Составляющие имиджа делового человека.
Имидж– умение вести себя в обществе, создавать в глазах окружающих то, что называют своим неповторимым лицом. Существует несколько вариантов имиджа:
· зеркальный – этот имидж характерен для взгляда со стороны;
· текущий – это имидж, свойственный представлению человека о самом себе;
· желаемый – отражает то, к чему мы стремимся;
· корпоративный – вариант имиджа организации в целом;
· харизматический – это имидж, которому приписывается образ вождя, лидера;
Основные компоненты имиджа делового человека:
1. Внешний облик.
2. Тактика общения.
3. Деловой этикет и протокол.
4. Этика делового общения.
Прежде всего это естественность поведения, непринужденность в обращении. Непосредственность без фамильярности, дружелюбие без слащавости, прямота без грубости, искренность без хитрости, откровенность без назойливости. Все это вместе можно назвать тактом. Тактичный человек терпимо относится к окружающим, никогда не ставит других в неловкое положение.
Признаки такта – не вмешиваться в чужие дела, не ныть и не жаловаться на свои трудности.
Такт – это также скромность и стремление оставаться в тени, не делать другим замечаний. И при всем этом соблюдать собственное достоинство, уважать не только окружающих, но и себя.
В русском языке все эти качества получили название «интеллигентность».Нужно терпеливо воспитывать в себе интерес к людям. Одно из главных «упражнений» – терпеливо и с любопытством выслушивать других. Отличительным качеством его имиджа является речь.Следует говорить негромко и спокойно. В острой ситуации помнить золотое правило: содержание речи, аргументация должны быть твердыми, а форма выражения – мягкой (чаще бывает наоборот). Старайтесь говорить коротко и весомо. Избегайте слов-паразитов: «как говорят», «честно сказать», «вот», «ну» и т. п. Жесты и мимика должны быть сдержанными. Не переходите на «ты», особенно если ваш собеседник моложе вас или ниже по положению. Деловую беседу лучше вести, сидя рядом (на расстоянии вытянутой руки). Старайтесь во время деловой встречи периодически смотреть собеседнику в лицо. Желательно не делать ничего руками (не вертеть карандаш или пепельницу, не листать блокнот и т. п.) – это отвлекает и снижает значимость беседы. Не следует, конечно, постоянно поглядывать на часы, поправлять галстук, пить воду – одним словом, суетиться. Помогает деловой беседе доброжелательная улыбка, уместная шутка, хороший юмор.
Поговорим еще об одном важном проявлении стиля и имиджа менеджера – о его одежде.Провожают, как известно, по уму. Встречают, увы, по одежке. Одежда должным образом настраивает по отношению к нам окружающих. Для делового человека одежда – это его визитная карточка.
Внешнее впечатление.
На впечатление, которое производит человек, влияют:
1) его внешний вид;
2) окружающие человека люди и вещи;
3) речь;
4) манеры.
Внешний вид делового человека имеет немаловажное значение. "Ваш внешний облик - это символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент, ваши финансовые возможности, ваш вкус, иногда даже, каково ваше семейное положение и многое другое". Оттого, какое впечатление мы производим, в значительной мере зависит отношение к нам.
В костюме делового человека предполагаются опрятность, хорошее качество материала и исполнения, соответствие деловому стилю, основные черты которого - строгость, удобство, практичность.
Прическа должна быть не только аккуратной, но и красивой, свидетельствовать об интересе ее владельца к своей внешности.
Деловые люди ходят в удобной обуви, женщины - на каблуках средней высоты.
Макияж подчеркивает достоинства внешности и при этом не бросается в глаза.
Модная дешевая бижутерия в деловом мире неприемлема. Предпочтительны скромные украшения из драгоценных металлов. Кольцо - с небольшим камнем, не отвлекающим внимание.
Окружающие человека люди и вещи не случайны, и их выбор порой больше, чем сам человек, говорит о его жизненных симпатиях, установках, отношении к людям и к себе.
Если вы хотите произвести впечатление солидного, уважающего себя человека, ваши визитка, зонт, портфель, записная книжка, ручка должны быть отличного качества. Предметы, которые окружают человека, являются как бы его продолжением и слагаемыми имиджа. Для хозяина кабинета эго-протяженными будут и его кресло, и стол, и вся обстановка.
Речь делового человека производит благоприятное впечатление, если он не только умеет ясно и последовательно выражать свои мысли, не испытывает затруднений в выборе слов, но и произносит слова правильно, достаточно громко и отчетливо, с естественной интонацией, имеет голос приятного тембра и высоты.
Манеры делового человека - это манеры человека воспитанного, естественно следующего правилам культуры поведения и делового этикета. Импонирует уверенность без самоуверенности и развязности. Суетливость и нервозность противопоказаны.
И. Криксунова в книге "Создай свой имидж" обобщила свои наблюдения, выделив семь наиболее распространенных стилей, каждый из которых по-своему привлекателен:
- консервативный;
- классический;
- экстравагантный;
- эротический;
- спортивно-непринужденный;
- загадочный;
- пассивно-женственный.