такой анализ в немалой степени смыкается с собственно социологическим подходом, однако рамки социологии приходится сильно расширить, чтобы включить в нее изучение крупномасштабных исторических процессов, макроизменения в духовной жизни общества, соотношение различных компонентов социальной регуляции и т.д. (См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.).

В. Каволис. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Перевод осуществлен по изд.: Kavolis V. Civilization Analysis as a Sociology of Culture. N.Y., 1995. P. 1-IV, 10-17, 18, 105-120. В дальнейшем при цитировании этого издания в тексте после приведенного фрагмента в скобках указываются страницы

Наши рекомендации