Воздействие физических упражнений на организм и ответная реакция организма на это воздействие


 


Величины, характе­ризующие совершае­мую работу в ее внешне выраженных разме­рах (продолжитель­ность, величина работы, отягощение, скорость и др.)

Величины функцио­нальных сдвигов в организме, вызываемых упражнением (чсс, ударный и минутный объем крови и др.)

Воздействие физических упражнений на организм и ответная реакция организма на это воздействие - student2.ru

«Внешняя сторона»
Разновидности

Воздействие физических упражнений на организм и ответная реакция организма на это воздействие - student2.ru

«Внутренняя сторона»

Служит одним из основных средств управления общим эффектом упражнений, нагрузок

Пассивный (относительный \ покой, сменяющий двигательную деятельность)

Величина нагрузки

^Активный (переключение на вид деятельности, отличный от основного)

Интервалы отдыха в ходе занятий обеспе­чивают достижение необходимого уровня оперативной работоспо­собности


 


Объем нагрузки

(длительность воздействия)

I

Протяженность во времени, суммарное

количество работы (с «внешней стороны» показателями являются

время выполнения упражнения, количество движений, дистанция, вес отягощений; с «внутренней стороны» - общая пульсовая и энергетическая стоимость упражнения)

Интенсивность нагрузки

(определяет силу воздействия)

Степень напряженности работы и степень ее концентрации во времени (с «внешней стороны» показателями являются скорость движения,

темп движений, мощность работы; с «внутренней стороны» - пульсовая и энергети­ческая интенсивность упражнения

Интервалы между занятиями обеспечива­ют достижение необхо­димого (обычного,

Избыточного, частичного) уровня работоспособности к видам работы, составляющих основу следующего занятия

Типы интервалов

Ординарный (интервал, позволяющий восстановить уровень

Оперативной работоспособности)


 


Воздействие физических упражнений на организм и ответная реакция организма на это воздействие - student2.ru

Жесткий (интервал короче напряженного и суммация предыдущего и последующего занятий может вызвать мощную суперкомпенсацию)

Суперкомпенсаторный (интервал, достаточный для наступления суперкомпенсации)

Напряженный (интер­вал, протяженность которого позволяет совместить очередное

воздействие с остаточными сдвига­ми, вызванными преды­дущим воздействием)


 


Рис. 7.6. Нагрузка и отдых как компоненты процесса упражнения

7.6. Особенности планирования нагрузки для юных тяжелоатлетов

На протяжении многих десятилетий занятия с тяжестями считались преро­гативой только взрослых атлетов, дос­тигших определенной зрелости в раз­витии костно-двигательного аппарата и функциональных систем. Об этом мож­но судить по возрасту чемпионов мира и Олимпийских игр первой половины XX столетия, средний возраст которых — 25-35 лет. Высоких результатов в этом виде спорта добивались атлеты и более старшего возраста (рис. 7.7). Такое по­ложение в мире тяжелоатлетического спорта долгое время устраивало многих тренеров и спортивное руководство на­шей страны, так как традиционная любовь к данному виду спорта нашего народа позволяла находить то в одной, то в другой области необъятной России талантливых самородков, обладающих огромной силой.

К ним можно отнести И. Удодова, Т. Ломакина, А. Воробьева, А. Вахони- на и др., ставших олимпийскими чем­пионами за относительно короткий промежуток времени спортивной под­готовки - 3-4 года.

Однако с отменой в 1972 г. в клас­сическом троеборье жима штанги от груди решительно изменилось отноше­ние к процессу подготовки штангистов, когда до 40% общего тренировочного времени занимали упражнения для развития силы рук.

Отечественные специалисты и уче­ные уже давно заметили, что молодые атлеты юношеского возраста проявля­ли более высокие скоростно-силовые качества, координацию и ловкость при выполнении классического рывка и толчка и на соревнованиях в этих дви­жениях часто не уступали своим более сильным и зрелым соперникам, кото­рые тем не менее имели преимущество в сумме троеборья за счет значитель­ного превосходства в жиме.

После 1972 г. с отменой жима пре­имущество таких атлетов исчезло. Учитывая данный фактор, в 70-е годы в значительной мере активизирова­лась научно-методическая деятель­ность, направленная на разработку новой методики тренировки тяжелоат­летов с привлечением к таким заняти­ям спортсменов молодого возраста. Тем более в нашей стране, в которой как ни в какой другой уже тогда име­лась достаточная научная база подготов­ки тяжелоатлетов с юношеского и под­росткового возраста. Более подробно на этом аспекте мы остановимся чуть ниже.

Надо отметить как положительный факт появление в послевоенные годы целого ряда научных основополагаю­щих работ, доказывающих, что имен­но в детском и раннем подростковом возрасте создаются такие оптимальные соотношения физического развития, физических качеств и функциональ­ных возможностей организма, которые позволяют более действенно и просто значительно быстрее осваивать слож­нейшие в координационном отношении физические упражнения, при этом бо­лее экономно затрачивая энергетичес­кие ресурсы организма по сравнению с лицами зрелого возраста. Достижения отечественных ученых в области воз­растной морфологии, физиологии, ме­дицины и педагогики, среди которых хотелось бы выделить А.И. Курачен- кова, Р.Е. Мотылянскую, А.А. Мар- косяна, А.В. Коробкова, B.C. Фарфе- ля, В.К. Бальсевича, В.П. Филина, Н.А. Фомина и др., стали вескими аргументами в пользу организации системной работы по подготовке во мно­гих видах спорта спортсменов высокого класса, начиная с детского и подрост­кового возраста.

Что же касается тяжелоатлетичес­кого спорта, вопрос о возможности на­чальной подготовки юных атлетов с раннего подросткового возраста долгое время не решался из-за сильнейшего противодействия не столько медицин­ских работников, сколько тех тренеров по тяжелой атлетике (Р.В. Плюкфель- дер, Ю.А. Власов и др.), которые с большим упорством отстаивали старые подходы к подготовке тяжелоатлетов, исключающие занятия этим видом спорта в подростковом и юношеском возрасте.

На мой взгляд, будет уместно оста­новиться на историческом аспекте ре­шения проблемы занятий тяжелой ат­летикой в молодом возрасте.

В правилах соревнований по подня­тию тяжестей 1936 г. было указано, что к соревнованиям по тяжелой атле­тике допускаются мужчины не моложе 20 лет. В то же время в эти годы тяже­лой атлетикой начинает заниматься с 14 лет выдающийся штангист довоен­ных и первых послевоенных лет Гри­горий Новак. Через 2-2,5 года он ста­новится рекордсменом и чемпионом Украины, а еще через год - рекордсме­ном СССР. В 1939 г. двадцатилетний киевлянин Г. Новак установил свой первый всесоюзный рекорд в жиме 119,5 кг, превышающий мировой в полусреднем весе (до 75 кг). В 21 год он становится чемпионом СССР. На счету Новака 86 всесоюзных рекордов. В 1946 г. на чемпионате мира в Пари­же он стал первым чемпионом мира среди советских атлетов, установив первый официальный мировой рекорд в истории тяжелой атлетики и всего советского спорта! Рекордным оказа­лось достижение Новака и в троеборье - 425 кг. Ему в это время было 27 лет. После ухода из большого спорта Г. Но­вак продолжал удивлять своей могучей силой, выступая в цирке еще многие и многие годы.

Некоторые мои оппоненты могут сказать, что это был единичный случай и поэтому нельзя его обобщать.

Не буду спорить, таких атлетов дей­ствительно не так уж много. Но и в этот период истории развития тяжелой ат­летики в нашей стране и мире это не был единичный случай. Однако надо признать, что появление молодых ат­летов не было массовым. Исследований данной проблемы в довоенные годы не проводилось, и только в начале 50-х годов под руководством профессора анатомии А.И. Кураченкова были про­ведены первые исследования юных ат­летов 14-16 лет. Результаты исследо­ваний позволили А.И. Кураченкову сделать следующие выводы: степень окостенения скелета у юных штангис­тов 14—16 лет не отличается от этого показателя у пловцов тех же возраст­ных групп. В то же время в скелете юных тяжелоатлетов возникает специ­фическая, не присущая другим видам спорта перестройка морфологических признаков. Характер этих изменений проявляется в гипертрофии костей. Далее А.И. Кураченков отмечает, что упражнения с тяжестями не только не вызывали патологических изменений в позвоночнике, но и укрепляли его мы­шечный корсет, оказывали благопри­ятное влияние на осанку, способство­вали устранению имеющихся недостат­ков.

Первые крупные исследования уче­ных-медиков под руководством А.И. Ку­раченкова совместно с тренерами-пре­подавателями по тяжелой атлетике в начале 50-х годов по сути заложили основу нового научного направления в области возрастной тяжелой атлетики в нашей стране. Были получены пер­вые положительные результаты, опро­вергающие утверждение об отрица­тельном влиянии занятий этим видом спорта на молодой организм. В то же время эти исследования не были раз­виты и расширены в масштабах стра­ны, что послужило поводом для по­явления ряда работ, утверждающих обратное. Например, Г.П. Сальникова, известный ученый, доктор медицинс­ких наук, в своей брошюре «Как ук­реплять здоровье подростков и старших школьников» писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовых упражне­ний с тяжестями, поскольку это может неблагоприятно отразиться на росте и функциональном состоянии их сердеч­но-сосудистой системы. Предостерегал подростков от занятий с тяжестями и Т.Л. Шиман.

Такое отношение известных меди­ков к данной проблеме не могло не ска­заться в 50-60-х годах на определении возможного возрастного периода для начала занятий в тяжелоатлетическом спорте. Так, согласно учебным програм­мам для секций физической культуры, изданным в 1954, 1955 и 1962 гг., к занятиям тяжелой атлетикой разре­шалось допускать лишь с 16-17 лет, а к соревнованиям - с 17 лет. В 1961 г. вышло в свет учебное пособие «Тяже­лая атлетика для юношей» М.Т. Лукь­янова и А.И. Фаламеева, в котором раскрывалась методика организации занятий в этом виде спорта с 15-16- летнего возраста. Тем не менее, как от­мечал А.И. Фаламеев, в 60-е годы юно­шеская тяжелая атлетика так и не получила широкого распространения в нашей стране: противники ранней спортивной специализации по-прежне­му тормозили развитие возрастной тя­желой атлетики.

Значительный вклад в расширение познаний в области возрастной тяже­лой атлетики внесли работы Б.Е. Под- скоцкого. Так, еще в 1963 г. он отме­
чал, что целенаправленная тренировка силового характера с отягощениями положительно влияет на функциональ­ное состояние сердечно-сосудистой си­стемы штангистов 15-16 лет, способ­ствует адаптации ее и всего организма к физическим нагрузкам. При этом автор указывал, что положительный эффект получается лишь тогда, когда тренировочные занятия с юными штан­гистами подросткового возраста стро­ятся с акцентом на всестороннем фи­зическом развитии. Эти данные были в значительной степени подтверждены в медико-биологических исследовани­ях, проведенных Р.Е. Мотылянской, Л.И. Стоговой, Ф.А. Иорданской, кото­рые убедительно показали, что занятия с тяжестями в юношеском и подростко­вом возрасте не оказывают неблагопри­ятного воздействия на рост тела и в це­лом на физическое развитие.

Воздействие физических упражнений на организм и ответная реакция организма на это воздействие - student2.ru Рис.7.7. Динамика снижения возраста начала спортивной специализации в тяжелой атлетике
7—2180

В середине 60-х годов на базе Цент­ральной электрофизиологической лабо­ратории Свердловского медицинского института и спортивных клубов «Урал- маш», «Уральский трубник» начались многолетние комплексные исследова­ния юных тяжелоатлетов, поступив­ших в секцию в 13-14 лет, а в конце 60-х - начале 70-х годов -12 лет. Пер­вые результаты этих исследований по­казали целесообразность ранней спе­циализации в этом виде спорта с 12- 14 лет. С 1968 г. в ДЮСШ тяжелой ат­летики стали принимать подростков с 14 лет. Почти 10 лет понадобилось, чтобы решением Комитета по физичес­кой культуре и спорту при Совете Ми­нистров СССР было утверждено Поло­жение о ДЮСШ, в котором разрешено начинать заниматься тяжелой атлети­кой с 13-летнего возраста.

В то же время в 1977 г. в Софии была издана «Единая программа и ме­тодика тренировки в тяжелой атлети­ке» (авторы Д. Гюрков и И. Иванов), где на первом этапе (первоначальная подготовка) допускались три возраст­ные группы: 11-12, 12-13 и 13-14 лет.

В декабре 1984 г. Комитет по физи­ческой культуре и спорту при Совете министров СССР утвердил новое Поло­жение о спортивных школах по тяже­лой атлетике, введенное в действие с сентября 1985 г. В соответствии с этим Положением в группу общей физиче­ской подготовки с силовой направлен­ностью разрешается принимать с 10 лет.

Таким образом, в середине 80-х годов (рис. 7.7) появились широкие возможно­сти для целенаправленной силовой под­готовки подрастающего поколения с применением дозированных отягощений,
что привело к большому притоку школь­ников и учащейся молодежи к заняти­ям тяжелой атлетикой в нашей стране.

Решив проблему ранней спортивной специализации в тяжелой атлетике, необходимо было ответить на важней­ший вопрос: как правильно дозировать отягощения в тренировке юных штан­гистов детского и подросткового возра­ста? К сожалению, среди специалистов в этом виде спорта нет единого мнения в отношении не только юных атлетов, но и взрослых. В учебниках по тяжелой атлетике, выпущенных в послевоенные годы и в наше время, практически не дается ответа на вопрос о планировании тренировочной нагрузки в специальной подготовке юных атлетов. А если и предлагают те или иные варианты, то они не учитывают возрастного характе­ра влияния занятий с тяжестями на организм юных атлетов. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо было про­вести специальные эксперименталь­ные исследования на юных штангис­тах различного возраста и спортивной подготовленности. Данные исследова­ния были выполнены в 1975-1985 гг. JI.C. Дворкиным и А.С. Медведевым на базе кафедры тяжелой атлетики ГЦОЛИФКа.

Как правило, наиболее распростра­ненными тренировочными нагрузками в тяжелой атлетике считаются веса штанги от 70 до 100% (рис. 7.8) от максимального, поднимаемые соответ­ственно от 3-4 до 1 раза в одном под­ходе. Таких подходов у атлетов может быть от 5 до 8 в одной тренировке при выполнении одного тяжелоатлетичес­кого упражнения. Следовательно, варь­ировать тренировочную нагрузку в этом виде спорта можно в сторону из­менения как веса штанги, так и коли­чества ее подъемов в одном подходе. Увеличение или уменьшение объема тренировочной нагрузки чаще всего зависит от общего количества подъемов штанги в целом за тренировку. Много­численные исследования показали, что на первых этапах тренировки резуль­таты спортсменов растут особенно быс­трыми темпами из-за увеличения объе­мов нагрузки. У более подготовленных атлетов это происходит за счет увели­чения интенсивности. Таким образом, как в одном, так и в другом случае используются в основном экстенсивные методы тренировки взрослых атлетов, и они в целом дают эффект на всем протяжении тренировочной карьеры. Однако, как показали исследования юных атлетов подросткового возраста, совершенно недопустимо использовать экстенсивные методы тренировки при работе с юными атлетами. Это приво­дит к форсированной подготовке их на высокий результат уже в юном возрас­те без учета функциональных возмож­ностей организма.

При планировании тренировочной нагрузки для юных атлетов следует учитывать факт, что одной из харак­терных биологических особенностей


 


Вес штанги, % от максимального

90 80 70 60 50

11-12
17-18
13-14
15-16

Возраст, лет


 


- 50-60%

Ш -15"20%

- 25-30% | | - 10-15% общего учебного времени

Рис. 7.8. Планирование тренировочной нагрузки с учетом возраста молодых атлетов

влияния тренировочных нагрузок на человеческий организм является то, что при длительном их воздействии наблюдается относительно быстрое приспособление последнего к этим на­грузкам. Известно, что адаптация к внешним и внутренним раздражите­лям - закономерный процесс развития всех живых существ, так как происхо­дит приспособление организма к раз­личным условиям воздействия окружа­ющей среды. Адаптация организма спортсменов к тренировочным нагруз­кам выражается прежде всего в повы­шении его функциональных возможно­стей. Именно адаптация организма, проявляющаяся в его ответной реакции на неоднократное воздействие раздра­жителя, играет главную роль в разви­тии двигательных качеств.

Если все вышесказанное принимать за основу в решении проблемы плани­рования специальной физической под­готовки юных штангистов, то можно легко прийти к выводу о том, что для юных атлетов оптимальной будет такая нагрузка, которая не приводит к ухуд­шению функциональных возможностей организма, и в первую очередь сердеч- но-сосудистой системы. Как практичес­ки можно использовать этот тезис, мы покажем на примере проведенного эк­сперимента в рывке.

Попытаемся рассмотреть в данном аспекте, как влияют различные вари­анты тренировочной нагрузки на рост спортивных результатов, с одной сто­роны, и на адаптационные возможнос­ти сердечно-сосудистой системы юных атлетов при выполнении различных вариантов нагрузок - с другой.

Для решения поставленной задачи были проведены экспериментальные исследования с участием трех возраст­ных групп по 30 человек в каждой с равным их распределением (по 10 че­ловек) на три подгруппы, в которых применялись различные варианты ве­личин экспериментальной нагрузки.

Таблица 7.4

Показатели ЧСС у тяжелоатлетов на 10-й секунде восстановительного

периода после выполнения рывка

    Результаты контрольных испытаний
Возраст, лет Нагрузка, % исходные показатели М±т через 6 месяцев М±т t
  170±1,6 158±1,2 6,0
13-14 150±1,5 130±1,5 8,5
  142±1,4 125±1,3 8,9
  165±1,8 156±1,6 3,8
15-16 172±1,6 168±1,8 1,6
  145±0,3 142±0,9 3.3
  155±0,9 150±0,5 4,9
17-18 165±0,8 163±0,6 2,0
  148±0,5 145±0,4 4,7

Исследовалась эффективность сле­дующих трех вариантов тренировочной нагрузки: малой - 50% от максималь­ной интенсивности для 13-14-летних, 60% - для 15-16-летних и 65% - для 17-20-летних тяжелоатлетов (во всех случаях КПШ в одном подходе состав­ляло 6, а за тренировку 36); средней - 70% для 13-14-летних; 80% - для спортсменов 15-16 и 17-20 лет (КПШ в одном подходе во всех случаях состав­ляло 3-4 и 18 - за тренировку в одном упражнении); большой - 80% для 13- 14-летних и 90% - для 15-16- и 17- 20-летних (КПШ в одном подходе 1-2 и в упражнении - 12 за тренировку). Напомним, что во время выполнения упражнений у юных штангистов реги­стрировалась частота пульса до начала и на 10-й секунде восстановительного периода.

Через два месяца наиболее досто­верный прирост наблюдался во 2-й группе, которая тренировалась с весом 70% от максимального. В остальных же группах увеличение результатов в рывке за этот период оказалось недо­стоверным.

Через шесть месяцев достоверный прирост в рывке зафиксирован в 1-й и во 2-й группах, в то время как в 3-й он по-прежнему был недостоверным. Че­рез 10 месяцев тренировок результаты в рывке выросли в среднем в 1-й груп­пе на 11,2 кг, во 2-й - на 13,1 и в 3-й - на 4,6 кг. Увеличение во всех случаях было достоверным.

Если проанализировать динамику прироста результатов по этапам конт­рольных испытаний, которые проводи­лись через каждые два месяца в тече­ние всего эксперимента, то наиболее равномерный рост результатов отме­чался в 1-й группе, которая трениро­валась со штангой весом 50% от мак­симального при 6 подъемах за подход. Однако наибольший прирост в течение всего периода тренировки все же был во 2-й группе, которая тренировалась с 70% -ным весом штанги по 3-4 подъе­ма за подход. Наименьший прирост оказался в 3-й группе (вес штанги - 80%, 1-2 подъема за подход).

Итак, в группе 13-14-летних более высокие результаты в рывке были по­казаны теми подростками, которые тренировались с 50- и 70% -ными веса­ми. Вместе с тем следует отметить, что в этих случаях штангу поднимали зна­чительно большее количество раз, чем в 3-й группе, что связано с необходи­мостью проявления силовой выносливо­сти. А в этом возрасте не все подростки могут успешно выполнять многоразо­вые подъемы до конца. Вот почему наи­больший разброс данных наблюдается именно в 1-й группе (12,6%).

Как положительный можно оценить тот факт, что рост спортивных резуль­татов сопровождался достоверным сни­жением частоты пульса (см. табл. 7.4) во всех трех подгруппах (в среднем с 89 до 82 уд./мин в покое). На 10-й се­кунде ЧСС в 1-й подгруппе снизилась со 170 до 160 уд./мин, во 2-й - со 150 до 137 уд./мин и в 3-й подгруппе - со 142 до 127 уд./мин. Наблюдалось достовер­ное снижение времени возвращения ча­стоты пульса по окончании работы к ис­ходному уровню в 1-й подгруппе со 190 до 170 с, во 2-й - со 130 до 110 и в 3-й - со 130 до 120 с.

Исследования показали, что в трени­ровке 13-14-летних подростков выпол­нение классического рывка со штангой весом в 70% от максимального проис­ходит на фоне развития более эконом­ной деятельности сердца как во время работы, так и в восстановительном пе­риоде, несмотря на больший прирост результатов. Выполнение упражнения со штангой весом в 50% от максималь­ного при самом большом числе повто­рений (6 раз в одном подходе и 36 - за тренировку), хотя и приводит к досто­верному увеличению показателя в рыв­ке, но происходит на фоне значитель­ного напряжения сердечно-сосудистой системы. Сдвиги в ее состоянии у ис­пытуемых в 3-й подгруппе (вес штанги 80% при 1-2 подъемах в одном подхо­де и 6-12 - за тренировку) напомина­ют таковые во 2-й, однако в последнем случае отмечается самый низкий при­рост спортивного результата.

На основании экспериментальных исследований удалось выяснить, что тренировочная нагрузка при выполне­нии рывка со штангой весом в 70% от максимального при 3-4-кратном повто­рении за подход наиболее приемлема для юных штангистов 13-14 лет и не приводит к чрезмерному напряжению ССС (сердечно-сосудистой системы). В то-же время на том или ином этапе их подготовки не исключается возмож­ность применения других вариантов нагрузки при обязательном контроле за состоянием ССС.


 


Темы семинарских занятий

Тема 1. Основные понятия

1. Тренировочные занятия.

2. Цель подготовки.

3. Понятие «тренировка».

4. Спортивная тренировка.

5. Соревнования (разновидности).

Тема 2. Принципы тренировки

1. Принцип сознательности и активности.

2. Принцип единства всех этапов многолетней специализации.

3. Принцип наглядности.

4. Принцип доступности.

5. Принцип систематичности.

6. Принцип прочности.

7. Принцип всесторонности.

8. Принцип единства общей и специальной физической подготовки.

9. Принцип непрерывности тренировочного процесса.

10. Принцип прогрессирования.

11. Принцип углубленной специализации.

12. Принцип волнообразности.

13. Принцип постепенности.

Тема 3. Основы обучения и тренировки

1. Особенности обучения тяжелоатлетическим видам спорта.

2. Методы обучения в тяжелой атлетике.

Тема 4. Методы подготовки атлетов

1. Физиологические особенности мышечных сокращений при подъеме штанги.

2. Повторное поднимание непредельного веса.

3. Метод максимальных усилий.

4. Поднимание непредельного веса с максимальной скоростью.

5. Изокинетический метод тренировки.

Тема 5. Тренировочная нагрузка

1. Объем нагрузки.

2. Интенсивность нагрузки.

3. Количество повторений в подходе.

4. Очередность упражнений на тренировке.

5. Вариативность нагрузки.

Тема 6. Проблемы занятий тяжелой атлетикой с детского и подросткового возраста

1. Исторические вехи снижения возраста начальной подготовки юных тяже­лоатлетов.

2. Особенности планирования тренировочной нагрузки с учетом возраста мо­лодых атлетов.

3. Влияние различных вариантов тренировочной нагрузки на рост спортив­ных результатов юных тяжелоатлетов.

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.

2. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортив­ной тренировке. Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 255 с.

3. Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития// Тяже­лая атлетика: Ежегодник-1981. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 117-131.

4. Воробьев С.В. Оптимизация физической подготовки школьников 4—6-х клас­сов на основе занятий борьбой самбо. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Красно­дар, 1996. - 18 с.

5. Дворкин JI.C. К физиологическому обоснованию тренировки юных тяже­лоатлетов с 13-14-летнего возраста: Дис. ... канд. биол. наук. - Свердловск, 1973. - 228 с.

6. Дворкин JI.C. Тяжелая атлетика и возраст. - Свердловск: Изд. Уральского университета, 1989. - 200 с.

7. Дворкин JI.C. Научно-педагогические основы системы многолетней подго­товки тяжелоатлетов: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 1990. - 453 с.

8. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: Учеб­ное пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 272 с.

9. Медведев А. Интенсивность тренировочной нагрузки в основных группах тяжелоатлетических упражнений сильнейших спортсменок России, КНР и Бол­гарии в зависимости от этапа подготовки // Олимп. - 1996. - № 3. - С. 7.

10. Медведев А.С. Структура объема и интенсивности тренировочной нагруз­ки тяжелоатлетов в многолетней динамике // Олимп. - 1996. - № 1. - С. 13, 14.

11. Прилепин А.С. Экспериментальное определение оптимальной тренировоч­ной нагрузки тяжелоатлетов-разрядников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 25 с.

12. Прилепин А.С. Количество подъемов штанги весом 90% в тренировках тяжелоатлетов-разрядников 16-18 лет. Тяжелая атлетика. Ежегодник-1976. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 8-11.

Глава 8

Наши рекомендации