Мода как специфическая форма поведения и пол
[При написании данного раздела я опирался на данные, приведенные в книге М. И. Килошенко, 2001.]
Мода — это средство формирования аттракции, т. е. специальной установки на восприятие, в основном эмоционально-положительное, одного человека на другого. Следовательно, мода играет положительную роль в межличностном общении, прежде всего в формировании привлекательности одного человека для другого, что отмечал еще Г. Гегель в «Феноменологии духа». Однако у моды есть и другая функция — она подчеркивает половую идентификацию, что было отчетливо выражено уже в египетских костюмах Древнего царства (2780-2280 гг. до н. э.). Социальная роль женщины отражена в костюмах народов передней Азии (III-I тыс. до н. э.) и крито-микенском костюме (2600-1250 гг. до н. э.). Костюмы Древнего Рима (V в. до н. э. — V в. н. э.) акцентируют величественность в мужском костюме, кокетство и красоту — в женском. В средневековье в костюмах находят отражение аскетизм мужчины и утонченность женщины. Галантность мужчины и великолепие, жеманство женщины проявляются в одеждах XVII в. Хотя время от времени женская одежда походила на мужскую, и это становилось предметом осмеяния в карикатурах.
«Кто из них мужчина, а кто женщина?» Английская карикатура, 1787 г.
<Наряд — предисловие к женщине, а иногда это и вся книга. Н. де Шамфор>
Новое положение женщины XIX в. в буржуазном обществе определило интенсивное развитие женской моды, в то время как мужская форма одежды все более стабилизировалась.
Во времена Людовика XIV (1638-1715 гг.) богатые мужчины носили такие же яркие одежды, как и женщины, а уже в начале XIX в. праздничная одежда мужчин стала гораздо скромнее нарядов женщин, а затем женщины стали носить одежду, сходную с одеждой мужчин
<К чему стремятся женщины в этой жизни, как не к тому, чтобы возможно больше нравиться мужчинам? Не этой ли цели служат все их наряды... дорогие безделушки? Мази, благовония, раскрашенные лица, подведенные глаза, искусно увеличенные округлости? Эразм Роттердамский>
Объясняли легкую изменчивость моды женщин тем, что они страстно любят изменения и всегда стремятся к новизне. К тому же они особенно охотно следуют эстетическим внушениям, идущим от журналов мод, презентаций новых коллекций одежды. Женщины при выборе модной одежды склонны прислушиваться к мнению окружающих. Большинство из них (72 %, по данным М. И. Килошенко, 2001) могут пожертвовать удобством одежды ради того, чтобы произвести впечатление на других людей (как писала одна из журналисток, ее страстным желанием является купить какую-то тряпку, нацепить на себя и радоваться, что это кого-то проняло и достало [Козлова О. Страшно потерять себя // Независимая газета. — 1999. — 19 февр.]), в то время как мужчины ориентированы, в основном, на свое мнение и выбирают одежду не только модную, но и удобную. Социальный психолог И. С. Богардус (E. Bogardus, 1942) пишет по этому поводу: «Женщины часто сбиваются с ног в поисках наряда, который одновременно был бы и модным, и подходил по индивидуальным критериям. Ежегодно женщины расходуют огромное количество энергии, следя за изменением форм и деталей одежды» (с. 311). Правда, многие женщины чувствуют бессмысленность постоянно изменяющихся мод, но покорно подчиняются изменениям, так как это необходимо для поддержания статуса. Кроме того, покупка новой одежды, по данным М. И. Килошенко (2001), поднимает настроение у 56 % женщин. У большинства женщин окончательный выбор модной одежды сопровождается повышением эмоционального тонуса, проявлением различных по качеству и интенсивности эмоций. Психологическое же состояние мужчин характеризуется как эмоционально-когнитивное или сдержанно-рассудительное (табл. 8.7).
Таблица 8.7. Эмоции респондентов после выбора модной одежды
Женщины | Мужчины | ||
Эмоция | Количество ответов, % | Эмоция | Количество ответов, % |
Удовольствие | Удовольствие | ||
Радость | Интерес | ||
Возбуждение | Радость | ||
Интерес | Возбуждение | ||
Активность | 32,5 | Напряжение | |
Напряжение | Активность | 7,5 | |
Уверенность | 7,5 | Уверенность | 7,5 |
Большую значимость одежды для женщин, чем для мужчин, отметил в своей книге Дж. Грей (2001): женщины «не носят униформу, как марсиане (чтобы показать всем свое положение). Наоборот, им нравится одеваться по-разному каждый день, по настроению. Личностное самовыражение очень важно для них, особенно если речь идет о чувствах. Они могут сменить одежду несколько раз в день, в зависимости от настроения» (с. 481).
Динамичный стиль жизни и стремление к равноправию полов в XX в. определили развитие модных течений: в облике женщины появляются черты независимости, решительности, приспособляемости к условиям труда и быта. Женские костюмы все больше напоминают мужские.
Характерным для женской моды является кодирование в ней определенной информации для мужчин. Среди женщин, принадлежавших к африканским племенам, использование передника являлось знаком того, что она неприкосновенна для постороннего мужчины. Среди крестьянок Европы ношение на голове платка означало, что эта женщина замужем. Выбор той или иной одежды, ее цвета может подчеркивать характер и идентификацию человека с тем или иным полом. Так, светлые тона в одежде усиливают впечатление женственности, игривости, темные — мужественность, сдержанность. Считают, что синий мужской галстук свидетельствует о надежности выбравшего его человека, преобладание ярко-красного цвета в рисунке галстука выдает мужчину амбициозного и энергичного, стремящегося к власти. Темно-красный цвет предпочитают уверенные в себе мужчины, светло-зеленый отличает мужчин, высоко оценивающих себя и предъявляющих высокие требования к окружающим. Мужчины, ценящие уют и тепло семейного очага, выбирают темно-зеленые или оливковые галстуки (Т. Демидова, 1998).
При моделировании костюма учитываются особенности мужской и женской фигур, психология мужчин и женщин.
В то же время в личности обоих полов имеются как мужские, так и женские начала, которые часто обозначаются понятиями «инь» и «ян», заимствованными из китайской литературы. Инь означает деликатность, мягкость, нежность, чувствительность, утонченность, хрупкость, прелесть, т. е. женские черты; ян — стойкость, решительность, силу, энергию, выносливость, т. е. мужские черты. Инь ассоциируется с утонченностью зимнего узора на окне, ян — с прочностью сосны. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция усиления ян в женщинах и инь — в мужчинах сказывается и на современной моде. Маскулинные женщины часто придерживаются мужской линии одежды: ношение брючных костюмов, рубашек и джемперов, одежды типа «сафари». Фемининные мужчины склонны к романтическому стилю в одежде, их костюмы выполнены из традиционно женских тканей, мягких по фактуре и разнообразных по цвету.
Эротизм в одежде.Некоторые авторы были склонны видеть конкретные причины той или иной моды в одежде мужчин и женщин во влиянии эротических представлений. Например, появление у женщин высокого каблука объясняли тем, что он делает осанку особой, усиливает пресс, что «молодит» фигуру, делает ее более сексуально привлекательной, при этом размер ноги зрительно уменьшается и пятка принимает вид фаллического символа.
Замечено, что после особо кровавых войн 1812 г., 1914-1918 гг. и 1940-1945 гг. женское платье постепенно укорачивалось. Очевидно, это связано со стремлением придать женщинам большую сексуальность для более успешной борьбы за сердца резко уменьшившегося мужского контингента.
«Война — длинная, юбки — короткие». Во время Первой мировой войны появилась мода на короткие широкие кринолины (карикатура 1916 г.)
Знаки сексуальности и эротики наиболее ярко проявляются в женском платье. Дж. С. Флюгель (цит. по М. Килошенко, 2001) выдвинул теорию, согласно которой бесконечные изменения женской моды объясняются явлением, которое он назвал «изменение эрогенной зоны». Любая часть женского тела в противовес мужскому является привлекательной для противоположного пола. Каждая из зон накапливает «эротический капитал», или скрытое очарование, в течение того периода, когда костюм закрывает зону. Зона может «вступить в эксплуатацию» по прошествии некоторого времени, когда накоплен достаточный «капитал». Эксплуатация эрогенной зоны осуществляется либо путем раскрытия ее (например, декольте), либо плотным прилеганием, либо с помощью других приемов, хорошо известных модельерам.
В Европе XVIII — начала XIX в. усиленно эксплуатировалась верхняя эрогенная зона, последние десятилетия XX в. ознаменовались эксплуатацией нижней эрогенной зоны с введением в моду мини-юбок, коротких платьев, облегающих брюк, купальных костюмов в стили бикини. С давних пор используются прозрачные и полупрозрачные ткани, подчеркивавшие волнующие формы женской фигуры и грациозную пластику женского тела.
Эротизм время от времени проявляется и в мужской одежде. Брюки, вошедшие в моду у римлян, в течение многих столетий изготовлялись из двух не сшитых между собой половин, которые связывались только на поясе. В XIV в. к передней части брюк стали прикреплять особый мешочек со шнурком. В XVI в. его стали подбивать ватой, намеренно подчеркивая половой орган. В конце XVIII в. эта деталь мужских брюк сменяется скромным клапаном. В настоящее время сексуально выглядит мужчина в кожаных брюках и трикотажном джемпере или сетчатой футболке или рубашке-поло. Сексуальную привлекательность мужчине придает одежда, выполненная в охотничьем стиле и стиле «сафари». Даже костюм в полоску может взволновать женщин. Сексуальная интрига присутствует и в военной форме, потому что мужественна и романтична и в то же время чуть театральна. А женщины — страстные поклонницы театра (О. Михайловская, 1996).