Политические проблемы (проблемы, связанные с деятельностью государственной власти)
– Проблема власти и личности
– Проблема построения гражданского общества
– Проблема бюрократизма и чинопочитания
– Проблема национализма (шовинизма, интернационализма)
– Проблема международных конфликтов и бессмысленности военного противостояния
В. Цитаты
1) Когда переведутся Дон-Кихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать (И.С.Тургенев).
2) Жалость к палачам становится жестокостью по отношению к жертвам (Р.Роллан).
3) Ценность любого свершения определяется нравственностью свершившегося (Амирэджеби).
4) Одно сегодня стоит двух завтра (Б. Франклин).
5) Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон: лишь в сообществе с другими он может сделать многое (А. Шопенгауэр).
6) Кто впёрся в чин лисой,
Тот в чине будет волком (В.А.Жуковский).
7) У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте (М.Е.Салтыков-Щедрин).
8) Созидается общество началами нравственными (Ф.М. Достоевский).
9) Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы (А.Эйнштейн).
10) Будь то общественная личность или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств (Цицерон).
Аргументы
1) В рассказе «Хамелеон» А. П. Чехов подвергает резкой критике «пресмыкательство» низших чинов перед высшими. Примечательно то, что дальнейшая судьба собаки зависит именно от социального статуса её хозяина. Мы понимаем, что полицейский надзиратель Очумелов, которого «бросает то в жар, то в холод» от одной мысли о том, что может стать с его карьерой, прими он неправильное решение, словно «очумевший», будет менять свой приговор каждый раз, когда узнает новые сведения о животном. На мой взгляд, такое это неприемлемо в современном обществе. Я убеждена, что в ситуации, произошедшей на площади, поведение Очумелова должно быть регулироваться именно «законами нравственности».
2) В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» чиновники рассматривают свои должности лишь как хороший способ жить без забот. Они даже не пытаются скрывать своё безделье, безответственность, взяточничество. Именно такой способ существования высмеивает Н. В. Гоголь. Писатель убежден в том, что названные пороки общества следует искоренять.
3) Каждый из нас должен отвечать за свои поступки. Так, в поэме А. Т. Твардовского «За далью даль» есть строки: «Я жил, я был. За всё на свете я отвечаю головой!. Именно эти слова должны стать отражением жизненной позиции современной молодежи. Только тогда можно будет избавиться от «самого распространенного в нашей жизни стереотипа» – стереотипа безответственности.
4) Часто бывает, что, личность, изменяющая ход времени, истории, остается не понятой, не оцененной этим временем. Вспомним, с каким трудом проводились петровские преобразования, как неоднозначно воспринимался царь-реформатор. Однако Петр Первый нашел в себе силы и веру, чтобы довести начатое дело до конца. И сейчас почти никто не сомневается в необходимости совершенных им перемен.
5) В поэме А. С. Пушкина «Полтава» перед читателями предстает образ Петра I, причем для автора важна не только историческая личность реформатора, но и его победы во благо Отчизны. Великому полководцу, обладавшему по-настоящему сильным, неординарным характером, удалось одержать победу в Полтавской битве. А.С. Пушкин отмечает личное участие Петра в сражении, ведь тем самым он воодушевлял армию своим примером. Всё это помогает читателю представить образ истинного полководца, по праву занимающего особое место в истории России.
6) В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает, что непререкаемым авторитетом у солдат пользуется М. И. Кутузов. Он хорошо понимает и знает то, что волнует народ. Кутузов даже внешне напоминает простых солдат. Поэтому армия любит и уважает своего главнокомандующего, ведь, в отличие от Наполеона, Михаил Иларионович искренне жалеет тех, кто гибнет в сражениях с французами. Именно поэтому Кутузов заслужил уважение своих соотечественников.
7) Непростые взаимоотношения «частного» человека и государства не раз становились предметом художественного анализа в русской литературе. В рассказе Солженицына « Матренин двор» этот конфликт скрыт благодаря душевной силе главной героини. На ее жизнь выпало много бед, однако ей удалось сохранить в себе истинную душу, несмотря на вопиющее бесправие и издевательское пренебрежение к простому человеку во властных структурах, с которыми ей пришлось столкнуться на своем жизненном пути.
8) В XIX веке к теме взаимодействия личности и власти обращается А.С.Пушкин в поэме «Медный всадник» и создает символический образ памятника Петру 1, олицетворяющего самодержавие, бессмысленную и жестокую силу. Конфликт в поэме не показан открыто, а лишь происходит в воображении бедного чиновника Евгения. Пушкин, признавая величие Петра, отстаивает право каждого человека на личное счастье, хотя бунт одиночки безумен и бессмыслен.
9) Символико-метафорическими образами романа Е.Замятина «Мы» являются Человек и Единое государство. В жанре антиутопии автор развенчивает миф об идеальной жизни личности в отлаженном механизме государства: власть вмешивается в «строение» личности, подчиняет ее себе, превращая в винтик системы.
10) Следует помнить, что отъезд из России для многих деятелей науки и культуры был не столько сознательным шагом, сколько актом гонения свободы слова со стороны государственной власти. Так вынужден был покинуть Родину А.И.Солженицын. Но все его мысли, его сердце всегда оставались верны своему Отечеству. Я думаю, что слова Байрона: «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может», – в полной мере отражают гражданскую позицию многих вынужденных эмигрантов.
11) Ярким примером, подтверждающим моё мнение, является история жизни советской актрисы Татьяны Самойловой, знакомой зрителям по ролям в таких фильмах, как «Летят журавли», «Анна Каренина». Знаменитая в годы СССР артистка спустя десятилетия исчезла с экрана телевизора. Люди забыли об актрисе, она оказалась совершенно одинока, несмотря на то что в прежние годы Татьяна Самойлова была известна всей стране и принесла мировую известность советскому кино.
Телевидение
Оценка роли телевидения в жизни современных людей вызывает массу вопросов и дает неоднозначные ответы на них. Помимо определенного положительного влияния СМИ на жизнь современного общества – расширения кругозора человека, формирования сопричастности творящейся здесь и сейчас истории – в публицистике существуют и противоположные мнения: телевидение формирует пассивность, «усредняет» интеллектуальный потенциал социума. В книге В.Саппака «Телевидение и мы», которую журналист построил как четыре беседы с читателем о месте телевидения в обществе, находим интересные рассуждения о плюсах и минусах влияния СМИ на личность. Вывод, к которому приходит публицист, для него очевиден: сколько бы противники «голубого экрана» ни убеждали во вреде данного явления, общество сделало свой выбор, и телевидение стало знаком времени, неотъемлемой его частью, его величайшим успехом, но и, возможно, большой проблемой.
Именно о негативных последствиях засилия телевидения в нашей жизни, его разрушительном влиянии на психику человека пишет психолог Л. В. Трубицына в статье «Средства массовой информации и психологическая травма». Пассивное восприятие информации и невозможность вмешаться в происходящее может привести современного зрителя к глубокой душевной травме. Этот факт следует учитывать всем тем, кто работает над созданием телевизионных программ, так как в погоне за яркой картинкой, эмоциональным комментарием, в стремлении шокировать людей ужасом от происходящих катастроф журналисты забывают о психике зрителя.