Научное обоснование эффективности использования нетрадиционных методов тренировки молодых атлетов
17.3.1. Методические аспекты тренировки в изокинетическом режиме
Интегральные уровни физической подготовленности (ИУФП) школьников, о.е.
|
Примечание. Интервал распределения по классам составлял 0,58 о.е. |
Как было отмечено выше, изокине- тический режим развития силы можно применять лишь при наличии специальных технических средств (ТС) тренировки, обеспечивающих создание таких условий для функционирования двигательного аппарата, которые в обычных обстоятельствах получить невозможно.
Известно, что наибольший педагогический эффект при внедрении любого технического средства достигается, как правило, в естественных тренировочных условиях и оценивается по итогам спортивных соревнований. В связи с этим, в данном исследовании были поставлены следующие частные задачи:
а) разработать методику применения технических средств для тренировки атлетов при выполнении различных упражнений (в том числе и соревновательных) в изокинетическом режиме;
б) провести педагогический эксперимент, направленный на обоснование методики тренировки с использованием ТС.
Для проведения экспериментальных исследований были изготовлены ТС, работающие по системе «спортсмен -*■ ТС -*■ тренер» (более подробно см. в гл. 23). Суть работы ТС заключается в том, что во время подъема штанги спортсмену оказывается дозированная, равномерная и оперативная помощь, причем лишь тогда, когда в этом возникнет необходимость.
Итак, разработанные ТС, позволяющие совершенствовать силовые качества в изокинетическом режиме, использовались, если:
а) спортсмен объективно мог осилить максимальный для себя вес штанги, но психологически не был готов к этому (из-за неуверенности в своих си
лах, боязни веса и других субъективных причин);
б) наблюдалась устойчивая тенденция нарушения техники выполнения соревновательных упражнений при подъеме штанги от среднего до максимального веса;
в) для увеличения специальных физических возможностей атлета необходимо было выполнить значительно более высокую нагрузку (на максимальных или даже сверхмаксимальных весах штанги), чем это можно было бы сделать в обычных условиях.
17.3.2. Организация исследований и характеристика технических средств, использованных в педагогическом эксперименте
Для проведения педагогического эксперимента и с целью наиболее полного выявления эффективности ТС мы остановились на следующих упражнениях: классический рывок, подъем на грудь разножкой, толчок штанги от груди и приседание со штангой за головой.
Выполнение классического рывка и толчка штанги от груди в значительной степени связано с проявлением не только скоростно-силовых качеств, но и технической подготовленности. В связи с этим техническое средство было использовано также и для решения одной из важных задач - совершенствования техники выполнения упражнений на запланированных для эксперимента весах штанги. В другом упражнении - приседании (соревновательное движение силового троеборья) - ТС использовался в большей мере для совершенствования «медленных» максимальных силовых возможностей молодых атлетов.
К данным исследованиям допускались лишь подготовленные в техническом и физическом отношении юноши 14-16 лет. В каждом из вышеперечисленных упражнений принимали участие 2 группы опытных молодых атлетов - по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах, имеющих спортивную квалификацию от 3-го до 2-го разряда.
Таблица 17.9 показывает схему организации педагогического эксперимента. Экспериментальная группа тренировалась с тяжестями в изокинетическом режиме, а контрольная - по традиционной программе, т.е. без применения тренажера. В первые 3 месяца выполнялись два экспериментальных упражнения: рывок и подъем штанги на грудь разножкой. В следующие 3 месяца - соответственно толчок от груди и приседание.
Таблица 17.9 Принципиальная схема планирования тренировочной нагрузки в экспериментальных упражнениях, количество подъемов штанги (КПШ)
|
Примечание. 20 - КПШ за тренировку в 70% от максимального, поднимаемого без помощи тренажера, и 90% - с его помощью; соответственно 15 - КПШ весом в 80 и 100 % и 10 - КПШ весом в 90 и 110 % от максимального. |
Результаты педагогических исследований оценивались по данным контрольно-педагогических испытаний, которые проводились перед началом эксперимента, а затем через каждые 1,5 месяца. Прирост результатов в экспериментальных упражнениях учитывался по отношению к исходному показателю в середине и в конце эксперимента (через 6 мес.). Кроме того,
были проведены соревнования по классическому двоеборью перед началом эксперимента, а затем по его завершении. Таким образом, контрольно-педа- гогические испытания и итоговые соревнования позволили достаточно полно оценить изменения специальной физической подготовленности молодых спортсменов как во время выполнения отдельных упражнений, так и в сумме классического двоеборья (в тяжелой атлетике) и троеборья (пауэрлифтинге).
17.3.3. Планирование тренировочной нагрузки
Предварительные исследования показали, что большинство молодых атлетов достаточно уверенно выполняют упражнения со средним весом штанги (до 70-80 % от максимального). Тренировка же с применением нагрузки, превосходящей эту, у многих молодых спортсменов нередко вызывала затруднения. Бывало и так, что атлет уверенно поднимал 3-4 раза подряд доступный для себя вес штанги, но не мог осилить даже один раз вес, увеличенный, например, на 5-10 кг. Причем во время этой неудачной попытки отчетливо наблюдались выраженные нарушения в технике выполнения упражнений, быстроте и координации движений, которые при тренировках с меньшим весом у него так заметно не проявлялись.
Следовательно, нередко дело было даже не столько в недостатке силовой или технической подготовленности, сколько во влиянии отрицательного психического фактора, возникающего, как правило, у молодых, еще неопытных атлетов при попытке подъема штанги максимальных или субмаксимальных весов (из-за неуверенности в своих силах, боязни веса и т.п.). Известно, что даже у опытных атлетов возникают определенные трудности в преодолении этого фактора. На практике часто приходится затратить значительное время, чтобы атлет сумел одолеть свою неуверенность при подъеме штанги максимального веса. Но к тому времени потенциальные физические возможности данного спортсмена часто значительно опережают уровень их реализации на соревнованиях.
Итак, перед началом эксперимента мы предположили, что предложенная нами методика тренировки в изокине- тическом режиме должна облегчить задачу освоения максимальных и субмаксимальных весов штанги, уменьшить воздействие отрицательного психического фактора, затрудняющего эффективную реализацию физических и технических возможностей молодых атлетов.
С целью подтверждения результата применения технического средства для экспериментальной группы были определены три варианта тренировочной нагрузки:
1) 90 / 5 х 4; 2) 100 / 5 х 4; 3) 110/ 5x2, где 90, 100 и 110 - проценты от максимального результата; 5 - количество подходов; 4, 3, 2 - КПШ за один подход. Следовательно, в течение одной тренировки КПШ составляло соответственно 20, 15 и 10.
Контрольная группа выполняла тяжелоатлетические упражнения с применением следующих вариантов: 1) 70/5 х 4; 2) 80/5 х 3; 3) 90/5 х 2, где 70, 80 и 90 - проценты от максимального результата; 5 - количество подходов; 4, 3 и 2 - КПШ. Объем тренировки по КПШ в контрольной группе был такой же, что и у их сверстников из экспериментальной.
Таким образом, КПШ в экспериментальной и контрольной группах было запланировано одинаково, за исключением веса штанги в процентах от максимального. В первом случае молодые атлеты выполняли подъем штанги с помощью ТС, а во втором - без него.
Экспериментальные тяжелоатлетические упражнения выполнялись в недельном тренировочном цикле (при четырехразовых занятиях) 2 раза. Распределение нагрузки в этих упражнениях показано в табл. 17.9.
Экспериментальные упражнения с одной и той же нагрузкой выполнялись в течение 3 месяцев: 90 и 70% от максимального (для экспериментальной и контрольной групп) - на восьми тренировочных занятиях, 100 и 80% - на семи и 110 и 90% - на девяти тренировках. Итого в период эксперимента было запланировано 24 таких занятия. Количество подъемов штанги для каждого варианта нагрузки составляло соответственно 160, 105 и 90 в три месяца. На наш взгляд, такой объем тренировочной нагрузки в одном упражнении в течение двух месяцев был достаточен, чтобы оценить эффектив
ность экспериментальной методики тренировки.
17.3.4. Изокинетический метод при выполнении рывка
Как правило, многие юные тяжелоатлеты затрудняются успешно выполнять рывок на больших и максимальных весах из-за нестабильной техники движения штанги, главным образом, во время выполнения тяги и подрыва. После того как штанга уверенно поднята на прямые руки, встать с нею для большинства атлетов особой трудности не представляет. Поэтому во время тренировки рывка основное внимание обращалось на совершенствование техники в тяге и подрыве. Следовательно, с помощью ТС мы стремились активно воздействовать на решение именно этой задачи. Поднять штангу весом в 90% от максимального 3-4 раза подряд спортсмены могут только лишь при помощи тренажера. При этом величина помощи во время подъема штанги такого веса в тяге при первом исследовании составляла в среднем 10 у.е.; в 100 % (3 раза подряд) - 20 и в 110 % (2 раза подряд) - 30 у.е. (табл. 17.10).
Во время второго исследования (через 1,5 месяца тренировок) величина помощи в тяге при выполнении рывка на штанге весом в 90 процентов уменьшилась до 5, 100% - на 5 и в 110% - на 10 у.е.; через три месяца - соответственно на 5, 10 и 15 у.е.
Величина помощи тренажера при подрыве была большей, чем в тяге (см. табл. 17.10). Так, при первом исследовании во время подрыва при* шлось оказывать помощь при выполнении рывка с весом штанги в 90% от максимального в среднем до 15, в 100% - 25 и 110% - 40 у.е. Значительное увеличение показателя помощи происходило за счет того, что при большем весе штанги приходилось тянуть ее вверх так же резко (быстро), как выполнял подрыв сам спортсмен путем давления на рукоятку тренажера в соответствии со своими физическими возможностями.
Через 1,5 месяца тренировок уровень показателя динамометра в момент подрыва стал уменьшаться соответственно при первом и втором вариантах нагрузки на 5, при третьем - на 10 у.е., а через 2 месяца — соответственно до 10, 10 и 20 у.е.
Средние показатели величины помощи тренажера при выполнении рывка, у.е. |
Таблица 17.10
|
Таким образом, анализ изменений показателя помощи тренажера при выполнении рывка говорит о том, что поставленная задача - тренироваться на максимальных и субмаксимальных весах штанги с многократным повторением - успешно выполнялась с помощью тренажера. Однако уже через 1,5 месяца спортивной подготовки величина этой помощи заметно снизилась как в тяге, так и во время подрыва штанги, а через три месяца — стала минимальной.
Это видно из того, что 8 из 10 испытуемых спортсменов к концу 3-месячной тренировки выполняли подъем исходного веса штанги в 90% от максимального практически без помощи тренажера не менее 2-3, в 100 и 110% - 1-2 раза подряд.
В последующие три месяца тренировок за исходную величину были взяты уже результаты последних контрольных испытаний, однако молодые атлеты в этом упражнении тренировались уже без помощи тренажера. Оценивался кумулятивный эффект изокинетического метода тренировки в рывке.
17.3.5. Изокинетический метод тренировки при подъеме штанги на грудь
Подъем штанги на грудь разножкой, в отличие от рывка, большинством юных штангистов выполняется, как правило, более уверенно. Однако, когда вес штанги увеличивался до максимального или субмаксимального результата, возникали трудности, повторялась та же тенденция, что и в рывке, когда на большом весе штанги некоторые юные спортсмены начинали терять уверенность в своих силах, делали ошибки в технике, которые на меньшем весе столь заметно не проявлялись. Наряду с технической подготовленностью при выполнении этого упражнения спортсмену весьма важно использовать свои максимальные ско- ростно-силовые качества. Поэтому тренажер был применен, главным образом, для решения вышеизложенных методических задач. Помощь при выполнении данного упражнения оказывалась или одновременно (с первой фазы), или в отдельных частях подъема штанги: в тяге, подрыве или во время подъема из подседа (табл. 17.11).
Во время тяги при четырехкратном подъеме штанги (весом в 90% от максимального) на первом исследовании средняя величина помощи составила 15 у.е., трехкратном подъеме штанги (весом в 100%) - 20 и двукратном подъеме (110%) - 25 у.е. Через 1,5 месяца эта помощь составляла соответственно 10,15 и 15, а через три - 5, 10 и 10 у.е.
Во время подрыва штанги величина помощи значительно возросла по сравнению с тягой и в первом варианте нагрузки была равна 25, во втором - 30 и третьем - 35 у.е. (1-е исследование); в конце первой половины тренировочного процесса она соответственно уменьшилась до 10, 15 и 15 у.е. и через 3 месяца - до 10, 10 и 15 у.е.
Средние показатели величины помощи тренажера при выполнении подъема штанги на грудь, у.е. |
Таблица 17.11
|
14—2180 |
Подъем штанги из подседа молодые атлеты выполняли, как правило, без помощи тренажера, особенно с нагрузкой в 90 и 100% от максимальной. Од
нако существенную помощь многим из них (до 65% испытуемых) приходилось оказывать при последнем повторении.
На первых тренировочных занятиях нагрузка в 110% от максимальной при подъеме штанги на грудь для многих молодых атлетов была трудновыполнимой даже при помощи тренажера, и поэтому величина помощи в таких случаях существенно возрастала. Так, если на первом исследовании при четырехкратном подъеме штанги весом в 90% от максимального средний показатель помощи был равен 5, трехкратном подъеме 100%-ного веса - 10, то при двукратном подъеме веса штанги в 110% - 25 у.е. Вместе с тем уже через 1,5 месяца спортсмены достаточно уверенно выполняли это упражнение с нагрузкой в 110% от максимальной с минимальным использованием помощи тренажера. Это видно из того, что величина помощи снизилась в среднем до 15, а к концу 3-месячной спортивной подготовки - до 10 у.е.
Таким образом, несмотря на имевшие место определенные трудности при выполнении подъема штанги на грудь на исходном весе в 110% от максимального (особенно в первые тренировочные недели), спортсмены достаточно быстро сумели к ним приспособиться при помощи изокинетического метода за счет не только лучшей реализации ско- ростно-силовой подготовки, но и появления уверенности в своих силах, более правильного в техническом отношении выполнения упражнений.
17.3.6. Изокинетический метод тренировки при выполнении толчка от груди
Толчок штанги от груди - наиболее сложная в техническом отношении часть упражнения, которая особенно часто неудачно выполняется молодыми атлетами на максимальных или субмаксимальных весах. Без стабильной техники толчка штанги от груди практически невозможно добиться высоких результатов в тяжелоатлетическом двоеборье. Нередко тяжелоатлеты даже высокого класса, несмотря на значительную мышечную силу рук и верхнего плечевого пояса, не могут успешно толкнуть штангу максимального веса, которую уверенно поднимают на грудь, из-за нарушений в технике.
Пренебрежительное отношение к обучению технике классических упражнений, особенно в подростковом и юношеском возрасте, приводит к тому, что у таких спортсменов возникают значительные трудности в достижении высоких результатов.
Неудачное выполнение толчка от груди на предельном весе приводит, как правило, к появлению неуверенности в своих силах, боязни этого упражнения и т.п. При этом некоторые спортсмены, часто успокаивая себя, объясняют свое неумение толкать якобы имеющимися у них физическими недостатками (не включаются руки в локтях, в плечевых суставах и т.д.). Наши исследования с применением тренажера показали, что у большинства таких спортсменов главная причина их неудач в этом движении заключается не в физических или технических недостатках, а так же, как и в предыдущих упражнениях, в отрицательном психологическом факторе - неуверенности в своих физических возможностях.
Использование технических средств для отработки техники толчка штанги от груди связано с обязательным учетом индивидуальных физических возможностей спортсменов. Причем, зная заранее постоянно повторяющиеся ошибки, можно, начиная уже с небольших весов штанги, при помощи тренажера вырабатывать прочные навыки правильной техники упражнения. Тренажер позволяет ограничивать подсед перед выталкиванием штанги от груди или, наоборот, удлинять его, повысить или снизить скорость выталкивания, а также увеличить или уменьшить общую амплитуду подседа и выталкивания.
Как правило, такая подготовительная работа значительно облегчает процесс совершенствования в технике толчка штанги от груди на больших, максимальных и сверхмаксимальных весах штанги.
Результаты проведенных исследований показали, что при первом испытании величина помощи при четырехкратном выталкивании штанги от груди весом в 90% была равна в среднем 15 у.е., трехкратном подъеме 100%- ного веса - 20 и двукратном 110%-ного веса - 25 у.е.; через 1,5 месяца - соответственно 5, 10 и 15 у.е., а в конце эксперимента (т.е. через 3 месяца) почти все молодые атлеты толкали штангу ве
сом от 90 до 110% от максимального самостоятельно (табл. 17.12).
Такого эффекта от тренировок с применением изокинетического режима нам не удалось получить ни в одном экспериментальном упражнении. Это подтверждает высказанное выше предположение о том, что успешное выполнение сложных в техническом отношении упражнений в значительной мере связано не только с технической и физической, но и в не меньшей мере с психологической готовностью молодых атлетов. Эта готовность особенно выражение проявляется при подъеме штанги максимального или субмаксимального веса.
Отсюда становится очевидным, что без широкого применения изокинетического режима тренировки в классических упражнениях решить проблему психологического фактора для многих молодых атлетов весьма проблематично. Применение данного устройства в толчке штанги от груди позволяет повысить уровень психологической готовности спортсменов и успешно выполнять упражнения с суб- и максимальной нагрузкой.
17.3.7. Изокинетический метод тренировки при выполнении приседания со штангой на плечах
Выполнение данного упражнения в большей степени связано с проявлением силовой подготовленности спортсменов (мышечной силы ног) и в меньшей - с технической. Так, молодые троебор- цы уже через 2-3 тренировки легко осваивают технику выполнения данного упражнения. Увеличение результатов в приседании со штангой на плечах происходит в связи с возрастом и повышением уровня специальной силовой подготовленности.
В данном разделе мы задались целью изучить эффективность использования тренажера для повышения уровня силовой подготовки юных спортсменов, применяя вышеизложенную методику. Нагрузка в этом упражнении была такая же, что и у тяжелоатлетов в рывке и толчке.
Выполнение упражнения со штангой весом в 90% при четырехкратном повторении не вызывало больших затруднений у атлетов экспериментальной группы, особенно в первых 2-3 подходах. Величина помощи тренажера при этом не превышала 10 у.е. Однако при последующих подходах, когда наступала усталость, приходилось оказывать помощь практически со 2-го или 3-го подъема штанги.
Средние показатели величины помощи тренажера при выполнении толчка штанги от груди, у.е. |
Таблица 17.12
|
При первом исследовании величина помощи была равна в среднем 10 у.е. По мере повышения уровня спортивной подготовленности она снижалась и при 2-м и 3-м испытаниях составляла не более 5 у.е. (табл. 17.13). Трехкратное приседание со штангой на плечах весом в 100% от максимального большинству спортсменов не удава
лось выполнить без помощи тренажера в течение всех пяти подходов. При первом исследовании величина помощи была равна 15, втором - 10 и третьем - 5 у.е.
Двукратные приседания с весом штанги в 110% от максимального оказались значительной нагрузкой для молодых атлетов. Так, при первом исследовании величина помощи тренажера достигала 25 у.е. Через 1,5 месяца тренировок большинство спортсменов уверенно выполняли упражнение с данной нагрузкой в течение первых 2-3 подходов самостоятельно, но все же при последних 2-3 подходах помощь тренажера еще требовалась и составляла в среднем 10 у.е. Через 2 месяца на протяжении всех пяти подходов к штанге весом в 110% от максимального практически все спортсмены уже не нуждались в оказании помощи тренажера.
Таким образом, использование специальных технических средств в спортивной подготовке молодых атлетов 15-17 лет позволило успешно применить изокинетическую методику тренировки, в которой нагрузка варьировалась в пределах от 90 до 110% от исходного максимального результата. При этом адаптация спортсменов к таким нагрузкам происходила постепенно посредством реальной помощи тренажера без ущерба для техники выполнения тяжелоатлетических упражнений. Следует также отметить и тот факт, что особенно эффективно приспосабливались к большим нагрузкам при помощи тренажера спортсмены при выполнении толчка от груди и в приседаниях со штангой на плечах. Так, уже через 1,5 месяца большинство спортсменов успешно справлялись при помощи изокинетического метода с весом штанги в 110% от исходного максимального результата в этих упражнениях.
17.3.8. Контрольно-педагогические испытания
Контрольно-педагогические испытания проводились в каждом из четырех экспериментальных упражнений перед началом тренировок, затем через каждые 1,5 месяца и в конце исследований (на 6-м месяце).
Таблица 17.13 Средние показатели величины помощи тренажера при выполнении приседания со штангой на плечах, у.е.
|
Напомним, что экспериментальная группа тренировалась на относительно больших весах штанги (от 90 до 110%), но при помощи тренажера, а контрольная — на весе штанги в 70-90% от максимального без применения тренажера. Количество же подъемов штанги на тренировочном занятии у той и другой группы молодых атлетов было одинаковым. Поэтому нам представлялось весьма важным оценить эффективность таких экспериментальных тренировок для прироста результатов в контрольных упражнениях.
Показатели прироста результатов в рывке, %
|
Примечание. Показана достоверность между средними показателями прироста результатов экс периментальной и контрольной групп (при р=0,01). |
6 мес. Период контрольных испытаний |
1,5 мес. Змее. 4,5 мес. |
Условные обозначения: | | экспериментальная группа IfjMjj контрольная группа Рис. 17.3. Показатели прироста результатов в рывке |
Показатели прироста результатов в рывке. Результаты первых контрольных испытаний, которые проводились перед началом эксперимента, показали, что по уровню спортивной подготовленности молодые атлеты обеих групп достоверно друг от друга не отличались. Так, в экспериментальной группе результаты в рывке были равны в среднем 72,5; а в контрольной - 77,5 кг. Через 1,5 месяца тренировки прирост результатов в группе, которая тренировалась с применением тренажера, составил 2,0; а в контрольной группе - 0,3% (табл. 17.14, рис. 17.3). В конце 3-месячной подготовки прирост результатов в рывке по отношению к исходному составил в первой группе 4,5; а во второй - 2,5 % . Такая же тенденция наблюдалась и при последующих контрольных испытаниях. Прирост результатов по отношению к предыдущим испытаниям в первом случае был следующий: 2,0; 2,5; 2,3 и 0,4 %; а во втором — соответственно 0,3; 2,2; 1,2 и 2,2. Следовательно, если в первом случае в экспериментальной группе в первые 4,5 месяца наблюдался равномерный прирост результатов в рывке, то во втором - волнообразный. При этом в последние 1,5 месяца тренировки атлеты контрольной группы значительно опередили экспериментальную группу по показателям прироста.
Напомним, что экспериментальная группа тренировалась с использованием изокинетического метода только в первые 3 месяца. И, как показал анализ прироста результатов в этой группе в следующие 3 месяца, когда она тренировалась точно так же, как и их сверстники из контрольной группы, кумулятивный эффект отличался только в первые 1,5 месяца после окончания действия экспериментальной тренировки. Тем не менее общая сумма прироста результатов за 6 месяцев составила в экспериментальной группе - 7,2; а в контрольной - 5,9% (соответственно в первые 3 месяца — 4,5 и 2,5%). Таким образом, во всех случаях итоговые показатели прироста результатов в рывке были выше в первой группе (табл. 17.14 и рис. 17.3).
Следовательно, экспериментальная группа, которая тренировалась с применением тренажера, достоверно увеличила свои результаты в рывке при тренировке на большую величину, чем контрольная. Однако при этом в первые три месяца в ней имел место несколько более выраженный разброс индивидуальных показателей результатов в рывке, чем в контрольной (см. табл. 17.14). Так, если через 1,5 месяца тренировок коэффициент вариации в экспериментальной группе был равен 46,6 %, то в контрольной - 40 %. В конце трехмесячных исследований разброс данных снизился в обеих группах, причем в экспериментальной - на 8,9, а в контрольной - на 2 %.
Анализ индивидуальных изменений показателей прироста в рывке говорит о том, что в экспериментальной группе у 4 из 10 спортсменов через 1,5 месяца тренировок результаты остались на исходном уровне, у одного — снизились на 2,5 %, а у остальных пяти спортсменов наблюдалось увеличение результата в пределах от 2,5 до 5 %. У 60% спортсменов отмечен прирост результатов в рывке уже через первые 1,5 месяца тренировок.
В контрольной группе за этот же период 5 из 10 спортсменов сохранили свои показатели на исходном уровне, 2 - снизили на 5 и только 3 повысили их на 2,5— 5 %, что составляет 30 % от общего числа наблюдаемых тяжелоатлетов.
Мы понимаем, что для того, чтобы сделать выводы об эффективности методики тренировки, 1,5 месяца занятий недостаточно, поэтому анализ изменения результатов через 3 месяца был более объективным. Так, все 10 спортсменов экспериментальной группы за этот срок увеличили свои исходные результаты в рывке, причем 4 - на 2,5, еще 4 - на 5 и 2 - на 7,5 %. В контрольной группе за этот же период четверо повторили исходные результаты, остальные шестеро увеличили их на 2,5-5 %. Следовательно, если в экспериментальной группе увеличение результатов в рывке наблюдалось в 100% случаев, то в контрольной - только в 60 %.
Показатели прироста результатов в подъеме штанги на грудь. При первых контрольно-педагогических испытаниях результаты в толчке в первой группе составили в среднем 115,5 кг; во второй - 118,2 кг. Разница в этих результатах была недостоверной (при р=0,95). Через 1,5 месяца тренировок прирост результатов в этом упражнении составил в первой группе 3,7%; во второй - 1,4 % (табл. 17.15 и рис. 17.4).
Трехмесячная спортивная подготовка привела к еще большему приросту результатов в обеих группах. За этот период в экспериментальной группе показатели в подъеме штанги на грудь разножкой увеличились в среднем на 7,0%; в контрольной - на 3,2 %. Различия в приросте между первой и второй группами оказались достоверными (через 1,5 месяца t=2,4; через три месяца - 4,2 при р=0,55).
Оценивая в целом уровень прироста результатов в каждой группе, нельзя не обратить внимания на тот факт, что улучшение спортивных показателей среди спортсменов далеко неоднозначно. Так, в экспериментальной группе разброс индивидуальных показателей через 1,5 месяца тренировок был равен 12,5 %; а в контрольной - 10,4 %.
Через 3 месяца индивидуальные различия в приросте результатов возросли, но во втором случае - на большую величину. Это свидетельствует о том, что на втором этапе тренировок реакция двигательного аппарата у отдельных спортсменов на тренировочную нагрузку выраженно становится далеко неоднозначной. Данная тенденция отмечается в еще больших масштабах в последующие месяцы тренировки (на 4-м с половиной и 6-м месяцах), особенно в экспериментальной группе (рис. 17.4).
Анализ индивидуальных показателей прироста результатов позволяет объяснить высокий процент коэффициента вариации в обеих группах. Так, через 1,5 месяца тренировок из десяти спортсменов экспериментальной группы четыре сумели только повторить исходные результаты в подъеме штанги на грудь, у двух он возрос на 2,5 кг; у трех - на 5 и одного - на 7,5.
В контрольной группе за этот же период шесть спортсменов сумели повторить свои исходные показатели в этом упражнении, двое их повысили на 2,5 и еще двое - на 5 кг. Следовательно, если в экспериментальной группе спортивные результаты увеличились у 60 % атлетов, то в контрольной — лишь у 40 %.
Прирост результатов в подъеме штанги на грудь разножкой, %
|
Примечание. Показана достоверность между средними показателями прироста результатов экспериментальной и контрольной групп (при р=0,01) |
1,5 мес. |
3 мес. |
Контрольные испытания |
4,5 мес. 6 мес. |
Условные обозначения: | | экспериментальная группа ПРЯМ контрольная группа Рис. 17.4. Прирост результатов в подъеме штанги на грудь разножкой |
Через 3 месяца в экспе