Шариат как система мусульманского воспитания подрастающего поколения
1. Человек Запада, в отличие от человека Востока, имеет свой менталитет, свои взгляды на жизнь, бытие, природу и многое другое. Культуры Востока и Запада отличаются по религиозным, философским, научным и другим вопросам.
Характерные особенности | Восток | Запад |
В философии | Главенствует идея небытия. Истину невозможно выразить словами. Истинная мудрость демонстрируется не на словах, а на личном примере. Творчество – удел богов и неба. | Главенствует идея бытия. Стремление подобрать точные слова для выражения истины. Мудрый человек обязательно владеет даром убеждения. Творчество – удел человека и Бога. |
В религии | Ислам, буддизм, языческие культы. | Христианство. |
В общественной жизни | Приоритет религиозно-нравственных традиций и установок. Консерватизм. Отношение к природе – созерцательное. Нераздельность человека и природы, их единство. | Опора на экономику в решении общественных задач. Динамизм. Отношение к природе – потребительское. Человек противопоставляется природе, он повелевает ей. |
В искусстве | Незыблемость художественных традиций. Вневременная, «вечная» тематика. Различные виды искусства синтезируются, «перетекают» один в другой. | Быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга. |
В науке | Основа – жизненный опыт, интуиция, наблюдение. Большое внимание – развитию и приложению практических знаний (в медицине и прочем). | Основа – эксперимент, математические методы. Выдвижение фундаментальных теорий. |
В поведении | Строгое следование поведенческим нормам, церемониальность. Пассивность, созерцательность. Уважение к традициям и обычаям. Аскетизм. Человек как представитель целого, служение коллективному. | Разнообразие норм поведения в социуме. Активность, ускоренный ритм жизни. Расшатывание традиций. Стремление к «благам цивилизации». Индивидуализм, автономность, уникальность личности. |
Отличие культуры Востока от культуры Запада
1. Культуре Востока свойственно устойчивое историческое развитие, Запад движется вперед рывками.
2. Западная культура характеризуется динамическим образом жизни, разрушается предыдущая система ценностей – возникает другая. Восточная культура отличается незыблемостью, непротивлением, устойчивостью. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему.
3. В восточной культуре уживаются рядом множество религий. В западной главенствует христианство.
4. Восточная культура основывается на древних обычаях, устоях. Западу свойственно расшатывание традиций.
5. Для Запада характерно научное, технологичное, рациональное познание мира. Восток иррационален.
6. Человек западного мира оторван от природы, он повелевает ей. Человек Востока слит с природой.
2.Термин шариат имеет широкое значение. Шариатом называют свод Божественных повелений и запретов, Божественный Закон, практические религиозные предписания мусульман, и ислам в целом[1].
Мусульмане связывают понятие шариат прежде всего с его использованием в коранических аятах[2], обозначающих начертанный Аллахом прямой путь, следуя которому правоверный мусульманин достигает нравственного совершенства, мирского благополучия и может попасть в рай. Общий смысл данного понятия определяется также его происхождением от корня ш-р-’, неоднократно встречающийся в Коране в значении «узаконивать», «предписывать что-либо как обязательное»[3][4].
Синонимы этого слова «аш-шар’» и «ат-ташри» употребляются также по отношению к Закону древних пророков, например Закону Мусы (Моисея)[5]. Другой синоним — «шир’а», означающий такие понятия, как: путь, мазхаб, метод, традицию и т. д[1].
В исламской идеологии термин шариат в сочетании с определениями ислами или исламия (мусульманский, исламский) употребляются в общеязыковом значении в отношении правил, которыми должен руководствоваться правоверный, а также установленных Аллахом критериев оценки его поведения и образа мыслей. По этой причине шариат нередко воспринимается в массовом сознании как исламский образ жизни в целом, всеобъемлющий исламский комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы — религиозные, бытовые, нравственные, юридические и т. д. В таком широком смысле шариат часто называют «религиозным законом», причём термин «закон» употребляется в общесоциальном, а не в юридическом значении. Аналогичную смысловую нагрузку несет и выражение «законы шариата»[4]. Хадисы пророка были одобрены Аллахом, а если Пророк в чём-то ошибался, то Аллах сразу поправлял его откровением[6][1].
Вопрос о предписаниях, включаемых в шариат и каковы его источники, является ключевым для установления объёма данного понятия в терминологическом значении. В этом отношении в мусульманской идеологии утвердилось общее терминологическое определение шариата как совокупности обязательных к соблюдению установленных Аллахом норм и предписаний (хукм). Отсюда делается вывод, что источниками шариата являются Коран и сунна Пророка. Хадисы, передающие личное мнение пророка Мухаммада, а не волю Аллаха в шариат не включаются[4].
Различными направлениями исламской мысли по-разному трактуют определение шариата. Так, захириты понимали под шариатом только те положения Корана и сунны, которые несут очевидный (захир) смысл, ясно указывая на конкретные правила поведения (катият ад-далала). Другие направления считали, что те вопросы, на которых нет однозначного ответа в Коране и сунне, можно вывести с помощью чисто рациональных приемов (иджтихад) или путём толкования неоднозначно понимаемых предписаний. Некоторые направления исламской юриспруденции под шариатом имели в виду лишь правила, регулирующие внешнее поведение мусульман, которые не касаются вопросов внутренней мотивации и религиозной совести. Однако большинство мусульманских идеологов считает, что шариат не содержит всех конкретных правил поведения и точных рекомендаций, как вести себя во всех жизненных ситуациях, а те предписания, которые имеются в Коране и сунне являются вечными и соответствуют любым условиям[4].
Светское государство — государство с устройством, где религия отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями (точнее — медико-биологической целесообразностью), а не религиозными предпосылками.
В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия является в нём прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.
В самом начале необходимо подготовить энное число специалистов – правоведов, которые должны иметь базовое юридическое образование, с одной стороны, и специализировались бы на изучении Шариата. Разумеется, их национально-религиозная принадлежность не должна иметь никакого значения, хотя по понятным причинам желательно, чтобы не менее половины из них являлись бы практикующими мусульманами.
Затем я бы ввёл отдельные нормы Шариата в виде эксперимента в одном конкретном регионе. Разумеется, это должны быть такие положения Шариата, которые не противоречат российской Конституции. Собственно, реальные шаги в этом направлении уже идут: это, скажем, ограничение на продажу и оборот алкогольной продукции в ряде регионов во время Рамадана.
3.Молодые люди в силу различных присущих им социально-психологических, физиологических, демографических и иных особенностей наиболее уязвимы к воздействию идеологии экстремизма и те Даже главари бандгрупп сегодня – это в основном 25-30-летние преступники, а среди рядовых боевиков порой встречаются вчерашние выпускники школ и даже ученики старших классов терроризма. И вполне очевидно, что главными провоцирующими его факторами являются прежде всего тотальная коррупция и серьезные недостатки в сфере регулирования этноконфессиональных отношений и молодежной политики. Ощущение вопиющей несправедливости социально-экономической и правовой систем, отсутствие перспектив социальной самореализации и растущее неравенство, невозможность не криминальным путем обеспечить достойную жизнь и приемлемый социальный статус толкают молодых людей в объятия террористов, которые обещают им быстрое и эффективное решение всех проблем по законам шариата и дают возможность быстро заработать на терроре против неверных. В последние годы террористические ячейки все сильнее заявляют о себе распространяются в значительно более социально и экономически развитых Татарстане и Башкортостане. Указанная категория граждан не всегда готова корректировать свой образ жизни, сообразуясь с иными социальными реалиями. Такая заведомо конфликтная адаптационная, модель поведения не может не провоцировать негативную ответную реакцию, что в свою очередь создает основу для экстремистских и террористических проявлений на почве ксенофобии, этноконфессиональных предрассудков, провоцирует формирование очагов нестабильности и конфликтности, рост протестных настроений и межэтнической напряженности. И молодежь становится главным действующим лицом всех этих негативных процессов. Подобный подход загоняет проблему внутрь, не позволяет своевременно и в полной мере профилактировать ее первые признаки, нейтрализовать напряженность. И в такой ситуации любой повод, даже сугубо бытовой инцидент может сыграть роль «спускового курка» для массового проявления накопившейся агрессии и насилия, чем непременно воспользуются те, кто давно ждет такого развития событий – экстремисты и террористы, которые, как всегда, в первых рядах в качестве тарана поведут молодежь. Одновременно с этим маргинализированная молодежь пополняет ряды криминальных структур (организованных преступных сообществ и группировок). ольшую опасность представляет процесс вовлечения молодежи в деятельность различных деструктивных сект и нетрадиционных для России религиозных учений и культов. Идеологическая основа многих из них отличается крайним цинизмом и открытым надругательством над традиционными вероисповеданиями, тесной связью с криминальными структурами, враждебностью государственным институтам, а практика социального поведения их последователей – неразборчивостью средств для достижения своих узкокорпоративных целей. Большинству из них чужды и неведомы такие понятия, как патриотизм, гражданский долг, моральные нормы и нравственные принципы. В ходе обсуждения в различных целевых аудиториях вопросов, связанных с противодействием влияния идеологии терроризма и экстремизма на молодежь, участниками дискуссий неоднократно поднимался вопрос о том, как можно противостоять враждебной идеологии, не имея собственной? Более того, представляется, что наличие четкой гражданской позиции неприятия насилия, экстремистских и террористических методов достижения политических, экономических и иных целей должно в общественном мнении восприниматься как правило хорошего тона вне зависимости от политических, художественно-эстетических и нравственных предпочтений и принципов. . Устойчивые антитеррористические убеждения должны стать фактором, консолидирующим различные слои и группы многонационального и многоконфессионального населения России, в первую очередь молодежь. Важным направлением работы по дерадикализации молодежи, нейтрализации экстремистских настроений является проведение мероприятий, направленных на преодоление отчуждения, негативных стереотипов друг о друге у представителей различных национальностей и конфессий, формирование взаимного уважительного отношения к культуре, традициям, ценностям. Нужно использовать формы «непрямого» воздействия, в рамках реализации которых акцент делается на то, что естественным образом сближает: досуг, спорт, дух здорового соперничества и состязательности; интерес к новым, современным средствам коммуникации, прежде всего к Интернету; различные направления волонтерства - то есть на формы общения, создающие позитивный эмоциональный фон и при этом способствующие формированию общих ценностей на базе близости возрастных предпочтений и интересов ,религии и культуры, общности языкового пространства.
4. Исламский экстремизм, крайним выражением которого выступает терроризм под лозунгом ислама, с середины 90-х годов прошлого века оказывает заметное влияние на политическую жизнь многих стран и целых регионов современного мира, включая Россию. Исламские экстремисты убеждены в своем праве вершить насилие над всеми, кто не подчиняется воле Аллаха, в том числе и над мусульманами, не разделяющими их взгляды. Для обоснования такого права используется, в частности, известная концепция, согласно которой мусульманин обязан всех побуждать следовать тому, что установлено шариатом в качестве обязательного, и предотвращать совершение запрещенного им. Этот принцип закреплен в ряде стихов Корана, который, например, гласит: «И образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к соблюдению предписанного и отвращать от совершения запретного» (3:104). Порядок выполнения этой обязанности усматривают в следующих словах пророка: «Если кто-нибудь из вас увидит нечто запрещенное шариатом, то пусть изменит его своей рукой, а если не сможет сделать этого рукой, то пусть остановит грех своим языком, а если и так не сможет, то – хотя бы своим сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры!»v. Естественно, для обоснования своих действий террористы делают акцент на первой части данного высказывания – предотвращении отклонений от шариата «рукой», т.е. насильственным путем.
Актуальность этой задачи для нашей страны определяется также тем, что российские духовные управления мусульман и иные исламские центры не проявляют достаточной активности и умения в идейном противоборстве исламскому терроризму, уходят от прямой полемики с исламскими радикалами по ключевым проблемам мусульманско-правовой теории, ограничиваясь общими декларациями. В итоге серьезного спора на почве исламских постулатов с идеологами мусульманских экстремистов не получается.
Для мусульман истинным “законодателем” выступает только Аллах, воля которого и воплощена в шариате. Такое наименование призвано подчеркнуть, что земная государственная власть обладает лишь регламентарными полномочиями, ограниченными истинным правом – шариатом.
Исламские представления о правовом идеале связывают его с шариатом и фикхом, в которых, как было показано, божественное и человеческое начала теснейшим образом переплетены. Образно говоря, одной своей стороной шариат, интерпретируемый фикхом, обращен к небу, а другой – к земле. В целом он представляется как универсальная система, в которой внутренние религиозные убеждения мусульманина предопределяют его внешнее поведение. В свою очередь, строгое следование правилам фикха, воспринимаемым как конкретизация шариата, рассматривается в исламе как безошибочный показатель истинной веры в Аллаха. Шариат и фикх являются самыми близкими к исламу понятиями, стержнем мусульманского образа жизни, идеальной моделью, на которую мусульманин обязан ориентироваться в своих мыслях и поступках. акие шариатские нормы становятся исламским правом не только по содержанию, но и по форме. Фикх в значении доктрины играет роль формального (юридического) или материального (исторического) источника позитивного исламского права, современным вариантом которого является исламское законодательство.
Технология креативно-творческого взаимодействия в системе исламского образования
1. Название технологии: «Арабский язык»
2. Автор: Шамсутдинов И.Р.
3. Данная технология обеспечивает знания, получаемые студентами в результате изучения учебных дисциплин Чтение Корана, Толкование Корана, Ислам в современном мире, Арабский язык как язык сакральных текстов из базовой части профессионального цикла.
4. Арабский язык реализуется с целью обучения студентов современному литературному арабскому языку, формирования у них основ фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса для свободного изъяснения на арабском языке.
5. Процесс обучения предполагает взаимосвязанную деятельность преподавателя и студентов, направленную на достижение ими образовательных целей в виде практических занятий. Основным видом учебных занятий по дисциплине являются: практические занятия, на которых студенты получают базовые знания по основным разделам арабской грамматике, а также получают навыки и умения устно и письменно излагать свои мысли.
6. Основная идея технологии арабского языка состоит в формировании
коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять
иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Изучение арабского языка направлено на обеспечение развития личности учащегося, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; формирование умений общаться на арабском языке с учетом речевых возможностей учеников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.
7. В результате освоения технологии формируются следующие компетенции:
Знания: фонетической системы, орфографической, лексической, грамматической и стилистической нормы арабского языка; основные письменные источники ислама и их значение в истории и культуры арабских стран.
Умения: правильно читать вслух текст, понимать основное содержание и выделять основную идею прослушанного аудио/видео текста и передавать его содержание в устной/письменной форме; ориентироваться в главных источниках ислама, применять полученные страноведческие знания в процессе межкультурной коммуникации и профессиональной деятельности.
Навыки: речевыми умениями и навыками по арабскому языку, навыками восприятия и анализа текстов, коммуникативными и культурными компетенциями для ведения дискуссии и перевода, навыками перевода публичной и письменной речи.
8. В качестве основных форм учебной деятельности на практических занятиях используются различные методы: объяснение материала, опрос, выполнение упражнений, беседа, обсуждение, дискуссии и др.
В ходе проведения практических занятий применяются различные виды работ, такие как, фронтальный и индивидуальный устный и письменный опрос, работа в парах, групповая беседа, дискуссия, ролевые игры, аудирование, диктант, изложение, сочинение и т.д.
9. Список учебно-методической литературы:
7. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. М.: Валерий Костин, 2005. – 944 с.
8. Борисов В.М. Русско-арабский словарь. – М.: Сам Интернешнл, 1993.
9. Гайнуллин Н.А. Тесты к учебному пособию «Арабский язык: вводный курс» – М.: МИУ, 2009
10. Гайнуллин Н.А. Хрестоматия к учебно-методическому комплексу «Специфика арабского языка в средствах массовой информации» – М.: МИУ, 2010
11. Ковалев А.А., Шарбатов Г.Ш. Учебник арабского языка. – 5-е изд., – М.: Вост. Лит, 2008
12. Кузьмин С.А. Учебник арабского языка: для первого года обучения. 2-е изд. – М.: Вост. Лит, 2003
10. В процессе преподавания арабского языка могут использоваться следующие технические средства обучения: мультимедийный проектор, проекционный экран, интерактивная доска, телевизор, DVD проигрыватель.