Научное обоснование эффективности использования нетрадиционных методов тренировки молодых атлетов

17.3.1. Методические аспекты тренировки в изокинетическом режиме

Интегральные уровни физической подготовленности (ИУФП) школьников, о.е.
Классы ИУФП Средние значения Частота повторения Педагогические оценки, баллы
3,5-4,8 4,15 10,8
4,9-6,2 5,55 13,9
6,3-7,6 6,96 28,4
7,7-9,0 8,35 32,1
9,1-10,4 9,75 8,8
10,4-11,7 11,05 6,0
Примечание. Интервал распределения по классам составлял 0,58 о.е.

Как было отмечено выше, изокине- тический режим развития силы мож­но применять лишь при наличии спе­циальных технических средств (ТС) тренировки, обеспечивающих создание таких условий для функционирования двигательного аппарата, которые в обычных обстоятельствах получить не­возможно.

Известно, что наибольший педагоги­ческий эффект при внедрении любого технического средства достигается, как правило, в естественных тренировоч­ных условиях и оценивается по итогам спортивных соревнований. В связи с этим, в данном исследовании были по­ставлены следующие частные задачи:

а) разработать методику применения технических средств для тренировки атлетов при выполнении различных упражнений (в том числе и соревнова­тельных) в изокинетическом режиме;

б) провести педагогический эксперимент, направленный на обоснование методики тренировки с использованием ТС.

Для проведения экспериментальных исследований были изготовлены ТС, работающие по системе «спортсмен -*■ ТС -*■ тренер» (более подробно см. в гл. 23). Суть работы ТС заключается в том, что во время подъема штанги спортсмену оказывается дозированная, равномерная и оперативная помощь, причем лишь тогда, когда в этом воз­никнет необходимость.

Итак, разработанные ТС, позволяю­щие совершенствовать силовые каче­ства в изокинетическом режиме, ис­пользовались, если:

а) спортсмен объективно мог оси­лить максимальный для себя вес штан­ги, но психологически не был готов к этому (из-за неуверенности в своих си­
лах, боязни веса и других субъектив­ных причин);

б) наблюдалась устойчивая тенден­ция нарушения техники выполнения соревновательных упражнений при подъеме штанги от среднего до макси­мального веса;

в) для увеличения специальных фи­зических возможностей атлета необхо­димо было выполнить значительно более высокую нагрузку (на максималь­ных или даже сверхмаксимальных ве­сах штанги), чем это можно было бы сделать в обычных условиях.

17.3.2. Организация исследований и характеристика технических средств, использованных в педагогическом эксперименте

Для проведения педагогического эксперимента и с целью наиболее пол­ного выявления эффективности ТС мы остановились на следующих упраж­нениях: классический рывок, подъем на грудь разножкой, толчок штанги от груди и приседание со штангой за го­ловой.

Выполнение классического рывка и толчка штанги от груди в значитель­ной степени связано с проявлением не только скоростно-силовых качеств, но и технической подготовленности. В связи с этим техническое средство было ис­пользовано также и для решения одной из важных задач - совершенствования техники выполнения упражнений на запланированных для эксперимента весах штанги. В другом упражнении - приседании (соревновательное движе­ние силового троеборья) - ТС использо­вался в большей мере для совершенство­вания «медленных» максимальных силовых возможностей молодых атле­тов.

К данным исследованиям допуска­лись лишь подготовленные в техничес­ком и физическом отношении юноши 14-16 лет. В каждом из вышеперечис­ленных упражнений принимали участие 2 группы опытных молодых атлетов - по 10 человек в экспериментальной и конт­рольной группах, имеющих спортивную квалификацию от 3-го до 2-го разряда.

Таблица 17.9 показывает схему орга­низации педагогического эксперимента. Экспериментальная группа тренирова­лась с тяжестями в изокинетическом режиме, а контрольная - по традици­онной программе, т.е. без применения тренажера. В первые 3 месяца выпол­нялись два экспериментальных упраж­нения: рывок и подъем штанги на грудь разножкой. В следующие 3 месяца - соответственно толчок от груди и при­седание.

Таблица 17.9 Принципиальная схема планирования тренировочной нагрузки в экспериментальных упражнениях, количество подъемов штанги (КПШ)
Тренировочные занятия Тренировочные недели
           
           
           
           
Примечание. 20 - КПШ за тренировку в 70% от максимального, поднимаемого без помощи тре­нажера, и 90% - с его помощью; соответственно 15 - КПШ весом в 80 и 100 % и 10 - КПШ весом в 90 и 110 % от максимального.

Результаты педагогических исследо­ваний оценивались по данным конт­рольно-педагогических испытаний, ко­торые проводились перед началом эксперимента, а затем через каждые 1,5 месяца. Прирост результатов в эк­спериментальных упражнениях учиты­вался по отношению к исходному показателю в середине и в конце экс­перимента (через 6 мес.). Кроме того,
были проведены соревнования по клас­сическому двоеборью перед началом эксперимента, а затем по его заверше­нии. Таким образом, контрольно-педа- гогические испытания и итоговые со­ревнования позволили достаточно полно оценить изменения специальной физи­ческой подготовленности молодых спортсменов как во время выполнения отдельных упражнений, так и в сумме классического двоеборья (в тяжелой атлетике) и троеборья (пауэрлифтинге).

17.3.3. Планирование тренировочной нагрузки

Предварительные исследования по­казали, что большинство молодых ат­летов достаточно уверенно выполняют упражнения со средним весом штанги (до 70-80 % от максимального). Тре­нировка же с применением нагрузки, превосходящей эту, у многих молодых спортсменов нередко вызывала затруд­нения. Бывало и так, что атлет уверен­но поднимал 3-4 раза подряд доступ­ный для себя вес штанги, но не мог осилить даже один раз вес, увеличен­ный, например, на 5-10 кг. Причем во время этой неудачной попытки отчетли­во наблюдались выраженные нарушения в технике выполнения упражнений, бы­строте и координации движений, кото­рые при тренировках с меньшим весом у него так заметно не проявлялись.

Следовательно, нередко дело было даже не столько в недостатке силовой или технической подготовленности, сколько во влиянии отрицательного психического фактора, возникающего, как правило, у молодых, еще неопыт­ных атлетов при попытке подъема штанги максимальных или субмакси­мальных весов (из-за неуверенности в своих силах, боязни веса и т.п.). Извес­тно, что даже у опытных атлетов воз­никают определенные трудности в пре­одолении этого фактора. На практике часто приходится затратить значитель­ное время, чтобы атлет сумел одолеть свою неуверенность при подъеме штан­ги максимального веса. Но к тому вре­мени потенциальные физические воз­можности данного спортсмена часто значительно опережают уровень их ре­ализации на соревнованиях.

Итак, перед началом эксперимента мы предположили, что предложенная нами методика тренировки в изокине- тическом режиме должна облегчить задачу освоения максимальных и суб­максимальных весов штанги, умень­шить воздействие отрицательного пси­хического фактора, затрудняющего эффективную реализацию физических и технических возможностей молодых атлетов.

С целью подтверждения результа­та применения технического средства для экспериментальной группы были определены три варианта тренировоч­ной нагрузки:

1) 90 / 5 х 4; 2) 100 / 5 х 4; 3) 110/ 5x2, где 90, 100 и 110 - проценты от максимального результата; 5 - количе­ство подходов; 4, 3, 2 - КПШ за один подход. Следовательно, в течение одной тренировки КПШ составляло соответ­ственно 20, 15 и 10.

Контрольная группа выполняла тя­желоатлетические упражнения с при­менением следующих вариантов: 1) 70/5 х 4; 2) 80/5 х 3; 3) 90/5 х 2, где 70, 80 и 90 - проценты от мак­симального результата; 5 - количество подходов; 4, 3 и 2 - КПШ. Объем тре­нировки по КПШ в контрольной груп­пе был такой же, что и у их сверстни­ков из экспериментальной.

Таким образом, КПШ в эксперимен­тальной и контрольной группах было запланировано одинаково, за исключе­нием веса штанги в процентах от мак­симального. В первом случае молодые атлеты выполняли подъем штанги с помощью ТС, а во втором - без него.

Экспериментальные тяжелоатлети­ческие упражнения выполнялись в не­дельном тренировочном цикле (при четырехразовых занятиях) 2 раза. Рас­пределение нагрузки в этих упражне­ниях показано в табл. 17.9.

Экспериментальные упражнения с одной и той же нагрузкой выполнялись в течение 3 месяцев: 90 и 70% от максимального (для эксперименталь­ной и контрольной групп) - на восьми тренировочных занятиях, 100 и 80% - на семи и 110 и 90% - на девяти тре­нировках. Итого в период эксперимен­та было запланировано 24 таких заня­тия. Количество подъемов штанги для каждого варианта нагрузки составля­ло соответственно 160, 105 и 90 в три месяца. На наш взгляд, такой объем тренировочной нагрузки в одном уп­ражнении в течение двух месяцев был достаточен, чтобы оценить эффектив­
ность экспериментальной методики тренировки.

17.3.4. Изокинетический метод при выполнении рывка

Как правило, многие юные тяжело­атлеты затрудняются успешно выпол­нять рывок на больших и максималь­ных весах из-за нестабильной техники движения штанги, главным образом, во время выполнения тяги и подрыва. После того как штанга уверенно подня­та на прямые руки, встать с нею для большинства атлетов особой трудности не представляет. Поэтому во время тре­нировки рывка основное внимание об­ращалось на совершенствование техни­ки в тяге и подрыве. Следовательно, с помощью ТС мы стремились активно воздействовать на решение именно этой задачи. Поднять штангу весом в 90% от максимального 3-4 раза подряд спорт­смены могут только лишь при помощи тренажера. При этом величина помощи во время подъема штанги такого веса в тяге при первом исследовании состав­ляла в среднем 10 у.е.; в 100 % (3 раза подряд) - 20 и в 110 % (2 раза подряд) - 30 у.е. (табл. 17.10).

Во время второго исследования (че­рез 1,5 месяца тренировок) величина помощи в тяге при выполнении рывка на штанге весом в 90 процентов умень­шилась до 5, 100% - на 5 и в 110% - на 10 у.е.; через три месяца - соответ­ственно на 5, 10 и 15 у.е.

Величина помощи тренажера при подрыве была большей, чем в тяге (см. табл. 17.10). Так, при первом ис­следовании во время подрыва при* шлось оказывать помощь при выполне­нии рывка с весом штанги в 90% от максимального в среднем до 15, в 100% - 25 и 110% - 40 у.е. Значитель­ное увеличение показателя помощи происходило за счет того, что при большем весе штанги приходилось тя­нуть ее вверх так же резко (быстро), как выполнял подрыв сам спортсмен путем давления на рукоятку тренаже­ра в соответствии со своими физичес­кими возможностями.

Через 1,5 месяца тренировок уро­вень показателя динамометра в момент подрыва стал уменьшаться соответ­ственно при первом и втором вариантах нагрузки на 5, при третьем - на 10 у.е., а через 2 месяца — соответственно до 10, 10 и 20 у.е.

Средние показатели величины помощи тренажера при выполнении рывка, у.е.
Таблица 17.10
Вес штанги в % от макси мального КПШ за трени­ровку Статисти­ческий показатель 1-е исследование Через 1,5 мес. Через 3 мес.
тяга под­рыв тяга под­рыв тяга под­рыв
М ±т 5 V, % 10 0,4 1,2 12,3 15 0,7 2,3 14,2 5 0,1 0,4 8,2 10 0,2 0,8 7,5 5 0,07 0,2 4,3 5 0,08 0,26 5,2
М ±т 5 V, % 20 0,9 2,9 14,5 25 0,9 2,9 15,3 15 0,4 1,26 8,4 20 0,7 2,1 10,7 10 0,2 0,63 6,3 15 1,1 0,3 7,2
М ±т 5 V, % 30 1,3 4,2 13,9 2.3 7.4 18,4 20 0,8 2,5 12,5 30 1,1 3,5 11,6 15 0,4 1,3 8,5 20 0,45 1,5 7,3

Таким образом, анализ изменений показателя помощи тренажера при выполнении рывка говорит о том, что поставленная задача - тренироваться на максимальных и субмаксимальных ве­сах штанги с многократным повторени­ем - успешно выполнялась с помощью тренажера. Однако уже через 1,5 меся­ца спортивной подготовки величина этой помощи заметно снизилась как в тяге, так и во время подрыва штанги, а через три месяца — стала минимальной.

Это видно из того, что 8 из 10 испы­туемых спортсменов к концу 3-месячной тренировки выполняли подъем исходно­го веса штанги в 90% от максимального практически без помощи тренажера не менее 2-3, в 100 и 110% - 1-2 раза под­ряд.

В последующие три месяца трениро­вок за исходную величину были взяты уже результаты последних контрольных испытаний, однако молодые атлеты в этом упражнении тренировались уже без помощи тренажера. Оценивался кумуля­тивный эффект изокинетического мето­да тренировки в рывке.

17.3.5. Изокинетический метод тренировки при подъеме штанги на грудь

Подъем штанги на грудь разножкой, в отличие от рывка, большинством юных штангистов выполняется, как правило, более уверенно. Однако, ког­да вес штанги увеличивался до мак­симального или субмаксимального результата, возникали трудности, по­вторялась та же тенденция, что и в рывке, когда на большом весе штанги некоторые юные спортсмены начинали терять уверенность в своих силах, де­лали ошибки в технике, которые на меньшем весе столь заметно не прояв­лялись. Наряду с технической подго­товленностью при выполнении этого упражнения спортсмену весьма важно использовать свои максимальные ско- ростно-силовые качества. Поэтому тре­нажер был применен, главным обра­зом, для решения вышеизложенных методических задач. Помощь при вы­полнении данного упражнения оказыва­лась или одновременно (с первой фазы), или в отдельных частях подъема штан­ги: в тяге, подрыве или во время подъе­ма из подседа (табл. 17.11).

Во время тяги при четырехкратном подъеме штанги (весом в 90% от макси­мального) на первом исследовании сред­няя величина помощи составила 15 у.е., трехкратном подъеме штанги (весом в 100%) - 20 и двукратном подъеме (110%) - 25 у.е. Через 1,5 месяца эта помощь составляла соответственно 10,15 и 15, а через три - 5, 10 и 10 у.е.

Во время подрыва штанги величина помощи значительно возросла по срав­нению с тягой и в первом варианте нагрузки была равна 25, во втором - 30 и третьем - 35 у.е. (1-е исследова­ние); в конце первой половины трени­ровочного процесса она соответственно уменьшилась до 10, 15 и 15 у.е. и че­рез 3 месяца - до 10, 10 и 15 у.е.

Средние показатели величины помощи тренажера при выполнении подъема штанги на грудь, у.е.
Таблица 17.11
Вес штанги в % от макси­мального КПШ за трени­ровку Стати­стиче­ский пока­затель 1-е исследование Через 1,5 мес. Через 3 мес.
тяга под­рыв вста­вание тяга под­рыв вста­вание тяга под­рыв вста­вание
М ±т § V, % 15 0,5 1,6 10,7 25 0,98 3,15 12,6 5 0,12 0,39 7,8 10 0,2 0,65 6,5 20 0,65 2,1 10,4 5 0,08 0,3 5,3 5 0,1 0,34 6,8 10 0,3 0,95 9,5 5 0,08 0,24 4,8
м ±т 8 V, % 20 0,7 2,26 11,3 30 1,6 4,3 14,5 10 0,3 0,8 8,2 15 0,36 1,2 7,8 20 0,8 2,6 12,8 10 0,2 0,8 7,5 10 0,2 0,7 6,6 10 0,3 1,1 10,7 10 0,1 0,45 4,5
м ±т 8 V, % 25 1,0 3,1 12,5 35 1,5 4,8 13,8 25 0,7 2,35 9,4 15 0,5 1,6 11,3 25 1,0 3,1 12,5 15 0,4 1,3 8,9 10 0,3 1,1 10,7 15 0,6 1,8 11,9 10 0,3 0,8 8,4
14—2180

Подъем штанги из подседа молодые атлеты выполняли, как правило, без помощи тренажера, особенно с нагруз­кой в 90 и 100% от максимальной. Од­
нако существенную помощь многим из них (до 65% испытуемых) приходилось оказывать при последнем повторении.

На первых тренировочных заняти­ях нагрузка в 110% от максимальной при подъеме штанги на грудь для мно­гих молодых атлетов была трудновы­полнимой даже при помощи тренаже­ра, и поэтому величина помощи в таких случаях существенно возрастала. Так, если на первом исследовании при четы­рехкратном подъеме штанги весом в 90% от максимального средний пока­затель помощи был равен 5, трехкрат­ном подъеме 100%-ного веса - 10, то при двукратном подъеме веса штанги в 110% - 25 у.е. Вместе с тем уже через 1,5 месяца спортсмены достаточно уве­ренно выполняли это упражнение с на­грузкой в 110% от максимальной с ми­нимальным использованием помощи тренажера. Это видно из того, что вели­чина помощи снизилась в среднем до 15, а к концу 3-месячной спортивной подго­товки - до 10 у.е.

Таким образом, несмотря на имев­шие место определенные трудности при выполнении подъема штанги на грудь на исходном весе в 110% от максималь­ного (особенно в первые тренировочные недели), спортсмены достаточно быст­ро сумели к ним приспособиться при помощи изокинетического метода за счет не только лучшей реализации ско- ростно-силовой подготовки, но и появ­ления уверенности в своих силах, более правильного в техническом отношении выполнения упражнений.

17.3.6. Изокинетический метод тренировки при выполнении толчка от груди

Толчок штанги от груди - наиболее сложная в техническом отношении часть упражнения, которая особенно часто неудачно выполняется молоды­ми атлетами на максимальных или субмаксимальных весах. Без стабиль­ной техники толчка штанги от груди практически невозможно добиться вы­соких результатов в тяжелоатлетичес­ком двоеборье. Нередко тяжелоатлеты даже высокого класса, несмотря на зна­чительную мышечную силу рук и вер­хнего плечевого пояса, не могут успеш­но толкнуть штангу максимального веса, которую уверенно поднимают на грудь, из-за нарушений в технике.

Пренебрежительное отношение к обу­чению технике классических упражне­ний, особенно в подростковом и юно­шеском возрасте, приводит к тому, что у таких спортсменов возникают значи­тельные трудности в достижении высо­ких результатов.

Неудачное выполнение толчка от гру­ди на предельном весе приводит, как правило, к появлению неуверенности в своих силах, боязни этого упражнения и т.п. При этом некоторые спортсмены, часто успокаивая себя, объясняют свое неумение толкать якобы имеющимися у них физическими недостатками (не включаются руки в локтях, в плечевых суставах и т.д.). Наши исследования с применением тренажера показали, что у большинства таких спортсменов глав­ная причина их неудач в этом движе­нии заключается не в физических или технических недостатках, а так же, как и в предыдущих упражнениях, в отри­цательном психологическом факторе - неуверенности в своих физических воз­можностях.

Использование технических средств для отработки техники толчка штанги от груди связано с обязательным уче­том индивидуальных физических воз­можностей спортсменов. Причем, зная заранее постоянно повторяющиеся ошиб­ки, можно, начиная уже с небольших весов штанги, при помощи тренажера вырабатывать прочные навыки правиль­ной техники упражнения. Тренажер по­зволяет ограничивать подсед перед вы­талкиванием штанги от груди или, наоборот, удлинять его, повысить или снизить скорость выталкивания, а так­же увеличить или уменьшить общую амплитуду подседа и выталкивания.

Как правило, такая подготовитель­ная работа значительно облегчает про­цесс совершенствования в технике тол­чка штанги от груди на больших, максимальных и сверхмаксимальных весах штанги.

Результаты проведенных исследова­ний показали, что при первом испыта­нии величина помощи при четырех­кратном выталкивании штанги от гру­ди весом в 90% была равна в среднем 15 у.е., трехкратном подъеме 100%- ного веса - 20 и двукратном 110%-ного веса - 25 у.е.; через 1,5 месяца - соот­ветственно 5, 10 и 15 у.е., а в конце эк­сперимента (т.е. через 3 месяца) почти все молодые атлеты толкали штангу ве­
сом от 90 до 110% от максимального са­мостоятельно (табл. 17.12).

Такого эффекта от тренировок с при­менением изокинетического режима нам не удалось получить ни в одном экспериментальном упражнении. Это подтверждает высказанное выше пред­положение о том, что успешное выпол­нение сложных в техническом отноше­нии упражнений в значительной мере связано не только с технической и фи­зической, но и в не меньшей мере с психологической готовностью молодых атлетов. Эта готовность особенно выра­жение проявляется при подъеме штан­ги максимального или субмаксималь­ного веса.

Отсюда становится очевидным, что без широкого применения изокинети­ческого режима тренировки в класси­ческих упражнениях решить проблему психологического фактора для многих молодых атлетов весьма проблематич­но. Применение данного устройства в толчке штанги от груди позволяет по­высить уровень психологической готов­ности спортсменов и успешно выпол­нять упражнения с суб- и максимальной нагрузкой.

17.3.7. Изокинетический метод тренировки при выполнении приседания со штангой на плечах

Выполнение данного упражнения в большей степени связано с проявлени­ем силовой подготовленности спортсме­нов (мышечной силы ног) и в меньшей - с технической. Так, молодые троебор- цы уже через 2-3 тренировки легко осваивают технику выполнения данно­го упражнения. Увеличение результа­тов в приседании со штангой на пле­чах происходит в связи с возрастом и повышением уровня специальной сило­вой подготовленности.

В данном разделе мы задались целью изучить эффективность использования тренажера для повышения уровня си­ловой подготовки юных спортсменов, применяя вышеизложенную методику. Нагрузка в этом упражнении была та­кая же, что и у тяжелоатлетов в рывке и толчке.

Выполнение упражнения со штан­гой весом в 90% при четырехкратном повторении не вызывало больших зат­руднений у атлетов экспериментальной группы, особенно в первых 2-3 под­ходах. Величина помощи тренажера при этом не превышала 10 у.е. Однако при последующих подходах, когда на­ступала усталость, приходилось оказы­вать помощь практически со 2-го или 3-го подъема штанги.

Средние показатели величины помощи тренажера при выполнении толчка штанги от груди, у.е.
Таблица 17.12
Вес штанги в % от макси­мального КПШ за трени­ровку Статисти­ческий показатель 1-е исследование Через 1,5 мес. Через 3 мес.
М
    ±т 0,4 0,1  
    1,5 0,4  
    V, % 10,1 8,4  
М
    ±т 0,8 0,3  
    2,5 1,0  
    V, % 12,5 10,3  
М
    ±т 1,2 0,6 0,1
    3,85 1,9 0,4
    V, % 15,4 12,5 8,3

При первом исследовании величи­на помощи была равна в среднем 10 у.е. По мере повышения уровня спортив­ной подготовленности она снижалась и при 2-м и 3-м испытаниях составля­ла не более 5 у.е. (табл. 17.13). Трех­кратное приседание со штангой на плечах весом в 100% от максимально­го большинству спортсменов не удава­
лось выполнить без помощи тренаже­ра в течение всех пяти подходов. При первом исследовании величина помо­щи была равна 15, втором - 10 и тре­тьем - 5 у.е.

Двукратные приседания с весом штанги в 110% от максимального ока­зались значительной нагрузкой для мо­лодых атлетов. Так, при первом иссле­довании величина помощи тренажера достигала 25 у.е. Через 1,5 месяца тре­нировок большинство спортсменов уве­ренно выполняли упражнение с данной нагрузкой в течение первых 2-3 под­ходов самостоятельно, но все же при последних 2-3 подходах помощь тре­нажера еще требовалась и составляла в среднем 10 у.е. Через 2 месяца на протяжении всех пяти подходов к штанге весом в 110% от максимально­го практически все спортсмены уже не нуждались в оказании помощи трена­жера.

Таким образом, использование спе­циальных технических средств в спортивной подготовке молодых атле­тов 15-17 лет позволило успешно при­менить изокинетическую методику тренировки, в которой нагрузка варь­ировалась в пределах от 90 до 110% от исходного максимального результа­та. При этом адаптация спортсменов к таким нагрузкам происходила посте­пенно посредством реальной помощи тренажера без ущерба для техники вы­полнения тяжелоатлетических упраж­нений. Следует также отметить и тот факт, что особенно эффективно при­спосабливались к большим нагрузкам при помощи тренажера спортсмены при выполнении толчка от груди и в приседаниях со штангой на плечах. Так, уже через 1,5 месяца большин­ство спортсменов успешно справля­лись при помощи изокинетического метода с весом штанги в 110% от ис­ходного максимального результата в этих упражнениях.

17.3.8. Контрольно-педагогические испытания

Контрольно-педагогические испыта­ния проводились в каждом из четырех экспериментальных упражнений перед началом тренировок, затем через каж­дые 1,5 месяца и в конце исследований (на 6-м месяце).

Таблица 17.13 Средние показатели величины помощи тренажера при выполнении приседания со штангой на плечах, у.е.
Вес штанги в % от макси­мального КПШ за трени­ровку Статисти­ческий показатель 1-е исследование Через 1,5 мес. Через 3 мес.
М
    ±т 0,14 0,06  
    0,45 0,2  
    V, % 4,5 3,8  
М
    ±т 0,3 0,2 0,05
    1,0 0,6 0,2
    V, % 6,9 5,8 3,4
М
    ±т 0,7 0,2 0,07
    2,2 0,6 0,2
    V, % 8,6 5,9 4,3

Напомним, что экспериментальная группа тренировалась на относительно больших весах штанги (от 90 до 110%), но при помощи тренажера, а конт­рольная — на весе штанги в 70-90% от максимального без применения трена­жера. Количество же подъемов штан­ги на тренировочном занятии у той и другой группы молодых атлетов было одинаковым. Поэтому нам представля­лось весьма важным оценить эффек­тивность таких экспериментальных тренировок для прироста результатов в контрольных упражнениях.


Показатели прироста результатов в рывке, %
Контрольные испытания, месяц Экспериментальная группа Контрольная группа t
  (п = Ю)     (п = Ю)  
М ±т V, % М ±т V, %
1,5 5,6 5,6 5,4 5,2 5,1 5,8 5,6 5,7 5,6
0,09 0,09 0,06 0,06 0,05 0,08 0,08 0,07 0,08
4,5 0,72 0,72 0,54 0,5 0,44 0,8 0,79 0,73 0,78
12,9 12,9 10,9 9,7 8,7 13,4 14,2 12,8 13,9
Примечание. Показана достоверность между средними показателями прироста результатов экс периментальной и контрольной групп (при р=0,01).

Научное обоснование эффективности использования нетрадиционных методов тренировки молодых атлетов - student2.ru

6 мес. Период контрольных испытаний
1,5 мес. Змее. 4,5 мес.
Условные обозначения: | | экспериментальная группа IfjMjj контрольная группа Рис. 17.3. Показатели прироста результатов в рывке

Показатели прироста результа­тов в рывке. Результаты первых конт­рольных испытаний, которые проводи­лись перед началом эксперимента, показали, что по уровню спортивной подготовленности молодые атлеты обе­их групп достоверно друг от друга не отличались. Так, в экспериментальной группе результаты в рывке были рав­ны в среднем 72,5; а в контрольной - 77,5 кг. Через 1,5 месяца тренировки прирост результатов в группе, которая тренировалась с применением тренаже­ра, составил 2,0; а в контрольной группе - 0,3% (табл. 17.14, рис. 17.3). В конце 3-месячной подготовки при­рост результатов в рывке по отноше­нию к исходному составил в первой группе 4,5; а во второй - 2,5 % . Такая же тенденция наблюдалась и при пос­ледующих контрольных испытаниях. Прирост результатов по отношению к предыдущим испытаниям в первом случае был следующий: 2,0; 2,5; 2,3 и 0,4 %; а во втором — соответственно 0,3; 2,2; 1,2 и 2,2. Следовательно, если в первом случае в экспериментальной группе в первые 4,5 месяца наблюдал­ся равномерный прирост результатов в рывке, то во втором - волнообразный. При этом в последние 1,5 месяца тре­нировки атлеты контрольной группы значительно опередили эксперименталь­ную группу по показателям прироста.

Напомним, что экспериментальная группа тренировалась с использовани­ем изокинетического метода только в первые 3 месяца. И, как показал ана­лиз прироста результатов в этой груп­пе в следующие 3 месяца, когда она тренировалась точно так же, как и их сверстники из контрольной группы, кумулятивный эффект отличался толь­ко в первые 1,5 месяца после оконча­ния действия экспериментальной тре­нировки. Тем не менее общая сумма прироста результатов за 6 месяцев со­ставила в экспериментальной группе - 7,2; а в контрольной - 5,9% (соответ­ственно в первые 3 месяца — 4,5 и 2,5%). Таким образом, во всех случа­ях итоговые показатели прироста ре­зультатов в рывке были выше в первой группе (табл. 17.14 и рис. 17.3).

Следовательно, экспериментальная группа, которая тренировалась с при­менением тренажера, достоверно уве­личила свои результаты в рывке при тренировке на большую величину, чем контрольная. Однако при этом в первые три месяца в ней имел место несколько более выраженный разброс индивиду­альных показателей результатов в рыв­ке, чем в контрольной (см. табл. 17.14). Так, если через 1,5 месяца тренировок коэффициент вариации в эксперимен­тальной группе был равен 46,6 %, то в контрольной - 40 %. В конце трехме­сячных исследований разброс данных снизился в обеих группах, причем в экспериментальной - на 8,9, а в конт­рольной - на 2 %.

Анализ индивидуальных изменений показателей прироста в рывке говорит о том, что в экспериментальной группе у 4 из 10 спортсменов через 1,5 месяца тренировок результаты остались на ис­ходном уровне, у одного — снизились на 2,5 %, а у остальных пяти спортсменов наблюдалось увеличение результата в пределах от 2,5 до 5 %. У 60% спорт­сменов отмечен прирост результатов в рывке уже через первые 1,5 месяца тре­нировок.

В контрольной группе за этот же пе­риод 5 из 10 спортсменов сохранили свои показатели на исходном уровне, 2 - сни­зили на 5 и только 3 повысили их на 2,5— 5 %, что составляет 30 % от общего чис­ла наблюдаемых тяжелоатлетов.

Мы понимаем, что для того, чтобы сделать выводы об эффективности ме­тодики тренировки, 1,5 месяца заня­тий недостаточно, поэтому анализ изме­нения результатов через 3 месяца был более объективным. Так, все 10 спорт­сменов экспериментальной группы за этот срок увеличили свои исходные ре­зультаты в рывке, причем 4 - на 2,5, еще 4 - на 5 и 2 - на 7,5 %. В конт­рольной группе за этот же период чет­веро повторили исходные результаты, остальные шестеро увеличили их на 2,5-5 %. Следовательно, если в экспе­риментальной группе увеличение ре­зультатов в рывке наблюдалось в 100% случаев, то в контрольной - только в 60 %.

Показатели прироста результа­тов в подъеме штанги на грудь. При первых контрольно-педагогических ис­пытаниях результаты в толчке в первой группе составили в среднем 115,5 кг; во второй - 118,2 кг. Разница в этих ре­зультатах была недостоверной (при р=0,95). Через 1,5 месяца тренировок прирост результатов в этом упражнении составил в первой группе 3,7%; во вто­рой - 1,4 % (табл. 17.15 и рис. 17.4).

Трехмесячная спортивная подготов­ка привела к еще большему приросту результатов в обеих группах. За этот период в экспериментальной группе показатели в подъеме штанги на грудь разножкой увеличились в среднем на 7,0%; в контрольной - на 3,2 %. Раз­личия в приросте между первой и вто­рой группами оказались достоверными (через 1,5 месяца t=2,4; через три ме­сяца - 4,2 при р=0,55).

Оценивая в целом уровень прироста результатов в каждой группе, нельзя не обратить внимания на тот факт, что улучшение спортивных показателей среди спортсменов далеко неоднознач­но. Так, в экспериментальной группе разброс индивидуальных показателей через 1,5 месяца тренировок был равен 12,5 %; а в контрольной - 10,4 %.

Через 3 месяца индивидуальные раз­личия в приросте результатов возрос­ли, но во втором случае - на большую величину. Это свидетельствует о том, что на втором этапе тренировок реак­ция двигательного аппарата у отдель­ных спортсменов на тренировочную нагрузку выраженно становится дале­ко неоднозначной. Данная тенденция отмечается в еще больших масштабах в последующие месяцы тренировки (на 4-м с половиной и 6-м месяцах), осо­бенно в экспериментальной группе (рис. 17.4).

Анализ индивидуальных показате­лей прироста результатов позволяет объяснить высокий процент коэффици­ента вариации в обеих группах. Так, через 1,5 месяца тренировок из десяти спортсменов экспериментальной груп­пы четыре сумели только повторить исходные результаты в подъеме штан­ги на грудь, у двух он возрос на 2,5 кг; у трех - на 5 и одного - на 7,5.

В контрольной группе за этот же период шесть спортсменов сумели по­вторить свои исходные показатели в этом упражнении, двое их повысили на 2,5 и еще двое - на 5 кг. Следователь­но, если в экспериментальной группе спортивные результаты увеличились у 60 % атлетов, то в контрольной — лишь у 40 %.

Прирост результатов в подъеме штанги на грудь разножкой, %
Контрольные испытания, месяц Экспериментальная группа Контрольная группа t
  (п = Ю)     (п = 10)  
М ±т V, % М ±т V, %
1,5 3,7 0,15 0,5 12,5 2,4 0,1 0,24 10,4 7,6
7,0 0,3 1,0 14,3 3,2 0,2 0,6 19,8 9,5
4,5 9,6 0,7 2,1 21,8 4,9 0,3 0,9 18,5 5,8
10,5 0,7 2,2 21,3 6,9 0,4 1,3 18,9 4,5
Примечание. Показана достоверность между средними показателями прироста результатов экс­периментальной и контрольной групп (при р=0,01)

Научное обоснование эффективности использования нетрадиционных методов тренировки молодых атлетов - student2.ru

1,5 мес.
3 мес.
Контрольные испытания
4,5 мес. 6 мес.
Условные обозначения: | | экспериментальная группа ПРЯМ контрольная группа Рис. 17.4. Прирост результатов в подъеме штанги на грудь разножкой

Через 3 месяца в экспе

Наши рекомендации