Семинарское занятие 2. Семинар. Библиограф как специалист и как личность
БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ
Ростов-на-Дону
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Ростовский филиал
Факультет культурологии
Кафедра библиотековедения и библиографии
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Библиографоведение»
ФГОС ВПО: | 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» | |||||||||
Дата утверждения, № приказа | 13 января 2010 г., № 3 | |||||||||
Направление (шифр и название) | 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» | |||||||||
Квалификация (степень) (бакалавр, магистр) | Бакалавр | |||||||||
ООП ВПО (учебный план): | Б.3. Профессиональный цикл. Базовая часть | |||||||||
№ приказа, дата утверждения | ||||||||||
Профиль | Менеджмент библиотечно-информационной деятельности | |||||||||
Индекс дисциплины по учебному плану ООП | Б.3.1.6 | |||||||||
Трудоемкость дисциплины | ||||||||||
Семестр и количество недель в семестре | Всего: | 1 сем. | 2 сем. | 3 сем. | 4 сем. | 5 сем. | 6 сем. | 7 сем. | 8 сем. | |
Зачетных единиц | ||||||||||
Академических часов | ||||||||||
Аудиторная работа: | ||||||||||
Самостоятельная работа: | ||||||||||
Формы итогового контроля: | К.р. Экз. | |||||||||
Ростов-на-Дону
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «2» апреля 2012г., протокол №8.
Учебно-методический комплекс подготовила: В. А. Кондрашова, канд. пед. наук, доцент
Рецензент: Э. И. Старовойтенко, зав. информационно-библиографического отделом ГБУК РО ДГПБ
Рабочая программа дисциплины «Библиографоведение», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение (содержание дисциплины по темам, практикум, список рекомендуемой литературы) по уровню подготовки бакалавра по циклу «Профессиональный цикл» (Б.3.1.6) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», профилю «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности»
Аннотация содержания дисциплины: учебная дисциплина «Библиографоведение» является общепрофессиональной дисциплиной, входящей в блок 3. ОПП Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» профилю «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности».
Она изучается студентами – бакалаврами в течение двух семестров (1-2), завершается дисциплина экзаменом.
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа дисциплины………………………………………………6
Учебно-тематический план………………………………………………………8
Содержание учебной программы дисциплины………………………………8
Задания для самостоятельной работы студента …………………………….11
Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины
по разделам Учебной программы…………………………………………….14
Образовательные технологии………………………………………………….14
Учебно-методическое и информационное обеспечение……………………..14
Материально-техническое обеспечение……………………………………….18
Показатели и критерии контроля по дисциплине……………………………18
Учебно-методический комплекс………………………………………………20
Вопросы для семинарских занятий…………………………………………..22
Темы контрольных работ……………………………………………………..23
Вопросы для текущего контроля успеваемости(экзамена)…………………27
Тестовые задания для итогового контроля успеваемости………………….29
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы………31
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям…..35
Руководство для преподавателя………………………………………………40
Министерство культуры Российской Федерации
Ростовский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
___________________________
«____»_______________2012__год
Кафедра библиотековедения и библиографии
Рабочая программа дисциплины
«Библиографоведение »
для направления (ий) подготовки
071900 «Библиотечно-информационная деятельность»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Ростов-на-Дону
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Целямиосвоения учебной дисциплины являются: дать общее представление о сущности библиографии, библиографической информации и библиографической деятельности, их структуры содержания, истории.
Задачамиосвоения учебной дисциплины являются:
· участие в исследованиях по проблемам формирования, использования и оценки качества информационных ресурсов;
· формирование, обработка, классификация информационных ресурсов и документных фондов, обеспечение их сохранности
· участие в комплексных и локальных научных исследованиях, экспериментах, мониторинге;
· информационная диагностика предметной области и информационное моделирование;
· организация деятельности по воспитанию и культурному развитию личности, продвижению чтения и формирование информационной культуры;
· содействие образовательной деятельности
· формирование профессионального библиографического сознания.
2.Место учебной дисциплины в структуре ООП
2.1. Учебная дисциплина относится к базовой части цикла профессиональных дисциплин (БЗ).
2.2. В связи с тем, что изучение данной учебной дисциплины предусмотрено учебным планом по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» на первом курсе, не представляется возможным требовать от студента владеть общекультурными и профессиональными компетенциями, приступая к изучению учебной дисциплины.
2.3. Данная учебная дисциплина обеспечивает изучение студентами следующих дисциплин: «Отраслевые информационные ресурсы», «Библиотечно-информационное обслуживание», «Библиотечные фонды», «Документоведение».
2.4. Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами:
1. «Социальные коммуникации» в части определения места и роли библиографии в структуре социальных коммуникаций.
2. «Отраслевые информационные ресурсы» в части формирования представлений о первичных документах и первичном документальном потоке, характеристики особенностей вторичных документов, формы фиксации и их использования для создания информационных ресурсов.
3. «Библиотечно-информационное обслуживание» в части выработки представлений о типах литературы и видах документов, формах и методах библиографического обслуживания.
4. «Аналитико-синтетическая переработка документов» в части описания различий между первичными и вторичными документами, характеристики особенностей вторичных документов и их использования для проведения информационных исследований.
5. «Библиотечные фонды», в части комплектования и организации библиотечных фондов, создание и ведение СБА, СПА библиотеки
6. «Документоведение» в части формирования представлений о системе документальных коммуникаций, особенностях организации и библиографического отражения.
2.2. Приступая к изучению учебной дисциплины, студент должен:
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
· осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОК-8);
· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
· овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12);
· готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
· готовность к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-28);
· способностью к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29);
· способностью к реализации образовательных и культурно-воспитательных программ для населения (ПК-39)
В результате освоения учебной дисциплины студент должен:
1. Знать: классификацию, функции и свойства библиографии
2. Уметь: классифицировать и организовывать работу с документами различных видов.
3. Владеть: методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации в области библиографии.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 5 зачетных единиц и 180 академических часов.
Учебно-тематический план дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего ак. Час./зач. Ед. | № семестра | В том числе, ак. Час./ зач. Ед. | Формы контроля | |||||
Аудиторные занятия | Самост. Работа | |||||||||
Лекции | Семинары | Практ. зан. | Малогруп. Зан. | Инд. Зан. | ||||||
Раздел 1. Документоведение общее | ||||||||||
1. | Введение. Библиографоведение как наука и учебная дисциплина. | |||||||||
2. | Становление и развитие русской библиографии с IX в. до концаXX | Участие в дискуссии на семинарском занятии | ||||||||
3. | Библиограф как специалист и как личность. Становление профессии библиографа. | Участие в дискуссии на семинарском занятии | ||||||||
4. | Экзамен | |||||||||
5. | Итого | |||||||||
5.Содержание учебной дисциплины
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Содержание раздела (темы) |
Раздел 1. Документоведение общее | ||
1. | Введение. Библиографоведение как наука и учебная дисциплина. | Предмет иструктура библиографоведения Библиографическая наука и практика. Их единство и различия. Библиографическая практика как основной предмет библиографоведения. Место самой библиографической науки и других составных частей инфраструктуры библиографии (образование, управление, материально-техническая база) в составе предмета библиографоведения. Общее определение библиографоведения. Структура библиографоведения. «Аспектное» и «объектное» направления его внутренней дифференциации как основа формирования дисциплин общего и частного библиографоведения. |
2. | Становление и развитие русской библиографии с IX в. до концаXX | Развитие культуры на Руси в IX—XVII вв. Истоки возникновения славянской письменности и книги. Роль монастырей как очагов письменности и центров накопления рукописной книги. Возникновение книгопечатания (XVI в.) и его влияние на развитие библиографии. Первые элементы библиографической информации о книге внутри книги (аффинная библиография). Первые рукописные библиографические материалы. Инвентарные описи библиотек как начальная форма общей (каталожной) библиографии. Их эволюция и разновидности. «Оглавление книг, кто их сложил» — первый отечественный репертуар славяно-русской книги. Списки «истинных» и «ложных» книг, их значение. Указцы как форма специального библиографирования. Развитие светской культуры и усиление культурных контактов с Западной Европой. Реформы Петра I в сфере культуры. Их влияние на характер и развитие библиографии. Общий подъем науки и культуры во 2-й половине XVIII в. и формирование русского просветительства как стимулы развития книжного дела и библиографии. Положение печати и развитие науки и культуры в первой половине XIX в. Реформы в области просвещения и рост культурных запросов общества. Реформы второй половины XIX в. Общественные движения, демократизация культуры, народного образования, книжного дела как факторы формирования видовой структуры библиографии. Библиографическая деятельность земских библиотек. «Книжная летопись» Главного управления по делам печати. Роль А.Д. Торопова в ее создании. Создание Книжной палаты в Петрограде (1917 г.). Начальный этап (20—30-е гг.) Постановление СНК от 30 июня 1920 г. «О передаче библиографического дела в РСФСР Народному комиссариату просвещения» как основополагающий документ для организации библиографического дела в стране. Организация работы по созданию репертуара русских книг и периодических изданий начала XXв.Формирование библиографических служб в универсальных и специальных научных библиотеках Библиографическая работа массовых библиотек. Совещания по справочно-библио-графической работе библиотек в 60—80-е гг. Их значение.Совершенствование каталогов, картотек и СБФ в библиотеках разных типов. Дискуссионные вопросы формирования СБА. Перестройка СБА в условиях централизации. Организация и методика СБО. Задачи дифференциации и координации СБО в библиотеках разных систем и ведомств. Развитие научных библиографических исследований в условиях научно-технической революции (с 50-х до начала 90-х гг.).Функции ГБЛ и ГПБ как центров координации научно-исследовательской работы в области библиографии.Пути совершенствования содержания подготовки библиографов на библиотечных факультетах институтов культуры. Подготовка научно-исследовательских и педагогических кадров через аспирантуру. |
3. | Библиограф как специалист и как личность. Становление профессии библиографа. | Становление профессии библиографа.Функции библиографа в структуре библиографической деятельности.Современные требования к библиографу-профессионалу. Факторы, влияющие на формирование профессиональных и личностных качеств библиографа. Будущее профессии библиотекаря-библиографа и проблемы подготовки кадров. |
5.2. Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Вид занятия | Тема занятия | Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.) |
1. | Бибдиографодение как наука и учебная дисциплина | Лекция | Введение. Библиографоведение как наука и учебная дисциплина. | 2/0,054 |
2. | Семинарское занятие | Становление и развитие русской библиографии с IX в. до концаXX | 2/0,54 | |
Семинарское занятие | Библиограф как специалист и как личность. Становление профессии библиографа. | 2/0,54 |
5.3.Организация самостоятельной работы студента
№ п/п | Наименование раздела (темы) учебной дисциплины для самостоятельного изучения | Трудоемкость ак. час./зач. ед. | Список рекомендуемой литературы (основная, дополнительная) | Вид контроля |
1. | Введение. Документоведение как наука и учебная дисциплина | Осн.КоршуновО.П. Библиографоведение. Общийкурс:Учеб ник для вузов. Ч. I. Основы теории библиографии.РазделI.— М., 2001. - 107 с. Разделы II, III. - М., 2001. - 150 с.Моргенштерн И. Г. Общее библиографлведение: учебное пособие. –СПб.: Профессия, 2005. -206 с.. | Участие в дискуссии на семинарском занятии, тестирование | |
2. | Методы библиографоведения | Осн.КоршуновО.П. Библиографоведение. Общийкурс:Учебник для вузов. Ч. I. Основы теории библиографии.РазделI.— М., 2001. - 107 с. Разделы II, III. - М., 2001. - 150 с. Моргенштерн И. Г. Общее библиографлведение: учебное пособие. –СПб.: Профессия, 2005. -206с. Вохрышева, М. Г. Теория библиографии: : учебное пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с. Доп.Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. — М., 1975. — 206 с. Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. — М., 1989. — 200 с. Коршунов О.П. Проблемы общей теории библиографии. - М., 1975. - 191 с. Леонов В.П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций. — СПб., 1995. — 139 с. Сляднева Н.А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности. — М., 1993. — 225 с. | Участие в дискуссии на семинарском занятии, тестирование | |
3. | Библиография и библиографоведение в системе смежных областей знания и практической деятельности | Осн. :КоршуновО.П. Библиографоведение. Общийкурс:Учебник для вузов. Ч. I. Основы теории библиографии.РазделI.— М., 2001. - 107 с. Разделы II, III. - М., 2001. - 150 с. Моргенштерн И. Г. Общее библиографлведение: учебное пособие. –СПб.: Профессия, 2005. -206с. Вохрышева, М. Г. Теория библиографии: : учебное пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с. Доп.: Барсук А.И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин. — М., 1975. — 206 с. Вохрышева М.Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность. — М., 1989. — 200 с. Коршунов О.П. Проблемы общей теории библиографии. - М., 1975. - 191 с. Леонов В.П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций. — СПб., 1995. — 139 с. | Тестирование | |
4. | Становление и развитие русской библиографии с IX в. до концаXX | Осн.Библиография. Общий курс. Гл. 4—6: Учебник. — М.: 1981. - С. 131-237. Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX века. - 3-е изд. - М., 1955. - 607 с. Машкова М.В. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917 года). — М., 1969. — 492 с. Рейсер С.А. Хрестоматия по русской библиографии с XI в. по 1917 год. - М., 1956. - 448 с. Беспалова Э.К. Главный итог (Сов.библиографоведениеза 70 лет) //Сов. библиогр. - 1987. - № 6. - С. 3-11. Беспалова Э.К. Научная работа в области библиографии в годы Великой Отечественной войны: Лекция. — М., 1995. — 24 с. Беспалова Э.К. Библиография в России на рубеже XXIвека (80—90-е годы). Часть I. Историко-библиографические исследования: Учебное пособие. — М., 2002. — 103 с. Манежева М.С. Библиографическое обслуживание читателей в годы Великой Отечественной войны: Лекция. — М., 1994. - 24 с. Манежева М.С. Библиографическое обслуживание читателей в России до октября 1917 года: Лекция. — М., 1993. — 40 с. | Участие в дискуссии на семинарском занятии, тестирование | |
5. | Библиограф как специалист и как личность. Становление профессии библиографа. | 2/0,054 | Осн.: Моргенштерн, И. .Г. О профессии и личности библиографа. (К разработке профессиограммы): [Текст] / И. Г. Гордукалова, Г.Ф. Сохраним ли профессиональное сообщество?:[Текст] / Г. Ф. Гордукалова // Советская библиография. - 1991.-№4.-С. 13-21 Езова, С. А. Коммуникационная компетенция библиотечного специалиста: [Текст] / С. А. Езова // Библиография. – 2006. - №2. – С. 22-25 Ельмикеева, Н. И. Актуализация профессиональной компетенции библиографа: [Текст] // Библиография. – 2007. - №6. – С. 44-48 Леонов, В. П. Библиография как профессия: [Текст]: монография / В. П. Леонов. –М.: Наука, 2005. – 124 с. Леонов,. В. П. О личности и мастерстве библиографа: [Текст] / В. П. Леонов // Мир библиографии. – 2008. - №1. – С. 2-5 Нещерет, М.Ю. О поиске информации и таланте библиографа: [Текст] / М. Ю. Нещерет //Библиотековедение. – 2003. - № 2. – С. 49-53. Нэде лаРошель Ж. Ф. Рассуждение о библиографической науке и обязанностях библиографа: [Текст] // Библиография. – 2005. - №4. – С. 134-141 Справочник библиографа: [Текст] /Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – 2-е изд. перераб и доп..-СПб.: Профессия, 2003. – 560 с. Доп.Каптерев, А. От компьютерной грамотности к компьютерной культуре: [Текст] / А. Каптерева // Библиография. -1998. - № 5. - С. 3-8. Коршунов, О. П. Библиографоведение: общий курс: учебник для вузов. - М.: Книжная палата, 1990. - С. 76-81; 209-221. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение:[ Текст]: учебное пособие для студентов / ЧГАКИ; И. Г. Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2005. – 208 с. Моргенштерн // Советская библиография - 1983. - № 6 - С 13-22. | Выступление на семинарском занятии, Тестирование |
6.Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | №№ разделов (тем) данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | ||||||||||||||||||
1. | Библиотечно-информационное обслуживание | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
2. | Отраслевые информационные ресурсы | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||
3. | Библиотечные фонды | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
4. | Документоведение | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Образовательные технологии
В процессе освоения данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:
1. Лекция с использованием презентаций в среде MSPowerPoint
2. Дискуссии на семинарских занятиях
3. Мини-конференции
4. Презентация результатов научно-исследовательской работы студента
6. Практическое обучение с использованием поисковых систем Интернет
Процент занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 20 %.
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение:
а) основная литература:
1. ГОСТ 7.0-99 (ИСО 5127-1-83) Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Текст] // Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / Сост. Т. В. Захарчук, О. М. Зусьман. – СПб.: Профессия, 2005. – С. 14-39.
2. [Текст] / М. Г. Вохрышева.- М.: Кн. палата, 1989.-200с.
3. Вохрышева, М. Г. Библиография в системе культуры [Текст] / М. Г. Вохрышева. - Самара, 1993 .- 124 с.
4. Вохрышева, М. Г. Медиатехнологии – путь в будущее современных библиотек [Текст]: учебно-практическое пособие / Е. В. Вохрышева, В. Н. Стрельников В. Н. – М.: Изд-во ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2005. – 144 с.
5. Вохрышева, М. Г. Теория библиографии [Текст]: учебное пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с.
6. Гендина, Н.И. Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования [Текст] / Н.И. Гендина // Науч. итехн. б-ки.-2000.-N 4.-С. 20-28.
7. Глотова, В. Н. Краеведческая библиография – ключ к раскрытию книжных фондов [Текст] / В. Н. Глотова // Мир библиографии. – 2006. - №4. – С. 21-24
8. Гордукалова, Г. Ф. Опыт прогнозирования развития библиосферы в XXI веке / Г. Ф. Гордукалова // Мир библиографии. – 2006. - №3. – С. 29-30
9. Гусева, Е. Н. Типология в библиографии: основные направления развития [Текст] / Е. Н. Гусева. – Библиография. – 2007. - №1
10. Евтюхина, Е. А. Классификация информационных потребностей в библиотеке [Текст] / Е. А. Евтюхина // Библиография. – 2008. - №1. – С. 42-47
11. Жабко, Е. Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика [Текст]: Монография / Е. Д. Жабко. – СПб: Изд-во РНБ, 2006. – 388 с.
12. Коршунов, О. П. Библиографоведение. Общий курс [Текст]: учебное пособие для вузов / О.П. Коршунов.- М.: Кн. палата, 1990.-232 с.
13. Коршунов, О. П. Библиографоведение. Основы теории и методологии [Текст]: учебник для библиотечно-информационных факультетов вузов / О.П. Коршунов, Т. Ф. Лиховид, Т. А, Новоженова. – М.: Изд-во ФАИР, 2009. – 336 с.
14. Коршунов, О. П. Библиография: теория, методология, методика [Текст] / О.П. Коршунов. - М.: Книга, 1986.- 288 с.
15. Коршунов, О.П. Как создать общую теорию библиографии [Текст] / О.П. Коршунов // Библиография.- 2000.-N З.-С. 37-41.
16. Левин, Г. Л. Текущая и ретроспективная национальная библиография: различия в единстве [Текст] // Библиография. – 2005. - №6. – С. 28-37
17. Мазурицкий, А.М. Современные проблемы подготовки библиотечно-библиографических кадров в вузах культуры [Текст] / А.М. Мазурицкий // Науч. итехн. б-ки.-2000.-N 4.-С. 16-20.
18. Машкова, М. В. История русской библиографии с XI века по 1917 год [Текст] : монография / М.В. Машкова- М., 1956.-448 с.
19. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение [Текст]: учебное пособие для студентов / ЧГАКИ; И. Г. Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2005. – 208 с.
20. Нохрина, В. А. Использование электронных библиотек в справочно-библиографическом обслуживании [Текст] / В. А. Нохрина, Ю. В. Нохрин // Библиография. – 2008. - №1. – С. 11-17
21. Российское библиографоведение: итоги и перспективы = TheoryofbibliographyinRussia : сборник научных статей [Текст] / [сост., науч. ред.,предисл.: Т.Ф. Лиховид, к.п.н., доц.].- Москва: Гранд: Фаир-Пресс, 2006. -681 с.
22. Савина И. А. Библиографический язык в современном обществе [Текст] // Библиография. – 2008. - №2. С. 24-27
23. Сляднева, Н.А. Библиография в системе универсума человеческой деятельности: Опыт системно-деятельностного анализа [Текст]: монография / Н.А. Сляднева.- М.: Изд-во МГИК, 1993.-225с.
24. Соколов, А.В. Законы, закономерности и заповеди библиографоведения / А. В. Соколов[Текст] // Мир библиографии. –2009. - №1. – С.2-19
25. Соколов, А.В. Метафизика библиографии [Текст] / А. В. Соколов // Мир библиографии. – 2003. - № 6. – С. 18-21.
26. Соколов, А.В. Теория библиографии в лабиринте концепций[Текст] / А. В. Соколов // Мир библиографии. –2009. -№3. – С. 2-19; №4. – С.9-20
27. Справочник библиографа [Текст] /Науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – 2-е изд. перераб и доп..-СПб.: Профессия, 2003. – 560 с.
28. Сухоруков, К. М. Национальная библиография в трактовке ИФЛА и РКП [Текст] / К. М. Сухоруков // Библиография. – 2007. - №1. – С. 11-18
29. Фокеев, В. А. Библиографическая наука и практика [Текст]: терминологический словарь / В. А. Фокеев; научн. ред. Г. В. Михеева. – СПб.: Профессия, 2008. – 272 с.
б) дополнительная литература
1. Айгистов, Р. А. Обязательный экземпляр и Книжная палата: история и современность [Текст] / Р. А. Айгистов, К. М. Сухоруков // Библиография. – 2006. - №6. – С. 3-11
2. Бадархан, И. Национальная библиография в теории и на практике [Текст] / И. Бадархан // Мир библиографии. – 2003.- № 2. – С. 206.
3. Барсук, А. И. Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин [Текст]: методологический очерк / А. И. Барсук.- М.: Книга, 1975.- 206 с
4. Берестова, Т. Ф. Законы формирования структуры информационного пространства и функции инфрмации [Текст]/ Т. Ф. Берестова // Библиография. – 2009. - №5. – С. 32-47
5. Беспалова, Э.К. Избранное (статьи за 20 лет). Т.1. Методология и теория библиографии [Текст]: / Э.К. Беспалова.-М.: Изд-во МГУК, 1994.- 278 с.
6. Беспалова, Э.К. Формирование библиографической мысли в России (до 60-х гг. XIX в.) [Текст]: Монография. / Э.К. Беспалова. – СПб.: Профессия, 2007. – 320 с.уринская, Е. Н. Общетеоретические основы библиографоведения в начале XXI века [Текст] / Е. Н. Буринская, А. В. Соколов // Библиография. – 2005. - №4. – С. 34-42
7. Галеева, И. С. Интернет как инструмент библиографического поиска [Текст] / И. С. Галеева. – СПб.: Профессия, 2007. – 248 с.
8. Здобнов, Н.В. История русской библиографии до начала XX века[Текст] / Н.В. Здобнов.-3-е изд.- М., 1995.-607 с.
9. Керзум, А. П. Библиография – технология, наука и творчество [Текст] / А. П. Керзум // Библиография. – 2008. - №5. – С. 35-38
10. Кобленц, И.Н. Источники и деятели русской библиографии XV-XVIII в в. [Текст] / И.Н. Кобленц.- М.: Наука,1991.-136 с.
11. Моргенштерн, И. Г. Эволюция библиографической технологии [Текст] / И. Г. Моргенштерн // Библиография. – 2006. - №1. – С. 11-20
12. Позднякова, В. Г. Новое, в ретроспективной библиографии [Текст] / В. Г. Позднякова, И. В. Боровских, Л. Н. Каразанова // Мир библиографии. – 2007. - №4. – С. 21-23
13. Семеновкер, Б. А. Государственная библиография в историческом и современном аспекте[Текст] / Б. А. Семеновкер // Библиография. – 2010. – С. 41-43
14. Стахевич, А. М. У истоков зарождения стандартизации в библиотечном деле [Текст] / А. М. Стахевич // Библиотековедение.-1998.-N З.-С. 45-55.
15. Теплицкая, А. В. Организация общества знания средствами библиографии / А. В. Теплицкая // Библиография. – 2009. - №5. – С.14-20
16. Фокеев, В.А. Интеллектуальный доступ к источникам знания как библиографическая категория [Текст] // Мир библиографии. – 2007. - № 6. – С. 8-11.
17. Фокеев, В.А. Природа библиографического знания [Текст]: монография. / В. А. Фокеев.- М.: Изд-во Рос.гос. б-ки, 1995.-351 с.
18. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках [Текст]: справочник / научн. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – СПб.: Профессия, 2007. – 664 с.
9.Материально-техническое обеспечение дисциплины
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Специализированные аудитории: | |
Компьютерные классы, оборудованные проектором и электронной доской | 1 на 15 студентов | |
2. | Специализированная мебель и оргсредства: | |
Проектор | 1 на аудиторию | |
3. | Специальное оборудование: | |
Компьютеры, объединенные в локальную сеть с предустановленными программами и БД | По количеству студентов | |
Принтеры | ||
Сканер | ||
4. | Информационные источники | |
Комплекты научно-технических журналов | ||
Комплекты профессиональных журналов «Библиография», «Научно-техническая информация», «Научно-технические библиотеки», «В мире книг», «Университетская книга» |
10.Показатели и критерии текущего и итогового контроля по дисциплине
Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего контроля являются:
Знание функций и свойств документов, их видов и ценностных свойств, закономерностей развития документального потока, основных видов информационных исследований и методов их проведения в различных областях профессиональной деятельности. Студент должен знать основные периоды становления и развития руской библиографии, общее направление библиографической деятельности, деятельность ведущих научно-информационных центров, типы и виды библиографических изданий, основные каналы распространения информации, особенности свертывания и отражения информации.
Умениеклассифицировать документы, определять их ценностные свойства, проводить информационные исследования, самостоятельно выявлять особенности информации, осуществлять библиографирование документов и вести библиографическое обслуживание всех категорий потребителей информации на уровне современных требований.
Владениенавыками определения видов и ценностных свойств документов, проведения информационных исследований, классификации изданий и издательств.
Показателями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении итогового контроля являются:
Уровень сформированности следующих общекультурных и профессиональных компетенций
· осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОК-8);
· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
· овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации (ОК-12);
· готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);
· готовность к аналитико-синтетической переработке информации (ПК-28);
· способность к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29);
· способность к реализации образовательных и культурно-воспитательных программ для населения (ПК-39)
Знание классификации, функций и свойств документов
Умение классифицировать и организовывать работу с документами различных видов.
Владение методами сбора, анализа, обобщения теоретической и эмпирической информации в области библиографии.
Критериями успешности освоения студентом данной учебной дисциплины при проведении текущего и итогового контроля являются:
1. Посещаемость
2. Выполнение практических аудиторных и домашних работ по всем заданиям без грубых ошибок и пропусков
3. Активное участие в семинарах
4. Успешное выполнение тестов и контрольных работ
5. Выполнение итогового теста с количеством правильных ответов более 70%
6. Уверенные ответы на зачете и экзамене на основные дополнительные вопросы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Ростовский филиал
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
___________________________
«____»_______________2012__год
Кафедра библиотековедения и библиографии
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Документоведение»
для направления (ий) подготовки
071900 Библиотечно-информационная деятельность
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Ростов на-Дону
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Ростовский филиал
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
___________________________
«____»_______________2012__год
Кафедра библиотековедения и библиографии
Вопросы для семинарских занятий
«Библиографоведение»
для направления (ий) подготовки
071900 Библиотечно-информационная деятельность