Физическое воспитание в семье.

В физическом воспитании в семье используются физические упражнения (ходьба, бег, упражнения в равновесии, метание, лазание, подвижные игры), спортивные упражнения, гигиенические факторы (режим дня, питание, сон и т. п.), естественные силы природы (солнце, воздух и вода).

Основной принцип, которого должны придерживаться родители, занимаясь физическими упражнениями с малышами,— изображать все в виде игры.

Одежда также имеет значение для физического воспитания. Летом рекомендуется надевать трусы, майку; зимой — спортивный костюм с начесом, шапочку, варежки, на ноги простые и шерстяные носки, кеды. В помещении в любое время года физическими упражнениями рекомендуется заниматься в трусах и майке, на ноги надевать носки, а еще лучше — заниматься босиком.

Важное значение имеет для детей дозировка упражнений, так как они в младшем возрасте быстро устают и могут потерять интерес к физическим упражнениям. Поэтому, количество повторений движений обычно колеблется от 2—3 до 5 - 6.

Своеобразным средством физического воспитания являются гигиенические факторы, которые в дошкольном возрасте в сочетании с физическими упражнениями содействуют укреплению здоровья ребенка. Особое внимание следует уделять правильному режиму дня.

Правильно организованный режим дня предусматривает!

1. Чередование физической, умственной деятельности и отдыха.

2. Регулярный прием пищи.

3. Сон с точным временем подъема и отхода ко сну. Сон влияет на улучшение общего самочувствия детей. Продолжительность сна детей 4—7 лет должна быть не менее 12—11 часов с обязательным дневным сном не менее двух-полутора часов.

4. Комплекс гигиенических мероприятий.

5. Достаточную продолжительность прогулок и пребывания на открытом воздухе при высокой двигательной активности.

К формам организации физического воспитания в семье относятся:

1) физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятий рисованием, лепкой, чтением и т. п., закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями);

2) ежедневное физическое воспитание детей в форме прогулок, подвижных игр, самостоятельных занятий детей различными видами физических упражнений;

3) специально организованные занятия физической культурой.

Утренняя гимнастика усиливает дыхание и кровообращение, укрепляет мышцы и как бы дает рабочую «настройку» центральной нервной системе.

Гигиеническая гимнастика приносит пользу лишь тогда, когда ею занимаются систематически, ежедневно, из месяца в месяц, из года в год и когда она становится привычкой, потребностью.

Основной формой систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые в условиях семьи могут проводиться от 2 до 6 раз в неделю.

Если в семье несколько детей, то хорошо организовать с ними коллективные занятия физической культурой. Поэтому родителям приходится быть и организаторами, и участниками занятий.

Физкультурные занятия по содержанию состоят из общеразвивающих упражнений, основных движений (ходьба, бел, прыжки, метание, лазание), подвижных игр, которые подбираются в соответствии с возрастом. Каждое занятие независимо от возраста проводят па следующей схеме:

1. Ходьба и бег с различными заданиями (изменение направления по заданию, по начерченной линии, шнуру и т. д.), продолжительность от 2 до 4 мин.

2. Общеразвивающие упражнения типа зарядки — до 6 мин.

3. Повторение и обучение упражнениям, которые относятся к основным движениям; на каждом занятии можно осваивать 2—4 упражнения с учетом возраста и новых видов движений. Одно из них принимается за ведущее, то есть требующее особого внимания, остальные подбирают из тех, которые детям уже знакомь! Затраты времени на обучение основным движениям не должны превышать 10—15 мин у четырехлеток и 20—25 — у семилетних детей.

4. Подвижные игры — 5—10 мин.

5. Упражнения с постепенным замедлением темпа, медленная ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление—2—4 мин. Общая продолжительность занятий от 20—25 до 45—50 мин.

Лучшее время для физических упражнений с детьми — дневное, через 1—2 часа после завтрака или сразу же после дневного сна. Если родители находят время для занятий с ребенком только вечером, то это надо делать не позднее, чем за 1—2 часа до укладывания ребенка в постель. Однако в вечернее время работоспособность ребенка намного ниже.

52. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (значение, задачи, особенности средств и методов).

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является ф/восп-ие. Свободная двиг-ая деят-ть, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деят-ть ССС, ДС и НС, укрепляют ОДА, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двиг-ую деят-ть ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяют на следующие периоды:

1) Новорожденный – первые 4 нед жизни;

2) Грудной (младенческий) – до1 года;

3) Ранний детский – от 1 года до 3 лет;

4) Дошкольный – от 3 до 6 (7) лет.

Первые годы жизни ребенка хар-ся быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации ф/в детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе ф/в необходимо учить правильному выполнению того или иного упр., т.к. возникающий навык прочно и надолго закрепляется.

Задачи:

1. оздоровительные – повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания; укрепление ОДА и формирование правильной осанки; содействовать повышению функц возможностей вегетативных органов (укрепление ССС, ДС, пищевар и др.); воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).

2. Образовательные - формирование основных жизненно важных ДУ и ДН; формирование устойчивого интереса к занятиям ФК; сообщение элементарных физкультурных знаний.

3. Воспитательные - воспитание морально-волевых качеств (честности, смелости, решительности, настойчивости); содействовать умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.

Средства ф/в:

I. физические упр:

1) основная гимнастика – ОРУ для отдельных частей тела с предметами и без; различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; танцевальные упр.;

2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные) – в процессе игры происходит комплексное развитие ф/кач-в

3) упрощенные формы спортивных упр

II. оздоровительные силы природы – совершенствуются механизмы терморегуляции, нормализуются психические процессы и тем самым повышается работоспособность и ф/состояние детей.

III. гигиенические факторы – соблюдение режимов сна и питания, двиг-ой активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. гиг-ие факторы дополняют оздоровительное воздействие ф/упр.

Основные формы занятий ф/упр:

- УГГ – простые ОРУ в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3-4 упр игрового и подражательного хар-ра); 6-8 мин для детей 4-5 лет; 8-10 мин для детей 6 лет.

- физкультурные занятия урочного типа – основная форма работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Занятия проводятся не менее 2-3 р/нед под руководством воспитателя.

- подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием – проводятся ежедневно, во время прогулок.

- физкультпаузы и физкультминутки – для предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и др., это ф/упр. динамического хар-ра продолжительностью 2-3 мин.

- физкультурные праздники – проводятся 2-3 р/год – демонстрация достигнутых в овладении ф/упр, играми.

- самостоятельные занятия ф/упр.

Существует две формы организации детей раннего и дошкольного возраста:

1. Государственная (детские ясли – до 3 лет и детский сад – от 3 до 6-7 лет);

2. Самодеятельная, где ф/в осуществляется главным образом в семье.

Основу двиг-ой активности детей до 2 лет составляют ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры. На занятиях 2-3 лет большое значение придается методам использования слова и наглядного действия, образные задания и имитации. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении же движения ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему.

53. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Задачи:

1. Оздоровительная: повышение сопротивляемости организма к внешней среде и инфекционным заболеваниям путем закаливания с помощью оздор факторов природы; укрепление ОДА и формирование правильной осанки; содействовать повышению функц возможностей вегетативных органов (укрепление ССС, ДС, пищевар и др.); воспитание физических способностей.

2. Образовательные: формирование основных жизненно важных ДУ и ДН; формирование устойчивого интереса к занятиям ФК; сообщение элементарных физкультурных знаний.

3. Воспитательные: воспитание морально-волевых качеств; содействовать умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.

Средства для решения задач:

- гигиенические факторы

- естественные силы природы

- ФУ.

Гигиенич факторы – режим занятий, отдыха, питания, сна, гигиена одежды и обуви, помещения, площадки.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают влияние ФУ на организм и повышают работоспособность ребенка

ФУ – осн специфическое средство ФВ. Выделяют 3 группы ФУ:

1) основная гимнастика (ОРУ, различные виды ходьбы, бега, прыжков, метания, строевые упр, танцевальные упр)

2) подвижные игры занимают центральное место

3) упрощенные формы спорт упр. (передвижение на лыжах, катание на санках, плавание, игры с мячом)

Формы:

1. УГГ направлена на активизацию деятельности организма, повышение работоспособности, формирование осанки. Продолжительность 5 мин для детей 2-4 лет, 6-8 мин – 4-5 лет, 8-10 мин – 6 лет.

2. Физкультурные занятия урочного типа – осн. форма. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю под руководством воспитателя или учителя. Продолжительность 3-4 года – 15-20 мин, 4-5 лет – 20-25 мин, 5-6 лет – 25-30 мин.

3. Подвижные игры проводятся ежедневно во время прогулок.

4. Физкультпаузы и минутки. Исп. с целью предупреждения утомления, для повышения умственной работоспособности.

5. Физкультурные праздники. Их назначение – демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов во владении ФУ, играми. Проводятся не реже 2-3 раза в год.

6. Самостоятельные занятия ФУ. Заключается в том, что дети по своему желанию и инициативе вырабатывают в себе вид занятия (игры с друзьями).

Существует 2 формы организации ФВ детей раннего и дошк возраста:

1 – Государственная – детские ясли до 3 лет и дет сад от 3 до 6 лет.

2 – Самодеятельная, где ФВ проводится в семье.

Наши рекомендации