Василиса вспомнила о трех парах рук и молчала. «Что ж ты еще не спрашиваешь?» — молвила баба-яга.
- «Будет с меня и этого; сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь — состареешься».
— «Хорошо, — сказала баба-яга, — что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?»
— «Мне помогает благословение моей матери», — отвечала Василиса.
- «Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных». Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала: «Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали».
Бегом пустилась домой Василиса при свете черепа, который погас только с наступлением утра, и, наконец, к вечеру другого дня добралась до своего дома. Подходя к воротам, она хотела было бросить череп. «Верно, дома, — думает себе, — уж больше в огне не нуждаются». Но вдруг послышался глухой голос из черепа: «Не бросай меня, неси к мачехе!»
Она взглянула на дом мачехи и, не видя ни в одном окне огонька, решилась идти туда с черепом. Впервые встретили ее ласково и рассказали, что с той поры, как она ушла, у них не было в доме огня: сами высечь никак не могли, а который огонь приносили от соседей — тот погасал, как только входили с ним в горницу. «Авось твой огонь будет держаться!» — сказала мачеха.
Внесли череп в горницу; а глаза из черепа так и глядят на мачеху и ее дочерей, так и жгут! Те было прятаться, но куда ни бросятся — глаза всюду за ними так и следят; к утру совсем сожгло их в уголь; одной Василисы не тронуло.
Поутру Василиса зарыла череп в землю, заперла дом на замок, пошла в город и попросилась на житье к одной безродной старушке; живет себе и поджидает отца. Вот как-то говорит она старушке: «Скучно мне сидеть без дела, бабушка! Сходи, купи мне льну самого лучшего; я хоть прясть буду». Старушка купила льну хорошего; Василиса села за дело, работа так и горит у нее, и пряжа выходит ровная да тонкая, как волосок. Набралось пряжи много; пора бы и за тканье приниматься, да таких берд не найдут, чтобы годились на Василисину пряжу; никто не берется и сделать-то. Василиса стала просить свою куколку, та и говорит: «Принеси-ка мне какое-нибудь старое бердо, да старый челнок, да лошадиной гривы; я все тебе смастерю».
Василиса добыла все, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан. К концу зимы и полотно выткано, да такое тонкое, что сквозь иглу вместо нитки продеть можно. Весною полотно выбелили, и Василиса говорит старухе: «Продай, бабушка, это полотно, а деньги возьми себе». Старуха взглянула на товар и ахнула: «Нет, дитятко! Такого полотна, кроме царя, носить некому; понесу во дворец».
Пошла старуха к царским палатам да все мимо окон похаживает. Царь увидал и спросил: «Что тебе, старушка, надобно?»
— «Ваше царское величество, — отвечает старуха, — я принесла диковинный товар; никому, окроме тебя, показать не хочу». Царь приказал впустить к себе старуху и как увидел полотно — вздивовался. «Что хочешь за него?» — спросил царь.
- «Ему цены нет, царь-батюшка! Я тебе в дар его принесла». Поблагодарил царь и отпустил старуху с подарками.
Стали царю из того полотна сорочки шить; вскроили, да нигде не могли найти швеи, которая взялась бы их работать. Долго искали; наконец царь позвал старуху и сказал: «Умела ты напрясть и соткать такое полотно, умей из него и сорочки сшить».
— «Не я, государь, пряла и соткала полотно, — сказала старуха, — это работа приемыша моего — девушки».
— «Ну так пусть и сошьет она!» Воротилась старушка домой и рассказала обо всем Василисе. «Я знала, — говорит ей Василиса, — что эта работа моих рук не минует». Заперлась в свою горницу, принялась за работу; шила она не покладываючи рук, и скоро дюжина сорочек была готова.
Старуха понесла к царю сорочки, а Василиса умылась, причесалась, оделась и села под окном. Сидит себе и ждет, что будет. Видит: на двор к старухе идет царский слуга; вошел в горницу и говорит: «Царь-государь хочет видеть искусницу, что работала ему сорочки, и наградить ее из своих царских рук».
Пошла Василиса и явилась пред очи царские. Как увидел царь Василису Премудрую, так и влюбился в нее без памяти. «Нет, — говорит он, — красавица моя! Не расстанусь я с тобою; ты будешь моей женою».
Тут взял царь Василису за белые руки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался об ее судьбе и остался жить при дочери. Старушку Василиса взяла к себе, а куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане.
Мифология русской сказки.
Сказка ложь, да в ней намек, кто познает – тем урок! Сказка – это послание нам нынешним от предков наших из старины глубокой.
Эта сказка показывает инициации, переходы, которые Василиса проходила каждые семь лет.
Первая инициация шла с 7 лет – это переход от привычного образа жизни, теплого родительского дома к жизни в других мирах, где встречаются трудности, а значит задачи для развития разума. Решение этих задач – экзамен «на человека» и подготовка к взрослой жизни в обществе.
Здесь идет очищение медного царства, все обиды Василиса куколке высказывает, как в душевной беседе.
Вторая инициация шла с 14 лет– это переход в самостоятельную жизнь. Где можно потеряться в лесу или в общественном мышлении, а можно встретить наставника в образе бабы-Яги – Богини Земли, Луны, Солнца, чтобы научиться у неё как отделять зерна от плевел. Обилие еды у бабу-Яги – это служение сытой, благополучной жизни. А три пары рук – это неведомое, тонкое, которое есть, но не все его видят, Василиса видела. А ещё руки можно рассматривать как умение правильно говорить, так и умение правильно молчать.
Здесь идет очищение серебряного царства, Василиса убирает страхи и становится сильней.
О каком огне идет речь в сказке? Жизнь по душе рождает горение. Дулич - огонь, благодаря которому мы живем: двигаемся, любим, сражаемся. Огонь в груди называет Дрежа. Еще есть Крес – очистительный огонь. В тот миг, когда нам стыдно, мы возжигаем и дулич, и дрежу, и крес и направляем их в то содержимое сознания, которое выморожено: в сказке на мачеху и её дочерей.
Третье испытание – устроение своего царства-государства, в котором ты Царица, а по русски - Хозяйка своей жизни.
Здесь идет очищение золотого царства, Василиса становится Премудрой.
Если у девочек посвящение во взрослые женщины шло с семи до четырнадцати лет, то у мальчиков посвящали во взрослые мужчины в возрасте четырнадцати лет, то есть с двенадцати до семнадцати. Итог один: Иван - дурак становится Царем или Хозяином своей жизни.
Своевременный переход по возрастным вежам, очищение (убирание обид, тревог, страхов, огорчений) и наука думать – это путь Хозяина самому себе и своей жизни.
Мифология колыбельной песни.
Баю-бай, баю-бай, Коля, рано не вставай, Коля, рано не вставай... Нам обряжаться не мешай. Коля рано встает — Нам обряжаться не дает... Не дадим Коле спать Рано будем разбужать. Рано будем разбужать, Да на работку посылать Да на работу на таку Да на веселую страду Будем сено косить, Да будем в кучки носить. | Когда вырастет Коля он уже будет знать, что для Хозяина обряжаться означает приводить в опрятный вид себя, хозяйство, дом, душу. Главное, конечно же, душу. Тут обряд особый, тихий. Кто правильно обряжает душу, у того и хозяйство в порядке, и дом, и сам он Хозяин Земли Русской поднимается по лествице всё ближе и ближе к истине, к свету. Для хозяйки обряжаться означает обряд - заведенный веками порядок во всем. Какова душа – такова и обрядня (женское хозяйство по дому, стрепня, кухня, печь, приспешный обиход, домостройство). «Не наряд жену красит – домостройство». |
II. Мастеровой.