Культура штрихованной керамики
Большая часть средней Белоруссии в раннем железном веке была занята культурой штрихованной керамики, впервые выделенной в 20…30-е годы А. Н. Лявданским.
Наиболее характерной чертой культуры является весьма своеобразная «орнаментация» сосудов: внешние, а иногда и внутренние поверхности их покрывались сплошной штриховкой пучком соломы или травы по необожженной глине. Направление штрихов в целом беспорядочное, хотя можно отметить преобладание вертикальной и диагональной штриховки. Эта особенность керамики настолько заметна и устойчива, что позволила не только легко определить ареалы культуры, но и дала название самой археологической культуре.
В своем чистом, неосложнённом другими культурами виде область «штрихованной керамики» вписывается в следующие границы: на севере — верховья рек Диены, Ушачи, Улы, Березины; на востоке — течения рек Друти и Усях-Бука до низовьев Березины. На юге граница поворачивала к городам Слуцку и Клецку.
Фрагменты штрихованной керамики.
Западная граница культуры проходила приблизительно по Неману. Памятники штрихованной керамики имеются в Литве и в несколько своеобразном варианте — в Латвии и Эстонии [18].
За пределами этой основной области культура штрихованной керамики встречается в смешении с памятниками других культур, что объясняется, с одной стороны, нестабильностью границ между различными культурами, с другой — взаимовлиянием их друг на друга.
Исследование городищ со штрихованной керамикой началось в 20…30-е годы. Наиболее крупные раскопки до войны были проведены на Банцеровском городище под Минском, где вскрыто свыше 200 м2 площади. Меньший масштаб имели раскопки на Черкасовском и Германовском городищах под Оршей и городище возле д. Селище под Слуцком. В 1948…1955 гг. проведены обследования и раскопки на городищах Лабенщина, Збаровичи, Новоселки, Киния, Старая Рудица, Качановичи, Августово, Некасецк, Вязынка, Малышки и Каменка.
Вопрос о хронологии памятников культуры штрихованной керамики еще не вполне разработан. По мнению основного исследователя этой культуры А. Г. Митрофанова, наиболее ранние памятники пока датируются III…II вв. до н. э., что отнюдь не исключает предположения о более древнем возрасте культуры в целом. Возможно, по времени возникновения она синхронна милоградской. Поздние памятники культуры штрихованной керамики относятся к IV…V вв. н. э. [18].
Культура штрихованной керамики пока известна только по поселениям. Они были укрепленные и неукрепленные. Археологически изучены городища, располагавшиеся на естественно защищенных мысах, отдельных холмах, на крутых берегах рек и озер.
Замечено, что на раннем этапе существования культуры городища не имели искусственных оборонительных сооружений в виде валов и рвов. Примером может служить одно из самых ранних городищ этой культуры — Августовское. Однако вполне возможно, что по краю городища обносились деревянной оградой. Следы такой стены были обнаружены при раскопках городища в Вязынке [17].
Позже стали сооружаться валы и рвы, окружавшие поселение иногда в несколько рядов. Валы устраивались на площадке городища, внизу у его подножья или на склонах. На гребне вала иногда сооружалась деревянная стена из толстых горизонтальных бревен, закрепленных между вертикальными столбами.
В пределах основной области распространения культуры до сих пор не обнаружены погребальные памятники, синхронные поселениям.
По наблюдению А. Г. Митрофанова, городища культуры штрихованной керамики располагались группами по 2…4 поселения в каждой. По-видимому, каждая группа принадлежала отдельному роду. В ранних поселениях жилые постройки возводились по краю площадки городища. В центре располагались хозяйственные сооружения. Во
~ 29 ~
II…III вв. н. э. жилая застройка производится также и в центральной части поселений [19]. Характерным для
культуры типом жилища был большой наземный деревянный дом, разделенный на несколько помещений, площадью
22…25 м2.
Остатки наземных жилищ на городище Малышки. (Раскопки А. Г. Митрофанова.)
1 — очаги; 2 — глиняная обмазка стен; 3 — ямы от столбов.
Весьма своеобразный план имело большое жилище, обнаруженное Митрофановым на городище Вязынка. Оно состояло из трех неодинаковых помещений. Самым крупным было южное помещение, имевшее длину не менее 11,0 м и ширину — 4,4 м. К северной стене его вплотную примыкали еще два помещения. Северо-западное имело размеры 5,2х5,0 м, северо-восточное— 6,3х5,0 м.
Большие прямоугольные постройки (18х7 м) Малышкинского городища строго членились на четыре приблизительно одинаковых помещения.
Конструкция стен, по-видимому, была различна. На Збаровичском городище основу стен, по мнению Митрофанова, составляли вертикальные столбы, служившие также опорой перекрытия.
На других памятниках отсутствие достаточного количества столбовых ям вдоль стен построек дает основания предполагать иной характер приемов домостроительства. Очень возможно, что из поселений культуры штрихованной керамики происходят древнейшие в Белоруссии постройки срубного типа.
Остатки построек на городище Малышки.
Примечательной особенностью построек культуры штрихованной керамики является часто обнаруживаемое обмазывание стен глиной. Остатки глиняной обмазки с отпечатками дерева в некоторых случаях дают точный план исчезнувших построек. В этом смысле особый интерес представляет замечательный комплекс идеально спланированных построек, вскрытый раскопками Митрофанова на городище Малышки. По-видимому, все помещения внутри большого малышкинского дома были жилыми, так как в них обычно удается проследить остатки открытых очагов, сохранившихся местами чуть ли не в своем первоначальном виде. Конструкция очагов была очень устойчивой: несколько приподнятый край из камня или глины придавал очагу круглую или овальную форму длиной 1,4...1,5 м, шириной 1,2…1,3 м. Внутренняя планировка жилищ отличалась большой стабильностью. Так, в жилищах Малышкинского городища в каждом помещении обнаружено по 3…4 очага, которые за время долгого существования построек были последовательно возведены точно один над другим. Внутри некоторых жилищ на уровне очагов встречались площадки из выложенных в один ряд камней, многие из которых были расколоты и сильно обожжены.
Скопления камней в поселениях штрихованной керамики — явление довольно обычное. Особенно много их по краям площадок городищ.
Почти на каждом исследованном городище обнаруживаются следы обработки железа. На поселениях близ Лабенщины, Свидна, Кимии и других были найдены остатки домниц. На Вязынковском городище выявлены обломки глиняных печей-горнов. Несколько ям, обмазанных глиной и заполненных шлаками, встречено на
~ 30 ~
Малышкинском городище. Многочисленные куски шлаков, как правило, фиксируются при раскопках почти каждого поселения. Железные изделия представлены топорами, зубилами, серпами, ножами, шильями, иглами, наконечниками копий, дротиков и стрел, пряжками, фибулами, булавками.
Железный топор (1), серпы (2, 3) и наконечник копья (4) из поселений культуры штрихованной керамики.
(Раскопки А. Г. Митрофанова.)
рисунок наконечника копья отсутствует
В значительно меньшей степени было развито бронзолитейное дело. Изделий из бронзы найдено сравнительно немного. Есть основания полагать, что многие украшения и бытовые вещи изготовлялись на месте. Об этом свидетельствуют находки льячек, тигельков и фрагменты литейной формы.
Очень своеобразен керамический материал. По форме сосуды распределяются на несколько типов. Особенно распространены горшковидные сосуды с прямым или несколько отогнутым наружу краем венчика, выпуклым туловом и плоским дном, украшенные, помимо штриховки, ямочными вдавлениями по плечику в горизонтальный ряд или треугольниками, а также острореберные сосуды, часто с защипами, насечками, нарезными линиями или ямочными вдавлениями в верхней части. Известны также сосуды баночной формы и горшковидные со слабо выраженными плечиками. Последние два типа А. Г. Митрофанов считает присущими позднему этапу культуры. Возможно, они развились из предшествующих более ранних форм.
Очень важно отметить, что, по наблюдениям А. Г. Митрофанова, территориально различные типы посуды, особенно первых двух форм, распределяются неодинаково. Для западных районов культуры характерны горшковидные сосуды с прямым или отогнутым венчиком, для восточных — острореберные.
Основу хозяйства носителей культуры штрихованной керамики составляло подсечное земледелие, орудия которого представлены железными топорами и серпами. Часты находки каменных зернотерок. На ряде городищ (Банцеровское, Збаровичское и др.) были найдены обугленные остатки пшеницы, проса, бобов, гороха и вики.
Но подсечное земледелие не всегда было надежным источником существования. Поэтому значительное место в хозяйстве обитателей городищ занимало скотоводство и охота. Анализ костных материалов, обнаруженных при раскопках поселений культуры штрихованной керамики, показывает развитость этих видов хозяйства. Население разводило коров, свиней, лошадей, овец. Однако отсутствие хороших пастбищ в лесах ограничивало возможности развития домашнего скотоводства, поэтому в составе стада преобладала свинья. Возможно, что свинья была здесь первым, после собаки, одомашненным животным [24].
Сравнение видового состава домашних и диких животных на более ранних и более поздних поселениях свидетельствует о постепенном возрастании значения скотоводства. Так, если на городище Лабенщина домашние животные составляли одну треть по отношению ко всем определенным по остаткам животным, то на более поздних памятниках Кимии и Новоселках их было половина.
Происхождение и исторические судьбы культуры штрихованной керамики еще не вполне ясны. Этот вопрос требует дальнейшего изучения. Основная трудность состоит в том, что почти не исследованы памятники предшествующей поры. Тем не менее, ряд свидетельств дает основание предполагать, что культура штрихованной керамики сложилась на местной основе и автохтонна по своей природе. Очень характерный элемент в культуре — покрытие сосудов штриховкой, очевидно, восходит еще к эпохе неолита или бронзы.
К середине I тысячелетия н. э. жизнь на городищах прекращается. По наблюдениям А. Г. Митрофанова, многие поселения погибли в пламени пожара. На территории, некогда занятой культурой штрихованной керамики, распространяются памятники иного культурного облика, не обнаруживающие пока преемственной связи со своими предшественниками.
Значительно определеннее решается вопрос об этническом характере культуры. Племена штрихованной керамики занимали территорию, на которой распространены гидронимы, восходящие к балтийским языкам. Это обстоятельство вместе с отмеченным фактом отсутствия преемственной связи с последующими культурами славянского круга свидетельствует о принадлежности племен культуры штрихованной керамики к группе народов, говоривших на балтийских языках. Но попытка связать их с исторически известными племенами пока вызывает споры. Большинство исследователей связывают их с восточнолитовскими племенами [25]. Возражая против этой точки зрения, Ф. Д. Гуревич указывает на несовпадение территории культуры штрихованной керамики с ареалами
~ 31 ~
распространения культуры восточнолитовских курганов IV…V вв. н. э. и на отсутствие преемственности между материалами курганов и поселений «штриховиков». По ее мнению, белорусские памятники со штрихованной керамикой принадлежали неизвестным нам балтийским племенам, постепенно исчезнувшим в результате славянской колонизации [4]. Но население не ушло, и не было истреблено. Как показали очень интересные исследования В. В. Седова, в курганах древнерусского времени XI…XIII вв., расположенных на территории, некогда занятой культурой штрихованной керамики, распространен широколицый антропологический тип, близкий к антро-пологическому типу современного населения Литвы и Латвии. В этом он усматривает одно из доказательств ассимиляции славянами древнего балтийского населения [26].
Зарубинецкая культура
На рубеже нашей эры вся южная и значительная часть восточной Белоруссии вошла в сферу распространения памятников зарубинецкой культуры, названной так по бескурганному могильнику у с. Зарубинцы Переяслав-Хмельницкого района Киевской области, впервые раскопанному и изученному украинским археологом В. В. Хвойкой в 1899 г. Территориально культура охватывает все поречье Припяти и ее притоков, Верхнее и Среднее Поднепровье в пределах значительной части Смоленской, Могилевской, Гомельской и Киевской областей, бассейны Сейма и Десны, смыкаясь на западе с очень близкой ей пшеворской культурой, распространенной на большей части Польши. По существу зарубинецкая и пшеворская культуры не имеют четко выраженной разделяющей их границы, переходя постепенно одна в другую. Известно свыше ста зарубинецких памятников — поселений и могильников, но исследованы пока немногие, хотя сама культура представляет исключительный интерес с точки зрения славянской проблематики.
Для установления абсолютной хронологии зарубинецкой культуры основной материал дают бронзовые и железные фибулы, которые обычно называют латенскими, хотя, как справедливо отмечается исследователями этих предметов, основная масса их имеет местное происхождение [З].
Наиболее ранняя фибула латенского типа, найденная в с. Велемичи Давид-Городокского района Брестской области (фибула с шариками), датируется концом II…началом I в. до н. э. Остальные относятся к II в. до н. э. и I в. н. э. В рамки II в. до н. э….I в. н. э. укладываются и остальные вещи из зарубинецких комплексов. В этом диапазоне, очевидно, следует определять и хронологию зарубинецкой культуры в целом.
Поселения зарубинецких племен на территории Белоруссии представлены городищами и селищами. Исследование зарубинецких городищ показало, что в основе подавляющего большинства их лежат милоградские слои. Таким образом, зарубинецкие племена заняли городища, построенные их предшественниками [28].
Жилища обитателей зарубинецких поселений представляют собой наземные, прямоугольного плана дома площадью 20…25м2. Основу стен составляли вкопанные в землю столбы, пространство между которыми заполнялось бревнами или плетнем, обмазанным глиной. Встречаются также небольшие полуземлянки. И те, и другие имеют внутри каменные или глинобитные очаги довольно примитивной конструкции.
Могильники зарубинецкой культуры относятся к типу памятников «полей погребений». Располагались они вблизи поселений преимущественно на высоком плато. Покойника сжигали, а остатки кремации погребали в неглубоких, обычно удлиненных ямах. В могилы клали глиняные сосуды с пищей и некоторые вещи — копья, ножи, украшения. В обряде наблюдаются некоторые вариации: в одних случаях остатки сожжения ссыпались прямо в яму, в других — помещались в сосуд. Различались между собой по размерам, а иногда и по ориентировке могильные ямы.
План и разрез зарубинецкого жилища. (Горошков. Заштрихованы ямы от столбов.)
«Поля погребений» не имеют никаких внешних признаков на поверхности и обнаруживаются, как правило, при случайных земляных работах или специальных поисковых раскопках. Но можно предполагать, что первоначально погребения имели какие-то отличительные знаки. В пользу такого предположения говорит тот факт, что даже на могильниках, насчитывающих несколько сотен захоронений, в редчайших случаях одно погребение нарушает другое.
Керамика зарубинецких племен представлена тремя устойчивыми формами сосудов. Это высокие горшки или кувшины среднего размера, миски и небольшие сосуды в виде кружек с ручками. Все они вылеплены от руки. Значительная часть керамики имеет вылощенную поверхность. При этом лощеной посуды больше на могильниках и меньше на поселениях. Керамика из могильников имеет нарядный «столовый» вид, отличаясь от обычной грубоватой «кухонной» посуды поселений.
Горшки имеют отогнутый наружу венчик, яйцевидное тулово и сравнительно узкое плоское дно. Наиболее широкая часть находится на 1/3 высоты. Высота сосуда обычно превышает его ширину. Некоторые сосуды имели
~ 32 ~
украшением налепной валик с защипами, опоясывавший наиболее широкую часть сосуда. Приблизительно у половины горшков по краю венчика наносились насечки, вдавления или защипы. Украшения чаще представлены на больших сосудах, служивших хранилищами припасов и составлявших, по-видимому, часть обстановки жилища [29].
Погребение в Чаплине.
Миски, как правило, тщательнее вылащивались, но по форме были более однообразны. Для рубежа и начала нашей эры характерны реберчатые миски. Ранние образцы имеют более плавные очертания.
Культура зарубинецких племен принадлежит к культурам развитого железного века. Следы железообработки обнаруживаются почти на всех поселениях. Из железа изготовлены орудия труда, оружие, предметы убора и украшения. Широко развита была также обработка цветных металлов, которые шли главным образом на украшения и предметы убора.
При сравнении хозяйства зарубинецких племен с хозяйством их соседей очень ярко выступает земледельческий характер культуры. Археологическим свидетельством этого являются частые находки небольших железных серпов и ручных зернотерок. Культивировались, по-видимому, просо, пшеница и ячмень.
Сосуды зарубинецкой культуры.
Зарубинецким племенам были известны все основные виды домашних животных: свиньи, крупный и мелкий рогатый скот, лошади.
Охота и рыбная ловля, хотя и были занятиями второстепенными, продолжали играть существенную роль в хозяйстве.
На основании наблюдающихся различий в приемах домостроительства, форм могильных ям, характера распространения различных погребальных обрядов, а также различий в составе и типах вещей Ю. В. Кухаренко выделяет три локальные группы зарубинецких памятников: полесскую, верхнеднепровскую и среднеднепровскую
[5].
Наиболее исследованным зарубинецким памятником, дающим яркое представление о культуре в целом, является археологический комплекс у д. Чаплин Лоевского района Гомельской области, состоящий из городища, селища и могильника. Раскопки там были начаты в 1951 г. П. Н. Третьяковым и Ю. В. Кухаренко и позже продолжены Л. Д. Поболем.
Городище расположено на продолговатом мысу высокого коренного берега Днепра, образовавшемся в устье небольшого оврага. С напольной стороны сохранился вал высотой около 3 м и заплывший ров. Площадка городища, возвышающаяся над уровнем поймы на 15…16 м, имеет размеры 75х65 м.
За все годы исследована площадь 1744 м2. Мощность культурного слоя колеблется от 0,25…0,30 м до 0,80….1,00 м. Раскопками выявлены сотни больших и малых ям от столбов жилищ, хозяйственных сооружений и т. д. Бесконечные перекапывания земли обитателями городища привели к смешению вещей. Поэтому расчленить во времени культурные напластования оказалось невозможным. Правда, в отдельных местах удалось обнаружить неповрежденный культурный слой дозарубинецкого времени, принадлежащий к милоградской культуре. Зарубинецкие племена использовали городище, сооруженное до них милоградским населением. Они «отремонтировали» древние оборонительные сооружения, расширили вал и подняли его. Даже теперь он возвышается над древним милоградским валом более чем на 1 м. По краю площадки городища был поставлен частокол из массивных бревен, от которого сохранился ряд ям диаметром 0,3…0,4 м, вырытых на расстоянии 0,1…0,4 м друг от друга.
~ 33 ~
Орудия труда зарубинецкой культуры: ножи (1, 7, 8), серпы (4, 5, 6), острога (2), рыболовный крючок (3) топор (9), зернотерка (10).
В застройке площадки городища наблюдается определенная система, выдерживавшаяся по традиции в течение всей долгой жизни городища. В центральной и западной частях поселения располагались жилые сооружения, южная и восточная окраины были изрыты ямами, погребами колоколовидной формы. Поселок состоял приблизительно из 25…30 жилищ.
Жилища в своем подавляющем большинстве оказались наземными, площадью в 16…24 м2. Несмотря на сравнительно плохую сохранность их остатков, конструкция домов выявляется четко. Основу стен составляли вертикальные столбы, вкопанные в землю на расстоянии 1…2 м друг от друга. В бревнах-стояках, очевидно, выбирались пазы, в которые впускались горизонтальные жерди с подтесанными концами. Такие приемы домостроительства были известны на территории Белоруссии и в позднейшее время. Следов обмазывания глиной на Чаплинском городище не обнаружено.
В разбросанных по городищу ямах колоколовидной формы хранились мясо, рыба, возможно, молоко, творог, сыр. Однако 80% таких ям не дали никаких находок. Вполне допустимо предположение, что в них хранили корнеплоды, в частности репу, известную в Восточной Европе с древних времен [29].
О занятиях населения обработкой металла свидетельствуют находки обломков небольших криц и кузнечных шлаков. Найдены железные топоры-кельты с прямоугольной в сечении втулкой, в которой закреплялась коленчатая рукоятка. По форме они имеют много общих черт с топорами из раннелатенских памятников Средней Европы. На одном топоре можно легко проследить технику его изготовления. Сначала отдельно выковывались втулка и лезвие. Затем они проковкой соединялись вместе.
Найдено несколько железных ножей. Ранние из них имеют так называемую горбатую спинку.
О значительной роли земледелия в хозяйстве обитателей городища свидетельствуют железные серпы, составляющие 20% всех найденных здесь железных орудий.
Из других железных предметов следует отметить рыболовные крючки, наконечники стрел, различные острия, булавки, фибулы среднелатенской схемы.
Изделия из бронзы преимущественно изготовляли на месте. На городище найдено несколько глиняных тиглей, льячков и литейных форм, кусочки бронзы и обрывки бронзовой проволоки. Из бронзы делали украшения: булавки, аналогичные по типу железным (некоторые имели 5-видный завиток), браслеты, височные кольца, подвески и пронизки. В нескольких местах были найдены маленькие клады бронзовых украшений. Один состоял из двух браслетов и трех височных колец. В другом имелись железная фибула, бронзовое височное кольцо и три пронизки, входившие, вероятно, в состав ожерелья из 50 стеклянных и пастовых бус различного цвета и формы.
~ 34 ~
Булавки и застежки из памятников зарубинецкой культуры.
Браслеты.
Изделий из кости и камня найдено сравнительно немного. Костяными были некоторые проколки, возможно, иглы для вязания, гребни. Из камня делались прежде всего зернотерки. Их найдено свыше десятка.
Среди обычной и очень разнообразной посуды интересную находку представляет сосуд для приготовления сыра. В нижней части его стенок, около самого дна, были сделаны сквозные отверстия 0,4…0,5 см диаметром, шедшие в два ряда. В дне сосуда имелось также сквозное отверстие около 2 см диаметром.
Особую и очень многочисленную группу находок составляют глиняные пряслица. Самой распространенной их формой является биконическая. Для пряслиц характерна богатая и разнообразная орнаментация, преобладающим мотивом которой является ряд заштрихованных или заполненных наколами треугольников. Такой орнамент был распространен на глиняных сосудах среднеднепровской культуры эпохи бронзы. По мнению П. Н. Третьякова, в этом можно видеть отражение каких-то генетических связей зарубинецкой культуры с культурой местного населения предшествующей эпохи [29].
В 100м к северо-западу от городища на коренном берегу Днепра располагался обширный могильник [10, 21]. Обнаружить его помогли местные жители, рассказавшие, что при рытье канавы здесь находили глиняные сосуды.
По масштабу изученности Чаплинский могильник оказался самым крупным «полем погребений». В нем раскопано около 300 погребений, располагавшихся равномерно по всему могильнику на расстоянии от 1 до 10 м друг от друга. Во всех погребениях присутствует только один обряд — трупосожжение. Обломки пережженных костей ссыпались прямо на дно погребальной ямы. Количество таких костей разное — от единиц до сотен. Преобладают обломки больших конечностей. Средняя глубина погребальных ям — 0,50…0,75 м. Абсолютное большинство ям имеет овальную в плане форму длиной около 2 м и шириной до 0,75 м. Ямы, как правило, имеют устойчивую ориентировку с северо-запада на юго-восток. Кости тщательно очищались от остатков костра и складывались кучкой чаще всего в центре ямы. Вместе с ними, обычно сверху, клались различные вещи: ножи, украшения, наконечники копий. Почти все они носят на себе следы пребывания в огне. Рядом с костями на дно ямы ставились глиняные сосуды — миски и горшки. Помещались они преимущественно в северо-западной части ямы.
Небольшую группу погребений составляют захоронения в круглых ямах. В некоторых погребениях не обнаружено остатков кремации. Приблизительно десятую часть составляли погребения, в которых либо совсем не было вещей, либо они были представлены обломками глиняных сосудов.
В целом могильник дал исключительно много самых разнообразных предметов. Здесь было найдено только целых сосудов 277 штук. Это были в основном типичные зарубинецкие горшки, миски, мелкие сосуды, плоские, круглые крышки. Поверхность сосудов сглажена или вылощена. Подавляющее число их имеет темно-коричневый цвет. Найдены также черные лощеные сосуды.
Много найдено предметов украшения и домашнего обихода. Особую группу находок составляют фибулы, относящиеся к двум основным схемам: среднелатенской и позднелатенской. Каждая из схем в свою очередь распадается на несколько типов. Всего фибул латенских схем в Чаплинском могильнике найдено 119 штук. Многие типы фибул имеют определенную дату бытования. Это делает их наиболее важными датирующими находками. Распределение погребений Чаплинского могильника по типам фибул, которые их сопровождают, дает возможность рассматривать весь громадный вещевой материал могильника в хронологическом развитии. Хотя фибулы широко
~ 35 ~
распространены за пределами области зарубинецкой культуры, можно утверждать, что все основные их типы, найденные в Чаплинском могильнике, за исключением исходного среднелатенского, происходят из Приднепровья.
Зарубинецкие фибулы.
Орудия труда и предметы домашнего обихода представлены 3 топорами-кельтами, 16 ножами, 4 шильями, 2 иглами, 3 пряслицами, 22 огнёвами. Но особенно многочисленны украшения. Среди них 24 браслета, 11 височных колец, 30 колец и перстней, 79 небольших колечек и пронизок, 1163 целых стеклянных бус и не менее 1000 спекшихся. Из оружия найдены 14 наконечников копий и 1 наконечник стрелы. Могилы были явно неравнозначны по количеству содержавшихся в них находок. Выделяются погребения богатые, средние и бедные. В этом можно видеть отражение имущественного расслоения среди обитателей Чаплинского городища.
По совокупности датирующих находок Чаплинский могильник не выходит за хронологические рамки II в. до н. э.— I…II вв. н. э.
Обширный вещевой материал, добытый раскопками поселения и могильника в Чаплине, убедительно сви-детельствует о высоком уровне зарубинецкой культуры. Застройка городища и характер находок менее всего соответствуют быту обычной большесемейной общины. Всего вероятнее, общественные отношения обитателей Чаплинского поселка следует рассматривать как переходные от патриархальной большесемейной общины к сельской общине с развивающимися семейными началами и заметными признаками имущественного неравенства
[29].
Чаплинский археологический комплекс не единственный хорошо исследованный памятник зарубинецкой культуры на территории Белоруссии.
В Полесье было частично раскопано еще несколько зарубинецких могильников. Один из них находится у д. Велемичи в низовьях р. Горыни. На нем вскрыто 136 погребений, 125 из них относятся к зарубинецкой культуре, остальные к более позднему времени [9].
Три зарубинецких погребения были совершены по обряду трупоположения, хотя в них найдены не полные скелеты, а только обломки черепов. 13 погребений не имели остатков костей. В 6 погребениях обломки пережженных костей были ссыпаны в глиняные урны. Остальные захоронения совершены в обычной зарубинецкой манере: тщательно очищенные от погребального костра остатки пережженных костей ссыпались на дно ямы. Сверху или рядом с ними складывались вещи. Вещей много. Больше всего керамики, представленной лепными горшками, мисками и маленькими сосудами в виде стопок. Цвет керамики — темно-коричневый. Большая часть сосудов вылощена или тщательно заглажена. Из металлических предметов большую группу, как обычно, составляют фибулы латенских типов. Одна из фибул среднелатенской схемы, украшенная двумя шариками на спинке, дает раннюю дату погребения — II в. до н. э. Из украшений найдены большие бронзовые булавки с кольцевыми или плоскоспиральными головками, бронзовые трапециевидные подвески, кольца, стеклянные бусы. Очень интересна большая бронзовая шейная гривна. Другие категории вещей представлены единичными находками: 2 ножа, одно пряслице, один наконечник копья и др. Можно особо отметить найденный в одном из погребений обломок явно привозного кельтского сосуда, сделанного на гончарном круге и покрытого графитом.
План и разрез погребения зарубинецкой культуры. (Воронино. Раскопки Ю. В. Кухаренко.)
Рядом с могильником расположено зарубинецкое поселение, на котором обнаружены слегка углубленные жилища. Недалеко от него находятся еще два поселения и около каждого свой могильник (Велемичи II и Велемичи III). На одном из них (Велемичи II) на небольшой площади было обнаружено 35 погребений. За исключением двух,
~ 36 ~
все они зарубинецкие, содержащие материал, аналогичный могильнику Велемичи I. И тот и другой могильник можно датировать второй половиной II в. до н. э….I в. н. э. [9].
Еще один зарубинецкий могильник был частично исследован возле д. Воронино Туровского района Го-мельской области. В нем раскопано 50 погребений. Обряд захоронения — трупосожжение. В двух погребениях остатки кремации были положены в урны, в остальных высыпаны в ямы. Большинство ям имеет вытянутую овальную форму и ориентировано с запада на восток. Бросается в глаза такая деталь в погребальном обряде, как помещение остатков сожженного в восточном краю ямы. Глиняные сосуды ставились на некотором расстоянии к западу от них. В большей части погребений встречается сразу по три сосуда: горшок, миска и кружка. Датируется могильник тем же временем, что и в Велемичах. Зарубинецкая культура оказала заметное воздействие на соседние культуры, испытав в свою очередь их культурное влияние на себе. Распространившись на территории Белоруссии в милоградской среде, зарубинцы поглотили культуру своих предшественников. Прежнее население в какой-то мере смешалось с пришлым, передав ему некоторые элементы своей культуры. Так, гудя по исследованиям Чаплинского и Моховского II городищ, в зарубинецкое время широко были распространены характерные для милоградской культуры типы глиняных пряслиц. В некоторых погребах-ямах было зарегистрировано совместное нахождение обломков милоградской и зарубинецкой керамики. Замечается некоторая преемственность в развитии форм сосудов.
Предметы вооружения из зарубинецких памятников.
Материалы из раскопок городища «Барсучья Горка» на Могилевщине свидетельствуют о некотором влиянии зарубинецкой культуры на культуру штрихованной керамики, хотя это влияние ощущается пока только в пограничных областях. Более значительное воздействие испытали на себе племена, обитавшие к северо-востоку и востоку от зарубинцев. В Смоленском Поднепровье распространяется керамика, близкая по форме к зарубинецкой, фибулы зарубинецкого типа и т. д. Влияние зарубинецкой культуры ощущается и далее на восток, на Нижней Оке и Волге [28].
Вопрос о происхождении зарубинецкой культуры, о ее последующих судьбах и этнической атрибуции является пока дискуссионным. Большая группа исследователей склоняется к признанию происхождения зарубинецкой культуры в области Среднего Поднепровья на базе местных культур предшествующего времени, называя различные культурные истоки: скифские (П. Д. Либеров), подгорцевско-милоградские (В. Н. Даниленко), чернолесские (А. И. Тереножкин). П. Н. Третьяков склонен считать, что в формировании зарубинецкой культуры в Среднем Поднепровье преобладающую роль играл этнический элемент, происходящий из области бассейна Вислы, хотя местные элементы тоже участвовали в этом процессе [27]. Иной точки зрения придерживается Ю. В. Кухаренко. По его мнению, только в районах Западного Полесья и Волыни имеются памятники, хронологически и типологически увязывающиеся с зарубинецкими. Это позднелужицкие и «подклешевые» могильники. Здесь же находятся и наиболее ранние зарубинецкие памятники, относящиеся ко II в. до н. э. На более восточной территории зарубинецкие памятники, по его наблюдениям, появляются позже: в Приднепровье не ранее I в. до н. э., дальше к северо-востоку на Десне и Сейме в I в. н. э. [6].
На территории Белоруссии зарубинецкая культура в основном представляется пришлой.
Большинство исследователей признают славянскую принадлежность зарубинецких племен. В пределах Вос-точно-Европейской равнины зарубинецкая культура занимала ту область, которая в будущем станет основной частью древнерусской земли. Племена зарубинецкой культуры не могли быть ни балтами, ни угрофиннами, которые обитали севернее и древности которых хорошо известны. Очень важным аргументом в пользу славянской принадлежности зарубинецкой культуры является близость ее к пшеворской культуре Польши, которая генетически увязывается польскими учеными с историческими средневековыми древностями Польши.
Попытки найти некоторые черты преемственности между зарубинецкой культурой и ранними памятниками вятичей и кривичей пока не подтверждены убедительными аргументами.
~ 37 ~