Тема 14: Движение Реформации и его историко-культурное значение
План:
1. Основные тенденции социально-экономического развития европейских государств в конце XV – начале XVII вв.
2. Реформация в Германии.
3. Реформация в Швеции. Кальвинизм.
4. Контрреформация и «католическая реформа» в Европе.
5. Реформация и религиозные войны во Франции.
6. Королевская реформация в Англии.
Литература:
История средних веков. Учебник. Любое изд.
История стран зарубежного Востока в средние века: Учеб. пособие. – М., 1957.
Виппер, Р. Ю. История средних веков: Курс лекций. – Киев, 1996.
Грановский, Т. Н. Лекции по истории средневековья. / Сост. С. А. Асиновская. – М., 1986.
Культура эпохи Возрождения и Реформация / Редкол. В. И. Рутенбург (отв. ред.) и др. – Л., 1981.
Новиков, С. В. Всеобщая история / С. Н. Новиков, А. С. Мартынкин, О. В. Дмитриева. – М., 2010. – 640 с.
Методические рекомендации к изучению темы семинара:
В первом вопросе необходимо представить характерные черты хозяйственной жизни и экономического развития раннего Нового времени: рассмотреть развитие производственных технологий в с/х и промышленности, в судостроении и военном деле, рассказать о зарождении капиталистического уклада и первоначального накопления капитала, появлению мануфактур; выделить страны-лидеры в ускоренном формировании буржуазных отношений. Рассмотреть влияние экономических изменений на процесс социальной стратификации: появление новых социальных общностей, смена статуса традиционных социальных групп. Во втором вопросе нужно дать общую характеристику процессов реформации и контрреформации, подчеркнув их связь с теми социальными, экономическими и политическими процессами, которые происходили в европейских государствах в конце XV – начале XVII вв.; обозначить причины антиклерикальных настроений в обществе. Необходимо рассмотреть территориальные и административные границы Германии в рассматриваемый период, уровень её экономического развития, политический статус и отношения с папским Римом; представить содержание тезисов М. Лютера и программу европейской Реформации; дать социальную характеристику сторонников идей Лютера и интересы вовлечённых в реформационное движение; обозначить причины крестьянской войны, её ход и итоги; обозначить причины Шмалькальденских войн (религиозных) и подвести итоги лютеровской реформы церкви в Германии. В третьем вопросе осветить географию распространения идей Лютера; охарактеризовать экономическое и политическое положение Швейцарии; рассмотреть идеи Ж. Кальвина и идеи, положившие начало формированию новой трудовой этики; охарактеризовать особенности кальвинистской церкви и географию её распространения. В четвёртом вопросе нужно представить материал, характеризующий позицию католической церкви в отношении реформационного движения и привести те меры, которые были предприняты папством против «протестантской ереси»: охарактеризовать инквизицию, рассмотреть основные цели создания ордена иезуитов, основные решения Тридентского собора 1545–1563 гг. В пятом вопросе необходимо дать общую характеристику политического и экономического развития Франции в конце XV – начале XVII вв.; рассказать о распространении идей лютеранства и кальвинизма во Франции и о реакции власти на их содержание; подчеркнуть тесную связь религиозных идей с антиабсолютистскими; рассмотреть историю религиозных войн во Франции, вышедших за пределы Франции и охватившие всю Европу. В шестом вопросе необходимо охарактеризовать политическое развитие Англии в XVI –начале XVII вв.; рассмотреть содержание королевской реформации, проведённой «сверху» Генрихом VIII, её политический аспект и влияние на становление национальной государственности и культуры; рассмотреть судьбу религиозных преобразований после смерти короля, установление англиканской церкви и охарактеризовать деятельность пуритан
Студенты должны освоить ключевые понятия по теме семинара: кантоны, индульгенции, лютеране, протестанты, аскет, кальвинизм, пастор, просвитер, община верующих, еретики, контрреформация, инквизиция, гугеноты, супрематия, папизм, англиканская церковь, пуритане и др.
Задания (дополнения к ответу на теоретический вопрос семинара):
Подготовить тестовые вопросы различных типов по каждому вопросу семинара для взаимоконтроля.