Анализ участия молодых атлетов в спортивных соревнованиях
Кроме контрольно-педагогических испытаний, которые проводились в четырех упражнениях на протяжении 6 месяцев, эффективность применения изокинетического метода тренировки оценивалась и по показателям прироста результатов на спортивных соревнованиях в классическом двоеборье и приседании. Это было необходимо для того, чтобы оценить способности атлетов проявить себя не столько в условиях тренировки (на контрольно-педагогических испытаниях), сколько в условиях официальных соревнований. Такие соревнования проводились перед началом эксперимента, затем в конце 6-месячной подготовки. Их результаты позволили нам сделать более объективный вывод о преимуществах той или иной методики тренировки.
17.4.1. Изменение соревновательных результатов в рывке
В среднем результаты в рывке на первых соревнованиях составляли в экспериментальной группе 100,25 кг;
а в контрольной — 97 кг (различия недостоверные при Р=0,05). Через 6 месяцев спортивной подготовки эти результаты в обеих группах увеличились (табл. 17.18). Однако, если в первом случае прирост в рывке составил 10 кг, то во втором - 4,3 кг.
Анализ внутригрупповых тестов индивидуальной динамики в рывке позволил говорить о том, что во всех случаях спортсмены показали более стабильные результаты, различия в которых не были столь существенны, по сравнению с наблюдавшимися при контрольных испытаниях в условиях тренировки (соответственно V=7,9 и 6,2 %). Так, в экспериментальной группе из десяти спортсменов свои достижения в рывке улучшили: двое - на 5 кг, пятеро - на 7,5 и трое - на 10 кг каждый. В контрольной группе у одного спортсмена результат в рывке снизился на 2,5 кг, у трех других возрос на 2,5, у четырех - на 5 и двух - на 7,5 и 10 кг.
Таким образом, результаты соревнований в рывке у молодых атлетов экспериментальной группы оказались достоверно выше по показателю прироста, чем в контрольной группе. Следовательно, изокинетический метод тренировки молодых тяжелоатлетов вполне себя оправдал.
17.4.2. Изменение соревновательных результатов в толчке
Изменения соревновательных результатов в рывке, кг |
Таблица 17.18
|
На соревнованиях перед началом эксперимента результат в толчке в экспериментальной группе составлял 115,5, в контрольной - 118,7 кг. И в этом случае различия в данных группах были недостоверными (t =1,8 при Р>0,01). Через 6 месяцев спортивной
подготовки результат в толчке увеличился в первой группе на 12,0; а во второй - на 3,6 кг (табл. 17.19). Следовательно, если в первом случае изменения в толчке за 6 месяцев в экспериментальной группе в среднем оказались достоверными, то во втором — недостоверными, т.е. повторилась тенденция, отмеченная в рывке.
Анализ индивидуальных изменений результатов в толчке показал, что после 6 месяцев спортивной подготовки в экспериментальной группе двое тяжелоатлетов улучшили свои результаты на 7,5 кг; трое - на 10 и пятеро - на 15 кг; во второй группе за этот же период семеро повысили результат на 2,5; один - на 5, двое - на 7,5 кг.
17.4.3. Изменение соревновательных результатов в сумме классического двоеборья
Прирост результатов в сумме классического двоеборья имел ту же тенденцию, что и в отдельных упражнениях (табл. 17.20). В первой группе наблюдались более высокие темпы прироста в сумме двоеборья, чем во второй. Так, если через 6 месяцев спортивной подготовки результат в сумме двоеборья возрос в экспериментальной группе со 188,0 до 210,3 кг, то в контрольной группе - со 196,2 до 204,1 кг. Следовательно, прирост результатов в сумме двоеборья составил в первом случае - 22,3; а во втором - 7,9 кг (табл. 17.20, рис. 17.5).
Анализ индивидуальных изменений показателей прироста в сумме двоеборья также указывает на более высокие результаты у спортсменов экспериментальной группы.
Так, после 6 месяцев у одного спортсмена сумма двоеборья увеличилась на 10 кг, у четырех - на 15, еще у четверых - на 17,5 и у двух спортсменов - соответственно на 20 и 25 кг. Во второй же группе у двух атлетов сумма двоеборья увеличилась на 2,5 кг; еще у двух - на 5,0; у трех - на 7,5 и у четырех - на 10 кг.
Таблица 17.19
Изменения соревновательных результатов в толчке, кг
Группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
Показатели | М | ±ш | V, % | М | ±т | V, % | ||
Исходный | 115,5 | 3,2 | 10,3 | 8,9 | 118,7 | 3,7 | 11,9 | 10,1 |
Через 6 месяцев | 127,5 | 2,9 | 9,5 | 7,5 | 122,3 | 3,7 | 11,8 | 9,7 |
д | 12,0 | 3,6 | ||||||
t | 2,8 | 0,7 |
Таблица 17.20 |
Прирост соревновательных результатов в сумме двоеборья, кг
Группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
Показатели | М | ±ш | V, % | М | ±ш | V, % | ||
Исходный | 188,0 | 4,8 | 15,6 | 8,3 | 196,2 | 4,1 | 13,1 | 6,7 |
Через 6 месяцев | 210,3 | 5,2 | 16,6 | 7,9 | 204,1 | 5,2 | 16,7 | 8,2 |
д | 22,3 | 7,9 | ||||||
t | 3,2 | 1,3 |
Рис. 17.5. Прирост соревновательных результатов в сумме двоеборья |
17.4.4. Изменение соревновательных результатов в приседании
В силовом троеборье большое значение имеет проявление медленной силы. В наших исследованиях в качестве контрольного упражнения для характеристики силовых возможностей организма атлетов при воздействии изокинетичес- кого метода было выбрано только одно (из трех в силовом троеборье) соревновательное упражнение — приседание со штангой на спине как наиболее трудновыполнимое для молодых спортсменов.
Таблица 17.21 Изменение соревновательных результатов в приседании (силовое троеборье), кг
|
Проведенные соревнования позволили установить, что экспериментальный метод тренировки силы при помощи тренажера в целом оказался несколько более эффективен по сравнению с традиционной тренировкой (табл. 17.21).
Однако прирост результатов в этом движении даже в экспериментальной группе был достоверен только при Р<0,05 и недостоверен при Р>0,01. В контрольной же группе хотя во всех случаях и было зафиксировано улучшение результатов за 6 месяцев, но оно оказалось недостоверным. А относительно невысокий уровень коэффициента вариации говорит о том, что в этом упражнении не наблюдается выраженных различий в приросте силы у молодых атлетов 14—16 лет.
Таким образом, применение тренажера в тренировке рывка и толчка оказалось более эффективным для роста результатов, чем в приседании. Однако результаты эксперимента в последнем упражнении хотя и оказались менее значимы, все же не позволяют говорить о неудачном эксперименте. Очевидно, для развития «медленной» силы требуется больше тренировочного времени, поскольку она в большей степени связана с развитием мышечной массы.
Итак, подводя итог вышеизложенным результатам исследований, можно сделать следующее заключение: организация групп интенсивной силовой подготовки в условиях общеобразовательной школы показала свою несомненную эффективность.
Было доказано, что тренировочная нагрузка с отягощениями в 60-70% от веса тела и оптимальным количеством повторений в одном подходе на первом этапе спортивной подготовки является тем критерием, с помощью которого можно планировать интенсивное совершенствование силовых возможностей подростков без ущерба для их здоровья. Включение же в этот тренировочный процесс выполнения упражнений на развитие скоростно-силовых качеств и силовой выносливости без отягощений никак не противоречит доказываемой нами концепции.
Через год уровень общесиловой подготовки юных атлетов не только оказался выше по сравнению с их сверстниками, не занимающимися силовыми видами спорта, но и достоверно превысил их собственные исходные результаты. Более того, тренировки с интенсивными отягощениями привели и к более выраженному улучшению функционального состояния сердечно-сосу- дистой системы. Такой положительный результат, однако, мы в большей мере связываем даже не столько с тем, что юные атлеты целенаправленно тренировались со штангой, сколько с выполнением специальных общеразвивающих упражнений циклического характера, спортивными играми, гимнастикой и др.
Интенсивная силовая подготовка в течение года дает исключительно достоверный прирост силовых качеств в подростковом возрасте. По средним данным прироста силовых возможностей школьники экспериментальной группы во всех упражнениях достоверно превзошли своих сверстников из контрольной группы.
Наблюдая за поведением подростка во время двусторонней игры, мы могли с высокой степенью достоверности определить положительные и отрицательные стороны характера юного атлета, составить себе представление о его волевых качествах. Кроме того, наблюдения за школьником во время игр позволяли оценить и его ловкость, координацию, выносливость и другие физические качества в естественных условиях двигательной активности. Если в спортивной игре победа достигалась за счет усилий всей команды, то в таких видах спорта, как борьба, тяжелая атлетика и др., каждый спортсмен самостоятельно решал целый ряд спортивно-психологических задач, чтобы добиться победы над соперником. Поэтому мы не допускали слишком большой опеки над испытуемыми во время соревнований, чтобы они могли как можно ярче самостоятельно проявить все свои природные, волевые и моральные качества.
Только в условиях соревновательной деятельности юных спортсменов можно более или менее достоверно определить эффективность предложенной методики тренировки. Именно этот фактор, как нам кажется, является одним из важнейших в процессе спортивной подготовки юных атлетов.
В работе широко использовался метод интегральной характеристики физической подготовленности юных атлетов, а также показатели прироста результатов через каждые три месяца тренировок. По данным наших исследований, именно показатели прироста могут быть наиболее истинными критериями эффективности тренировки и способностей молодых людей, занимающихся спортом. Это вовсе не значит, что не надо учитывать абсолютные результаты. Разработанные нами педагогические оценки общей и специальной физической подготовленности юных атлетов относятся именно к абсолютным результатам.
Используя разработанную нами систему оценки физической подготовленности спортсменов, можно по данным годичных наблюдений делать более или менее объективные выводы об эффективности педагогической деятельности тренера, принимая во внимание тот факт, что прирост результатов у занимающихся спортом или физкультурой во многом зависит от тех методик и педагогических приемов, которые используются в работе.
Применение изокинетического метода в тренировке тяжелоатлетов получило широкое распространение после того, как были созданы специальные тренажеры, позволяющие развивать с более высоким уровнем интенсивности силовые и скоростно-силовые возможности атлетов. В исследованиях И.П. Ратова, Ю.Т. Черкесова, JI.C. Дворкина и других применение данного метода обеспечивалось специально созданными механическими (машиноуправляющими) техническими средствами. Естественно, в обычных условиях тренировки использовать такие средства не представлялось возможным. Поэтому в своей работе мы применяли свою систему «тренер-спортсмен», позволяющую тренеру при помощи тренажера активно включаться в процесс подъема тяжестей непосредственно во время подъема штанги и влиять на изменение как величины ее веса, так и биомеханических параметров. Именно этот фактор в комплексе и дал наибольший эффект в использовании изокинетического метода тренировки молодых атлетов.
Предварительные исследования позволили установить, что в процессе тренировки у большинства молодых атлетов возникает выраженное противоречие между их достаточно высокими физическими возможностями, достигнутыми на тот или иной период времени, и способностью реализовать этот потенциал в условиях соревнований. Многие молодые атлеты не могут показать свои реальные максимальные результаты из-за проявления время от времени отрицательного психологического фактора (неуверенности в своих силах, боязни веса и т.п.). Преодолеть же этот фактор только при помощи вербального метода, как правило, не удается. Пока атлет сам уверенно не поднимет максимальный для себя вес, до тех пор он будет сомневаться в своих способностях. Именно на этой особенности психики спортсмена и была построена методика тренировки при помощи разработанного нами тренажера.
Результаты исследований в течение первых 3 месяцев позволили установить эффективность изокинетического метода, особенно при выполнении сложных в техническом отношении скоростно- силовых упражнений. Молодые атлеты успешно преодолели за этот период воздействие даже субмаксимальных нагрузок и значительно опередили по итогам контрольных испытаний и официальных соревнований своих сверстников из контрольной группы. Менее выраженные результаты были получены при помощи этого метода в тренировке атлетов в силовом троеборье. Однако и в этом случае показатели прироста в контрольном упражнении в экспериментальной группе спортсменов были достоверно выше по сравнению с их сверстниками из контрольной группы.
Представляет интерес и тот факт, что в последующие 3 месяца эксперимента, когда в отдельных упражнениях молодые атлеты перестали тренироваться с помощью тренажера, кумулятивный эффект был еще заметен, особенно в первые 1,5 месяца, что позволяет говорить о выработке устойчивости в психологическом состоянии атлетов при достижении своих максимальных результатов. Надо отметить, что применение тренажера в классических упражнениях дает и значительный эффект в стабилизации техники выполнения упражнений. Это хорошо показали результаты эксперимента в толчке штанги от груди.