Характеристика климатогеографических условий и природных рекреационных ресурсов ХМАО-Югры
Ханты-Мансийский автономный округ очень богат и уникален природными ресурсами. Большую ценность представляют хвойные леса, реки и озера, находящиеся на территории Югры. Преобладание равнинной местности позволяет использовать весь потенциал этого региона в целях рекреации населения, не обладающего высокими физическими возможностями.
Многообразие природных ресурсов имеет очень широкое поле для деятельности человека. Территория ХМАО, не тронутая промышленными предприятиями и сохраненная в первозданном виде, еще больше привлекает внимание со стороны туристов. Конечно, если говорить об оснащенности и предназначенности этих территорий для развития туризма, то здесь возникает много вопросов. Хотя территория и разнообразна, но все же немало труднодоступных мест, где преобладают болота.
К природным рекреационным ресурсам относятся природные условия и компоненты, имеющие рекреационную ценность, – климатические свойства приземного слоя воздуха, формы рельефа, ландшафты, акватории, минеральные источники, растительность и другие. Они незаменимы, отличаются ограниченным распространением и ограниченными возможностями самовосстановления.
Ландшафтное и биологическое разнообразие территории ХМАО, рассматриваемое в контексте рекреационного ресурса, заметно выделяет ее среди других регионов. Ландшафты с высоким значением рекреационного потенциала, с большими площадями ненарушенных естественных ландшафтов, сохраненных в силу особенностей хозяйственного развития (локальные формы развития нефтедобывающей промышленности, очаговое сельскохозяйственное освоение с преобладанием традиционного природопользования), сочетаются с особо охраняемыми природными территориями.
Комфортные погоды, не вносящие никаких ограничений для летнего отдыха, туризма, спорта отмечается в округе 20-25 дней, максимальное количество приходится на июль. Субкомфортные погоды (прохладный субкомфорт) наблюдаются в течение 65-75 дней, наибольшее количество в июне и августе. В результате в округе около 90 дней в году благоприятны для отдыха и туризма. Но именно этот период неблагоприятен с точки зрения природно-очаговых и санитарно-гигиенических условий.
Зима здесь продолжительная, морозная, ветреная. Средние температуры воздуха зимой -21–24°С. Оттепели зимой бывают редко. Весна для рекреационных целей не совсем благоприятна – она поздняя, ветреная, холодная и сухая, а осень обычно облачная, относительно теплая, влажная, с моросящими дождями.
В ХМАО-Югре находятся месторождения минеральных вод различных типов, что позволяет оценивать регион как перспективный для развития санаторно-курортной деятельности. Из основных типов вод (термальные, железистые, сульфидные, йодобромные, борные, хлоридные), пригодных для лечения, на территории округа выявлено пять.
Рекреационный ресурс рек не ограничен, хотя густая речная сеть не всегда может в полной мере использоваться из-за древесных завалов. Реки благоприятны для водных путешествий, в том числе спортивно-оздоровительного характера – на байдарках, гребных, моторных, надувных лодках и плотах, парусных лодках и яхтах.
Наиболее высокие показатели туристско-рекреационного потенциала характерны для приречных ландшафтов, где высока аттрактивность территории, расположены крупные туристские центры и хорошая транспортная доступность. Приуральские провинции хотя и обладают повышенными показателями рекреационного потенциала, но низкая транспортная доступность понижает показатели до несущественных. Также невысокие показатели туристско-ресурсного потенциала характерны для заболоченных территорий с массивным техногенным освоением. Эти территории имеют незначительные различия в потенциале и поэтому объединены в единый ареал. Повышенной величиной туристско-ресурсного потенциала обладают ландшафты Белоярского материка и провинции, где расположены природные парки и лучшая транспортная доступность.
В качестве картографической основы для туристско-рекреационного районирования Югры была использована схема ландшафтного районирования территории. Выбор такой основы объясняется следующими причинами:
1) ландшафтная карта (модель) показывает современное состояние геосистем изучаемой территории, а рекреационная ситуация зависит от их ресурсов;
2) оценка рекреационных ресурсов должна проводиться на относительно крупных (по площади) территориях для удобства планирования и проведения однотипных мероприятий по рациональному природопользованию.
Туристско-рекреационное районирование позволяет проанализировать размещение природных рекреационных и туристских ресурсов по территории региона. В Югре выделяются два основных туристских центра (Ханты-Мансийск и Сургут) имеющие ресурсы для формирования национальных и даже международных центров туризма. Остальная территория обладает интересными природными ресурсами, использование которых затрудняет сложная транспортная доступность, недостаточный уровень туристской инфраструктуры и наличие «анти ресурсов» [П.В. Большаник, 2013].
Подводя итог, можно сказать, что рекреационный потенциал ХМАО-Югры, конечно же, требует дальнейшего развития. Югра вызывает интерес с точки зрения туризма, но недостаточно развитая инфраструктура препятствует развитию округа, как туристического центра. Природные рекреационные ресурсы, этнос, памятники природы и культуры являются незаменимыми элементами туристической структуры. Уникальность природных ресурсов, наличие природных парков могут послужить основой для создания туристических маршрутов, как для жителей округа, так и для туристов других регионов. Туристы, изучившие и преодолевшие всевозможные маршруты, находятся в поиске новых впечатлений. Богатый растительный и животный мир ХМАО также привлекает, пусть не своим многообразием, но своей неповторимостью.
На данный момент Ханты-Мансийский автономный округ, в частности его крупные города, такие как Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск рассматриваются в качестве центров делового туризма, Ханты-Мансийск является спортивной столицей, не только округа, но и России. Начинает развиваться этнографический и экологический туризм. Ежегодно в округе проводятся крупные международные выставки и конференции, соревнования, акции и т.д. Поэтому многие туристы посещают Югру. Почему бы их не заинтересовать непревзойденными туристическими маршрутами.
Требования, предъявляемые к организации туристического похода
Туристический поход является многосложным, комплексным видом деятельности. Как и любой другой вид деятельности, он обладает специфическими свойствами. Первое свойство, которое характеризует туристический поход, это его маршрут, точнее его прохождение различными способами, как активными, пешком, на лыжах, на велосипеде, так и пассивными, на автомобиле и т.д.
Целью туристического похода является прохождение заранее выбранного маршрута. В процессе прохождения туристического маршрута решаются следующие задачи: познавательная, оздоровительная, рекреационная, образовательная и другие.
Объективным обязательным параметром туристического маршрута является его длина в километрах. Но это не означает, что чем большее расстояние пройдет группа, тем ярче будет выражена полезность похода. На протяжении всего маршрута нельзя забывать о первостепенных его задачах, обозначенных ранее. Каждый километр маршрута должен быть наполнен воспитывающим и обучающим содержанием. Туристический поход – это слаженные действия всех его участников. В нем закаляется характер, увеличивается значимость взаимопомощи и взаимовыручки. Как сказал русский писатель Н.Г. Чернышевский: «Никакие школьные занятие и никакие работы над кандидатскими ли, магистерскими ли, или докторскими диссертациями не дают молодому человеку столько пользы, как путешествия».
От цели похода зависит комплектование группы. Если мы говорим, что целью нашего похода будет достижение спортивного результата (речь идет о категорийном походе), то группа будет подбираться с учетом физической подготовленности участников, владением необходимых туристских навыков. Когда мы организуем туристический поход для группы, которая сама изъявила желание преодолеть туристический маршрут, то цель маршрута будет ставиться из расчета контингента группы, также их подготовленности и их рекреационных потребностей.
После определения цели похода и комплектования группы, необходимо собрать всех участников похода для сообщения цели похода, маршрута, его длительности и протяженности; сообщить о необходимом снаряжении; распределить обязанности; при необходимости сообщить о сумме денег, необходимую внести каждому участнику; обсудить программу туристического похода.
Туристический поход может проходить как по уже существующему маршруту, так и по самостоятельно разработанному.
Рекреационно-оздоровительный поход предусматривает обязательные, но ограниченные и рассчитанные с учетом пола, возраста участников похода, их состояния здоровья физические нагрузки. Движение участников по маршруту не должно вести к их чрезмерному физическому, психическому утомлению. Напротив, окончание «ходового» дня должно вызывать у них чувство легкой приятной усталости и удовлетворения от выполненной физической работы. Следовательно, район рекреационного похода должен быть «удобным» для достижения целей рекреации. К нему должны вести удобные пути подъезда и отъезда туристской группы (железнодорожные, автомобильные); он должен содержать выбор удобных, не утомительных для движения пешком, на велосипеде, лесных или полевых дорог и троп. Это одно из условий, необходимых для формирования рекреационного туристского продукта [Э.А. Макаревич, 1985].
В районе похода должны иметься удобные пункты начала и окончания путешествия, достаточно широкая сеть удобных для движения лесных и полевых дорог, просек; троп (путей достижения потенциальных ключевых объектов маршрута и мест туристских стоянок).
Желательно, чтобы район похода предоставлял и иные возможности для наилучшего отдыха участников похода. С точки зрения охраны окружающей среды и максимального комфорта для участников оздоровительного похода преимуществом обладает район похода, который содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов. Тем более что такие туристские лагеря устраивают обычно в наиболее живописных, пригодных для целей рекреации местах с наличием источников чистой воды. Отсюда – следующий критерий выбора района похода.
Наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования силами группы мест для ночлега и отдыха туристов и достаточного числа источников чистой воды для организации питания.
Наконец, при выборе района рекреационного путешествия немаловажным фактором является объем свободного времени, которым обладают участники, их потенциальные материальные (финансовые) затраты. Оздоровительные походы – это чаще всего походы выходного дня (действенное и недорогое средство восстановления сил после трудовой недели). Поэтому район такого похода стараются выбрать поближе к месту жительства, сократив время и материальные траты на проезд (это очередное условие для успешной подготовки и реализации туристского похода). Последним, из выделяемых нами критериев выбора района похода является близость района к месту постоянного проживания участников, минимум финансовых вложений для его достижения [В.Ю. Попчиковский, 1987].
Критерии выбора района похода диктуются, в том числе, мотивами, пожеланиями, устремлениями туристов (субъективным фактором). Следовательно, их может быть гораздо больше, чем выше упомянутых. Следует сказать, что указанным выше критериям для выбора района проведения рекреационных походов лучше всего соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий (национальные парки). Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты рекреационных походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованные туристские бивуаки и места обеденных привалов и т.д. [Э.А. Макаревич, 1985].
После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута).
Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских бивуаков и пункт финиша. В случае маркированных маршрутов (например, маркированных маршрутов экологических походов, экскурсионных экологических троп) нитка маршрута не только нанесена на карту, но так или иначе обозначена (маркирована) на местности [Ю.Н. Федотов, 2002].
Для каждого вида похода характерен определенный набор снаряжения. Туристское снаряжение делится на групповое, личное и специальное.
Личное снаряжение – это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и некоторые другие предметы индивидуального пользования (кружка, миска, ложка, рюкзак и т. д.).
К групповому снаряжению относятся палатки, топоры, посуда для варки пищи, маршрутные материалы (карты, кроки, компасы) и другие предметы коллективного пользования.
К специальному снаряжению относятся предметы как группового, так и личного пользования, необходимость которых вызывается спецификой того или иного маршрута: спасательные жилеты, веревки, репшнуры, ледорубы, накомарники и т. п. Необходимость в специальном снаряжении обычно появляется тогда, когда туристы отправляются в походы высоких категорий сложности [К.В. Бардин, 1981].
Место для бивуака должно удовлетворять нескольким требованиям. Первое из них – безопасность. Конечно, в полной мере это требование относится к дальним и сложным походам. Не рекомендуется, например, располагаться лагерем ниже по течению реки вблизи крупных деревень, скотных дворов, боен, поселков с промышленными предприятиями. Вода, взятая из реки в подобном месте, может оказаться испорченной. Не следует без крайней нужды разбивать лагерь возле водоемов со стоячей цветущей водой. Но все же лучше пройти лишнюю пару километров и остановиться возле проточной воды. Не стоит располагаться лагерем недалеко от деревень и проезжих дорог, особенно если поход совершается в праздничные дни.
Следующим требованием к месту бивуака является наличие воды и дров. Трудно сказать, какое из этих требований является более важным. Все зависит от конкретных условий похода.
Итак, безопасность, обеспеченность водой и дровами – вот основные требования к месту бивуака. Все они принимаются во внимание в первую очередь, когда место бивуака намечают по карте, а потом, когда выбирают его на местности. Остальные требования к месту бивуака следует рассматривать как желательные, но не обязательные. Эстетические требования к месту бивуака и внешнему виду лагеря тоже относятся к числу дополнительных требований.
Важную роль имеет выбор места установки палатки. Требования к ее расположению не являются столь обязательными, больше они определяются комфортом для туристов.
1. Во-первых, на месте установки палатки не должно быть кочек, бугров, выступающих корней деревьев, камней и т. д. Нежелательно устанавливать палатку на высокой траве.
2. Во-вторых, это место не должно быть сырым.
3. В-третьих, выбранное место не должно быть покатым, чтобы спящие ночью не съезжали друг на друга.
Устанавливают палатку несколько человек, чаще всего двое или четверо. Определенного, раз навсегда принятого порядка установки палатки не существует.
Немаловажную роль в походе играет разведение костра. Принцип разведения костра сам по себе не сложен. Сначала зажигается растопка, какой-то материал, способный на небольшое время дать достаточно крупное пламя, чтобы от него занялись совсем тонкие сухие ветки толщиной со спичку. Затем подкладывают сучья побольше, приближающиеся по толщине к карандашу. Когда разгорятся и эти, кладут следующие, толщиной в палец. Так, постепенно кладут в костер все более и более толстые дрова. Понятно, что все дрова должны быть обязательно сухими.
На растопку обычно идет бумага (береста). Надо только помнить, что снимать для растопки бересту с берез, растущих возле бивуака, недопустимо. Бересту обычно запасают впрок, когда во время перехода находят гнилое или упавшее дерево. Растопку обычно укладывают прямо на землю, а сверху на нее кладут веточки или лучинки из первой партии топлива, но не всю заготовленную паутинку или лучину, а только часть их, так, чтобы растопка не оказалась заваленной ими. Некоторые туристы любят при этом укладывать на растопку только нижние концы лучины, а верхние класть на какую-нибудь ветку потолще. Действительно, в такой укладке есть смысл: веточки или лучинки, лежащие в наклонном положении, легче разгораются. Когда бумага или береста прогорят, лучинки не оседают вниз и не ссыпаются друг на друга, что иногда происходит, если их просто набросать поверх растопки.
Растопку следует поджигать снизу, тогда она прогорит вся, до конца. Если зажечь растопку сверху, то нередко прогорает только ее верхняя часть, а затем пламя гаснет: огонь вниз распространяется очень плохо.
Чтобы развести костер под дождем, надо иметь сухие спички. Если дождь идет длительное время (осенью случается, что с короткими перерывами он может продолжаться два-три дня подряд), в лесу все становится словно напитанным влагой. В такую погоду самые сухие ветки будут слегка влажными снаружи. Чтобы не оказаться в подобном положении, следует взять с собой из дома искусственную растопку, не боящуюся влаги (таблетки сухого спирта, куски целлулоида или плексигласа, огарок свечи).
Основой успешного похода служит правильная организация питания. Питание в походе должно быть достаточно калорийным. Калорийность питания зависит от сложности похода. Соответственно, чем сложнее поход, тем калорийнее питание должно быть, чтобы полностью восполнять энерготраты.
Однако нельзя составить продовольственный рацион, руководствуясь только калорийностью продуктов. Не меньшее значение имеет правильное соотношение основных компонентов питания – жиров, белков и углеводов. Принято считать, что норму дневного рациона должны составлять примерно 120 г белков, 60 г жиров, 500 г углеводов. Белки содержатся в первую очередь в мясе и мясопродуктах, рыбе, сыре, горохе, бобах и фасоли, в меньшей мере – в мучных продуктах и крупах; углеводы – в сахаре (почти чистый углевод), конфетах, овощах и фруктах, сгущенном молоке, мучных изделиях, крупах; жиры – в масле, сале, в меньшей степени – в колбасе, сыре, ветчине. Кроме того, в пище должны еще содержаться витамины и минеральные соли. Только с учетом всего этого пища будет вполне полноценной.
Если внимательно рассмотреть калорийность продуктов, то нетрудно заметить, что хлеб, мучные изделия, крупы, овощи и фрукты, т. е. почти все продукты, богатые углеводами (за исключением сахара), являются довольно низкокалорийными. Поэтому при составлении рациона у туристов часто появляется желание заменить их более калорийными продуктами и за счет этого добиться выигрыша в весе. Походная практика показывает, что наилучшее весовое соотношение белков, жиров и углеводов – 1:1:4. Дальнейшее снижение количества углеводов и увеличение доли жиров и белков с целью уменьшить вес продуктов питания при сохранении прежней калорийности приводит к неприятным, хотя и не таким уж страшным последствиям [А.А. Алексеев, 2001].
Следует иметь в виду, что магазинная упаковка продуктов совершенно не годится для походов. Она рассчитана только на то, чтобы покупатель мог их донести от магазина до дома. Основной тарой, в которую укладываются продукты для похода, являются матерчатые мешочки. Продукты, которые особенно боятся влаги, например сахар, соль, сухое молоко, помимо этого, следует уложить в непромокаемые мешочки. Растительное масло заливают в обыкновенные алюминиевые фляги. Сливочное или топленое масло укладывают в обычный алюминиевый бидон и при этом под крышку подкладывают куски резины или полиэтилена для того, чтобы она была закрыта как можно плотнее. Хлеб также обязательно укладывают в матерчатые мешки. Сухари рекомендуется упаковывать в длинные узкие мешки, плотно прижимая один к другому, чтобы они не терлись и не дробились друг о друга. Консервные банки в специальной упаковке не нуждаются. В летнее время колбаса довольно быстро портится, поэтому рекомендуется обмазывать колбасу снаружи жиром или маслом, хранить ее в полиэтиленовом пакете и периодически осматривать.
Мы рассмотрели аспекты, касающиеся непосредственной подготовки перед походом и основные элементы организации материальной части похода. Что касается документальной части организации похода, то основным документом служит паспорт маршрута. Ниже представлены рекомендации по разработке и оформлению туристских маршрутов, разработанные Е.А. Дмитриевой.
Описание маршрута туристического похода состоит из восьми разделов: титульный лист, содержание, паспорт маршрута, техническое описание, картографический материал, краеведческое описание, рекомендации, библиографический список [Как писать отчет, 2005].
Подробно рассмотрим содержание каждого из разделов:
1. Титульный лист. На нем указываются: полное наименование организации, предоставляющей материалы, вид похода, фамилия, имя, отчество автора, должность, город, год.
2. Содержание. В содержании указываются разделы предоставляемого материала и номера страниц.
3. Паспорт маршрута. В этом разделе указываются краткие справочные данные о маршруте.
4. Техническое описание. Является основным разделом, в котором в хронологическом порядке дается описание прохождения маршрута туристской группой: ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест купания, наличие источников питьевой воды, мест ночлега. При описании маршрута нужно указать характер пути (тропы, бездорожья, леса, болота, переправы), время движения между заметными ориентирами (до следующего притока, поляны, изгиба реки). Здесь же описываются способы прохождения сложных участков, меры безопасности, обозначаются интересные объекты и ориентиры. Участки с однозначным ориентированием без естественных препятствий (движение по тропе и т.п.) можно описывать схематично, с указанием основных характеристик, достаточных для понимания пути. Техническое описание должно подтверждаться фотографиями или другим иллюстративным материалом. В начале описания ходового дня необходимо указать день пути, участок дневного перехода, километраж, чистое ходовое время.
5. Картографический материал. Маршрут туристского похода необходимо изобразить на крупномасштабной карте, указать подробную нитку маршрута, направления движения и пути возможной эвакуации. Так же на карте отмечают места ночевок, дневок с указанием их порядковых номеров и дат. Карта может дополняться эскизами или крупномасштабными схемами сложных участков с указаниями линии движения, ориентиров и точек.
6. Краеведческое описание. В данном разделе приводится краеведческое описание маршрута, которое должно сопровождаться фотографиями или другим иллюстративным материалом. В начале краеведческого описания дается перечень объектов культурного, духовного, исторического наследия, памятников природы и достопримечательностей туристского маршрута. Краеведческое описание маршрута должно быть связано с названием туристского маршрута.
7. Рекомендации. В разделе даются рекомендации по нестандартному снаряжению, нетрадиционному подбору продуктов питания, посещению интересных мест, сведения о дополнительных краеведческих возможностях маршрута, приводится информация о возможности пополнения продуктами, пунктах медицинской помощи, работе отделений связи, дается транспортная характеристика района маршрута и т.д.
8. Библиографический список. В данном разделе указываются материалы (литература, источники, отчеты туристских походов и т.д.), используемые при разработке туристского маршрута.
Основными требованиями, предъявляемыми к оформлению маршрута туристского похода, являются:
- материал должен иметь сквозную нумерацию страниц;
- техническое описание должно соответствовать картографическому и иллюстративному материалу;
- при оформлении необходимо следить за правильностью написания разделов, входящих в содержание предоставляемого материала;
- количество сокращений в тексте должно быть минимальным (принятые сокращения должны расшифровываться однозначно);
- фотографии и иллюстрации должны характеризовать сложные участки маршрута, ориентиры на местности, отображать природу и достопримечательности района;
- фотографии должны передавать краеведческое и техническое описание маршрута;
- фотографии должны иметь сквозную нумерацию и в обязательном порядке подписи, позволяющие опознать отображаемый объект без обращения к тексту;
- в тексте должны быть ссылки на фотографии и другой иллюстративный материал;
- материал должен быть оформлен аккуратно, красочно [Е.А. Дмитриева, 2008].