Самопрезентация как важнейший элемент культуры менеджера.
Имидж — это эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж может быть как положительным, так и отрицательным. Так, кто-то притягивает и нравится, а кто-то вызывает отвращение. Как правило, имидж — явление положительное. В имидже наиболее ощутимо проявляются качества, благодаря которым достигается эффект притягательности данного субъекта в глазах других людей. Чтобы достичь успеха, необходимо знать, какие черты и качества кажутся привлекательными и позиционировать эти качества другим.
Самопрезентация — это процесс, посредством которого человек старается сформировать у других людей впечатления о самом себе. Успех самопрезентации зависит от умения представить себя другим людям, умения подать себя, привлечь к себе внимание, актуализировать интерес людей к своим качествам. Целью самопрезентации является создание и донесение своего имиджа до других людей.
Самопрезентация является неотъемлемой частью человеческой натуры. Выделяют несколько основных причин. Люди занимаются самопрезентацией, потому что она позволяет:
- Получать от других людей нужные ресурсы (материальные, информационные, эмоциональные и прочие).
- Конструировать образ собственного Я. Образ себя зависит не только от наших собственных убеждений, но также и от того, как, по нашему мнению, нас видят другие. Если окружающие смеются над вашими шутками, это будет формировать у вас представление, что вы — человек остроумный, несмотря на то, что сами вы в этом не уверенны. Если о вас говорят как о компетентном и знающем — со временем вы сами поверите в это. Хотите быть — умейте казаться (веселым, решительным, находчивым и т.д.).
- Относительно гладко протекать социальным контактам. Чуткое отношение к "сохранению лица" ценится практически во всех культурах.
Основные стратегии приобретения расположения людей — это:
1. Выражение своей симпатии к другому человеку. Комплимент, сделанный деликатно, является эффективным способом приобретения расположения. Еще один способ — это улыбка и невербальные знаки внимания к собеседнику (кивки головой, взгляд на собеседника)
2. Создание видимости сходства. Людям нравятся те, кто похож на них самих или на приятных им людей.
3. Увеличение своей физической привлекательности. Красивых людей считают более честными и общительными, они имеют больше шансов быть принятыми на руководящие должности и общественные посты
4. Демонстрация собственной скромности. Люди, которые умаляют свои успехи, вызывают больше симпатии, чем те, кто ими хвастается.
В формировании имиджа важно не только стараться быть симпатичным и привлекательным. Важно стремиться к компетентности и, в некоторых случаях, выглядеть человеком, обладающим связями, высоким статусом и властью.
Стиль и цветовая гамма одежды.
При высокой конкуренции недостаточно быть просто квалифицированным и опытным специалистом, чтобы получить желаемую работу или успешно руководить своим предприятием. Все большие требования в деловой сфере предъявляются к внешнему облику профессионала.
Со вкусом одетый, энергичный, подтянутый — таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемый окружающими.
Для потенциального партнера или клиента костюм делового человека служит своеобразным кодом, свидетельствующим о степени его солидности и надежности.
Поэтому при создании делового стиля необходимо самым серьезным образом отнестись к своему деловому гардеробу.
Процесс создания эффективного делового имиджа, в том числе и рационального гардероба, начинается с поиска индивидуального стиля. Деловой человек, особенно руководитель, не может позволить себе носить вещи, которые ему не совсем подходят.
Однако деловой стиль предъявляет более строгие требования к уровню и направленности стиля, чем индивидуальный стиль. Профессиональный имидж означает внешнее соответствие как виду деятельности, так и ситуации общения.
В общем случае самый приемлемый для работы — классический стиль. Классика в данном случае — все, что устоялось, стало не столько модой, сколько стилем. Главные требования к деловой одежде – сдержанность и комфорт.