Нравственные (морально-нравственные) проблемы
(проблемы духовной жизни человека и взаимоотношений людей)
Возможные формулировки проблем
– Проблема нравственных ценностей. (Проблема понимания истинных ценностей)
– Проблема духовности
– Проблема нравственного выбора
– Проблема нравственных возможностей человека
– Проблема влияния времени на характер нравственных ценностей
– Проблема влияния эпохи (времени, общества) на характер нравственных ориентиров молодого поколения.
– Проблема нравственной прочности человека и ответственности перед самим собой. (Можно ли поступаться нравственными ценностями?)
– Проблемы духовной силы (духовной стойкости) человека. (Что может дать человеку духовные силы?)
– Проблема верности долгу. (Что помогает человеку не отступать от намеченного пути?)
– Проблема значимости труда в жизни человека
– Проблема преданности своему делу (профессии).
– Проблема выбора жизненного пути. (Какими морально-нравственными ценностями следует руководствоваться при выборе жизненного пути и почему?)
– Проблема свободы личности и свободы выбора жизненного пути. (Свободен ли человек в своем выборе? Нужно ли слепо подчиняться моде или какому-либо внешнему влиянию?)
– Проблема истинного человеческого счастья и пути к нему. (В чем состоит истинное счастье и как его можно достичь?)
– Проблема духовности и бездуховности. (Что такое духовность? Как она соотносится с образованностью?)
– Проблема чести и бесчестия. (Проблема истинной и ложной чести).
– Проблема совести.
– Проблема поведения человека в экстремальной ситуации
– Проблема интеллигентности. (Что такое истинная интеллигентность? Кого можно считать истинным интеллигентом?)
– Проблема внутренней и внешней красоты человека.
Аргументы
1) Для Петра Гринева, героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», бесчестие оказывается хуже смерти. Молодой человек присягал на верность императрице, поэтому он не может поступить на службу к Пугачеву даже ради спасения жизни. Наказ отца: «Береги честь смолоду»,- является своего рода талисманом для героя, помогающим ему преодолевать суровые жизненные испытания.
2) Согласно словарю С.И.Ожегова, честь- это «достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности». Я думаю, что важнейшими из этих качеств являются именно чувство собственного достоинства и совесть. Не случайно А. Шопенгауэр отметил «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь». По моему мнению, именно эти свойства личности делают человека человеком.
3) В повести Б. Васильева «Завтра была война» отражено воздействие эпохи на формирование мировоззрения молодого поколения. История юношей и девушек, воспитанных под влиянием коммунистической идеологии, не может оставить читателя равнодушным. Например, образ Искры является собирательным: в характере девочки воплотились те черты, которые были присущи многим ребятам, родившимся и воспитанным в первые десятилетия существования Советского государства.
4) Проблема поиска жизненного пути, реализации намеченной цели нашла отражение в романе В.Каверина «Два капитана». Саня Григорьев, главный герой произведения, в качестве девиза для себя выбрал слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Выбор профессии военного летчика был подчинен одной цели – найти пропавшую экспедицию капитана Татаринова. Саня Григорьев преодолевает много испытаний на своем пути, но всегда остаётся честным, благородным, неспособным на подлость человеком. В этом образе отразились лучшие черты предвоенного поколения, которое не мыслило свою жизнь без служения общему делу.
6) Действительно, для каждого из нас важно найти правильную дорогу. Если твое дело тебе нравится, ты будешь уверенно себя чувствовать, с удовольствием работать, а это так важно для всех – и для самого человека, и для всех, с кем он общается. Безусловно, прав был русский критик В.Г.Белинский, утверждавший: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это и значит для него сделаться самим собой».
7) Проблема зависимости становления личности от среды остро обозначилась в творчестве писателей-реалистов. В художественной литературе появляется социально-психологический тип «лишнего человека», в котором нашел отражение главный тезис реализма: общество и время формируют человека. В образе Евгения Онегина, героя одноименного романа А.С.Пушкина, нашли отражение типичные черты «лишнего человека»: это дворянин, получивший характерное для того времени воспитание и образование, но не нашедший места в своей среде. Он одинок, разочарован в жизни, ощущает своей интеллектуальное и нравственное превосходство над обществом, потому что смог увидеть бессмысленность светской жизни. Однако именно этот образ жизни сформировал основные черты его характера: пассивность, неспособность изменить что-то в собственной судьбе и жизни окружающих, неумение трудиться, скептицизм и эгоизм.
8) На мой взгляд, феномен зеркала общества в судьбе человека наиболее ярко представлен в романе И.А.Гончарова «Обломов». Обломов – это не просто герой, а тип, имя которого стало нарицательным. О том, как формируется такой тип, лучше всего говорит «сон Обломова». В нем создается мир Обломовки – той России, которая воспитывает Обломовых – в праздности, в оторванности от настоящей жизни, хотя в словах писателя чувствуется ностальгия по уходящему миру, в котором воспитываются люди с чистой детской душой, как у Ильи Ильича, до конца дней остающегося беспомощным ребенком. Однако приговор такой среде беспощаден и произносится он самим же Обломовым: «Жизнь моя началась с угасания».
9) Самооценку героев рассказа «Старуха Изергиль» М.Горький характеризует словом «гордый». Однако данное понятие получает разное смысловое наполнение в легенде о Ларре и легенде о Данко. Гордость Ларры основана на эгоизме, т.е. стремлении любой ценой удовлетворить свои желания, когда человек думает, что весь мир сконцентрирован вокруг него. Но этот путь, по мнению писателя, - дорога в пустоту и одиночество, символом которого становится неприкаянная тень Ларры. Данко же, напротив, олицетворяет гордый путь самоотречения, альтруизма, служения людям. Это его миссия, которая никогда не будет оценена теми, ради кого была отдана жизнь.
10) Следует заметить, что путь самоотречения может иметь крайнюю степень проявления, когда личность самоуничтожается, терзаемая только оценками других и собственным несовершенством. Таков образ «маленького человека» в творчестве А.П.Чехова. В рассказе «Смерть чиновника» человеческая суть подменяется социальным статусом, чувство собственного достоинства – степенью подобострастия перед власть имущими. Так вместо человека появляется и существует чиновник Червяков с говорящей фамилией.
11) В произведении М. Булгакова «Собачье сердце» профессор останавливает знаменитый эксперимент с Шариком. Он проявляет себя как истинный ученый, ведь, несмотря на то, что удачно проведенный опыт принёс бы ему признание общества и богатство, герой отказался от данной идеи. Профессор сумел вовремя осознать собственное заблуждение и расценить его как важную ступень на пути к истине.
12) Несколько лет назад вся Россия была покорена поступком скромного «смотрителя» одного из заброшенных аэродромов, который, казалось, всего лишь поддерживал вроде бы уже никому не нужную взлетную полосу в рабочем состоянии: убирал мусор, вырубал молодую поросль, пробивающуюся сквозь бетонные плиты… Но именно эта полоса стала спасательным кругом для более ста пассажиров, которые оказались на высоте десяти тысяч метров в терпящем крушение над тайгой самолете: пилоты увидели что-то похожее на место возможной посадки и смогли приземлиться, сохранив жизнь людям, находившимся на борту. На мой взгляд, вот пример истинного героизма, который не нуждается в зрителях и дарит счастье тысячам людей, дождавшимся своих родных, близких, друзей, партнеров…
13) Конфликт общественного и личного может быть разрешен только с позиции духовно развитой личности. Человек отличается от животного тем, что способен свои биологические инстинкты, например чувство самосохранения, подчинять разумной необходимости ради блага других. Индикатором такого выбора является совесть. Истинный образец подобного самопожертвования находим в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Заглавный герой произведения собственной рукой убивает сына-предателя, не устоявшего перед любовным соблазном. Сколько же мужества и душевной стойкости потребовалось Тарасу Бульбе, когда он видел смерть и старшего сына Остапа за свой народ! Нравственная цельность Тараса не позволила ему отцовским чувствам взять верх над долгом перед страной.
14) Зачастую выбор между личным и общественным приходится делать не только в бою. Практически все любимые герои Л.Н.Толстого не могут довольствоваться своими успехами и тихим счастьем, если они не приносят пользы людям. Таковы Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, Константин Левин… В образах этих героев нашла отражение идея писателя о духовном служении народу.