Научное обоснование применения изометрических методов тренировки
17.5.1. Применения изометрических (статических) напряжений в тренировке спортсменов
В настоящее время в тренировке тяжелоатлетов значительное место отводится упражнениям статического характера. Это связано с тем, что успешное выполнение тяжелоатлетических упражнений зависит от качественной работы мышц как в динамическом, так и в изометрическом режиме. Известны исследования, указывающие на положительное воздействие статических напряжений на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы не только взрослых спортсменов, но и юношей. Многие авторы отметили большую пользу применения статических напряжений для развития силы в юном возрасте.
Ряд авторов предлагал применять статические напряжения с максимальным усилием продолжительностью 5- 6 сек и с задержкой дыхания, отмечая при этом, что силовые статические упражнения длительностью по 5 сек каждое сказываются положительно на развитии основных физических качеств у юных легкоатлетов: силы, быстроты и выносливости. По В.П. Филину, B.C. Топ- чияну и П.З. Сирису, статические напряжения длительностью в 5 сек и мощностью в 50 и 75 % от максимального дают положительные результаты при подготовке юных спортсменов. Несколько позднее П.З. Сирис применил в экспериментальных исследованиях статические напряжения длительностью не в 5, а в 6 сек, и также получил положительные результаты в тренировке юных спортсменов.
В настоящую работу вошли данные исследований 36 юных штангистов 13- 14 лет, 20 атлетов — 15-16 лет и еще 20 атлетов - 17-20 лет. В каждой возрастной группе были созданы две подгруппы - экспериментальная и контрольная. В группу подростков 13-14 лет входили тяжелоатлеты юношеского и третьего разряда, 15—16 лет — второго и первого разрядов и 17-20 лет — от второго разряда до мастера спорта СССР.
Сравнительный анализ изменения мышечной силы в контрольной и экспериментальной группах делался по данным контрольных испытаний в приседании со штангой на плечах. Всего было проведено пять таких испытаний: перед началом эксперимента и затем на 3-м, 6-м, 9-м и 12-м месяцах тренировок.
Для определения интегральной величины статической выносливости и силы была использована формула величины статического напряжения А: A=f х t,
где f — сила, развиваемая мышцами при статическом напряжении; f - время ее действия. Эта формула была преобразована в наших исследованиях в следующую:
Кн = Р х t /100,
где Кн - коэффициент нагрузки при статических усилиях; Р - вес груза в кг, удерживаемый в статической позе; t - время удержания данного груза в статической позе до отказа в секундах.
Объем тренировочной нагрузки в КПШ при выполнении приседания составлял в контрольной группе - 54 (18+36) в неделю, в экспериментальной - 18 и через неделю - 36. КПШ за месяц составило соответственно в контрольной группе - 216-234 и в экспериментальной - 72-144.
17.5.2. Результаты педагогического эксперимента
Исследования в группе 13-14-лет- них тяжелоатлетов. Первые контрольно-педагогические испытания позволили определить исходные результаты в приседании со штангой на плечах. Средний результат в этом упражнении составил в контрольной группе 87,5 кг, а в экспериментальной - 90 кг. Следовательно, юные штангисты обеих групп по уровню спортивной подготовленности были примерно равны. Наблюдения в течение года показали, что результаты в данном упражнении увеличивались во всех группах, однако динамика прироста и его количественный уровень были различными. Так, через 3 месяца тренировок прирост спортивного показателя в приседании составил в экспериментальной группе 15,2 кг, а в контрольной - 8 кг; через 6 месяцев - соответственно 17 и 10 кг; через 9 - 33,3 и 15 и через 12 месяцев - 37,2 и 18 кг.
Наибольший прирост результатов в экспериментальной группе наблюдается в первые три и между шестым и девятым месяцами тренировок. В контрольной же группе значительных перепадов в приросте результатов не наблюдалось. Изменение результатов в приседании со штангой на плечах было достоверным в экспериментальной группе на всем протяжении годичного цикла (при Р<0,05), в контрольной же группе существенные сдвиги стали наблюдаться только с шестого месяца тренировок.
Исследования в группе 15-16-лет- них тяжелоатлетов. После первого контрольного испытания результаты в приседании составили в экспериментальной группе 125, а в контрольной - 127,5 кг. Через 3 месяца тренировок в экспериментальной группе наблюдается более выраженный прирост результатов в приседании, чем в контрольной (соответственно 12,5 и 7,5 кг).
Относительный показатель прироста результатов в приседании на всем протяжении годичного цикла был выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (табл. 17.22), однако межгрупповое различие оказалось в этом возрасте не столь выраженным, как у подростков 13-14 лет. В этой возрастной группе наблюдалось положительное воздействие статических напряжений на прирост мышечной силы. Это видно из того, что даже относительный показатель прироста в конце года оказался выше контрольного на 3,6%. В целом выполнение лишь одних динамических напряжений штангистами 15-16 лет привело к достоверному приросту результатов на всем протяжении годичного цикла.
Исследования в группе 17-20-летних штангистов. Результаты исследования эффективности применения статических напряжений в тренировке тяжелоатлетов более старшего возраста и более высокой спортивной квалификации позволяют говорить о том, что она не имела выраженного характера. По нашему мнению, наблюдается естественный прирост мышечной силы в результате регулярных тренировок. В то же время, выполнение статических напряжений в первые три месяца тренировок позволило увеличить спортивные результаты на относительно более высокую величину (табл. 17.22). В остальные же периоды годичного цикла достоверных различий в приросте результатов между экспериментальной и контрольной группами не отмечалось.
Таблица 17.22 Показатели прироста результатов в приседании в течение годичного цикла, %
|
Итак, динамика прироста результатов в контрольных испытаниях показала, что применение статических напряжений во всех возрастных группах в целом приводит к более выраженному приросту мышечной силы ног по сравнению с теми штангистами, которые не применяли в своих тренировках таких напряжений. Однако наибольшее воздействие статического напряжения на прирост мышечной силы наблюдается в группе подростков 13-14 лет и в меньшей степени - у спортсменов 17-20 лет. Выявился также и наиболее благоприятный период применения статических напряжений: во всех группах таким периодом являются, главным образом, первые 3 месяца тренировок, а у 13-14- и 15-16-летних штангистов - еще и между 6-м и 12-м месяцами спортивной подготовки.
17.5.3. Изменение величины статического напряжения в годичной тренировке
Статическая сила и выносливость оценивались по результатам изменения коэффициента статического напряжения (Кн), в котором учитываются, как отмечалось выше, вес удерживаемого груза, равный 30-40% от максимального результата в приседании со штангой на плечах, и время удержания данного груза в статической позе. Юные штангисты 13-14 лет удерживали груз в статической позе весом в 30% от максимального, а остальные штангисты, т.е. 15-20 лет - весом в 40%.
Коэффициент нагрузки подсчиты- вался при первом исследовании и через год тренировок. Исследования показали, что вес отягощения в статическом упражнении у подростков 13-14 лет увеличился через год с 36 до 50,8 кг, а время удержания этого груза до отказа - с 28,5 до 34,5 секунд. Кн увеличился соответственно с 10,3 до 17,5 о.е., что говорит о возрастании как статической выносливости, так и мышечной силы (табл. 17.23).
Статическая сила в группе 15-16- летних штангистов увеличилась через год по сравнению с первоначальными результатами на II кг, а выносливость - на 1,7 секунды. Коэффициент нагрузки при статическом напряжении возрос в этой группе с 11,25 до 14,7.
В группе 17-20-летних спортсменов вес отягощения, удерживаемого в статической позе, увеличился с 66 до 74 кг, а время удержания - с 22 до 25 секунд. Коэффициент нагрузки у них увеличился в среднем на 4,0 относительных единиц.
По итогам данных исследований была предложена следующая схема применения статических напряжений в тренировке 13-14-летних подростков:
I- 3 (С+Д), 4-5 (Д), 5-9 (С+Д), 10 (С),
II- 12 (Д), где 1-3, 4-5 и т.д. - месяцы тренировок; С и Д - соответственно статические и динамические напряжения.
Таким образом, проведенные исследования показателей изменения величины статического напряжения в тренировке штангистов различного возраста говорят о том, что при специальной спортивной подготовке уровень статической силы и статической выносливости возрастает независимо от возраста и спортивной квалификации. В то же время более выраженное увеличение показателя статической выносливости наблюдается в группе подростков 13- 14 лет. Следовательно, подростки более эффективно реагируют на применение статических напряжений в тренировке, чем тяжелоатлеты более старшего возраста.
Таблица 17.23 Возрастные изменения показателей статического напряжения в группах штангистов
|
Тем не менее, очевидно, следует очень осторожно подходить к результатам данных исследований и не делать окончательного вывода о большей эффективности данных статических напряжений в тренировке тяжелоатлетов 13-14-летнего возраста по отношению к старшим возрастным группам. Хотя по условию эксперимента груз, подвешенный на поясничном ремне, был у всех испытуемых относительно равным (30-40% от максимального результата в приседаниях со штангой на плечах), его абсолютный показатель был значительно выше у старших по возрасту спортсменов. Так, абсолютный вес груза в начале эксперимента в группе 15-16-летних тяжелоатлетов был на 38% больше, чем в группе 13-14-летних, а у спортсменов 17-20 лет по сравнению с последними - уже на 83%.
Поэтому следует говорить лишь о том, что такая величина статических напряжений (30% от максимального результата в приседаниях со штангой на плечах) привела к более выраженной реакции двигательного аппарата только в группе 13-14-летних подростков и, следовательно, рекомендуется широко применять такую нагрузку для развития силовых возможностей юных спортсменов именно этого возраста.
Таким образом, интенсивная силовая подготовка осуществляется с большим эффектом тогда, когда основной тренировочной нагрузкой является для школьников 13-14 лет - 70, а 15- 16 лет - 80% от максимального при 3-4 подъемах штанги в одном подходе и не менее 24 - за тренировку. В этих возрастных группах в качестве альтернативных нагрузок будут 50-60% от максимального при 6 подъемах штанги в одном подходе и не менее 36 - за тренировку; 80-90% от максимального при 1-2 подъемах в одном подходе и до 12 - за тренировку. В более старшем возрасте (17-20 лет) интенсивность тренировок возрастает до преимущественного применения нагрузок в 80-90% от максимального при 2-4 подъемах в одном подходе и до 12-24 - за тренировку.
Специально разработанные для юных атлетов технические средства тренировки позволяют в значительной степени повысить качество учебно-тренировочно- го процесса, обеспечить безопасность тяжелоатлетических занятий при подъеме тяжестей предельного и субпредельного веса в различных упражнениях, в том числе и классических; реализовать максимальные физические возможности и технические навыки; снизить влияние отрицательных психологических факторов, нередко возникающих у юных атлетов при тренировках со штангой предельного или субпредельного веса, таких как боязнь веса, неуверенность в своих силах и др.
Максимальные силовые возможности подростков и юношей значительно возрастают, если в их тренировке применяются в равном сочетании динамические и альтернативные им статические напряжения с локальным воздействием на отдельные мышечные группы. При этом общий объем нагрузки (по времени выполнения упражнения) в этих видах напряжений должен быть одинаковым. Это условие выполняется, если использовать в упражнениях динамического характера 6 подъемов штанги в одном подходе (60-70% от максимального веса), а в упражнениях статического характера - удержание груза в 30-40% от максимального результата в альтернативном динамическом упражнении до отказа без задержки дыхания.
Темы семинарских занятий
Тема 1. Планирования тренировочной нагрузки при занятиях с тяжестями
1. Совершенствовании силы тяжелоатлетов посредством применения различных тренировочных нагрузок.
2. Вариативность тренировочной нагрузки (данные литературы).
Тема 2. Научное обоснование эффективности использования традиционных методов тренировки молодых атлетов
1. Особенности планирования тренировочного процесса атлетов-подростков.
2. Исходный уровень физической подготовленности атлетов-подростков.
3. Динамика прироста показателей общей физической подготовленности подростков.
4. Динамика общесиловой подготовленности 11-12- и 13—14-летних атлетов.
5. Педагогические факторы, необходимые для участия в соревнованиях.
6. Ранжирование показателей прироста физической подготовленности школьников с педагогической целью.
Тема 3. Научное обоснование эффективности использования традиционных методов тренировки молодых атлетов
1. Методические аспекты тренировки в изокинетическом режиме.
2. Планирование тренировочной нагрузки.
3. Изокинетический метод при выполнении рывка.
4. Изокинетический метод тренировки при подъеме штанги на грудь.
5. Изокинетический метод тренировки при выполнении приседания со штангой на плечах
6. Изокинетический метод тренировки при выполнении толчка от груди.
7. Изокинетический метод тренировки при выполнении приседания со штангой на плечах.
8. Контрольно-педагогические испытания.
9. Результаты участия молодых атлетов в спортивных соревнованиях.
Тема 4. Научное обоснование применения изометрических методов тренировки
1. Применения изометрических (статических) напряжений в тренировке спортсменов.
2. Анализ результатов педагогического эксперимента.
3. Изменение величины статического напряжения в годичной тренировке.
Литература
1. Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития// Тяжелая атлетика: Ежегодник-1981. М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 117-131.
2. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1966. - 200 с.
3. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: Учебное пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 272 с.
4. Роман РА. Тренировка тяжелоатлета. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 175 с.
5. Дворкин JI.C. Силовые единоборства. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 76-84.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.
7. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 206 с.
8. Дворкин JI.C. Юный тяжелоатлет. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 160 с.
9. Лукашов АА. Анализ техники выполнения рывка тяжелоатлетами высокой квалификации: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 1972. - 35 с.
10. Наталов Г.Г. Проблема классификации физических упражнений // Теория и практика физической культуры. - 1968. - № 8. - С. 64-67.
11. Л any тин Н.П. Специальные упражнения тяжелоатлета. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 136 с.
12. Черняк А.В. Методика планирования тренировки тяжелоатлетов. М.: - Физкультура и спорт, 1978. - 136 с.
Глава 18
Всесторонняя физическая подготовка
Тяжелоатлетов
18.1. Проблема физической подготовки тяжелоатлетов
Хотя ведущим качеством тяжелоатлетов и является мышечная сила, тем не менее способность развивать максимальную силу и умение проявлять ее в течение короткого промежутка времени не связаны между собой. Можно обладать значительной силой и в то же время не суметь ее реализовать. Следовательно, важно уже с первых шагов в тяжелоатлетическом спорте развивать скоростно-силовые способности при подъеме штанги не только малых и средних, но и больших весов, т.е. вырабатывать «взрывную» силу. По данным А.С. Медведева, Л.С. Дворкина, А.Н. Воробьева, Р.А. Романа, А.В. Черняка, тренировки со штангой весом в 80-95% эффективно развивают скоростно-силовые качества, 50-80% - скоростные, а более 95% - силовые. В тренировке тяжелоатлетов, как ни в каком другом виде спорта, четко прослеживается проявление различных мышечных напряжений: динамических (в преодолевающих и уступающих), статических режимах. Однако, по мнению А.С. Медведева, статические напряжения при их выполнении без сочетания с другими видами напряжений не приводят к заметному приросту силы. Ю.И. Иванов рекомендует использовать статические напряжения с максимальным усилием и длительностью 6 с. Наши исследования показали, что в подростковом возрасте на начальном этапе подготовки спортсменов эффективно применять статические напряжения для развития отдельных групп мышц длительностью в 20-25 с с нагрузкой в 25-30% от альтернативных динамических упражнений.
Для эффективного развития скоростно-силовых качеств не обязательно все время тренироваться на околопредельных или предельных весах штанги. Более высокого результата можно достичь, используя в спортивной подготовке преимущественно малые (до 70%), средние (до 80%) веса штанги в сочетании с большими и максимальными отягощениями (не более 16% от общего объема). Для улучшения подвижности в суставах, эластичности мышц и связок А.А. Зейналов предлагает уделять внимание не только занятиям со штангой (приседаниям), но и кроссам, ускорениям, прыжкам в высоту и длину с места и с разбега, спортивным играм. Наиболее оптимальное отношение достижений в приседаниях к толчку составляет 134%.
Высокая корреляция между спортивными и специальными скоростно-сило- выми упражнениями свидетельствует о сопряженном влиянии на развитие скоростно-силовых качеств и координационных механизмов центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата. Развитие скорости подъема штанги достигается прежде всего путем уменьшения веса штанги до 60—80% от предельного.
Для характеристики показателя скоростно-силовой подготовленности А.С. Медведев, В.И. Фролов, А.Н. Фу- раев использовали результаты анализа высоты прыжка в зависимости от веса или роста спортсмена. Исследования показали, что соотношение высоты прыжка и веса спортсмена уменьшается по мере увеличения последнего, а показатель соотношения высоты прыжка и роста, наоборот, увеличивается (за исключением тяжелоатлетов весом свыше 90 кг) (табл. 18.1).
Исследования А.С. Медведева с сотр. позволили выявить, что наиболее информативным критерием скоростно- силовых качеств являются показатели соотношения высоты прыжка и роста тяжелоатлета. Эту тему исследования развили В.Н. Денискин, Ю.В. Верхо- шанский, А.С. Медведев, которые изучали эффективность прыжков в глубину на развитие взрывной силы мышц. Исследования показали, что прыжки в глубину дают существенный прирост абсолютной взрывной силы мышц. По мнению авторов, оптимальная дозировка прыжков в глубину в одном тренировочном занятии - 4 серии по 10 отталкиваний. Это упражнение целесообразно включать в тренировку за 4 недели до соревнований и выполнять в течение первых трех недель 3 раза в неделю. Оптимальный объем прыжков в глубину - 310 отталкиваний.
Один из выводов исследований В.Н. Денискина, К).В. Верхошанско- го, Е.А. Красова состоял в том, что на современном этапе развитию относительной и, главное, взрывной силы мышц тяжелоатлета уделяется недостаточное внимание.
В последние годы в системе управления подготовкой спортсменов получило распространение моделирование различных сторон подготовки спортсменов. М.П. Михайлюк и П.П. Баш- киров разработали модельные характеристики подготовки мастеров спорта. Они установили, что для достижения, например, в классическом рывке 125 кг в весовой категории до 67,5 кг необходимо показать в рывке с полуподседом 87±5,2%; в подъеме штанги на грудь с полуподседом - 111 ±1,2%; в приседании со штангой на плечах - 166±7,1% по отношению к рывку; в толчке 155 кг необходимо показать результаты в швунге толчковом, подъеме штанги на грудь с полуподседом и приседании со штангой на плечах соответственно 86±4,6%; 89±3,4 и 134+6,5%.
Исследования В.Г. Олешко подтвердили более ранние выводы А.С. Медведева с сотр. о том, что результат прыжка в высоту с места у тяжелоатлетов высокой квалификации изменяется с переходом в более тяжелую весовую категорию от 54 см (52 кг) до 68 см (100 кг). У большинства тяжелоатлетов отмечаются высокие результаты прыжков в высоту, что свидетельствует о хорошем уровне развития взрывной силы мышц ног. Наименьшая скорость прыжка наблюдалась у атлетов в весовых категориях 52 кг и свыше 110 кг (1,50 и 1,60 м/с), а наибольшая - 67,5 и 100 кг (1,81 и 1,83 м/с). Показатели мощности прыжка вверх также изменяются с увеличением весовой категории от 87,7 кгм/с (52 кг) до 210,6 кгм/с (свыше 110 кг).
Итак, в последние годы накоплен большой опыт использования различных средств и методов скоростно-силовой подготовки тяжелоатлетов. Систематизированное обобщение проблемы развития силы и скоростно-силовых качеств спортсменов нашло свое отражение в монографиях Ю.В. Верхошан- ского, З.В. Кузнецова, В.П. Филина, А.Н. Воробьева и других авторов. С ростом спортивного мастерства скорост- но-силовая подготовка атлетов приобретает все более специализированный характер, ибо в противном случае наступает противоречие между средствами силовой и скоростно-силовой подготовки и процессом становления спортивного мастерства. Это противоречие может стать тормозом для дальнейшего роста достижений в спорте.
Показатели скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов в различных весовых категориях (по А.С. Медведеву с сотр.)
|
В связи с тем, что организм подростка находится в стадии формирования, необходимо применять строго дозированные физические упражнения. Поэтому при развитии тех или иных физических качеств важно учитывать состояние нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, психики и их взаимодействие в процессе двигательной деятельности. Следовательно, подготовка юных атлетов, направленная преимущественно на развитие физических качеств, должна строиться с учетом не только требований, предъяв
ляемых к тяжелоатлетическим видам спорта, но и возрастных особенностей занимающихся.
Развитие быстроты
Для тяжелоатлета одним из важнейших качеств является быстрота — способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов (Н.В. Зимкин, B.C. Фарфель и др.). Экспериментальными исследованиями были выявлены важные закономерности возрастной динамики развития основных физических качеств у детей и подростков (B.C. Фарфель). Так, показатели быстроты движения круто возрастают у детей с 7-8 до 13-14 лет (скорость однократного движения, высота подпрыгивания, частота постукиваний). Совершенствуясь с возрастом, быстрота достигает наибольшего уровня развития к 13-14 годам. Развитию этого качества в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание. Любое упражнение, используемое с целью развития быстроты, надо выполнять в предельно быстром или околопредельном темпе (для данного момента тренировки).
Исключительное значение на этапе начальной подготовки атлетов имеет обучение технике выполнения упражнений. По B.C. Филину, формирование двигательных навыков у них создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования рациональных движений, созревания двигательного анализатора.
В тренировочный процесс включаются разнообразные прыжки: в длину с места, разбега, толчком правой, левой ногами, подскоки с тяжестями и без них, подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, бег с низкого и высокого старта, многократные приседания с тяжестями и без них и др. Исследования, проведенные Н.А. Бернштейном и B.C. Филиным, показали, что в возрастной период 8- 12 лет повышение уровня развития максимальной быстроты обусловлено главным образом увеличением частоты движений. У 13-15-летних уровень развития быстроты повышается в основном за счет развития скоростно-сило- вых и силовых качеств. В тренировках атлетов 12-13 лет быстроту целесообразно развивать путем использования упражнений, стимулирующих повышение частоты и скорости движений. Особенно эффективно совершенствуется это качество, если упражнения даются в соревновательной и игровой форме.