Методические особенности тренировки тяжелоатлетов
Процесс спортивной тренировки включает в себя целый ряд принципов, которые в комплексе обеспечивают эффективную подготовку спортсмена к достижению высоких спортивных результатов. Главными из них являются следующие: воспитание, обучение и совершенствование двигательных и функциональных возможностей. В данном разделе мы в большей мере уделим внимание проблемам обучения двигательным действиям атлета при выполнении тяжелоатлетических упражнений как наиболее сложного процесса в подготовке спортсменов. Как известно, тяжелоатлетические упражнения (в частности, рывок и толчок) относятся к сложнокоординационым упражнениям, при выполнении которых от атлета необходимо, помимо силы, проявление таких физических качеств, как координация, ловкость, гибкость и быстрота. На этапе обучения технике выполнения классических упражнений перед спортсменами ставится задача не столько достижения высоких результатов, сколько правильного освоения отдельных элементов и в целом всего соревновательного упражнения.
Как мы говорили, техника тяжелоатлетических упражнений, особенно рывка и толчка, достаточно сложна. Поэтому рекомендуется ее изучать и совершенствовать по частям. А в самом процессе обучения спортивной технике следует выделить следующие периоды:
1. Иррадиация процесса возбуждения. В этот период происходит овладение основными двигательными действиями в их первоначальной форме на основе проявления простых координационных усилий.
2. Концентрация процессов возбуждения благодаря развитию процессов торможения. В этой фазе происходят корректировка, уточнение и дифференцировка двигательных действий спортсмена.
3. Стабилизация и автоматизация двигательных проявлений. На этой фазе обучения происходят закрепление их и приспособление к изменяющимся условиям, при которых выполняются двигательные действия; технические действия стабилизируются на каком-то определенном уровне с учетом индивидуальных особенностей атлета.
Освоение спортивной техники часто опирается на уже имеющийся двигательный опыт, приобретенный в течение жизни. Известно, что способность к формированию новых двигательных умений и навыков тем выше, чем тоньше, точнее и многообразнее тренируется сенсомоторная система человека. Двигательный опыт, таким образом, представляет собой решающую основу для формирования двигательных действий.
Существует правило: чем больше специально-вспомогательных (подготовительных) упражнений, сходных по структуре с изучаемым движением, осваивает занимающийся, тем больше предпосылок создается для успешного освоения и совершенствования спортивной техники.
Обобщая вышеизложенное, можно дать следующие методические рекомендации.
Во-первых, необходимо сразу же обучать той технике движений, которая представляет собой наиболее рациональный способ решения двигательных задач. Это в дальнейшем избавит тренера и спортсмена от затрачивания времени и энергии на переучивание техники, когда на этапе спортивного мастерства результаты в классических упражнениях перестали увеличиваться из-за пробелов в техническом исполнении.
Во-вторых, следует уделять большое внимание теоретическим занятиям со спортсменами и созданию у них стимула сознательного отношения к тренировке и готовности к постоянному совершенствованию в технике выполнения тяжелоатлетических упражнений.
В-третьих, необходимо уделять особое внимание созданию высокого уровня специальной физической подготовленности юных атлетов, которая бы тесно согласовывалась с динамическими характеристиками движений.
В-четвертых, надо обеспечить такие условия контроля за техникой выполнения соревновательных упражнений, чтобы те или иные отклонения от оптимальных биомеханических параметров движения отмечались бы достаточно объективно с первых же попыток.
Методика обучения
Тяжелоатлетическим
упражнениям[17]
Как было отмечено выше, основы техники выполнения упражнений закладываются с первых дней занятий спортом. Закрепление же и тем более дальнейшее ее совершенствование продолжается на протяжении всей практической деятельности атлета. Пренебрежительное отношение к правильному в техническом отношении исполнению соревновательных и сопутствующих им специально-вспомогательных упражнений в дальнейшем станет сильнейшим тормозом в спортивной подготовке.
По мнению специалистов, в практике тяжелоатлетического спорта используются как минимум две методики обучения и последовательности в разучивании техники упражнений: 1-я методика - подъем штанги на грудь, толчок от груди и рывок; 2-я методика - рывок, толчок от груди (штанга берется со стоек), подъем на грудь. Выбор того или иного методического подхода остается за тренером. Однако во всех случаях обеспечивается педагогический принцип последовательности в обучении технике.
В детских и подростковых группах разучивание упражнения рекомендуется делать в следующей последовательности:
- рывок с полуприседом;
- рывок «разножкой» (приседом);
- толчок от груди с уходом в «ножницы»;
- подъем на грудь с полуприседом;
- подъем на грудь «разножкой».
В период начального обучения технике круг упражнений со штангой следует ограничить. По мере освоения двигательных действий, закрепления умений и навыков в классических упражнениях тренировка становится все разнообразнее, в ней все шире и шире применяются вспомогательные и общесиловые упражнения.
Следует напомнить, что функциональные возможности организма детей и подростков (а именно в этом возрасте следует особое внимание уделять обучению технике тяжелоатлетических упражнений) недостаточно адаптированы к трудным условиям, создаваемым при натуживании во время подъема тяжестей. В рывке натуживание по времени очень непродолжительно и поэтому не всегда ощущается атлетом. Однако при подъеме штанги на грудь и в фазе выталкивания из крайнего нижнего положения оно проявляется особенно сильно.
Тренировка будет значительно эффективнее если в развитии физических качеств придерживаются определенных закономерностей: в первую часть тренировки включаются упражнения на развитие координации движений, ловкости и быстроты, в центральную - упражнения силового характера и в конце - на выносливость. По отношению к подъему на грудь и толчку штанги от груди рывок - более координированное и ско- ростно-силовое упражнение.
Имеется целый ряд рекомендаций последовательности обучения технике подъема штанги в соревновательных упражнениях - рывке и толчке. На наш взгляд, наиболее предпочтительные аргументы по методике обучения имеются у А.С. Медведева (1986)[18]. Остановимся на них.
В учебнике «Тяжелая атлетика» для институтов физкультуры рекомендуется начинать обучение в технике классических упражнений со старта и исходных положений с виса. Как известно, на первых порах планируется от трех до четырех подводящих рывковых и толчковых упражнений. Отсюда следует, что одновременно происходит обучение как стартовому положению, так и подъему штанги из различных исходных позиций. Вот несколько примеров обучения новичков технике выполнения соревно- вателных упражнений.
Первое занятие: рывок в полуприсед с виса из исходного положения, гриф расположен выше уровня коленей, старт-тяга до уровня коленей.
Второе занятие: рывок в полуприсед с виса из исходного положения, гриф расположен ниже уровня коленей, старт-тяга до уровня коленей, старт-тяга рывковая.
Третье занятие: рывок в полуприсед с помоста, старт-тяга рывковая до уровня коленей, рывок в полуприсед с помоста + приседание со штангой вверху на прямых руках, тяга рывковая + рывок в полуприсед.
Четвертое занятие: рывок в полуприсед с помоста + приседание со штангой вверху на прямых руках, рывок классический с помоста, старт-тяга рывковая, старт-тяга рывковая до уровня коленей.
Для повышения эффективности обучения технике соревновательных упражнений важно включать в разные части занятия имитационные упражнения из его основной части, а перед выполнением упражнений в основной части имитационные упражнения желательно выполнять с небольшими отягощениями (металлической палкой, грифом штанги).
Последовательность обучения в рывке
Рывок в тяжелой атлетике относится к сложным в координационном отношении скоростно-силовым упражнениям. Сложность выполнения упражнения в рывке возрастает с увеличением глубины подседа под штангу, поэтому целесообразно сначала освоить упражнение, не прибегая к расстановке ног. С этой целью лучше всего использовать рывок в полуприсед. Техника рывка в полуприсед относительно более проста и доступна для освоения всеми занимающимися на первом же занятии. Приводим наиболее рациональную последовательность изучения упражнений в рывке. Напоминаем, что техника выполнения любого подводящего упражнения должна соответствовать технике классического рывка.
1. Рывок в полуприсед с виса из исходного положения; гриф расположен выше уровня коленей.
2. Рывок в полуприсед с виса из исходного положения; гриф расположен ниже уровня коленей.
3. Старт-тяга рывковая с помоста (гриф) до уровня коленей.
4. Старт-тяга рывковая с помоста.
5. Рывок в полуприсед с помоста.
6. Рывок в полуприсед с помоста + приседание со штангой вверху на прямых руках.
7. Рывок классический с помоста.
Подводящие упражнения; прыжок
вверх с металлической палкой (грифом) из исходного положения, гриф выше коленей, хват рывковый, приземление в место отталкивания (руки всегда прямые, работают мышцы ног и трапециевидные мышцы).
После правильного и прочного освоения рывка в полуприсед в тренировочный процесс включают рывок классический с виса из исходного положения; гриф расположен выше и ниже уровня коленей.
Последовательность обучения в толчке
Толчок - такое же, как и рывок, сложное в координационном отношении упражнение. Оно состоит из двух движений - поднятие штанги на грудь и толчок от груди. Сложность этого упражнения нарастает с увеличением веса штанги. Однако и уменьшение веса тоже может резко исказить технику упражнения.
Перед началом обучения толчку занимающиеся уже получили определенные навыки в рывке и, следовательно, у них сформировались специальные представления о движениях, о мышечных ощущениях. Одним словом, навыки, приобретенные в рывке, значительно облегчают задачу по обучению технике толчка.
Рекомендуется сначала осваивать толчок от груди, затем - подъем штанги на грудь. В дальнейшем объединение этих двух упражнений в одно действие не вызывает каких-либо затруднений.
Толчок штанги от груди. Для многих атлетов даже высочайшей квалификации толчок штанги от груди нередко вызывает определенные трудности. На соревнованиях при выполнении толчка от груди, как правило, большая часть неудач приходится именно на второе упражнение. Многие из этих неудач связаны с ошибками, которые проявляются и прочно закрепляются еще в процессе обучения, поэтому на разучивание техники толчка от груди никогда не надо жалеть времени и торопиться использовать большие отягощения.
Для более успешного овладения техникой толчка от груди в первой части занятий служат подводящие упражнения с металлической палкой - прыжки вверх с приземлением в место исходного положения. Они должны способствовать формированию у занимающихся правильного представления об основных формах движения в этом сложном движении.
1. Приседание со штангой на груди.
2. Швунг толчковый, причем сначала штанга берется со стоек, а впоследствии — после подъема ее — в полуприсед.
3. Толчок от груди в «ножницы»: сначала штанга берется со стоек.
Хорошим подводящим упражнением может быть толчок из-за головы, полутолчок.
Подъем штанги на грудь. Ввиду того, что с увеличением глубины ухода техника упражнения становится сложнее, целесообразно вначале освоить подъем на грудь в полуприсед:
1. Подъем на грудь в полуприсед с виса из исходного положения - гриф расположен выше уровня коленей.
2. Подъем на грудь в полуприсед с виса из исходного положения - гриф расположен ниже уровня коленей.
3. Старт-тяга толчковая с помоста- гриф до уровня коленей.
4. Старт-тяга толчковая с помоста.
5. Подъем на грудь в полуприсед с помоста.
6. Подъем на грудь в полуприсед с помоста+приседание со штангой на груди.
7. Толчок классический с помоста и толчок от груди.
Подводящие упражнения: прыжок вверх с металлической палкой (грифом) из исходного положения - гриф выше коленей, хват толчковый, приземление в место отталкивания (руки всегда прямые, работают мышцы ног и трапециевидные мышцы); быстрый подворот локтей с приседом под закрепленный гриф на различной высоте.
После правильного и прочного освоения подъема штанги на грудь в полуприсед и в «разножку» в тренировочный процесс включают подъем на грудь в «разножку» с виса из исходного положения - гриф расположен выше и ниже уровня коленей.
Предлагаем примерные планы-конспекты тренировочных занятий, направленных на обучение технике тяжелоатлетических упражнений.
План-конспект тренировочного занятия № 1
Задачи тренировки:
1. Обучение технике рывка в полуприсед с виса.
2. Освоение упражнений для развития силы мышц ног и брюшного пресса.
Содержание | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная часть 1. Построение, рапорт, проверка присутствующих, объяснение содержания занятий - 2 мин. 2. Разминка: упражнения общеразвиваю- щего характера (бег, общеразвивающие упражнения в движении и на месте); специального характера (имитация подъема штанги на грудь с металлической палкой, специально-силовые упражнения для рук, спины и ног). Специальная разминка: 1) И.п. - ноги на ширине плеч, руки удерживают палку на плечах за головой. На счет «раз» - выпрямить руки вверх, «два» - и.п. 2) И.п. - ноги шире плеч, палка за головой: на счет «один, два, три» - пружинящие наклоны вперед, «четыре» - и.п. 3) И.п. - ноги на ширине плеч, палка на груди: на счет «один, два» - присесть, руки вверх; «три, четыре» - и.п. 4) И.п. - ноги на ширине плеч, палка в опущенных вниз руках: «один» - поднять руки вверх; «два, три» - рывковые движения назад; «четыре» - и.п. 5) И.п. - ноги шире плеч, палка за головой: на счет «один, два, три» - пружинящие наклоны влево; «четыре» - и.п.; то же вправо. | 20 мин 8 мин 9 мин Повторить 6-8 раз Повторить 4-5 раз Повторить 6-8 раз Повторить 6-8 раз Повторить 6-8 раз | Голова смотрит прямо, плечи расслаблены, грудь чуть прогнута вперед на вдохе Спина прямая или даже чуть прогнута в пояснице и несколько напряжена Руки в локтях не сгибать во время движений назад |
Основная часть тренировки Ее задача: обучить технике подъема штанги на грудь с полуприседом, развить силу различных групп мышц 1.Обучение старту-тяге для толчка 2. Обучение подъему штанги на грудь: а) прыжок вверх из и. п. с виса; б) подрыв из и. п. с виса; в) подъем на грудь без подседа с виса; г) тяга; д) имитация подъема штанги на грудь с полуприседом. Продолжить это упражнение, но уже со штангой 3. Приседание со штангой на плечах | 80 мин 2-4 мин Повторить 6-8 раз Повторить 10-15 раз Повторить 10-15 раз Повторить 8-12 раз Повторить 10-16 раз Вес штанги до 50- 60% от веса тела, поднимать в одном подходе до 5-6 раз (всего сделать 4-5 подходов) 2x6, 3x4, 1х81 | Во время выпрыгивания стремиться полностью выпрямить туловище и ноги Спина во всех случаях прямая Темп - средний, спина прямая, хват на ширине плеч |
1 1x8, где 1 - количество подходов, 8 - количество повторений в одном подходе. |
Содержание | Дозировка | Методические указания |
4. Жим лежа на горизонтальной скамье | 2x6, 3x4-5 | Темп медленный |
Заключительная часть а) спокойная ходьба, легкий, расслабляющий бег, упражнения на дыхание, висы на перекладине до 5-8 с | 5 мин | Все упражнения делаются в произвольном темпе |
Всего продолжительность занятия | 105 мин | |
План-конспект тренировочного занятия № 2 Задачи тренировки: 1. Обучение технике рывка с подседом в «разножку». 2. Совершенствование техники подъема штанги на грудь с подседом в «разножку» . 3. Развитие силы мышц спины. | ||
Содержание | Дозировка | Методические указания |
Подготовительная часть 1. Построение, рапорт, объяснение задачи тренировки 2. Общая разминка (ходьба, бег, общераз- вивающие упражнения в движении и на месте) 3. Специальная разминка (имитация рывка в полуприсед, в сед с виса - палка выше и ниже колен, имитация техники подъема палки на грудь и в «разножку» с виса - выше и ниже колен, различные силовые упражнения) | 15 мин 2 мин | Упражнения выполняются с большой амплитудой, на дыхание, с постепенным повышением темпа движений |
Основная часть 1. Обучение технике старт-тяга для рывка 2. Обучение технике подрыва с виса для рывка 3. Имитация рывка с виса без подседа 4. Имитация рывка с виса с полуприседом 5. Обучение приседанию в «разножку», удерживая гриф штанги над головой в рывковом хвате (широкий хват) 6. Имитация рывка с виса в разножку 7. Имитация рывка в разножку | 80 мин 3-4 мин 3-4 мин Повторить 6-8 раз Повторить 6-8 раз Повторить в одном подходе 6-8 раз Повторить 5-7 раз, Повторить 5-7 раз | Прыжок вверх после подрыва Спина прогнута в пояснице, ноги чуть шире плеч, носки слегка развернуты наружу Начало тяги выполняется на полувдохе, а во время удержания штанги над головой дыхание чуть задерживается |
Содержание | Дозировка | Методические указания |
Упражнения со штангой: 1. Рывок в «разножку» | 2 х 5-6, 3 х 3-4 | Вес штанги до 60- 70% |
2. Подъем на грудь в полуприсед | 2 х 3-4, 2 х 2-3 | Вес штанги до 70% |
3. Подъем на грудь в «разножку» | 2 х 5-6, 3 х 3-4 | Вес штанги 60- 70% |
4. Наклоны со штангой на плечах | 1 х 4-6, 2x5-8 | Вес штанги 20- 30% от веса тела, штангу брать со стоек |
Заключительная часть Спокойная ходьба, легкий расслабляющий бег, упражнения на дыхание, висы на перекладине. Подведение итогов тренировочного занятия | 5 мин | |
Всего продолжительность тренировки | 100 мин |
Методика выполнения
Тяжелоатлетических
Упражнений
Мышцы тяжелоатлета должны развивать не только большое силовое напряжение, но и значительную скорость, так как классические упражнения (рывок и толчок) выполняются не только на фоне максимального проявления силовых способностей атлета, но и очень быстро.
Как известно, способности проявлять большую (максимальную) силу и одновременно предельную быстроту не связаны между собой. Можно обладать большой силой (например, хорошо проявляемой в силовом троеборье или культуризме) и в то же время не уметь реализовать ее быстро при выполнении рывка или толчка. Если в силовом троеборье от атлета не требуется выполнение упражнений как можно быстрее, а часто это может дать прямо противоположный эффект, то в тяжелоатлетическом спорте спортсмен не может достичь высоких результатов без способности проявлять «быструю силу». Поэтому тяжелоатлетический спорт по праву относится к скоростно-силовым видам спорта.
В скоростно-силовых упражнениях, каковыми являются рывок и толчок, сила не всегда определяет спортивный результат. Наиболее важный показатель в этих упражнениях - способность проявлять силу в движении, т. е. умение поднимать большие веса со значительной скоростью. Следовательно, для тяжелоатлета важнейшим физическим качеством является быстрота. При подъеме штйнги, особенно больших и максимальных весов, атлет должен в полной мере проявлять быстроту, так называемые способности к проявлению взрывной силы. В то же время без хорошей (прочной) техники владения классическими упражнениями показать в полной мере такие качества атлет не сможет.
Отсюда можно сделать следующий вывод: тренировочный процесс тяжелоатлета должен быть организован таким образом, чтобы он мог способствовать совершенствованию техники выполнения упражнений, развивать различные физические качества и в особенности быстроту и силу.
Существуют три метода развития максимальных усилий при подъеме штанги.
Первый - метод повторного поднимания непредельного веса до выраженного утомления. Здесь только при последних повторениях физиологическая реакция организма становится близкой к предельным усилиям, поэтому наиболее ценными становятся последние подъемы. Этот метод рекомендуется лицам, только приступившим к занятиям тяжелой атлетикой. Он позволяет избежать травм, а величина отягощения не имеет принципиального значения.
При данном методе применяются упражнения с большими и умеренно большими сопротивлениями:
- предельный — (минимальное количество повторений за подход);
- околопредельный — 2-3 за один подход;
- большой - 4—7 за один подход;
- умеренно большой — 8—12 повторений в одном подходе;
- средний - 13-18;
- малый - 19-25;
- очень малый — свыше 25 - во всех случаях такая нагрузка направлена на выработку силовой выносливости.
Второй метод — метод максимальных усилий.
Для успешного достижения максимального эффекта в приросте силы в тренировочных занятиях необходимо использовать все большие усилия со стороны нервно-мышечной системы. Поэтому высококвалифицированные атлеты используют в своей подготовке наряду с первым методом и второй - кратковременные (1-3-кратные) усилия высокой интенсивности.
Что же понимается под понятием «предельный вес»? По мнению В.М. За- циорского, «это наибольший вес, который можно поднять без значительного эмоционального возбуждения. Благодаря соответствующей психологической настройке такой величины вес можно увеличить. В этом случае он будет подлинно предельным, т.е. максимальным, но, как показала практика, тренировка с такими весами оказывается малоэффективной. Она быстро вызывает значительное эмоциональное утомление».
В тяжелоатлетическом спорте практиками и учеными достаточно давно определено оптимальное количество подъемов для тяжелоатлетов различной спортивной квалификации и возраста. Так, для новичков детского и подросткового возраста рекомендуется первоначальный вес отягощения определять исходя из шестикратного повторения в одном подходе. Причем этот вес атлет должен успешно использовать не в одном подходе за тренировку, а в нескольких — от 4 до 6. Для каждого нетренированного занимающегося этот вес будет вполне соответствовать его физическим возможностям. Это вовсе не значит, что найденный таким образом вес отягощения надо планировать во всех случаях. По мере освоения техники выполнения классических упражнений данный вес штанги может быть хорошим ориентиром для закрепления технической подготовленности юных атлетов.
Примерное планирование тяжелоатлетической подготовки |
Таблица 10.11
|
Примечание. Первая цифра — количество повторений для атлетов, имеющих уровень спортивной подготовленности от юношеского до второго спортивного разряда; вторая цифра - для атлетов более высокой спортивной квалификации. |
После определенной тяжелоатлетической подготовки планирование веса штанги можно осуществлять по следующей схеме (табл. 10.11).
Третий метод - поднимание непредельных весов с максимальной скоростью. Хотя ведущим физическим качеством тяжелоатлета и является сила, однако спортсмену надо развивать также и способность поднимать вес штанги с максимальной скоростью.
Следует отметить, что способность развивать большую силу не связана со способностью реализовать ее максимально быстро. Это хорошо видно по тренировке атлетов в пауэрлифтинге (силовом троеборье) или в культуризме (бодибилдинге). Практически нет ярких примеров, когда из последних видов спорта кто-либо из выдающихся спортсменов перешел в тяжелую атлетику и добился бы там выдающихся результатов. В то же время целый ряд штангистов высокого класса (в практике отечественного спорта последних лет) перешли в силовое троеборье и добились там выдающихся результатов.
Например, одним из ярких представителей таких спортсменов является Владимир Марковский - чемпион Европы и серебряный призер чемпионата мира в силовом троеборье. Вот что он сам пишет о своей спортивной карьере в пауэрлифтинге. «Раньше я занимался тяжелой атлетикой. И добился, на мой взгляд, неплохих результатов. Был победителем Всероссийских студенческих игр. Лучшее достижение - девятое место на чемпионате России, лучший результат - 350 кг в категории до 90 кг... Тренировался много, результат не рос. Возможно, виной тому была плохая подвижность в суставах. Подумал, стоит ли дальше заниматься? А что, если попробовать силы в пауэрлифтинге? Тогда, в 1990 году, этот вид спорта только-только стал заявлять о себе в СССР и в России». В 1994 г. на чемпионате мира среди мужчин в Йоханнесбурге (ЮАР) Владимир Марковский единственный из российских спортсменов в этом виде спорта стал серебряным призером в весовой категории до 100 кг, показав следующий результат: 360 кг - в приседании, 210 кг - в жиме лежа и 320 кг - в тяге (в сумме троеборья - 890 кг).
Таким образом, в процессе подготовки тяжелоатлетов необходимо целенаправленно развивать у них умения и навыки поднимать большие веса со значительной скоростью, т.е. как ее называют в этом виде спорта - взрывную силу. В наибольшей степени эти качества совершенствуются, начиная с детского и подросткового возраста. Вот почему очень важно начинать тренироваться в тяжелоатлетическом спорте в молодом возрасте, когда такие качества, как быстрота, ловкость и координация еще поддаются тренировке.
Таблица 10.12 Планирование количества упражнений силового характера в зависимости от уровня спортивной подготовленности атлета
|
10—2180 |
В тяжелоатлетическом спорте считается, что при тренировке с весом 80- 95% от максимального в большей степени развиваются скоростно-силовые качества, при тренировке с весом 50- 80% в большей степени совершенствуются скоростные качества, а с весом более 95% - взрывная сила. Причем такое проявление характерно при выполнении классических и специально- вспомогательных упражнений. В приседаниях, жиме лежа и других подобных упражнениях 95%-ный вес отягощения и выше развивает в большей мере силу.
Количество упражнений в тренировочном занятии
В практике тяжелоатлетического спорта в одной тренировке планируется, как правило, от 3 до 8 упражнений силового характера. На каком же оптимальном количестве следует остановиться тренеру - зависит от следующих факторов: возраста атлетов, их спортивной квалификации, периода спортивной подготовки, индивидуальных особенностей атлета, температуры в спортивном зале, питания и применения витаминов, восстановительных средств. Кроме того, следует принимать во внимание возможность спортсмена тренироваться в микроцикле несколько раз в день (табл. 10.12).
Типовые примеры тренировочных
занятий атлетов различного возраста и спортивной квалификации
Юные тяжелоатлеты до 13-летнего возраста:
1. Разминка - 15-20 мин.
2. Основная часть - 60 мин.
2.1. Обучение технике рывка в полуприсед.
2.2. Подъем на грудь с виса в полуприсед.
2.3. Отжимание на брусьях.
2.4. Прыжки в высоту на гимнастический стол с места.
2.5. Наклоны на гимнастическом столе лицом вниз с удержанием в статической позе поднятого в горизонтальное положение туловища.
3. Заключительная часть - 5 мин.
Итого продолжительность тренировки - 80 мин.
Юные тяжелоатлеты до 15 лет (разрядники ):
1. Разминка - 15-20 мин.
2. Основная часть - 80 мин.
2.1. Подьем на грудь в полуприсед.
2.2. Рывок в сед («разножка») с виса - гриф выше колен.
2.3. Жим сидя на наклонной скамье.
2.4. Приседание со штангой на плечах.
2.5. Приседание со штангой над головой в рывковом хвате.
2.6. Прыжки в длину с места.
2.7. Наклоны.
3. Заключительная часть - 5 мин.
Молодые тяжелоатлеты высокой спортивной квалификации:
1. Разминка - 15 мин.
2. Основная часть - 100 мин.
2.1. Рывковая протяжка.
2.2. Рывок в полуприсед с виса ниже колен (не касаясь помоста).
2.3 Толчок со стоек.
2.4. Подъем на грудь в «разножку» + приседание.
2.5. Жим лежа.
2.6. Тяга толчковая.
2.7. Тройные подряд прыжки на «козла».
2.8. Вис на перекладине с грузом, подвешенным на поясничном ремне.
2.9. Отжимание на перекладине.
3. Заключительная часть - 5 мин.
Продолжительность тренировки -
120 мин.
1, Жим штанги на горизонтальной скамье (хват грифа штанги средний, широкий или узкий)
Это упражнение развивает в основном грудные, дельтовидные мышцы и трицепсы. Необходимый инвентарь - горизонтальная скамья высотой 40 см и стойки для штанги.
Лежа спиной на горизонтальной скамье, взять гриф штанги ладонями наружу, чуть шире плеч, удерживая штангу непосредственно над грудью. Медленно опустить штангу до касания середины груди и после небольшой задержки на груди (1-2 с) также не спеша выжать штангу в исходное положение. Перед опусканием штанги сделать полувдох и с задержкой дыхания выполнить упражнение, выдохнув на завершающем пути подъема штанги. Следующие и последующие повторения делать с таким же дыхательным ритмом.
Во время выполнения жима штанги от груди следите, чтобы туловище и таз не отрывались от поверхности скамьи.
2. Жим штанги лежа на наклонной доске (под углом 30-45 градусов)
Данное упражнение способствует развитию мышц верхней части груди, передней части дельтовидной мышцы и трицепса. Необходимый инвентарь - специальная регулируемая скамья, стойки для штанги.
Лежа на скамье под углом, взять штангу со стоек ладонями наружу, хват широкий, средний или узкий. Сделать короткий вдох, опустить штангу на грудь и без задержки приступить к ее подъему.
3. Жим штанги, сидя на скамье
Это упражнение выполняется по той
же самой методике, что и первые два упражнения. Отличие заключается только в том, что наклон спинки тренажера для жима сидя составляет от 50 до 80 градусов. Это упражнение в большей степени развивает трицепсы и средние пучки дельтовидной мышцы.
4. Жим штанги из-за головы стоя
Упражнение развивает мышцы верхней части туловища: дельтовидные, трапециевидные, мышцы верхней части груди, трицепсы и некоторые мышцы спины, а также брюшного пояса.
Взять штангу со стоек ладонями вверх, средним хватом (рекомендуется через одну-две тренировки менять хват на широкий или узкий), выжать ее от груди (или вытолкнуть), а затем медленно опустить штангу за голову до касания основания шеи и выжать ее до полного выпрямления рук в локтевых суставах. Повторить это упражнение с различным хватом. За счет изменения ширины хвата грифа штанги прорабатываются более глубокие различные мышцы. Максимально широкий хват в большей степени развивает дельтовидные, а узкий - трапециевидные мышцы.
5. Разведение рук с гантелями в сторону, лежа на горизонтальной скамье
Выполнение этого упражнения позволяет значительно развить грудные и дельтовидные мышцы. Лежа спиной на горизонтальной скамье, выжать гантели до полного выпрямления рук в локтевых суставах, а затем развести, опуская вниз и в сторону, чтобы почувствовать растягивание в грудной области. Руки опустить значительно ниже уровня тела. При опускании гантелей делать вдох и выдох при возвращении их в исходное положение по прежней траектории.
6. Выпрямление рук в локтевых суставах со штангой лежа на горизонтальной скамье (французский жим)
Упражнение направлено на развитие трицепсов. Лежа на горизонтальной скамье и удерживая штангу над головой на выпрямленных руках хватом уже среднего, удерживая неподвижно плечевые части рук, согнуть локти и опустить штангу по дуге до касания грифом лба или за голову. Возвратить штангу в исходное положение. Повторить это упражнение несколько раз. При опускании штанги - вдох, поднимании - выдох.
7. Подъем рук с гантелями через стороны стоя
Данное упражнение направлено на развитие наружных и боковых головок дельтовидных мышц. Принять исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки в локтях немного согнуты. Одновременно поднимать гантели в стороны до горизонтального положения, медленно опуская в исходное положение. При поднимании гантелей рекомендуется проворачивать кисти так, чтобы мизинец в верхней точке оказался выше большого пальца. При опускании выполнить эту процедуру в обратном порядке.
8. Сгибание рук со штангой стоя (тренировка бицепсов)
Это упражнение наиболее эффективно для тренировки бицепсов и оказывает тренирующее воздействие на мышцы предплечья. Взять гриф штанги ладонями наружу вперед, руки на ширине плеч, встать прямо. Для облегчения упражнения плечевые части рук прижать к боковым частям туловища. Перед началом движения руки выпрямить и несколько расслабить в локтевом суставе, гриф штанги располагается на уровне бедер. За счет напряжения мышц предплечья медленно согнуть руки и переместить штангу по дуге от бедер до подбородка. Повторить это упражнение несколько раз подряд.
Если во время выполнения этого упражнения оторвать боковые части плеч от туловища, то нагрузка значительно возрастает. Раскачивание тела и сгибание туловища как вперед, так и назад намного снижает эффективность данного упражнения, если не ставится другая задача.
9. Опускание согнутых рук со штангой за голову лежа на скамье («пулл- овер»)
Очень полезное упражнение для развития мышц груди, трицепса, зубчатых мышц и мышц верхней части спины, особенно широчайшей. Лечь на спину на скамью так, чтобы голова свисала за ее край. Расположите штангу на полу под головой. Возьмите гриф штанги несколько уже ширины плеч. Поднять медленно штангу над головой согнутыми в локтях руками и также медленно возвратить ее вниз. Повторить это упражнение несколько раз.
10. Поднять руки через стороны в наклоне
Данное упражнение развивает тыльную часть головки дельтовидной мышцы и мышцы верхней части спины. Для его выполнения надо взять в руки гантели, наклонить туловище параллельно полу и слегка согнуть ноги в коленном суставе, спину прогнуть в пояснице. Одновременно поднять гантели в сторону-вверх до максимальн<