Глава 1. туризм как средство рекреации населения

РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ПЕШЕГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СУРГУ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По направлению 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

Студент:

______________________________

Ф.И.О.________________________

Научный руководитель:

______________________________

ФИО__________________________

Допущена к защите:

__________________________2015

Зав. кафедрой__________________

Сургут 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РЕКРЕАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ……………5

1.1. Туристические походы как средство рекреации населения…………5

1.2. Характеристика климатогеографических условий и природных рекреационных ресурсов ХМАО-Югры…………………………….......8

1.3. Требования, предъявляемые к организации туристического похода…………………………………………………………………….…11

1.4. Соблюдение и обеспечение мер безопасности в туристическом походе……………………………………………………………………21

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….23

2.1. Организация исследования……………………………………………..23

2.2. Методы исследования…………………………………………………..23

2.2.1. Анализ литературных источников…………………………….23

2.2.2. Анкетирование………………………………………………….24

2.2.3. Метод математической статистики…………………………...24

2.2.4. Картографическое моделирование……………………………24

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА………………...25

3.1. Предпосылки создания туристического маршрута для студентов

СурГУ………………………………………………………………………..25

3.2. Паспорт туристического маршрута……………………………………26

3.3. Организация туристического похода выходного дня…..…………….27

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….35

Приложение ……………………………………………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

В нашей работе туристический поход выходного дня, в первую очередь, рассматривается как одно из средств восстановления физических и духовных сил человека. Рекреация направлена на удовлетворение жизненно необходимых потребностей человека: в отдыхе, в оздоровлении, в культурном развитии. Кроме того, во многих странах рекреационно-туристическая деятельность является отдельной отраслью экономики, становится важнейшим фактором стабилизации и дальнейшего ее развития. Среди основных ее видов выделяют курортно-оздоровительный отдых и туризм.

Проблемы развития туризма и оздоровления трудящихся, а также направления их решения изучены и представлены в работах В.К. Мамутова, Б.В. Буркинского, В.К. Симоненко, М.И. Долишнего, А.Г. Бобковой, Г.И. Алейниковой, А.М. Серебрякова, А.П. Юрьева, Е.А. Желудковского, П.В. Гудзя, И.В. Бережной, С.К. Харичкова и других.

В настоящее время вопросы, связанные с оздоровлением, здоровым образом жизни, массовым спортом становятся более актуальными. Постоянный стресс, тяжелый физический и умственный труд приводят к снижению сопротивляемости организма к негативным факторам, снижению работоспособности, ухудшению настроения.

Отдых на природе, пешие и велосипедные прогулки, а также другие формы рекреации являются «таблеткой» от многих болезней.

Студенты не в меньшей мере подвержены повышенной физической и умственной нагрузке. Они постоянно испытывают стресс при сдаче экзаменов, часто не высыпаются. Все эти факторы имеют накопительный эффект и наступает утомление. В этом случае туристический поход может стать неотъемлемой частью их жизни в качестве механизма оптимизации работоспособности. Поэтому тема данного исследования является столь актуальной.

Объект исследования – туристические походы выходного дня.

Предмет исследования – разработка маршрута туристического похода выходного дня для студентов СурГУ.

Цель исследования – разработать маршрут пешего туристического похода выходного дня для студентов СурГУ.

Из цели исследования вытекают следующие задачи:

1. Выявить предпочтения и желание студентов СурГУ участвовать в туристических походах выходного дня.

2. Разработать маршрут туристического похода выходного дня для студентов СурГУ с учетом климатогеографических особенностей ХМАО-Югры.

3. Разработать смету расходов для организации туристического похода выходного дня.

Практическая значимость работы заключается в привлечении студентов к занятиям туризмом, повышении интереса к самостоятельным занятиям физической культурой, а также с помощью туристического похода предполагается повысить физическую активность студентов и снизить психологическую нагрузку, получаемую в процессе учебной деятельности.

ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РЕКРЕАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Требования, предъявляемые к организации туристического похода

Туристический поход является многосложным, комплексным видом деятельности. Как и любой другой вид деятельности, он обладает специфическими свойствами. Первое свойство, которое характеризует туристический поход, это его маршрут, точнее его прохождение различными способами, как активными, пешком, на лыжах, на велосипеде, так и пассивными, на автомобиле и т.д.

Целью туристического похода является прохождение заранее выбранного маршрута. В процессе прохождения туристического маршрута решаются следующие задачи: познавательная, оздоровительная, рекреационная, образовательная и другие.

Объективным обязательным параметром туристического маршрута является его длина в километрах. Но это не означает, что чем большее расстояние пройдет группа, тем ярче будет выражена полезность похода. На протяжении всего маршрута нельзя забывать о первостепенных его задачах, обозначенных ранее. Каждый километр маршрута должен быть наполнен воспитывающим и обучающим содержанием. Туристический поход – это слаженные действия всех его участников. В нем закаляется характер, увеличивается значимость взаимопомощи и взаимовыручки. Как сказал русский писатель Н.Г. Чернышевский: «Никакие школьные занятие и никакие работы над кандидатскими ли, магистерскими ли, или докторскими диссертациями не дают молодому человеку столько пользы, как путешествия».

От цели похода зависит комплектование группы. Если мы говорим, что целью нашего похода будет достижение спортивного результата (речь идет о категорийном походе), то группа будет подбираться с учетом физической подготовленности участников, владением необходимых туристских навыков. Когда мы организуем туристический поход для группы, которая сама изъявила желание преодолеть туристический маршрут, то цель маршрута будет ставиться из расчета контингента группы, также их подготовленности и их рекреационных потребностей.

После определения цели похода и комплектования группы, необходимо собрать всех участников похода для сообщения цели похода, маршрута, его длительности и протяженности; сообщить о необходимом снаряжении; распределить обязанности; при необходимости сообщить о сумме денег, необходимую внести каждому участнику; обсудить программу туристического похода.

Туристический поход может проходить как по уже существующему маршруту, так и по самостоятельно разработанному.

Рекреационно-оздоровительный поход предусматривает обязательные, но ограниченные и рассчитанные с учетом пола, возраста участников похода, их состояния здоровья физические нагрузки. Движение участников по маршруту не должно вести к их чрезмерному физическому, психическому утомлению. Напротив, окончание «ходового» дня должно вызывать у них чувство легкой приятной усталости и удовлетворения от выполненной физической работы. Следовательно, район рекреационного похода должен быть «удобным» для достижения целей рекреации. К нему должны вести удобные пути подъезда и отъезда туристской группы (железнодорожные, автомобильные); он должен содержать выбор удобных, не утомительных для движения пешком, на велосипеде, лесных или полевых дорог и троп. Это одно из условий, необходимых для формирования рекреационного туристского продукта [Э.А. Макаревич, 1985].

В районе похода должны иметься удобные пункты начала и окончания путешествия, достаточно широкая сеть удобных для движения лесных и полевых дорог, просек; троп (путей достижения потенциальных ключевых объектов маршрута и мест туристских стоянок).

Желательно, чтобы район похода предоставлял и иные возможности для наилучшего отдыха участников похода. С точки зрения охраны окружающей среды и максимального комфорта для участников оздоровительного похода преимуществом обладает район похода, который содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов. Тем более что такие туристские лагеря устраивают обычно в наиболее живописных, пригодных для целей рекреации местах с наличием источников чистой воды. Отсюда – следующий критерий выбора района похода.

Наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования силами группы мест для ночлега и отдыха туристов и достаточного числа источников чистой воды для организации питания.

Наконец, при выборе района рекреационного путешествия немаловажным фактором является объем свободного времени, которым обладают участники, их потенциальные материальные (финансовые) затраты. Оздоровительные походы – это чаще всего походы выходного дня (действенное и недорогое средство восстановления сил после трудовой недели). Поэтому район такого похода стараются выбрать поближе к месту жительства, сократив время и материальные траты на проезд (это очередное условие для успешной подготовки и реализации туристского похода). Последним, из выделяемых нами критериев выбора района похода является близость района к месту постоянного проживания участников, минимум финансовых вложений для его достижения [В.Ю. Попчиковский, 1987].

Критерии выбора района похода диктуются, в том числе, мотивами, пожеланиями, устремлениями туристов (субъективным фактором). Следовательно, их может быть гораздо больше, чем выше упомянутых. Следует сказать, что указанным выше критериям для выбора района проведения рекреационных походов лучше всего соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий (национальные парки). Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты рекреационных походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованные туристские бивуаки и места обеденных привалов и т.д. [Э.А. Макаревич, 1985].

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута).

Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских бивуаков и пункт финиша. В случае маркированных маршрутов (например, маркированных маршрутов экологических походов, экскурсионных экологических троп) нитка маршрута не только нанесена на карту, но так или иначе обозначена (маркирована) на местности [Ю.Н. Федотов, 2002].

Для каждого вида похода характерен определенный набор снаряжения. Туристское снаряжение делится на групповое, личное и специальное.

Личное снаряжение – это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и некоторые другие предметы индивидуального пользования (кружка, миска, ложка, рюкзак и т. д.).

К групповому снаряжению относятся палатки, топоры, посуда для варки пищи, маршрутные материалы (карты, кроки, компасы) и другие предметы коллективного пользования.

К специальному снаряжению относятся предметы как группового, так и личного пользования, необходимость которых вызывается спецификой того или иного маршрута: спасательные жилеты, веревки, репшнуры, ледорубы, накомарники и т. п. Необходимость в специальном снаряжении обычно появляется тогда, когда туристы отправляются в походы высоких категорий сложности [К.В. Бардин, 1981].

Место для бивуака должно удовлетворять нескольким требованиям. Первое из них – безопасность. Конечно, в полной мере это требование относится к дальним и сложным походам. Не рекомендуется, например, располагаться лагерем ниже по течению реки вблизи крупных деревень, скотных дворов, боен, поселков с промышленными предприятиями. Вода, взятая из реки в подобном месте, может оказаться испорченной. Не следует без крайней нужды разбивать лагерь возле водоемов со стоячей цветущей водой. Но все же лучше пройти лишнюю пару километров и остановиться возле проточной воды. Не стоит располагаться лагерем недалеко от деревень и проезжих дорог, особенно если поход совершается в праздничные дни.

Следующим требованием к месту бивуака является наличие воды и дров. Трудно сказать, какое из этих требований является более важным. Все зависит от конкретных условий похода.

Итак, безопасность, обеспеченность водой и дровами – вот основные требования к месту бивуака. Все они принимаются во внимание в первую очередь, когда место бивуака намечают по карте, а потом, когда выбирают его на местности. Остальные требования к месту бивуака следует рассматривать как желательные, но не обязательные. Эстетические требования к месту бивуака и внешнему виду лагеря тоже относятся к числу дополнительных требований.

Важную роль имеет выбор места установки палатки. Требования к ее расположению не являются столь обязательными, больше они определяются комфортом для туристов.

1. Во-первых, на месте установки палатки не должно быть кочек, бугров, выступающих корней деревьев, камней и т. д. Нежелательно устанавливать палатку на высокой траве.

2. Во-вторых, это место не должно быть сырым.

3. В-третьих, выбранное место не должно быть покатым, чтобы спящие ночью не съезжали друг на друга.

Устанавливают палатку несколько человек, чаще всего двое или четверо. Определенного, раз навсегда принятого порядка установки палатки не существует.

Немаловажную роль в походе играет разведение костра. Принцип разведения костра сам по себе не сложен. Сначала зажигается растопка, какой-то материал, способный на небольшое время дать достаточно крупное пламя, чтобы от него занялись совсем тонкие сухие ветки толщиной со спичку. Затем подкладывают сучья побольше, приближающиеся по толщине к карандашу. Когда разгорятся и эти, кладут следующие, толщиной в палец. Так, постепенно кладут в костер все более и более толстые дрова. Понятно, что все дрова должны быть обязательно сухими.

На растопку обычно идет бумага (береста). Надо только помнить, что снимать для растопки бересту с берез, растущих возле бивуака, недопустимо. Бересту обычно запасают впрок, когда во время перехода находят гнилое или упавшее дерево. Растопку обычно укладывают прямо на землю, а сверху на нее кладут веточки или лучинки из первой партии топлива, но не всю заготовленную паутинку или лучину, а только часть их, так, чтобы растопка не оказалась заваленной ими. Некоторые туристы любят при этом укладывать на растопку только нижние концы лучины, а верхние класть на какую-нибудь ветку потолще. Действительно, в такой укладке есть смысл: веточки или лучинки, лежащие в наклонном положении, легче разгораются. Когда бумага или береста прогорят, лучинки не оседают вниз и не ссыпаются друг на друга, что иногда происходит, если их просто набросать поверх растопки.

Растопку следует поджигать снизу, тогда она прогорит вся, до конца. Если зажечь растопку сверху, то нередко прогорает только ее верхняя часть, а затем пламя гаснет: огонь вниз распространяется очень плохо.

Чтобы развести костер под дождем, надо иметь сухие спички. Если дождь идет длительное время (осенью случается, что с короткими перерывами он может продолжаться два-три дня подряд), в лесу все становится словно напитанным влагой. В такую погоду самые сухие ветки будут слегка влажными снаружи. Чтобы не оказаться в подобном положении, следует взять с собой из дома искусственную растопку, не боящуюся влаги (таблетки сухого спирта, куски целлулоида или плексигласа, огарок свечи).

Основой успешного похода служит правильная организация питания. Питание в походе должно быть достаточно калорийным. Калорийность питания зависит от сложности похода. Соответственно, чем сложнее поход, тем калорийнее питание должно быть, чтобы полностью восполнять энерготраты.

Однако нельзя составить продовольственный рацион, руководствуясь только калорийностью продуктов. Не меньшее значение имеет правильное соотношение основных компонентов питания – жиров, белков и углеводов. Принято считать, что норму дневного рациона должны составлять примерно 120 г белков, 60 г жиров, 500 г углеводов. Белки содержатся в первую очередь в мясе и мясопродуктах, рыбе, сыре, горохе, бобах и фасоли, в меньшей мере – в мучных продуктах и крупах; углеводы – в сахаре (почти чистый углевод), конфетах, овощах и фруктах, сгущенном молоке, мучных изделиях, крупах; жиры – в масле, сале, в меньшей степени – в колбасе, сыре, ветчине. Кроме того, в пище должны еще содержаться витамины и минеральные соли. Только с учетом всего этого пища будет вполне полноценной.

Если внимательно рассмотреть калорийность продуктов, то нетрудно заметить, что хлеб, мучные изделия, крупы, овощи и фрукты, т. е. почти все продукты, богатые углеводами (за исключением сахара), являются довольно низкокалорийными. Поэтому при составлении рациона у туристов часто появляется желание заменить их более калорийными продуктами и за счет этого добиться выигрыша в весе. Походная практика показывает, что наилучшее весовое соотношение белков, жиров и углеводов – 1:1:4. Дальнейшее снижение количества углеводов и увеличение доли жиров и белков с целью уменьшить вес продуктов питания при сохранении прежней калорийности приводит к неприятным, хотя и не таким уж страшным последствиям [А.А. Алексеев, 2001].

Следует иметь в виду, что магазинная упаковка продуктов совершенно не годится для походов. Она рассчитана только на то, чтобы покупатель мог их донести от магазина до дома. Основной тарой, в которую укладываются продукты для похода, являются матерчатые мешочки. Продукты, которые особенно боятся влаги, например сахар, соль, сухое молоко, помимо этого, следует уложить в непромокаемые мешочки. Растительное масло заливают в обыкновенные алюминиевые фляги. Сливочное или топленое масло укладывают в обычный алюминиевый бидон и при этом под крышку подкладывают куски резины или полиэтилена для того, чтобы она была закрыта как можно плотнее. Хлеб также обязательно укладывают в матерчатые мешки. Сухари рекомендуется упаковывать в длинные узкие мешки, плотно прижимая один к другому, чтобы они не терлись и не дробились друг о друга. Консервные банки в специальной упаковке не нуждаются. В летнее время колбаса довольно быстро портится, поэтому рекомендуется обмазывать колбасу снаружи жиром или маслом, хранить ее в полиэтиленовом пакете и периодически осматривать.

Мы рассмотрели аспекты, касающиеся непосредственной подготовки перед походом и основные элементы организации материальной части похода. Что касается документальной части организации похода, то основным документом служит паспорт маршрута. Ниже представлены рекомендации по разработке и оформлению туристских маршрутов, разработанные Е.А. Дмитриевой.

Описание маршрута туристического похода состоит из восьми разделов: титульный лист, содержание, паспорт маршрута, техническое описание, картографический материал, краеведческое описание, рекомендации, библиографический список [Как писать отчет, 2005].

Подробно рассмотрим содержание каждого из разделов:

1. Титульный лист. На нем указываются: полное наименование организации, предоставляющей материалы, вид похода, фамилия, имя, отчество автора, должность, город, год.

2. Содержание. В содержании указываются разделы предоставляемого материала и номера страниц.

3. Паспорт маршрута. В этом разделе указываются краткие справочные данные о маршруте.

4. Техническое описание. Является основным разделом, в котором в хронологическом порядке дается описание прохождения маршрута туристской группой: ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест купания, наличие источников питьевой воды, мест ночлега. При описании маршрута нужно указать характер пути (тропы, бездорожья, леса, болота, переправы), время движения между заметными ориентирами (до следующего притока, поляны, изгиба реки). Здесь же описываются способы прохождения сложных участков, меры безопасности, обозначаются интересные объекты и ориентиры. Участки с однозначным ориентированием без естественных препятствий (движение по тропе и т.п.) можно описывать схематично, с указанием основных характеристик, достаточных для понимания пути. Техническое описание должно подтверждаться фотографиями или другим иллюстративным материалом. В начале описания ходового дня необходимо указать день пути, участок дневного перехода, километраж, чистое ходовое время.

5. Картографический материал. Маршрут туристского похода необходимо изобразить на крупномасштабной карте, указать подробную нитку маршрута, направления движения и пути возможной эвакуации. Так же на карте отмечают места ночевок, дневок с указанием их порядковых номеров и дат. Карта может дополняться эскизами или крупномасштабными схемами сложных участков с указаниями линии движения, ориентиров и точек.

6. Краеведческое описание. В данном разделе приводится краеведческое описание маршрута, которое должно сопровождаться фотографиями или другим иллюстративным материалом. В начале краеведческого описания дается перечень объектов культурного, духовного, исторического наследия, памятников природы и достопримечательностей туристского маршрута. Краеведческое описание маршрута должно быть связано с названием туристского маршрута.

7. Рекомендации. В разделе даются рекомендации по нестандартному снаряжению, нетрадиционному подбору продуктов питания, посещению интересных мест, сведения о дополнительных краеведческих возможностях маршрута, приводится информация о возможности пополнения продуктами, пунктах медицинской помощи, работе отделений связи, дается транспортная характеристика района маршрута и т.д.

8. Библиографический список. В данном разделе указываются материалы (литература, источники, отчеты туристских походов и т.д.), используемые при разработке туристского маршрута.

Основными требованиями, предъявляемыми к оформлению маршрута туристского похода, являются:

- материал должен иметь сквозную нумерацию страниц;

- техническое описание должно соответствовать картографическому и иллюстративному материалу;

- при оформлении необходимо следить за правильностью написания разделов, входящих в содержание предоставляемого материала;

- количество сокращений в тексте должно быть минимальным (принятые сокращения должны расшифровываться однозначно);

- фотографии и иллюстрации должны характеризовать сложные участки маршрута, ориентиры на местности, отображать природу и достопримечательности района;

- фотографии должны передавать краеведческое и техническое описание маршрута;

- фотографии должны иметь сквозную нумерацию и в обязательном порядке подписи, позволяющие опознать отображаемый объект без обращения к тексту;

- в тексте должны быть ссылки на фотографии и другой иллюстративный материал;

- материал должен быть оформлен аккуратно, красочно [Е.А. Дмитриева, 2008].

Организация исследования

Организация исследования проходила в 3 этапа. На первом этапе, который проходил с сентября 2014 года по январь 2015 года, проводилось анкетирование студентов Сургутского государственного университета. С помощью разработанной нами анкеты (см. Приложение), были получены данные, необходимые для организации дальнейшего исследования. Параллельно анкетированию проводился анализ специальной научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

На втором этапе (январь – март 2015 года) подводились итоги проведенного анкетирования и систематизация информации, полученной из литературных источников.

Третий этап исследования (апрель – май 2015 года) – основной этап исследования. На данном этапе была достигнута основная цель нашего исследования – разработка маршрута пешего туристического похода.

Методы исследования

Анкетирование

Анкетирование проводилось анонимно, анкета была размещена в социальных сетях и состояла из 6 вопросов. В данном опросе приняли участие 349 студентов Сургутского государственного университета. С помощью опроса мы выявили желание и предпочтения студентов участвовать в походах выходного дня, их готовность и информированность по данному вопросу.

Перечень личного снаряжения

№ п/п Наименование Кол-во (на 1 чел.)
Рюкзак с полиэтиленовым вкладышем
Спальный мешок
Коврик изолирующий (пенополиуретановый)
Непромокаемые пакеты для упаковки личных вещей
Куртка теплая
Спортивный костюм
Сменное белье
Носки шерстяные
Носки х/б
Шапка/косынка/кепка
Очки солнцезащитные
Ботинки
Кроссовки или кеды
Туалетные принадлежности
Полотенце для тела
Кружка, ложка, миска, нож
Накидка от дождя
Сидушка с карабином

Набор личного снаряжения зависит от вида, сложности и длительности туристического похода. Приведенный выше перечень личного снаряжения рассчитан на преодоление пешего туристического поход выходного дня. Одежда должна быть из натуральных тканей, и отвечать основным требованиям: комфортности, компактности и гигиеничности.

Количество группового снаряжения зависит от многих факторов: численности и состава группы, походных условий и продолжительности путешествия. Часть снаряжения берется в зависимости от продолжительности похода – газ, часть в зависимости от размера палатки – количество пенок, спальников, фонариков и т.д., часть из расчета одного комплекта на группу – гитара, групповая аптечка, комплект телефонов и т.д.

Выбору группового снаряжения так же следует подходить с позиции минимальной достаточности и максимальной комфортности. Так, например, готовить на газовой горелке в палатке в любой точке маршрута в любую погоду значительно комфортнее, быстрее готовки на костре, да и комплект посуды с газом весит не больше кострового комплекта котелков, топоров, пил.

Таблица 2.

Выводы

1. По данным анкетирования выявлено, что почти 80% опрошенных студентов изъявили желание принимать участие в походах выходного дня. Более 38% респондентов отдали предпочтение пешему походу, 21% студентов выбрал велосипедный поход, 14% отдали предпочтение сплаву, и лишь около 6% выбрали лыжный поход. Исходя из полученных данных, объективно и актуально стала разработка маршрута пешего туристического похода, к тому же, пеший поход не предъявляет к участникам высоких требований к спортивной подготовке и снаряжению.

2. Нами был разработан маршрут пешего туристического похода выходного дня. Учитывая, что наш маршрут разработан для студентов нефизкультурных специальностей, которые не обладают высокой спортивной подготовкой, он будет проходить на территории Сургутского района на базе отдыха «Олимпия», и включать два способа передвижения, на автобусе и пешком. Протяженность маршрута пешком составляет 8 км. Основную часть маршрута группа проходит по лесистой местности по тропе до места ночевки. Место ночлега располагается недалеко от реки, около родника. Время прохождения по маршруту составляет 1,5-2 часа

3. Также нами был составлен полный перечень снаряжения и продуктов питания из расчета на количество человек в группе. Группа состоит из 12 человек. Сургутский государственный университет имеет необходимое снаряжение для организации похода, поэтому смета расходов составлена только по продуктам питания. Исходя из разработанного нами меню в туристическом походе, сумма рациона на одного человека составляет 230 рублей.

Список литературы

1. Алексеев, А.А. Питание в туристском походе/ А.А.Алексеев. Изд. Шестое, доп. – М.: 2001. – 56 с.

2. Алексеева, О.В. Технология активных видов туризма: учебно-метод. пособие/ О.В. Алексеева. – Улан – Удэ: ВСГАКИ. 2003. – 68 с.

3. Анес, Д.А. Физическая рекреация как основа гармонизации и сохранение здоровья в студенческой среде/ Д.А. Анес, В.В. Глебов// Успехи современного естествознания, № 8. – 2013. – С. 304-308.

4. Бардин, К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий): пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками/ К.В. Бардин. – М.: Просвещение, 1981. – 205 с.

5. Барчуков, И.С. Методы научных исследований в туризме/ И.С. Барчуков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 224 с.

6. Безруков, Ю.Ф. Рекреационные ресурсы и курортология: учеб. пособие/ Ю.Ф. Безруков. – М.: Симферополь, 1998. – 114 с.

7. Бгатов, А.П. Безопасность в туризме: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П. Бгатовю – М.: Форум, 2007. – 174 с.

8. Большаник, П.В. Туристско-рекреационное районирование территорий ХМАО-Югры/ П.В. Большаник, В.И. Бажина// материалы IX международной научно-практической интернет-конференции: Наука в информационном пространстве. – Ханты-Мансийск, 2013.

9. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

10. Дмитриева, Е.А. Рекомендации по разработке и оформлению туристских маршрутов/ Е.А. Дмитриева. – Белгород, 2008.

11. Зайцев, В.П. Физическая рекреация в структуре активного отдыха студентов/ В.П. Зайцев, П. Кристоф, С.С. Ермаков// Физическое воспитание студентов. – Украина, 2011. – С. 68-77.

12. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма. Справочник./ И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 368 с.

13. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм/ Ю.С. Константинов. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 585 с.

14. Константинов, Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учеб. пособие/ Ю.С. Константинов. – М.: Советский спорт, 2009. – 392 с.

15. Макаревич, Э.А. Туристские походы выходного дня/ Э.А. Макаревич. – М.: Полымя, 1985. – 79 с.

16. Попчиковский, В.Ю. Организация и проведение туристических походов/ В.Ю. Попчиковский. – М.: Профиздат, 1987. – 223 с.

17. Тарасеня, Т.Ю. Комплекс средств спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании студентов: автореф., дис. канд. пед. наук/ Т.Ю. Тарасеня. – СПб., 2008. – 27 с.

18. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм/ Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. – М.: Советский спорт, 2002. – 364 с.

19. Федотова, А.А. Туристские походы, соревнования и слеты: учебно-метод. пособие/ А.А. Федотова. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2007. – 59 с.

20. Фурсов, Е.Н. Развитие туризма в высших учебных заведениях/ Е.Н. Фурсов, О.Л. Вершкова// материалы Всероссийской научно-практической конференции: Физическая культура, спорт, туризм. – Ханты-Мансийск, 2009. – С. 304-308.

21. Как писать отчет. Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах. – М.: 2005. – 26 с.

22. Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утверждены постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 г. - № 452.

23. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132 – ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов с изменениями и дополнениями.

Приложение

АНКЕТА

Уважаемые студенты!

Просим Вас ответить на несколько вопросов. Анкетирование проводится с целью выявления предпочтения видов походов и разработки маршрута похода выходного дня для студентов СурГУ

1. Ваш институт:

- институт гуманитарного образования и спорта

- институт естественных и технических наук

- медицинский институт

- институт экономики и управления

- политехнический институт

- институт государства и права

2. Курс: - 1;- 2;- 3;- 4;- 5.

- другой вариант

3. Пол:

- мужской;

- женский.

4. Посещаете ли Вы спортивные секции в вузе:

- да;

- нет.

5. Имеете ли вы представление о тур. походе:
- никогда не был;
- был один или несколько раз с ночевкой;
- часто бываю, владею некоторыми туристическими навыками.

6. Хотели бы Вы, чтобы в вузе предоставлялась возможность организации похода выходного дня:

- пешеходный;

- лыжный;

- сплав;

- велопоход;

- мне все равно.

РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ПЕШЕГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОХОДА ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СУРГУ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По направлению 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм

Студент:

______________________________

Ф.И.О.________________________

Научный руководитель:

______________________________

ФИО__________________________

Допущена к защите:

__________________________2015

Зав. кафедрой__________________

Сургут 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО РЕКРЕАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ……………5

1.1. Туристические походы как средство рекреации населения…………5

1.2. Характеристика климатогеографических условий и природных рекреационных ресурсов ХМАО-Югры…………………………….......8

1.3. Требования, предъявляемые к организации туристического похода…………………………………………………………………….…11

1.4. Соблюдение и обеспечение мер безопасности в туристическом походе……………………………………………………………………21

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………….23

2.1. Организация исследования……………………………………………..23

2.2. Методы исследования…………………………………………………..23

2.2.1. Анализ литературных источников…………………………….23

2.2.2. Анкетирование………………………………………………….24

2.2.3. Метод математической статистики…………………………...24

2.2.4. Картографическое моделирование……………………………24

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА………………...25

3.1. Предпосылки создания туристического маршрута для студентов

СурГУ………………………………………………………………………..25

3.2. Паспорт туристического маршрута……………………………………26

3.3. Организация туристического похода выходного дня…..…………….27

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….35

Приложение ……………………………………………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

В нашей работе туристический поход выходного дня, в первую очередь, рассматривается как одно из средств восстановления физических и духовных сил человека. Рекреация направлена на удовлетворение жизненно необходимых потребностей человека: в отдыхе, в оздоровлении, в культурном развитии. Кроме того, во многих странах рекреационно-туристическая деятельность является отдельной отраслью экономики, становится важнейшим факт<

Наши рекомендации