Научное обоснование эффективности использования традиционных методов тренировки молодых атлетов
На этом этапе решались задачи, направленные на изучение в возрастном аспекте интенсивных методов силовой подготовки молодых атлетов 11-14-лет- него возраста.
Что же понимается под интенсивной силовой подготовкой, включая изоки- нетический режим мышечной работы? Под интенсивной силовой подготовкой понимается такая, в которой применяются отягощения не менее 50-60 % от максимального результата, поднимаемые оптимальное количество раз (до 6 в одном подходе). Подъем таких и еще больших по величине отягощений связан со значительной концентрацией нервных центров (выраженных кратковременных волевых проявлений). В этом случае происходит эффективное развитие максимальных силовых возможностей человека. Отягощения меньшего веса (в 40, 30, 20% и т.д. от максимального результата) при их оптимальном повторении (т.е. до отказа) оказывают больший эффект на процесс совершенствования силовой выносливости.
В эксперименте была поставлена задача выявить возможность оказания в условиях общеобразовательной школы эффективного воздействия на развитие силовых возможностей без ущерба для всестороннего физического развития школьников 11-14 лет. Для этой цели эксперимент проводился в двух возрастных группах 11-12 (36 человек) и 13- 14 лет (43 человека). Контрольная группа состояла из учеников той же школы, не занимающихся в спортивных секциях (соответственно 44 и 48 человек).
17.2.1. Особенности планирования тренировочного процесса атлетов 11—14-летнего возраста
Итак, экспериментальные группы комплектовались из школьников 12- 14 лет, занимающихся в спортивной секции атлетизма или тяжелой атлетики, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья и допущенных врачом к проведению исследовательской работы.
В общеобразовательной школе, где проводился эксперимент, были организованы три такие группы в соответствии с тремя периодами силовой подготовки школьников в годичном цикле. В первую группу входили школьники-нович- ки, не имеющие большого опыта занятий с тяжестями. Для них основным содержанием программы тренировки была общая силовая подготовка с применением различных облегченных отягощений (гантелей, набивных мячей, металлических палок и т.п.). Кроме этого, осуществлялось обучение технике выполнения соревновательных упражнений в силовых видах спорта (в тяжелой атлетике, силовом троеборье).
Занятия первого периода обучения проводились в течение трех месяцев. Наши исследования показали, что этого срока вполне достаточно, чтобы юные атлеты полностью освоили основные силовые упражнения и научились их выполнять самостоятельно под присмотром тренера. Это было очень важно сделать с педагогической точки зрения, так как в силовых видах спорта большое значение имеет индивидуальная форма тренировки даже при групповых занятиях.
После прохождения периода первоначальной силовой подготовки и сдачи контрольных нормативов по технике выполнения соревновательных упражнений (первые три месяца) юные атлеты переходили во вторую группу и приступали к выполнению программы второго периода силовой тренировки. На этом этапе тренировочная нагрузка с отягощениями становилась более интенсивной, вес штанги достигал 50-70% от веса тела занимающегося. Кроме того, в данный период отводилось значительное время на освоение техники подъема штанги в рывке, толчке, а также в других силовых упражнениях (приседание, жим лежа и сидя на наклонной спинке тренажера и т.д.).
Предварительные результаты таких тренировок показали, что наибольший эффект в освоении силовых упражнений достигается именно тогда, когда школьники уверенно овладевают техникой тяжелоатлетических упражнений. Кроме того, школьники второй группы хорошо знали, что в третью группу для прохождения третьего периода годичного цикла более интенсивной силовой подготовки они могут попасть только в том случае, если успешно освоят технику выполнения основных упражнений из тяжелоатлетического спорта, силового троеборья и атлетизма.
Надо отметить, что занятия в спортивной секции общесиловой подготовки продолжались и в летний период на базе городского спортивного лагеря, организованного при той же школе. Следовательно, тренировочный процесс в летние каникулы не прерывался, что имело большое значение в сохранении контингента занимающихся спортом, тем более, что многие школьники не могли выехать в оздоровительные лагеря из- за материального положения родителей.
Продолжительность тренировочного урока составляла в первые три месяца 60-90 мин (первый период), в последующие месяцы - 110-120 мин. Юные атлеты, зачисленные в спортивную секцию, не освобождались от обязательных занятий физкультурой в школе.
Тренировочные занятия исключали форсированную силовую подготовку школьников. Для всестороннего физического совершенствования юных атлетов подбирались такие упражнения, которые наилучшим образом могли бы содействовать развитию основных физических качеств, причем характерных не только для занятий силовыми видами спорта.
Например, скоростно-силовые возможности оценивались по показателям прироста результатов в таких упражнениях, как прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, беге на 30-60 м с максимальной скоростью; гибкость и координация — по выполнению акробатических упражнений (кувырок вперед через препятствие, выполнение «моста» наклоном назад и через стойку на руках); ловкость - во время различных поединков.
Итак, занятия в спортивной секции общесиловой подготовки по своему содержанию были направлены на приобщение школьников к регулярным тренировочным занятиям по силовой подготовке с применением дозированных отягощений, на укрепление здоровья, воспйтание любви к таким занятиям, развитие уверенности в своих силах и раскрытие спортивных способностей.
Чтобы яснее представить содержание силовой подготовки в подготовительной группе школьников, приведем примеры тренировочных занятий.
Первый вариант
I часть. Разминка — 20 мин (спортивная ходьба, бег - 5 мин, гимнастические упражнения в движении и на месте - 10 мин; групповая имитация выполнения рывка: стартовое положение и тяга - 10-12 раз, подрыв и подсед - 12-15 раз - 5 мин).
II часть. Рывок 3 х 51 (12 мин). Приседание 4x5 (12 мин). Бег с низкого старта в максимальном темпе на 10, 20 м 8-10 раз (6-7 мин). Прыжки в длину с места 12-15 раз (6 мин), последние 3 прыжка - на максимальный результат. Соревнования по бросанию двумя руками набивного мяча (10 мин). Игра в баскетбол - 2 тайма по 10 мин (25 мин). Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с усилием в 70—80% от максимального на гимнастической скамейке - 4-5 подходов (10 мин).
III часть. Гимнастические упражнения в движении и на месте для восстановления дыхания (5 мин). Построение, замечания по пройденному уроку, задание на дом (повторить выполнение подрыва с уходом в подсед для рывка и толчка) - 3 мин.
Итого: 110 мин.
Второй вариант
I часть. Разминка - 20 мин (спортивная ходьба, бег - 3 мин; гимнастические упражнения в движении и на месте - 5 мин; акробатические упражнения - кувырок вперед через препятствие (веревочка на высоте 40-50 см, скамейка, набивной мяч и др.) — 5 мин; выполнение стойки на руках - 3 мин; имитация выполнения толчка с гимнастической палкой 15 раз - 4 мин.
II часть. Толчок 3 х 6 (12 мин). Жим лежа 4 х 5 (8 мин). Толкание ядра 4 кг - 10 раз (10 мин). Прыжки в высоту с места через планку 10-12 раз (6 мин). Прыжки в длину с места 5-6 раз (3 мин). Бег на скорость 30 м — 3 раза (5 мин). Игра в ручной мяч - 2 тайма по 10 мин (25 мин).
III часть. Гимнастические упражнения на восстановление дыхания (3 мин). Построение, замечания по пройденному уроку, задание на дом (повторить выполнение рывка и толчка от груди) - 3 мин.
Итого: 95 мин.
17.2.2. Исходный уровень физической подготовленности
Исследованиям различных показателей, характеризующих состояние физической подготовленности юных атлетов и их нетренированных сверстников, придавалось большое значение. В первые три месяца эксперимента были выявлены исходные показатели физического состояния спортсменов (табл. 17.1). Основной формой его оценки является исследование у них индивидуальных особенностей, спортивных задатков, двигательных и функциональных возможностей организма при выполнении различных по тренирующему воздействию нагрузок (силового, скоростно-силового характера и общей выносливости).
На первом контрольном испытании даже среди сверстников с одинаковыми показателями физического развития полученные результаты весьма отличались друг от друга (табл. 17.1).
Это хорошо видно по данным коэффициента вариации (табл. 17.2). Однако достоверных различий уровней общей физической подготовленности в той и другой группе школьников мы не обнаружили ни в одном из контрольных упражнений (при р>0,01). Отсюда можно было предположить, что школьники в 11-12-летнем возрасте, активно не занимающиеся спортом, развиваются в физическом отношении в большей степени в соответствии с возрастными особенностями, чем под влиянием занятий физкультурой в школе.
Таблица 17.1
Исходные показатели общей физической подготовленности юных атлетов (экспериментальная группа)
Упражнения | 11-12 лет (п=36) | 13-14 лет (п=43) | ||||||
М | ±ш | V,% | М | ±т | V,% | |||
Бег 30 м, с | 5,8 | 0,12 | 0,7 | 12,4 | 5,6 | 0,1 | 0,65 | 11,6 |
Прыжки в высоту с места, см | 36,5 | 0,51 | 3,0 | 8,2 | 39,2 | 0,48 | 3,06 | 7,8 |
Прыжки в длину с места, см | 148,9 | 2,4 | 14,4 | 9,7 | 153,4 | 2,1 | 12,9 | 8,4 |
Бег 500 м, с | 112,0 | 2,3 | 13,4 | 19,9 | 108,0 | 3,3 | 21,2 | 19,7 |
Бег 1000 м, с | 258,0 | 7,3 | 43,3 | 16,8 | 253,0 | 7,3 | 46,5 | 18,4 |
Исходные показатели общей физической подготовленности школьников (контрольная группа)
Упражнения | 11-12 лет (п=36) | 13-14 лет (п=43) | ||||||
М | ±т | V,% | М | ±т | V,% | |||
Бег 30 м, с | 5,9 | 0,11 | 0,7 | 11,8 | 5,7 | 0,1 | 0,6 | 10,7 |
Прыжки в высоту с места, см | 37,8 | 0,53 | 3,5 | 9,3 | 40,5 | 0,6 | 4,1 | 10,1 |
Прыжки в длину с места, см | 150,0 | 2,4 | 15,6 | 10,4 | 152,7 | 2,1 | 14,3 | 9,4 |
Бег 500 м, с | 106,0 | 2,1 | 13,8 | 13,1 | 104,0 | 2,13 | 14,7 | 14,2 |
Бег 1000 м, с | 262,0 | 6,03 | 39,8 | 15,2 | 251,0 | 5,6 | 40,4 | 16,1 |
Для нас представлялось весьма важ- подставке высотой 30 % от длины тела,
ным с профессиональной точки зрения отжимание (максимальное число раз в
исследовать также и исходный уровень упоре лежа в горизонтальном положе-
общей силовой подготовленности нии за 10 с), удержание туловища в
школьников. С этой целью были подо- статической позе лежа на «козле» го-
браны в качестве контрольных следу- ловой вниз и вверх (табл. 17.3, 17.4). ющие упражнения общесилового ха- Как видно из последующих таблиц,
рактера: сгибание и разгибание рук до некоторые школьники значительно
отказа в упоре лежа, с упором ног на опережали своих сверстников по ре-
Таблица 17.3
Исходные показатели общей силовой подготовленности юных атлетов (экспериментальная группа)
Упражнения | 11-12 лет (п=36) | 13-14 лет (п=43) | ||||||
М | ±т | М | ±т | V,% | ||||
Отжимание в упоре лежа до отказа (ноги на подставке высотой в 30% от длины тела), количество раз | 10,8 | 0,24 | 1,4 | 12,8 | 12,6 | 0,3 | 1,8 | 14,3 |
Отжимание в упоре лежа в горизонтальном положении за 10 с, количество раз | 9,0 | 0,22 | 1,3 | 14,1 | 9,6 | 0,23 | 1,46 | 15,2 |
Отжимание в упоре лежа в горизонтальном положении до отказа, количество раз | 19,3 | 0,37 | 2,2 | 11,5 | 18,9 | 0,36 | 2,32 | 12,6 |
Удержание туловища в статической позе, в горизонтальном положении, лежа на «козле», голова смотрит вверх, с | 8,3 | 0,14 | 0,8 | 10,2 | 7,6 | 0,15 | 0,97 | 12,8 |
Упражнения | 11-12 лет (п=36) | 13-14 лет (п=43 | ||||||
М | ±т | V,% | М | ±т | V,% | |||
Удержание туловища в статической позе в горизонтальном положении, лежа на «козле», голова смотрит вниз, с | 7,9 | 0,13 | 0,77 | 9,8 | 8,1 | 0,14 | 1,11 | 13,7 |
Таблица 17.4 |
Исходные показатели общей силовой подготовленности школьников (контрольная группа)
Упражнения | 11-12 лет (п=36) | 13-14 лет (п=43) | ||||||
М | ±т | V,% | М | ±т | V,% | |||
Отжимание в упоре лежа до отказа (ноги на подставке высотой в 30 % от длины тела), количество раз | 11,0 | 0,24 | 1.6 | 14,6 | 12,4 | 0,25 | 1,64 | 13,2 |
Отжимание в горизонтальном положении за 10 с, количество раз | 8,7 | 0,18 | 1,2 | 13,8 | 9,4 | 0,17 | 1,2 | 12,6 |
Отжимание в упоре лежа в горизонтальном положении до отказа, количество раз | 18,6 | 0,48 | 3,2 | 17,2 | 17,4 | 0,5 | 3,34 | 19,2 |
Удержание туловища в статической позе в горизонтальном положении, лежа на «козле», голова смотрит вверх, с | 7,6 | 0,17 | 1,15 | 15,1 | 8,4 | 0,19 | 1,33 | 15,8 |
Удержание туловища в статической позе в горизонтальном положении, лежа на «козле», голова смотрит вниз, с | 8,1 | 0,18 | 1,21 | 14,9 | 8,9 | 0,22 | 1,5 | 16,7 |
зультатам первых контрольных испытаний (данные коэффициента вариации). Отсюда возник вопрос: окажутся ли эти более сильные по первым испытаниям школьники и в дальнейшем более способными к занятиям спортом по сравнению со своими менее физически подготовленными сверстниками?
Это предстояло выяснить в последующие периоды тренировочного процесса годового цикла.
По данным литературы известно, что степень полового созревания подростков, особенно на ранних стадиях, оказывает существенное влияние не только на темпы физического развития, но и на уровень физической подготовленности школьников.
Специалисты настоятельно рекомендуют более тщательно осуществлять поиск способных к занятиям спортом детей и подростков на основе длительных наблюдений.
Так, по мнению В.П. Филина, если тренер на первом этапе подготовки остановит свой выбор лишь на победителях первых контрольных испытаний, то он может оставить за пределами внимания спортивных специалистов по-настоящему одаренных детей и подростков.
17.2.3. Динамика прироста показателей общей физической подготовленности
Проведенный анализ уровня прироста результатов говорит о том, что спортивная тренировка с силовой направленностью уже через 3 месяца привела к повышению уровня общей физической подготовленности юных спортсменов по сравнению с контрольной группой (табл. 17.5).
Так, если в группе юных атлетов прирост результатов в беге на 60 м составил через 3 месяца 3,5%, то в контрольной - 1,7%. При последующих контрольных испытаниях у спортсменов отмечалось достоверное возрастание результатов во всех упражнениях (рис. 17.1).
В группе их сверстников, не занимающихся спортом, также наблюдалось улучшение результатов, но в значительно меньшей степени. Следовательно, уже в первый год занятий спортом у юных атлетов 11—14 лет отмечается более выраженный прирост результатов по ОФП, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.
Таблица 17.5 Динамика абсолютных показателей общей физической подготовленности школьников с 11—12 до 13—14 лет
|
Это свидетельствует о хорошей информативности оценки изменения фи
зической подготовленности подростков по уровню прироста результатов для характеристики их способности к спортивному прогрессу.
В целом способность к спортивному прогрессу оценивалась по интегральному показателю, который находился по сумме прироста спортивных результатов каждого контрольного испытания.
Приведем пример определения суммы прироста спортивного результата в течение учебного года. При поступлении в школьно-подготовительную группу подросток А. (13 лет) показал в прыжках в длину с места результат 175 см, через 3 месяца после начала занятий он прыгнул в длину на 185, через 6 - на 192 см, через 9 - на 200 см и через 12 месяцев - на 210 см.
Рис. 17.1. Показатели прироста результатов по общей физической подготовке школьников с 11-12 до 13-14 лет, % |
Прирост результата при выполнении данного упражнения составил соответственно 10, 17, 25 и 35 см. Его сверстник В. за этот же временной период прыгнул в длину с места соответственно на 200, 205, 212, 210 и 219 см.
Прирост показателей у данного атлета составил соответственно 5, 12, 10 и 19 см. Отсюда сумма прироста этих результатов в первом случае была 87 см, а во втором - 46 см, что со всей очевидностью говорит о более выраженном прогрессе школьника А. по сравнению с его сверстником В.
Из приведенного примера видно, что нередко «слабые» новички по данным первых испытаний проявляют в процессе последующих целенаправленных тренировок большие способности.
Однако даже этих параметров характеристики физического состояния спортсменов оказывается недостаточно, чтобы окончательно сделать объективный вывод об эффективности той или иной методики тренировки юных спортсменов. Поэтому в сочетании с предложенной нами методикой силовой тренировки интенсивного характера мы использовали целый комплекс наблюдений и исследований. Для этой цели на каждого подростка были заве
дены специальные индивидуальные карты динамики физической подготовленности как по ОФП, так и по СФП, которые позволяли дать каждому занимающемуся более объективную характеристику в процессе тренировки.
17.2.4. Динамика общесиловой подготовленности 11-12- и 13—14-летних атлетов
Таблица 17.6 Динамика абсолютных показателей общей силовой подготовленности школьников с 11—12 до 13—14 лет
|
Еще более выраженные изменения в уровне общесиловой подготовленности произошли у юных атлетов за год тренировки (табл. 17.6). Отдельные показатели прироста результатов у подростков экспериментальной группы достигали к концу года 60% (в отжимании в упоре лежа до отказа, ноги опираются на подставку высотой до 30% от длины тела), в то время как в экспериментальной - 20%. Динамика прироста общей силовой подготовленности показана также и в табл. 17.6. Итоги данной подготовки оценивались, как и в предыдущем случае, не только
по приросту отдельных результатов, но и по интегральному показателю. Однако во всех случаях у юных атлетов увеличение силовых показателей (силового, скоростно-силового характера и силовой выносливости) за год было достоверным во всех силовых упражнениях. Это говорит о том, что силовая подготовка интенсивного характера дает исключительно большой эффект в развитии силовых качеств школьников в 11-12- и 13-14-летнем возрасте и не снижает при этом (подчеркиваем особо) уровня общей физической подготовленности.
Если судить по относительным показателям прироста результатов в общесиловой подготовке школьников (рис. 17.2), то можно сделать заключение о том, что интенсивная силовая подготовка в течение года дает исключительно достоверный прирост силовых качеств в подростковом возрасте. По средним данным прироста силовых возможностей школьники экспериментальной группы достоверно превзошли своих сверстников из контрольной группы во всех упражнениях.
Вместе с тем, если обратить внимание на показатели внутригрупповых индивидуальных различий, то как в той, так и в другой группах отмечаются выраженные отличия между более сильными и слабыми сверстниками. Это говорит о том, что, очевидно, одного года еще недостаточно, чтобы уровень силовой подготовки всех занимающихся не отличался столь значительно (рис. 17.2).
17.2.5. Педагогические факторы, необходимые для участия в соревнованиях
Рис. 17.2. Показатели прироста общесиловой подготовленности школьников с 11-12 до 13-14 лет, %. Отжимание в упоре лежа до отказа: 1-е подставки; 2 - за 10 с; 3 - без подставки; статические напряжения: 4 - удержание туловища, лицом вверх; 5 - то же, лицом вниз. |
Физические и спортивные качества юных атлетов особенно наглядно проявлялись на различных соревнованиях. Одним из важнейших показателей при определении этих качеств является способность спортсменов показывать высокие личные результаты в борьбе с равным по силе соперником. Наши исследования и многолетний практический опыт позволяют говорить о том, что характерные спортивные качества атлетов силовых видов можно доста
точно объективно установить уже в подростковом возрасте.
Для этой цели особенно эффективны спортивные игры (например, баскетбол, ручной мяч или футбол). Поведение школьника во время игр, проявление желания бороться до победы, умение стойко переносить поражение, уважение к противнику и к своим менее подготовленным товарищам по команде и т.п. давали огромный материал для анализа не только физических, но и, что не менее важно, психологических возможностей того или иного юного спортсмена. Подобные наблюдения во время соревнований по подъему тяжестей сравнивались с фактами поведения этого же спортсмена на тренировке, что позволяло выявить общую картину спортивных способностей юных атлетов (табл. 17.7).
Наблюдая за поведением подростка во время спортивной игры, мы могли с высокой степенью достоверности определить положительные и отрицательные стороны характера юного атлета, составить себе представление о его волевых качествах. Кроме того, наблюдения за школьником во время игр позволяли оценить и проявления его ловкости, координации, выносливости и других физических качеств в естественных условиях двигательной активности. Если в спортивной игре победа достигалась за счет командных усилий всех спортсменов, то в таких видах спорта, как борьба, тяжелая атлетика и др., каждый спортсмен самостоятельно решал целый ряд спортивно-психологических задач, чтобы добиться победы над соперником. Поэтому мы не допускали слишком большой опеки над испытуемыми во время соревнований, чтобы они могли как можно ярче самостоятельно проявить все свои природные, волевые и моральные качества.
Таким образом, только в условиях соревновательной деятельности юных спортсменов можно было с более или менее достоверной точностью определить эффективность предложенной методики тренировки. Именно этот фактор, как нам кажется, является одним из важнейших в процессе спортивной подготовки юных атлетов.
17.2.6. Ранжирование показателей прироста физической подготовленности школьников с педагогической целью
Пример характеристики спортивных способностей юных атлетов по данным их участия в различных состязаниях |
Таблица 17.7
|
Примечание. 1 - бойцовские качества; 2 - отношение к сопернику; 3 - отношение к своему товарищу по команде; 4 - отношение к собственным неудачам. Оценка давалась по 10-балльной системе. Чем выше сумма баллов, тем выше оценивались психологические качества юного спортсмена. |
Как известно, по средним показателям можно оценить только групповой эффект тренировки. Однако дать объективную качественную характеристику с целью выявления индивидуальных способностей к занятиям спортом отдельно взятого испытуемого даже по коэффициенту вариации не всегда удается. Чтобы более эффективно использовать на практике полученные среднестатистические данные, мы применили метод интегрального ранжирования выборки исследования. Это делалось следующим образом. Все показатели прироста результатов (в процентах) по общей физической и силовой подготовке были объединены для каждого спортсмена. Сумма делилась на число тестов, в данном случае на 8:
ИПФП = [(М.+ М„+ М_ + М.(ОФП) + М.+М^Мз+МДСФП)] / 8
Следовательно, определялся один (усредненный) интегральный показатель физической подготовленности (ИПФП) по данным всех контрольных испытаний как по ОФП, так и по СФП (табл. 17.8).
Используя данную таблицу, каждый тренер или учитель физкультуры может по данным годичного наблюдения изменений физической подготовленности его учеников делать более или менее объективные выводы об эффективности своей педагогической деятельности, принимая во внимание тот факт, что прирост результатов у спортсменов во многом зависит от тех методик и педагогических приемов, которые используются в педагогической работе.