Воздействие физических упражнений на организм и ответная реакция организма на это воздействие
Величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность, величина работы, отягощение, скорость и др.)
Величины функциональных сдвигов в организме, вызываемых упражнением (чсс, ударный и минутный объем крови и др.)
«Внешняя сторона» |
Разновидности |
«Внутренняя сторона» |
Служит одним из основных средств управления общим эффектом упражнений, нагрузок
Пассивный (относительный \ покой, сменяющий двигательную деятельность)
Величина нагрузки |
^Активный (переключение на вид деятельности, отличный от основного)
Интервалы отдыха в ходе занятий обеспечивают достижение необходимого уровня оперативной работоспособности
Объем нагрузки
(длительность воздействия)
I
Протяженность во времени, суммарное
количество работы (с «внешней стороны» показателями являются
время выполнения упражнения, количество движений, дистанция, вес отягощений; с «внутренней стороны» - общая пульсовая и энергетическая стоимость упражнения)
Интенсивность нагрузки
(определяет силу воздействия)
Степень напряженности работы и степень ее концентрации во времени (с «внешней стороны» показателями являются скорость движения,
темп движений, мощность работы; с «внутренней стороны» - пульсовая и энергетическая интенсивность упражнения
Интервалы между занятиями обеспечивают достижение необходимого (обычного,
Избыточного, частичного) уровня работоспособности к видам работы, составляющих основу следующего занятия
Типы интервалов
Ординарный (интервал, позволяющий восстановить уровень
Оперативной работоспособности)
Жесткий (интервал короче напряженного и суммация предыдущего и последующего занятий может вызвать мощную суперкомпенсацию)
Суперкомпенсаторный (интервал, достаточный для наступления суперкомпенсации)
Напряженный (интервал, протяженность которого позволяет совместить очередное
воздействие с остаточными сдвигами, вызванными предыдущим воздействием)
Рис. 7.6. Нагрузка и отдых как компоненты процесса упражнения
7.6. Особенности планирования нагрузки для юных тяжелоатлетов
На протяжении многих десятилетий занятия с тяжестями считались прерогативой только взрослых атлетов, достигших определенной зрелости в развитии костно-двигательного аппарата и функциональных систем. Об этом можно судить по возрасту чемпионов мира и Олимпийских игр первой половины XX столетия, средний возраст которых — 25-35 лет. Высоких результатов в этом виде спорта добивались атлеты и более старшего возраста (рис. 7.7). Такое положение в мире тяжелоатлетического спорта долгое время устраивало многих тренеров и спортивное руководство нашей страны, так как традиционная любовь к данному виду спорта нашего народа позволяла находить то в одной, то в другой области необъятной России талантливых самородков, обладающих огромной силой.
К ним можно отнести И. Удодова, Т. Ломакина, А. Воробьева, А. Вахони- на и др., ставших олимпийскими чемпионами за относительно короткий промежуток времени спортивной подготовки - 3-4 года.
Однако с отменой в 1972 г. в классическом троеборье жима штанги от груди решительно изменилось отношение к процессу подготовки штангистов, когда до 40% общего тренировочного времени занимали упражнения для развития силы рук.
Отечественные специалисты и ученые уже давно заметили, что молодые атлеты юношеского возраста проявляли более высокие скоростно-силовые качества, координацию и ловкость при выполнении классического рывка и толчка и на соревнованиях в этих движениях часто не уступали своим более сильным и зрелым соперникам, которые тем не менее имели преимущество в сумме троеборья за счет значительного превосходства в жиме.
После 1972 г. с отменой жима преимущество таких атлетов исчезло. Учитывая данный фактор, в 70-е годы в значительной мере активизировалась научно-методическая деятельность, направленная на разработку новой методики тренировки тяжелоатлетов с привлечением к таким занятиям спортсменов молодого возраста. Тем более в нашей стране, в которой как ни в какой другой уже тогда имелась достаточная научная база подготовки тяжелоатлетов с юношеского и подросткового возраста. Более подробно на этом аспекте мы остановимся чуть ниже.
Надо отметить как положительный факт появление в послевоенные годы целого ряда научных основополагающих работ, доказывающих, что именно в детском и раннем подростковом возрасте создаются такие оптимальные соотношения физического развития, физических качеств и функциональных возможностей организма, которые позволяют более действенно и просто значительно быстрее осваивать сложнейшие в координационном отношении физические упражнения, при этом более экономно затрачивая энергетические ресурсы организма по сравнению с лицами зрелого возраста. Достижения отечественных ученых в области возрастной морфологии, физиологии, медицины и педагогики, среди которых хотелось бы выделить А.И. Курачен- кова, Р.Е. Мотылянскую, А.А. Мар- косяна, А.В. Коробкова, B.C. Фарфе- ля, В.К. Бальсевича, В.П. Филина, Н.А. Фомина и др., стали вескими аргументами в пользу организации системной работы по подготовке во многих видах спорта спортсменов высокого класса, начиная с детского и подросткового возраста.
Что же касается тяжелоатлетического спорта, вопрос о возможности начальной подготовки юных атлетов с раннего подросткового возраста долгое время не решался из-за сильнейшего противодействия не столько медицинских работников, сколько тех тренеров по тяжелой атлетике (Р.В. Плюкфель- дер, Ю.А. Власов и др.), которые с большим упорством отстаивали старые подходы к подготовке тяжелоатлетов, исключающие занятия этим видом спорта в подростковом и юношеском возрасте.
На мой взгляд, будет уместно остановиться на историческом аспекте решения проблемы занятий тяжелой атлетикой в молодом возрасте.
В правилах соревнований по поднятию тяжестей 1936 г. было указано, что к соревнованиям по тяжелой атлетике допускаются мужчины не моложе 20 лет. В то же время в эти годы тяжелой атлетикой начинает заниматься с 14 лет выдающийся штангист довоенных и первых послевоенных лет Григорий Новак. Через 2-2,5 года он становится рекордсменом и чемпионом Украины, а еще через год - рекордсменом СССР. В 1939 г. двадцатилетний киевлянин Г. Новак установил свой первый всесоюзный рекорд в жиме 119,5 кг, превышающий мировой в полусреднем весе (до 75 кг). В 21 год он становится чемпионом СССР. На счету Новака 86 всесоюзных рекордов. В 1946 г. на чемпионате мира в Париже он стал первым чемпионом мира среди советских атлетов, установив первый официальный мировой рекорд в истории тяжелой атлетики и всего советского спорта! Рекордным оказалось достижение Новака и в троеборье - 425 кг. Ему в это время было 27 лет. После ухода из большого спорта Г. Новак продолжал удивлять своей могучей силой, выступая в цирке еще многие и многие годы.
Некоторые мои оппоненты могут сказать, что это был единичный случай и поэтому нельзя его обобщать.
Не буду спорить, таких атлетов действительно не так уж много. Но и в этот период истории развития тяжелой атлетики в нашей стране и мире это не был единичный случай. Однако надо признать, что появление молодых атлетов не было массовым. Исследований данной проблемы в довоенные годы не проводилось, и только в начале 50-х годов под руководством профессора анатомии А.И. Кураченкова были проведены первые исследования юных атлетов 14-16 лет. Результаты исследований позволили А.И. Кураченкову сделать следующие выводы: степень окостенения скелета у юных штангистов 14—16 лет не отличается от этого показателя у пловцов тех же возрастных групп. В то же время в скелете юных тяжелоатлетов возникает специфическая, не присущая другим видам спорта перестройка морфологических признаков. Характер этих изменений проявляется в гипертрофии костей. Далее А.И. Кураченков отмечает, что упражнения с тяжестями не только не вызывали патологических изменений в позвоночнике, но и укрепляли его мышечный корсет, оказывали благоприятное влияние на осанку, способствовали устранению имеющихся недостатков.
Первые крупные исследования ученых-медиков под руководством А.И. Кураченкова совместно с тренерами-преподавателями по тяжелой атлетике в начале 50-х годов по сути заложили основу нового научного направления в области возрастной тяжелой атлетики в нашей стране. Были получены первые положительные результаты, опровергающие утверждение об отрицательном влиянии занятий этим видом спорта на молодой организм. В то же время эти исследования не были развиты и расширены в масштабах страны, что послужило поводом для появления ряда работ, утверждающих обратное. Например, Г.П. Сальникова, известный ученый, доктор медицинских наук, в своей брошюре «Как укреплять здоровье подростков и старших школьников» писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовых упражнений с тяжестями, поскольку это может неблагоприятно отразиться на росте и функциональном состоянии их сердечно-сосудистой системы. Предостерегал подростков от занятий с тяжестями и Т.Л. Шиман.
Такое отношение известных медиков к данной проблеме не могло не сказаться в 50-60-х годах на определении возможного возрастного периода для начала занятий в тяжелоатлетическом спорте. Так, согласно учебным программам для секций физической культуры, изданным в 1954, 1955 и 1962 гг., к занятиям тяжелой атлетикой разрешалось допускать лишь с 16-17 лет, а к соревнованиям - с 17 лет. В 1961 г. вышло в свет учебное пособие «Тяжелая атлетика для юношей» М.Т. Лукьянова и А.И. Фаламеева, в котором раскрывалась методика организации занятий в этом виде спорта с 15-16- летнего возраста. Тем не менее, как отмечал А.И. Фаламеев, в 60-е годы юношеская тяжелая атлетика так и не получила широкого распространения в нашей стране: противники ранней спортивной специализации по-прежнему тормозили развитие возрастной тяжелой атлетики.
Значительный вклад в расширение познаний в области возрастной тяжелой атлетики внесли работы Б.Е. Под- скоцкого. Так, еще в 1963 г. он отме
чал, что целенаправленная тренировка силового характера с отягощениями положительно влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы штангистов 15-16 лет, способствует адаптации ее и всего организма к физическим нагрузкам. При этом автор указывал, что положительный эффект получается лишь тогда, когда тренировочные занятия с юными штангистами подросткового возраста строятся с акцентом на всестороннем физическом развитии. Эти данные были в значительной степени подтверждены в медико-биологических исследованиях, проведенных Р.Е. Мотылянской, Л.И. Стоговой, Ф.А. Иорданской, которые убедительно показали, что занятия с тяжестями в юношеском и подростковом возрасте не оказывают неблагоприятного воздействия на рост тела и в целом на физическое развитие.
Рис.7.7. Динамика снижения возраста начала спортивной специализации в тяжелой атлетике |
7—2180 |
В середине 60-х годов на базе Центральной электрофизиологической лаборатории Свердловского медицинского института и спортивных клубов «Урал- маш», «Уральский трубник» начались многолетние комплексные исследования юных тяжелоатлетов, поступивших в секцию в 13-14 лет, а в конце 60-х - начале 70-х годов -12 лет. Первые результаты этих исследований показали целесообразность ранней специализации в этом виде спорта с 12- 14 лет. С 1968 г. в ДЮСШ тяжелой атлетики стали принимать подростков с 14 лет. Почти 10 лет понадобилось, чтобы решением Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР было утверждено Положение о ДЮСШ, в котором разрешено начинать заниматься тяжелой атлетикой с 13-летнего возраста.
В то же время в 1977 г. в Софии была издана «Единая программа и методика тренировки в тяжелой атлетике» (авторы Д. Гюрков и И. Иванов), где на первом этапе (первоначальная подготовка) допускались три возрастные группы: 11-12, 12-13 и 13-14 лет.
В декабре 1984 г. Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР утвердил новое Положение о спортивных школах по тяжелой атлетике, введенное в действие с сентября 1985 г. В соответствии с этим Положением в группу общей физической подготовки с силовой направленностью разрешается принимать с 10 лет.
Таким образом, в середине 80-х годов (рис. 7.7) появились широкие возможности для целенаправленной силовой подготовки подрастающего поколения с применением дозированных отягощений,
что привело к большому притоку школьников и учащейся молодежи к занятиям тяжелой атлетикой в нашей стране.
Решив проблему ранней спортивной специализации в тяжелой атлетике, необходимо было ответить на важнейший вопрос: как правильно дозировать отягощения в тренировке юных штангистов детского и подросткового возраста? К сожалению, среди специалистов в этом виде спорта нет единого мнения в отношении не только юных атлетов, но и взрослых. В учебниках по тяжелой атлетике, выпущенных в послевоенные годы и в наше время, практически не дается ответа на вопрос о планировании тренировочной нагрузки в специальной подготовке юных атлетов. А если и предлагают те или иные варианты, то они не учитывают возрастного характера влияния занятий с тяжестями на организм юных атлетов. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо было провести специальные экспериментальные исследования на юных штангистах различного возраста и спортивной подготовленности. Данные исследования были выполнены в 1975-1985 гг. JI.C. Дворкиным и А.С. Медведевым на базе кафедры тяжелой атлетики ГЦОЛИФКа.
Как правило, наиболее распространенными тренировочными нагрузками в тяжелой атлетике считаются веса штанги от 70 до 100% (рис. 7.8) от максимального, поднимаемые соответственно от 3-4 до 1 раза в одном подходе. Таких подходов у атлетов может быть от 5 до 8 в одной тренировке при выполнении одного тяжелоатлетического упражнения. Следовательно, варьировать тренировочную нагрузку в этом виде спорта можно в сторону изменения как веса штанги, так и количества ее подъемов в одном подходе. Увеличение или уменьшение объема тренировочной нагрузки чаще всего зависит от общего количества подъемов штанги в целом за тренировку. Многочисленные исследования показали, что на первых этапах тренировки результаты спортсменов растут особенно быстрыми темпами из-за увеличения объемов нагрузки. У более подготовленных атлетов это происходит за счет увеличения интенсивности. Таким образом, как в одном, так и в другом случае используются в основном экстенсивные методы тренировки взрослых атлетов, и они в целом дают эффект на всем протяжении тренировочной карьеры. Однако, как показали исследования юных атлетов подросткового возраста, совершенно недопустимо использовать экстенсивные методы тренировки при работе с юными атлетами. Это приводит к форсированной подготовке их на высокий результат уже в юном возрасте без учета функциональных возможностей организма.
При планировании тренировочной нагрузки для юных атлетов следует учитывать факт, что одной из характерных биологических особенностей
Вес штанги, % от максимального
90 80 70 60 50
11-12 |
17-18 |
13-14 |
15-16 |
Возраст, лет
- 50-60%
Ш -15"20%
- 25-30% | | - 10-15% общего учебного времени |
Рис. 7.8. Планирование тренировочной нагрузки с учетом возраста молодых атлетов
влияния тренировочных нагрузок на человеческий организм является то, что при длительном их воздействии наблюдается относительно быстрое приспособление последнего к этим нагрузкам. Известно, что адаптация к внешним и внутренним раздражителям - закономерный процесс развития всех живых существ, так как происходит приспособление организма к различным условиям воздействия окружающей среды. Адаптация организма спортсменов к тренировочным нагрузкам выражается прежде всего в повышении его функциональных возможностей. Именно адаптация организма, проявляющаяся в его ответной реакции на неоднократное воздействие раздражителя, играет главную роль в развитии двигательных качеств.
Если все вышесказанное принимать за основу в решении проблемы планирования специальной физической подготовки юных штангистов, то можно легко прийти к выводу о том, что для юных атлетов оптимальной будет такая нагрузка, которая не приводит к ухудшению функциональных возможностей организма, и в первую очередь сердеч- но-сосудистой системы. Как практически можно использовать этот тезис, мы покажем на примере проведенного эксперимента в рывке.
Попытаемся рассмотреть в данном аспекте, как влияют различные варианты тренировочной нагрузки на рост спортивных результатов, с одной стороны, и на адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы юных атлетов при выполнении различных вариантов нагрузок - с другой.
Для решения поставленной задачи были проведены экспериментальные исследования с участием трех возрастных групп по 30 человек в каждой с равным их распределением (по 10 человек) на три подгруппы, в которых применялись различные варианты величин экспериментальной нагрузки.
Таблица 7.4 Показатели ЧСС у тяжелоатлетов на 10-й секунде восстановительного периода после выполнения рывка
|
Исследовалась эффективность следующих трех вариантов тренировочной нагрузки: малой - 50% от максимальной интенсивности для 13-14-летних, 60% - для 15-16-летних и 65% - для 17-20-летних тяжелоатлетов (во всех случаях КПШ в одном подходе составляло 6, а за тренировку 36); средней - 70% для 13-14-летних; 80% - для спортсменов 15-16 и 17-20 лет (КПШ в одном подходе во всех случаях составляло 3-4 и 18 - за тренировку в одном упражнении); большой - 80% для 13- 14-летних и 90% - для 15-16- и 17- 20-летних (КПШ в одном подходе 1-2 и в упражнении - 12 за тренировку). Напомним, что во время выполнения упражнений у юных штангистов регистрировалась частота пульса до начала и на 10-й секунде восстановительного периода.
Через два месяца наиболее достоверный прирост наблюдался во 2-й группе, которая тренировалась с весом 70% от максимального. В остальных же группах увеличение результатов в рывке за этот период оказалось недостоверным.
Через шесть месяцев достоверный прирост в рывке зафиксирован в 1-й и во 2-й группах, в то время как в 3-й он по-прежнему был недостоверным. Через 10 месяцев тренировок результаты в рывке выросли в среднем в 1-й группе на 11,2 кг, во 2-й - на 13,1 и в 3-й - на 4,6 кг. Увеличение во всех случаях было достоверным.
Если проанализировать динамику прироста результатов по этапам контрольных испытаний, которые проводились через каждые два месяца в течение всего эксперимента, то наиболее равномерный рост результатов отмечался в 1-й группе, которая тренировалась со штангой весом 50% от максимального при 6 подъемах за подход. Однако наибольший прирост в течение всего периода тренировки все же был во 2-й группе, которая тренировалась с 70% -ным весом штанги по 3-4 подъема за подход. Наименьший прирост оказался в 3-й группе (вес штанги - 80%, 1-2 подъема за подход).
Итак, в группе 13-14-летних более высокие результаты в рывке были показаны теми подростками, которые тренировались с 50- и 70% -ными весами. Вместе с тем следует отметить, что в этих случаях штангу поднимали значительно большее количество раз, чем в 3-й группе, что связано с необходимостью проявления силовой выносливости. А в этом возрасте не все подростки могут успешно выполнять многоразовые подъемы до конца. Вот почему наибольший разброс данных наблюдается именно в 1-й группе (12,6%).
Как положительный можно оценить тот факт, что рост спортивных результатов сопровождался достоверным снижением частоты пульса (см. табл. 7.4) во всех трех подгруппах (в среднем с 89 до 82 уд./мин в покое). На 10-й секунде ЧСС в 1-й подгруппе снизилась со 170 до 160 уд./мин, во 2-й - со 150 до 137 уд./мин и в 3-й подгруппе - со 142 до 127 уд./мин. Наблюдалось достоверное снижение времени возвращения частоты пульса по окончании работы к исходному уровню в 1-й подгруппе со 190 до 170 с, во 2-й - со 130 до 110 и в 3-й - со 130 до 120 с.
Исследования показали, что в тренировке 13-14-летних подростков выполнение классического рывка со штангой весом в 70% от максимального происходит на фоне развития более экономной деятельности сердца как во время работы, так и в восстановительном периоде, несмотря на больший прирост результатов. Выполнение упражнения со штангой весом в 50% от максимального при самом большом числе повторений (6 раз в одном подходе и 36 - за тренировку), хотя и приводит к достоверному увеличению показателя в рывке, но происходит на фоне значительного напряжения сердечно-сосудистой системы. Сдвиги в ее состоянии у испытуемых в 3-й подгруппе (вес штанги 80% при 1-2 подъемах в одном подходе и 6-12 - за тренировку) напоминают таковые во 2-й, однако в последнем случае отмечается самый низкий прирост спортивного результата.
На основании экспериментальных исследований удалось выяснить, что тренировочная нагрузка при выполнении рывка со штангой весом в 70% от максимального при 3-4-кратном повторении за подход наиболее приемлема для юных штангистов 13-14 лет и не приводит к чрезмерному напряжению ССС (сердечно-сосудистой системы). В то-же время на том или ином этапе их подготовки не исключается возможность применения других вариантов нагрузки при обязательном контроле за состоянием ССС.
Темы семинарских занятий
Тема 1. Основные понятия
1. Тренировочные занятия.
2. Цель подготовки.
3. Понятие «тренировка».
4. Спортивная тренировка.
5. Соревнования (разновидности).
Тема 2. Принципы тренировки
1. Принцип сознательности и активности.
2. Принцип единства всех этапов многолетней специализации.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип систематичности.
6. Принцип прочности.
7. Принцип всесторонности.
8. Принцип единства общей и специальной физической подготовки.
9. Принцип непрерывности тренировочного процесса.
10. Принцип прогрессирования.
11. Принцип углубленной специализации.
12. Принцип волнообразности.
13. Принцип постепенности.
Тема 3. Основы обучения и тренировки
1. Особенности обучения тяжелоатлетическим видам спорта.
2. Методы обучения в тяжелой атлетике.
Тема 4. Методы подготовки атлетов
1. Физиологические особенности мышечных сокращений при подъеме штанги.
2. Повторное поднимание непредельного веса.
3. Метод максимальных усилий.
4. Поднимание непредельного веса с максимальной скоростью.
5. Изокинетический метод тренировки.
Тема 5. Тренировочная нагрузка
1. Объем нагрузки.
2. Интенсивность нагрузки.
3. Количество повторений в подходе.
4. Очередность упражнений на тренировке.
5. Вариативность нагрузки.
Тема 6. Проблемы занятий тяжелой атлетикой с детского и подросткового возраста
1. Исторические вехи снижения возраста начальной подготовки юных тяжелоатлетов.
2. Особенности планирования тренировочной нагрузки с учетом возраста молодых атлетов.
3. Влияние различных вариантов тренировочной нагрузки на рост спортивных результатов юных тяжелоатлетов.
Литература
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.
2. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 255 с.
3. Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития// Тяжелая атлетика: Ежегодник-1981. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 117-131.
4. Воробьев С.В. Оптимизация физической подготовки школьников 4—6-х классов на основе занятий борьбой самбо. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 1996. - 18 с.
5. Дворкин JI.C. К физиологическому обоснованию тренировки юных тяжелоатлетов с 13-14-летнего возраста: Дис. ... канд. биол. наук. - Свердловск, 1973. - 228 с.
6. Дворкин JI.C. Тяжелая атлетика и возраст. - Свердловск: Изд. Уральского университета, 1989. - 200 с.
7. Дворкин JI.C. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: Дис. ... докт. пед. наук. - М., 1990. - 453 с.
8. Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: Учебное пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 272 с.
9. Медведев А. Интенсивность тренировочной нагрузки в основных группах тяжелоатлетических упражнений сильнейших спортсменок России, КНР и Болгарии в зависимости от этапа подготовки // Олимп. - 1996. - № 3. - С. 7.
10. Медведев А.С. Структура объема и интенсивности тренировочной нагрузки тяжелоатлетов в многолетней динамике // Олимп. - 1996. - № 1. - С. 13, 14.
11. Прилепин А.С. Экспериментальное определение оптимальной тренировочной нагрузки тяжелоатлетов-разрядников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1975. - 25 с.
12. Прилепин А.С. Количество подъемов штанги весом 90% в тренировках тяжелоатлетов-разрядников 16-18 лет. Тяжелая атлетика. Ежегодник-1976. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - С. 8-11.
Глава 8