Глава 2 бронзовый век белоруссии
В IV тысячелетии до н. э. люди научились изготавливать орудия из металла. Первым металлом была медь, появление которой, однако, не привело к исчезновению каменных орудий. Медь была слишком редким и главное слишком мягким материалом, чтобы вытеснить камень. Поэтому начальная пора эпохи металла носит название медно-каменного века или энеолита.
С изобретением бронзы, представляющей собой сплав меди и олова, начался бронзовый век. Бронза имеет ряд существенных преимуществ перед медью: она тверда, плавится при сравнительно низкой температуре 700…900°C, достижимой в обычных кострах, застывая, хорошо принимает форму.
Бронзовый топор.
В Европе бронзовый век приходится в основном на II тысячелетие до н. э., продолжаясь во многих районах и
в первой половине I тысячелетия до н. э. Открытие способа получения бронзы происходило, очевидно, во многих странах независимо друг от друга, но распространился бронзовый век прежде всего там, где имелись в наличии оба компонента бронзы — медь и олово или его заменитель. На территории же Белоруссии нет ни меди, ни олова.
Бронзовый топор. (Минская
Бронзовый нож.
область. Случайная находка.)
(Ходосовичи. Раскопки И. И. Артеменко.)
Археологическим признаком местного производства бронзовых изделий являются находки тиглей, в которых плавилась бронза, льячек, которыми она разливалась, и формочек, в которых отливались вещи. Из бронзы изготовляли топоры, ножи, кинжалы, наконечники копий, серпы, украшения, всевозможную утварь. Несмотря на огромное историческое значение появления металлургии бронзы, существенных изменений в технике тогда не произошло. Бронза, как и медь, не могла вытеснить камня, который по-прежнему оставался основным материалом для изготовления орудий производства и оружия. Обработка камня достигает в этот период наивысшего совершенства. Именно с этим временем связано происхождение большей части полированных каменных топоров.
Вместе с тем с бронзовым веком связан ряд очень важных перемен в хозяйстве и общественных отношениях. Новым явлением в экономике европейских племен становится все возрастающее значение скотоводства, приведшее, в конце концов, к выделению пастушеских племен. Это было первое крупное общественное разделение труда. Во многих областях Европы бронзовый век знаменовал собой конец древней экономики, основанной на присвоении готовых продуктов природы, и переход к производящим хозяйствам. Скотоводство создало новые источники существования. Оно увеличило количество и изменило характер средств жизни, впервые создав условия для регулярного обмена между племенами. Вместе с ростом производства очень быстро увеличивалась численность населения, что приводило порой к конфликту с возможностями производства. Избыточное население, как отмечал К. Маркс, оказывало давление на производительные силы и «было вынуждено совершать те полные приключений великие переселения, которые положили начало образованию народов древней и современной Европы». (К. Маркс. Вынужденная эмиграция. Сб. «К. Маркс и Ф. Энгельс. Об Англии». М., 1952, стр. 333.)
Археологические материалы очень наглядно отражают эти массовые перемещения населения в эпоху бронзы. Конец III и II тысячелетия до н. э. могут быть названы временем первого великого переселения народов.
~ 13 ~
Каменные топоры эпохи бронзы.
Археологические культуры конца III…II тысячелетия до н. э.
1 — среднеднепровская; 2 — боевых топоров; 3 — шаровидных амфор; 4— фатьяновская; 5 — волыно-мегалитическая; 6 — трипольская; 7 — усатовская 8 — ямочно-катакомбная; 9
— нижнеднепровская; 10 — культуры с ямочно-гребенчатой или гребенчатой керамикой; 11 — границы тшинецкой культуры; 12 — границы сосницкой культуры.
Утверждение скотоводческого хозяйства привело в общественных отношениях к замене матриархального строя патриархальным. Главою рода и семьи становится мужчина.
Хотя на территории Белоруссии нет своей сырьевой базы для бронзовой металлургии, сопутствующие бронзовому веку новые явления в хозяйственной и общественной жизни племен нашли здесь свое отражение в археологическом материале.
На территории Белоруссии в бронзовом веке известно несколько культур скотоводческих племен. Бок о бок с ними продолжали существовать неолитические культуры с прежним охотническо-рыболовческим укладом. Распространение новых культур, по-видимому, сопровождалось значительной сменой этнического состава населения.
Изучение культур бронзового века на территории Белоруссии по существу только началось. Большая часть культур пока только выделена. Исключение, пожалуй, составляет среднеднепровская культура ранней бронзы.
~ 14 ~
Среднеднепровская культура
В конце III… начале II тысячелетия до н. э. на территорию Верхнего Поднепровья проникают и расселяются скотоводческо-земледельческие племена эпохи бронзы. Местное население некоторое время сосуществует с пришлыми племенами, но затем постепенно ассимилируется ими.
Как показали исследования И. И. Артеменко [5], первоначальной областью обитания среднеднепровских племен было правобережье среднего Поднепровья в пределах Киевской и Черкасской областей. Там находятся наиболее ранние памятники этой культуры, представленные курганами с трупоположениями. Инвентарь курганов представлен керамикой и каменными сверлеными топорами. Наиболее характерной формой сосудов являются горшки с шаровидным туловом, невысокой прямой, отогнутой наружу шейкой и круглым или уплощенным дном. Орнамент представлен отпечатками шнура и нарезными линиями, образующими горизонтальные ряды, елочные композиции и опущенные вниз вершиной заштрихованные треугольники. Дальнейшее развитие описанного типа сосуда идет по линии удлинения шейки и усложнения орнамента.
Каменные топоры относятся в основном к трем различным видам — клиновидным, ромбическим и обуш-ковым. Все они имеют просверленное отверстие для насаживания на деревянную рукоятку.
На территории Белоруссии памятников раннего этапа нет. Все известные памятники среднеднепровской культуры здесь относятся к позднему этапу. Они несколько отличаются от южных памятников этой поры. Сосуды среднеднепровской культуры, поэтому их выделяют в особый днепро-деснинский вариант позднего этапа среднеднепровской культуры.
Поселения этой культуры расположены в поймах рек на песчаных дюнах или останцах, по краю боровой террасы, на высоких мысах, часто на площади предшествовавших им поздненеолитических поселений. Это были небольшие поселки, застроенные наземными, по-видимому, деревянными жилищами, внутри которых обнаруживаются выложенные из камней открытые очаги.
На поселениях найдена керамика, кремневые скребки, ножи, скребла, наконечники стрел, клиновидные топоры, каменные зернотерки, растиральники, сверленые топоры. Раскопкам были подвергнуты поселения в урочищах Завалье, Иванское, Борок Семиновский у с. Лучин Рогачевского района, в урочище Ксендзова Гора, возле Быхова Могилевской области и в некоторых других местах. Культурный слой там составляет в среднем
0,30…0,35 м.
Погребения днепро-деснинского варианта позднего этапа среднеднепровской культуры представлены курганными и грунтовыми могильниками с обрядом трупоположения и трупосожжения.
Курганные могильники с трупоположением располагаются на плато, в пойме реки или по краю надпойменной террасы.
Сосуды среднеднепровской культуры.
Насыпи курганов в плане имеют круглую форму диаметром от 12 до 30 м. Высота их от 0,45 до 3 м. Захоронения встречаются либо в насыпи кургана, либо на горизонте, либо в яме под курганом. Последний обряд встречается чаще других. В курганах бывает от одного до четырех захоронений. Могильные ямы имеют глубину от 0,5 до 2 м. Сверху они перекрывались деревянным накатником, поверх которого насыпалась зола. В некоторых курганах были прослежены остатки каких-то деревянных сооружений над могильными ямами. Иногда, прежде чем вырыть погребальную яму, раскладывался костер, и обжигалась земля. Огню, очевидно, приписывалась очистительная сила. В сохранившихся остатках кострищ встречались кости домашних и диких животных, а также обожженные речные раковины, которые следует рассматривать как остатки тризны. На дне могил прослежены остатки дерева, подстилки из камыша или бересты, подсыпки золой, а в некоторых курганах — красная минеральная краска охра.
Наиболее распространенными являются курганные захоронения с положением костяка на левом или на правом боку с согнутыми ногами. Для области Верхнего Поднепровья характерна ориентировка погребенного головой либо на север, либо на юг. Южнее распространена ориентировка на запад. В этом, возможно, следует усматривать существование двух локальных вариантов памятников позднего этапа среднеднепровской культуры [5].
Обычно погребения сопровождались разнообразным инвентарем: глиняной посудой, каменными и медными орудиями труда, оружием и украшениями. В одном из курганов были найдены следующие вещи: глиняный сосуд, медный топор, наконечник копья и две очковидные подвески, четыре кремневых ножа, клиновидный топор, 27 наконечников стрел, сверленый боевой топор, обломок топора, полировальная плита, отщеп кремня, янтарная подвеска, костяная проколка [2]. Но наряду с такими встречаются погребения, содержащие мало вещей или вообще без них. Это свидетельствует о существовании имущественной дифференциации у племен среднеднепровской культуры. Курганы с трупосожжением изучены хуже.
На позднем этапе среднеднепровской культуры распространился обряд погребений в грунтовых могилах.
~ 15 ~
Судя по составу находок, одновременно существовали обряды трупоположения и трупосожжения. Никаких локальных особенностей не замечено. Инвентарь погребений однообразен и состоит из посуды, каменных и медных орудий труда, оружия и украшений. Грунтовые погребения с трупоположением известны на территории Белоруссии у совхоза «Вейна» около Могилева, у с. Велятичи Борисовского района Минской области, у с. Горожа и с. Ставище Осиповичского района, у с. Большая Зимница Славгородского района Могилевской области. Однако эти могильники были обнаружены при случайных земляных работах и раскопкам не подвергались.
Медная диадема из погребения. (Стрелица. Раскопки И. И. Артеменко.)
План погребения среднеднепровской культуры.
Нумерации нет
Важным определяющим признаком среднеднепровской культуры является своеобразная керамика. Предметы позднего этапа значительно отличаются по формам и орнаментации от сосудов раннего этапа. Эти различия прослеживаются и между южным киевским и северным днепро-деснинским вариантами позднего этапа среднеднепровской культуры, выделяющимися также различной ориентировкой погребенных.
В керамическом материале можно выделить пять групп. К первой относятся сосуды, встреченные пока только на поселениях. Они толстостенные и плоскодонные, имеют округлое тулово и прямую отогнутую шейку. Тесто песчанистое с большим содержанием кварцита. Обжиг неравномерный. Цвет сосудов красновато- и серовато-коричневый. Орнамент имеется обычно только в верхней части и состоит из отпечатков веревочки, линейного и зубчатого штампа, палочки, обмотанной тонкой веревочкой, и нарезных линий, образующих заштрихованные треугольники, елочные композиции, горизонтальные и диагональные ряды.
Вторая группа представлена тонкостенными круглодонными и плоскодонными сосудами, насчитывающими не менее пяти различных форм. Поверхность сосудов желтого и серого цвета, как правило, всегда хорошо заглажена. Для орнамента, выполненного отпечатками веревочки и нарезными линиями, характерны мотивы заштрихованных треугольников с соприкасающимися сторонами. Сосуды второй группы встречаются как на поселениях, так и в погребениях. Однако более характерны они для погребений. Наиболее распространенной формой этой группы керамики является горшок с шаровидным туловом, круглым или уплощенным дном и высокой отогнутой наружу шейкой. Другая форма представлена сосудами с удлиненно-округлым туловом, короткой хорошо выраженной шейкой. Затем имеются сосуды колоколовидной формы с низкими угловатыми плечиками, широкой шейкой, с круглым или небольшим плоским дном. Новую форму составляют сосуды с шаровидным туловом и короткой, слегка отогнутой шейкой. Наконец, имеются открытые плоскодонные сосуды с короткой прямой, отогнутой наружу шейкой и округлыми плечиками.
К третьей группе керамики, одинаково представленной в материалах поселений и могильников, относятся плоскодонные сосуды баночной формы с расширяющимися кверху прямыми стенками.
Четвертую группу составляют круглодонные сосуды с прямыми стенками без шейки.
В пятую группу входят плоскодонные сосуды цилиндрической (бокаловидной) формы. Однако они, по-видимому, характерны для киевского варианта среднеднепровской культуры.
Изделия из металла немногочисленны. Сделаны они, как показал спектральный анализ, из кавказской бронзы
и меди юго-западного (прикарпатского) происхождения [2, 5]. Найдены шилья, медный нож, близкий по типу к катакомбным и северокавказским ножам, медные топоры. Один топор имел кавказскую вислообушную форму,
~ 16 ~
другой — ладьевидную.
Оружие представлено также медным наконечником копья с листовидным пером и круглой литой втулкой, на которой имеются два отверстия для закрепления наконечника на древке. Из украшений известны очковидные привески, височные кольца и браслеты с суживающимися и заходящими друг за друга концами.
Большую группу находок составляют изделия из камня, который по-прежнему был основным материалом. Тремя типами представлены сверленые топоры; обушковым, лопастным и ладьевидным. Более всего распространены обушковые, менее всего — ладьевидные. Последние, по-видимому, вообще не характерны для среднеднепровской культуры. Найдены также ножи, наконечники стрел и копий, скребки, большие песчаниковые плитки, на которых производилась полировка каменных и костяных изделий.
Инвентарь одного погребения среднеднепровской культуры. (Д. Ходосовичи, уроч. Мошка. Раскопки И. И. Артеменко.)
Среди изделий из кости — пронизи из трубчатых костей, украшенные винтовой нарезкой, подвески-амулеты из зубов животных, молоточкообразные костяные булавки, известные в памятниках катакомбной культуры. Следует отметить также подвески из прибалтийского янтаря, имеющие близкие аналогии в памятниках культуры шаровидных амфор.
Анализ всей совокупности материалов свидетельствует о том, что основу хозяйства племен среднеднепров-ской культуры составляло домашнее скотоводство (найдены кости мелкого и крупного рогатого скота, лошади и свиньи) и земледелие.
О занятиях земледелием свидетельствуют найденные обломки зернотерок, каменная мотыга, а также от-печатки выгоревших зерен пшеницы, обнаруженные на некоторых сосудах. Можно предполагать, что земледелие существовало в форме подсечно-огневой системы.
Конечно, определенную роль в хозяйственной жизни среднеднепровских племен по-прежнему играли охота и рыболовство, дополняемые собирательством. Судя по остаткам костей, охотились на оленя, кабана и бобра.
Археологические материалы указывают на широкие связи среднеднепровских племен с прибалтийскими племенами культуры шаровидных амфор, с волынскими племенами мегалитической культуры, племенами катакомбной культуры, а через них — с Северным Кавказом [5]. Видимо, тесные связи осуществлялись и с племенами фатьяновской культуры.
В общественном строе, несомненно, господствовали патриархально-родовые отношения с уже достаточно заметной имущественной дифференциацией. Для идеологии характерны господство культа солнца и огня, вера в загробную жизнь.
Вопрос о происхождении среднеднепровской культуры пока еще является объектом дискуссии. Поскольку среднеднепровская культура входит в область распространения среднеевропейских «культур шнуровой керамики» или «культур боевых топоров», которые большинством лингвистов, археологов и антропологов рассматриваются в качестве культур одной из групп древних индоевропейцев — предков славян, балтов и германцев,— вопрос о ее происхождении теснейшим образом связан с общей проблемой происхождения индоевропейских народов.
Теперь представляется бесспорным, что на территории Белоруссии племена среднеднепровской культуры
~ 17 ~
были пришлыми. Это отнюдь не означает, что новая культура не впитала в себя некоторые элементы местных культур. Сопоставление с украинскими материалами раннего этапа убедительно показывает хронологическое различие между киевским и днепро-деснинским вариантами. Но в отношении истоков формирования среднеднепровской культуры высказано несколько различных мнений. В. А. Городцов в свое время рассматривал среднеднепровскую культуру в качестве «колонии» одной из среднеевропейских культур. В свете новых данных эта точка зрения не может быть принята хотя бы потому, что среднеднепровская культура сложилась раньше, чем европейские культуры «боевых топоров». По мнению Т. С. Пассек [11], среднеднепровская культура сложилась на базе древней культуры скотоводческо-земледельческих племен позднего триполья в процессе сложных культурно-исторических скрещений. А. Я. Брюсов [6] происхождение всех «культур боевых топоров» связывает с катакомбной культурой юга Европейской части СССР. Иное толкование проблеме дает Артеменко. По его мнению, источники формирования среднеднепровской культуры следует искать в северных районах Среднего Поднепровья, где распространены наиболее ранние памятники этой культуры. Известно, что здесь им предшествовали памятники ямной культуры. Артеменко обращает внимание на сходство погребального обряда, некоторых форм керамики и орнаментации культур ямной и среднеднепровской. Это дает ему основания говорить о формировании среднеднепровской культуры на основе ямной культуры. Дальнейшее ее развитие проходило во взаимодействии с катакомбной и Волынской мегалитическими культурами, а также с киево-софийской группой памятников позднего триполья [5].
Среднеднепровская культура просуществовала приблизительно до середины II тысячелетия до н. э. В се-редине II тысячелетия до н. э. на ее основе сложилась сосницкая культура.
Сосницкая культура
Памятники сосницкой культуры распространены почти на той же территории, что и среднеднепровские. Сейчас они выявлены на Верхнем Днепре, Соже, Десне, Сейме, Суле и Нижней Припяти.
Свое название культура получила по поселению Сосница на Украине.
Изучена сосницкая культура пока еще очень слабо. Известны поселения и могильники. Поселения, как и в предшествующее время, располагались в пойме реки, на песчаных дюнах или останцах и на высоких мысах [1]. На территории Белоруссии поселения сосницкого типа обнаружены у д. Мохов и д. Присно [4], возле д. Горошков Речицкого района и д. Гадиловичи Рогачевского района Гомельской области [3] и в других местах.
Жилища известны двух типов — наземные и землянки с очагами внутри. В раскопках, которые пока носили ограниченный характер, найдены керамика, обломки каменных сверленых топоров, клиновидные топоры, кремневые ножи, наконечники стрел, скребки. Этих материалов еще явно недостаточно для сколько-нибудь подробной характеристики культуры и ее особенностей.
Сосницкая керамика представлена высокими плоскодонными горшками со слабо выпуклым туловом и отогнутыми венчиками, у которых край утолщен и косо срезан наружу. Стенки сосудов красного и желтого цвета, в глине содержится примесь песка, обжиг хороший. Наружная поверхность сосудов хорошо заглажена. В отличие от керамики среднеднепровской культуры сосницкая керамика орнаментирована, как правило, по всей поверхности. Орнамент отличается большим разнообразием: отпечатки крупного и мелкого шнура, короткие насечки, мелкие углубления, нарезные линии, линейный и зубчатый штампы и другие. Различные элементы орнамента образуют горизонтальные ряды, елочные композиции, заштрихованные треугольники. Последний мотив указывает на связь сосницкой культуры со среднеднепровской.
Сосуды сосницкой культуры.
Могильники сосницкой культуры изучены недостаточно. Известны погребения с трупоположением и трупосожжением. Четыре погребения с трупосожжением были обнаружены И. И. Артеменко во время раскопок поздненеолитической стоянки в урочище Сосонка около д. Лучин Рогачевского района Гомельской области. Погребения находились в культурном слое стоянки на глубине 0,4…0,5 м и представляли собой скопления золы и кальцинированных костей, вместе с которыми находились глиняные сосуды. Из четырех сосудов один имел форму и орнамент среднеднепровского горшка. Три остальных могут быть отнесены к керамике сосницкой культуры, хотя в некоторых элементах орнамента отчетливо заметны среднеднепровские черты [4].
Как в хозяйственном отношении, так и по форме общественного устройства и идеологии племена сосницкой культуры, по-видимому, мало чем отличались от своих предшественников.
Анализ керамического материала дает основания для предположения, что памятники сосницкой культуры
~ 18 ~
представляют собой дальнейший этап развития культуры периода ранней бронзы на этой территории [3]. Последующие судьбы сосницкой культуры еще не выяснены. До сих пор остается неизученным поздний этап
бронзового века Белоруссии и отношение его культур к культурам раннего железного века.