Анализ участия молодых атлетов в спортивных соревнованиях

Кроме контрольно-педагогических испытаний, которые проводились в че­тырех упражнениях на протяжении 6 месяцев, эффективность применения изокинетического метода тренировки оценивалась и по показателям прирос­та результатов на спортивных соревно­ваниях в классическом двоеборье и приседании. Это было необходимо для того, чтобы оценить способности атлетов проявить себя не столько в условиях тре­нировки (на контрольно-педагогических испытаниях), сколько в условиях офи­циальных соревнований. Такие сорев­нования проводились перед началом эксперимента, затем в конце 6-месяч­ной подготовки. Их результаты позво­лили нам сделать более объективный вывод о преимуществах той или иной методики тренировки.

17.4.1. Изменение соревновательных результатов в рывке

В среднем результаты в рывке на первых соревнованиях составляли в экспериментальной группе 100,25 кг;

а в контрольной — 97 кг (различия не­достоверные при Р=0,05). Через 6 ме­сяцев спортивной подготовки эти ре­зультаты в обеих группах увеличились (табл. 17.18). Однако, если в первом случае прирост в рывке составил 10 кг, то во втором - 4,3 кг.

Анализ внутригрупповых тестов индивидуальной динамики в рывке позволил говорить о том, что во всех случаях спортсмены показали более стабильные результаты, различия в которых не были столь существенны, по сравнению с наблюдавшимися при контрольных испытаниях в условиях тренировки (соответственно V=7,9 и 6,2 %). Так, в экспериментальной группе из десяти спортсменов свои до­стижения в рывке улучшили: двое - на 5 кг, пятеро - на 7,5 и трое - на 10 кг каждый. В контрольной группе у одного спортсмена результат в рывке снизился на 2,5 кг, у трех других возрос на 2,5, у четырех - на 5 и двух - на 7,5 и 10 кг.

Таким образом, результаты соревно­ваний в рывке у молодых атлетов экс­периментальной группы оказались дос­товерно выше по показателю прироста, чем в контрольной группе. Следователь­но, изокинетический метод тренировки молодых тяжелоатлетов вполне себя оправдал.

17.4.2. Изменение соревновательных результатов в толчке

Изменения соревновательных результатов в рывке, кг
Таблица 17.18
Группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Показатели М ±т V, % М ±т V, %
Исходный 9,5 0,7 2,3 24,7 8,2 0,6 2,0 23,8
Через 6 месяцев 14,2 1,06 3,4 23,9 10,3 0,3 3,1 29,4
д 15,3 1,4 4,4 28,9 11,5 1,0 3,2 27,9
t 16,7 1,1 3,6 21,4 12,8 1,2 3,7 29,1

На соревнованиях перед началом эксперимента результат в толчке в эк­спериментальной группе составлял 115,5, в контрольной - 118,7 кг. И в этом случае различия в данных груп­пах были недостоверными (t =1,8 при Р>0,01). Через 6 месяцев спортивной
подготовки результат в толчке увели­чился в первой группе на 12,0; а во второй - на 3,6 кг (табл. 17.19). Следо­вательно, если в первом случае измене­ния в толчке за 6 месяцев в эксперимен­тальной группе в среднем оказались достоверными, то во втором — недосто­верными, т.е. повторилась тенденция, отмеченная в рывке.

Анализ индивидуальных изменений результатов в толчке показал, что пос­ле 6 месяцев спортивной подготовки в экспериментальной группе двое тяже­лоатлетов улучшили свои результаты на 7,5 кг; трое - на 10 и пятеро - на 15 кг; во второй группе за этот же период семеро повысили результат на 2,5; один - на 5, двое - на 7,5 кг.

17.4.3. Изменение соревновательных результатов в сумме классического двоеборья

Прирост результатов в сумме клас­сического двоеборья имел ту же тенден­цию, что и в отдельных упражнениях (табл. 17.20). В первой группе наблю­дались более высокие темпы прироста в сумме двоеборья, чем во второй. Так, если через 6 месяцев спортивной под­готовки результат в сумме двоеборья возрос в экспериментальной группе со 188,0 до 210,3 кг, то в контрольной группе - со 196,2 до 204,1 кг. Следова­тельно, прирост результатов в сумме двоеборья составил в первом случае - 22,3; а во втором - 7,9 кг (табл. 17.20, рис. 17.5).

Анализ индивидуальных изменений показателей прироста в сумме двоебо­рья также указывает на более высокие результаты у спортсменов эксперимен­тальной группы.

Так, после 6 месяцев у одного спорт­смена сумма двоеборья увеличилась на 10 кг, у четырех - на 15, еще у четве­рых - на 17,5 и у двух спортсменов - соответственно на 20 и 25 кг. Во вто­рой же группе у двух атлетов сумма двоеборья увеличилась на 2,5 кг; еще у двух - на 5,0; у трех - на 7,5 и у че­тырех - на 10 кг.




 


Таблица 17.19

Изменения соревновательных результатов в толчке, кг

Группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Показатели М ±ш V, % М ±т V, %
Исходный 115,5 3,2 10,3 8,9 118,7 3,7 11,9 10,1
Через 6 месяцев 127,5 2,9 9,5 7,5 122,3 3,7 11,8 9,7
д 12,0       3,6      
t 2,8       0,7      
Таблица 17.20

Прирост соревновательных результатов в сумме двоеборья, кг

Группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Показатели М ±ш V, % М ±ш V, %
Исходный 188,0 4,8 15,6 8,3 196,2 4,1 13,1 6,7
Через 6 месяцев 210,3 5,2 16,6 7,9 204,1 5,2 16,7 8,2
д 22,3       7,9      
t 3,2       1,3      

Анализ участия молодых атлетов в спортивных соревнованиях - student2.ru Рис. 17.5. Прирост соревновательных результатов в сумме двоеборья


 


17.4.4. Изменение соревновательных результатов в приседании

В силовом троеборье большое значе­ние имеет проявление медленной силы. В наших исследованиях в качестве кон­трольного упражнения для характерис­тики силовых возможностей организма атлетов при воздействии изокинетичес- кого метода было выбрано только одно (из трех в силовом троеборье) соревнова­тельное упражнение — приседание со штангой на спине как наиболее трудно­выполнимое для молодых спортсменов.

Таблица 17.21 Изменение соревновательных результатов в приседании (силовое троеборье), кг
Группа Экспериментальная группа Контрольная группа
Показатели М ±т V, % М ±т V, %
Исходный 124,0 3,75 12,0 9,7 127,5 4,5 14,6 11,5
Через 6 месяцев 141,0 5,0 15,9 11,3 137,8 4,6 14,8 10,3
Д 16,0       10,3      
t 2,5       1,7      

Проведенные соревнования позволи­ли установить, что экспериментальный метод тренировки силы при помощи тренажера в целом оказался несколько более эффективен по сравнению с тра­диционной тренировкой (табл. 17.21).

Однако прирост результатов в этом движении даже в экспериментальной группе был достоверен только при Р<0,05 и недостоверен при Р>0,01. В контрольной же группе хотя во всех случаях и было зафиксировано улуч­шение результатов за 6 месяцев, но оно оказалось недостоверным. А относи­тельно невысокий уровень коэффици­ента вариации говорит о том, что в этом упражнении не наблюдается выражен­ных различий в приросте силы у моло­дых атлетов 14—16 лет.

Таким образом, применение трена­жера в тренировке рывка и толчка ока­залось более эффективным для роста результатов, чем в приседании. Одна­ко результаты эксперимента в после­днем упражнении хотя и оказались менее значимы, все же не позволяют говорить о неудачном эксперименте. Очевидно, для развития «медленной» силы требуется больше тренировочно­го времени, поскольку она в большей степени связана с развитием мышечной массы.

Итак, подводя итог вышеизложен­ным результатам исследований, мож­но сделать следующее заключение: организация групп интенсивной сило­вой подготовки в условиях общеобра­зовательной школы показала свою не­сомненную эффективность.

Было доказано, что тренировочная нагрузка с отягощениями в 60-70% от веса тела и оптимальным количеством повторений в одном подходе на первом этапе спортивной подготовки является тем критерием, с помощью которого можно планировать интенсивное совер­шенствование силовых возможностей подростков без ущерба для их здоро­вья. Включение же в этот тренировоч­ный процесс выполнения упражнений на развитие скоростно-силовых качеств и силовой выносливости без отягоще­ний никак не противоречит доказыва­емой нами концепции.

Через год уровень общесиловой под­готовки юных атлетов не только ока­зался выше по сравнению с их сверст­никами, не занимающимися силовыми видами спорта, но и достоверно превы­сил их собственные исходные резуль­таты. Более того, тренировки с интен­сивными отягощениями привели и к более выраженному улучшению функ­ционального состояния сердечно-сосу- дистой системы. Такой положительный результат, однако, мы в большей мере связываем даже не столько с тем, что юные атлеты целенаправленно трениро­вались со штангой, сколько с выполне­нием специальных общеразвивающих упражнений циклического характера, спортивными играми, гимнастикой и др.

Интенсивная силовая подготовка в течение года дает исключительно дос­товерный прирост силовых качеств в подростковом возрасте. По средним данным прироста силовых возможнос­тей школьники экспериментальной группы во всех упражнениях достовер­но превзошли своих сверстников из контрольной группы.

Наблюдая за поведением подростка во время двусторонней игры, мы мог­ли с высокой степенью достоверности определить положительные и отрица­тельные стороны характера юного ат­лета, составить себе представление о его волевых качествах. Кроме того, наблюдения за школьником во время игр позволяли оценить и его ловкость, координацию, выносливость и другие физические качества в естественных условиях двигательной активности. Если в спортивной игре победа дости­галась за счет усилий всей команды, то в таких видах спорта, как борьба, тя­желая атлетика и др., каждый спорт­смен самостоятельно решал целый ряд спортивно-психологических задач, что­бы добиться победы над соперником. Поэтому мы не допускали слишком большой опеки над испытуемыми во время соревнований, чтобы они могли как можно ярче самостоятельно про­явить все свои природные, волевые и моральные качества.

Только в условиях соревновательной деятельности юных спортсменов можно более или менее достоверно определить эффективность предложенной методики тренировки. Именно этот фактор, как нам кажется, является одним из важ­нейших в процессе спортивной подго­товки юных атлетов.

В работе широко использовался ме­тод интегральной характеристики физи­ческой подготовленности юных атлетов, а также показатели прироста результа­тов через каждые три месяца трениро­вок. По данным наших исследований, именно показатели прироста могут быть наиболее истинными критериями эф­фективности тренировки и способнос­тей молодых людей, занимающихся спортом. Это вовсе не значит, что не надо учитывать абсолютные результа­ты. Разработанные нами педагогичес­кие оценки общей и специальной физи­ческой подготовленности юных атлетов относятся именно к абсолютным резуль­татам.

Используя разработанную нами систе­му оценки физической подготовленности спортсменов, можно по данным годичных наблюдений делать более или менее объек­тивные выводы об эффективности педаго­гической деятельности тренера, принимая во внимание тот факт, что прирост резуль­татов у занимающихся спортом или физ­культурой во многом зависит от тех мето­дик и педагогических приемов, которые используются в работе.

Применение изокинетического мето­да в тренировке тяжелоатлетов получи­ло широкое распространение после того, как были созданы специальные трена­жеры, позволяющие развивать с более высоким уровнем интенсивности сило­вые и скоростно-силовые возможности атлетов. В исследованиях И.П. Ратова, Ю.Т. Черкесова, JI.C. Дворкина и дру­гих применение данного метода обеспе­чивалось специально созданными меха­ническими (машиноуправляющими) техническими средствами. Естественно, в обычных условиях тренировки ис­пользовать такие средства не представ­лялось возможным. Поэтому в своей работе мы применяли свою систему «тренер-спортсмен», позволяющую тре­неру при помощи тренажера активно включаться в процесс подъема тяжестей непосредственно во время подъема штанги и влиять на изменение как ве­личины ее веса, так и биомеханических параметров. Именно этот фактор в ком­плексе и дал наибольший эффект в ис­пользовании изокинетического метода тренировки молодых атлетов.

Предварительные исследования по­зволили установить, что в процессе тре­нировки у большинства молодых атле­тов возникает выраженное противоречие между их достаточно высокими физичес­кими возможностями, достигнутыми на тот или иной период времени, и способ­ностью реализовать этот потенциал в условиях соревнований. Многие молодые атлеты не могут показать свои реальные максимальные результаты из-за прояв­ления время от времени отрицательно­го психологического фактора (неуве­ренности в своих силах, боязни веса и т.п.). Преодолеть же этот фактор только при помощи вербального метода, как правило, не удается. Пока атлет сам уве­ренно не поднимет максимальный для себя вес, до тех пор он будет сомневать­ся в своих способностях. Именно на этой особенности психики спортсмена и была построена методика тренировки при по­мощи разработанного нами тренажера.

Результаты исследований в течение первых 3 месяцев позволили установить эффективность изокинетического мето­да, особенно при выполнении сложных в техническом отношении скоростно- силовых упражнений. Молодые атлеты успешно преодолели за этот период воз­действие даже субмаксимальных нагру­зок и значительно опередили по итогам контрольных испытаний и официаль­ных соревнований своих сверстников из контрольной группы. Менее выражен­ные результаты были получены при помощи этого метода в тренировке ат­летов в силовом троеборье. Однако и в этом случае показатели прироста в контрольном упражнении в экспери­ментальной группе спортсменов были достоверно выше по сравнению с их сверстниками из контрольной группы.

Представляет интерес и тот факт, что в последующие 3 месяца эксперимента, когда в отдельных упражнениях моло­дые атлеты перестали тренироваться с помощью тренажера, кумулятивный эф­фект был еще заметен, особенно в пер­вые 1,5 месяца, что позволяет говорить о выработке устойчивости в психологи­ческом состоянии атлетов при достиже­нии своих максимальных результатов. Надо отметить, что применение тренаже­ра в классических упражнениях дает и значительный эффект в стабилизации техники выполнения упражнений. Это хорошо показали результаты экспери­мента в толчке штанги от груди.

Наши рекомендации