Положения, доказывающие необходимость соблюдения принципа
1 1. Физические упражнения оказыва- 1 ют позитивное влияние на организм * при условии их повторения | > .................................. 2.Приспособительные изменения, | вызываемые упражнениями, сохра- 1 няются только некоторое время 1 (суперкомпенсация, кумуляция I эффекта, запаздывающая трансфор- I мация тренировочного эффекта) 1 |
1 3. Физические упражнения приводят | к утомлению, поэтому требуется I целесообразное сочетание нагрузок I и отдыха | |
ДИЩ}».- VK.tv^wmww» ^-^^^.^^««wlWaiHMMlt1' iNKMiilil < — У» |
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха | ||
Варианты чередования (по Л.П. Матвееву, 1991) | Рациональное построение системы занятий физическими упражнениями должно гарантировать прогрессирующую интеграцию их эффектов и исключить превращение полезного кумулятивного эффекта нагрузок в переутомление или перетренированность |
Суперкомпенсаторный интервал | Занятие | ||
Занятие |
Исходный уровень
Исходный уровень оперативной работоспособности |
Ординарный интервал (Ои) |
оперативной работоспособности
Рис. 7.2. Принцип непрерывности 168 |
выполнения соревновательных упражнений и в целом сознательное отношение к спорту. Понимание целей и задач, содержания изучаемого материала определяет активное совместное участие педагога и занимающихся в тренировочном процессе. В результате активизируются процессы самообучения и самовоспитания, в значительной мере повышающие эффективность учебно- тренировочных занятий.
Активность должна быть присуща спортсменам. С ней тесно связаны выбор средств и методов тренировки, технических приемов с учетом индивидуальных физических и психических особенностей атлета, ведения соревновательной борьбы. Поэтому воспитание активного отношения занимающихся к занятиям тяжелоатлетическими видами спорта является важнейшим педагогическим процессом, направленным на достижения высоких спортивных результатов и воспитания общественно полезных черт характера.
Принцип единства всех этапов многолетней специализации. В соответствии с этим принципом тренировка атлета в многолетнем процессе должна строиться с учетом не только достижения результатов на начальных этапах, но и с перспективой. В перспективном плане необходимо определить программу-максимум для каждого спортсмена. Каждому этапу подготовки должен соответствовать свой максимальный уровень спортивных достижений.
Принцип наглядности имеет непосредственное отношение к процессу обучения. Наглядность ускоряет создание представлений и тем самым облегчает процесс усвоения. Этот принцип реализуется при активном участии как слухового, так и зрительного анализаторов занимающихся. При этом надо учитывать физиологические особенности молодых атлетов, у которых способности к выработке динамического стереотипа различные. Поэтому использование наглядных средств и методов обучения тяжелоатлетическим упражнениям должно быть таким, чтобы занимающиеся атлеты могли в равной степени использовать физиологические возможности как зрительного, так и слухового анализаторов. Следовательно, помимо использования разнообразных демонстрационных средств, важно добиваться от занимающихся понимания словесного объяснения, например техники выполнения упражнений.
Принцип доступности проявляется в правильном распределении изучаемого материала на весь период обучения и совершенствования. Возможности атлетов овладеть новыми техническими приемами или тренировочными нагрузками всегда ограниченны. Атлеты, особенно молодые, в состоянии хорошо освоить только то, что соответствует уровню их подготовленности. Поэтому процесс обучения напоминает мастерство, и участвующие в соревнованиях республиканского и международного масштаба осуществляют тренировочный процесс на уровне профессиональной подготовки. Следовательно, под тренировкой понимаются как многолетний процесс, так и отдельные занятия. Доступность предполагает учет как психических способностей, так и физических возможностей атлетов выполнять без излишнего напряжения новое задание. Принцип доступности особенно важен в работе с детьми и подростками. Опережение реальных возможностей превращает учебный процесс в натаскивание и лишает занимающихся перспектив на достижение высоких результатов в будущем.
Принцип систематичности заключается в необходимости изложения материала в определенной последовательности. Бессистемное, хаотичное преподнесение материала затрудняет и замедляет ход обучения и делает его малоинтересным и скучным. В тяжелоатлетических видах спорта важно построить процесс обучения таким образом, чтобы вначале изучить основы техники выполнения соревновательных упражнений, а уже потой осваивать различные элементы, продвигаясь от более важных к менее важным. Такая система изучения позволяет своевременно подготовить занимающихся к участию в соревнованиях, а затем из года в год обогащать их техническое мастерство.
Принцип прочности играет исключительно важную роль. Его реализация обеспечивает создание широкого круга автоматизированных двигательных навыков, специальных знаний и умений. Это позволяет атлетам достаточно эффективно участвовать в учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Прочность достигается в процессе систематического повторения, закрепления и совершенствования техники выполнения соревновательных упражнений. При этом следует остерегаться создания неправильных навыков. Поэтому повторение нужно строить с учетом этого обстоятельства. Важный момент, обеспечивающий прочность усвоения, - приближение условий разучивания и закрепления к реальным условиям соревнования. Только тогда приобретенные навыки станут надежными и эффективными, если они закреплены в условиях соревновательной деятельности атлета.
Принцип всесторонности заложен в основе всей системы подготовки в тяжелоатлетических видах спорта. Необходимость такого подхода диктуется не только общепедагогическими задачами воспитания, но и характером подготовки в тяжелоатлетических видах спорта. Спортсмен при выполнении подъема штанги (или гири) должен проявить не только свои силовые или скоростно-силовые способности, но и ловкость, координацию, специальную выносливость и др. качества, без эффективного развития которых достижение высоких результатов в этих видах спорта немыслимы.
Принцип единства общей и специальной физической подготовки. Совокупность всех сторон, определяющих всестороннюю физическую подготовку атлета как единый процесс обучения, воспитания и повышения функциональных возможностей, дает право считать такую подготовку общей по отношению к специальной, направленной на решение более узких задач. Специализированная физическая подготовка, предельное развитие тех качеств атлета, которые направлены на повышение уровня соревновательной деятельности. Важным методическим вопросом является определение баланса средств общей и специальной подготовки на разных этапах становления мастерства атлетов.
Принцип единства общей и специальной подготовки находит свое биологическое и социальное обоснование в представлениях о единстве систем организма, о единстве индивидуума и среды. Воздействие специальных упражнений для локального развития каких-либо функций, несомненно, отразится на организме атлета в целом.
Принцип непрерывности тренировочного процесса. Принцип непрерывности тренировочного процесса вытекает из необходимости проведения круглогодичной и многолетней тренировки. В современном тяжелоатлетическом спорте без применения данного принципа немыслимо достигнуть высоких результатов. В тяжелоатлетических видах спорта особенно важно соблюдать этот принцип еще и в связи с тем, что образование двигательных навыков требует постоянного подкрепления, повторения, а накопление двигательного багажа — систематичности.
Условием проведения непрерывных занятий является своевременное восстановление функций организма. Продолжительная напряженная тренировка невозможна без восстановительных мероприятий и отдыха. В результате систематических занятий наступает состояние тренированности, являющееся показателем соответствия, приспособленности организма к определенным нагрузкам. В этом смысле тренировку можно представить как процесс функционального приспособления организма к нагрузкам.
В настоящее время тяжелоатлеты высокого класса тренируются почти ежедневно и даже дважды в день. Число занятий в год в этом случае превышает число дней в году. Непрерывные занятия являются основой, на которой можно строить планы повышения спортивного мастерства за счет увеличения нагрузок.
Благодаря регулярным занятиям формируется фигура атлета (тяжелоатлета, гиревика, культуриста и трое- борца), рельеф мускулатуры, осанка. Тренированные атлеты быстрее восстанавливаются, экономнее расходуют энергию. Допускать перерывы в занятиях нельзя, так как это довольно быстро приводит к растренировке.
Принцип прогрессирования. Этот принцип направлен на достижение высоких спортивных результатов. Он может быть реализован лишь при выполнении всевозрастающих нагрузок, уровня личных достижений в каждом тренировочном упражнении, а не только в соревновательном, повышении функциональной и психологической готовности.
Принцип углубленной специализации. Углубленная специализация предполагает более строгий учет особенностей тяжелоатлетических видов спорта как силовых видов единоборств. Во-пер- вых, это проявляется в обоснованной периодизации этапов специализированной подготовки атлетов с учетом возраста и уровня их готовности. И, во-вторых, в преимущественном применении сугубо специализированных средств тренировки в соответствии с видом спорта. Это прежде всего соревновательные упражнения, определяющие мастерство тяжелоатлета, гиревика, культуриста или троеборца, а также средства специальной физической и функциональной подготовки.
Принцип волнообразности требует варьирования тренировочных и соревновательных нагрузок. Это объясняется тем, что физиологические функции, развиваясь во времени, не остаются постоянными. На определенном этапе тренировки они достигают своего максимума и после этого снижают свою интенсивность. Поэтому ударные нагрузки необходимо использовать только при пике функциональной деятельности. Не менее важно учитывать волнообразный характер процессов восстановления. Новую нагрузку следует выполнять на фоне фазы суперкомпенсации, чтобы получить новый качественный прирост. Таким образом, в учебно-тренировочном процессе должна преобладать волнообразность изменения тренировочных нагрузок. Эти волны могут быть большими и вписываться в мезоцикл или малыми и ограничиваться содержанием одной тренировки либо одного микроцикла.
Принцип постепенного подведения к максимальным нагрузкам имеет основополагающее значение во всей системе спортивной подготовки. Без применения больших и максимальных нагрузок в современном спорте достичь высоких спортивных результатов невозможно. Однако такие нагрузки проходят на грани физиологических возможностей, и, следовательно, превышение их опасно для здоровья. Этот принцип основан на накоплении количественных изменений, предшествующих качественным сдвигам. Тогда использование максимальных нагрузок проходит безболезненно и дает положительный результат.
7.3. Основы обучения и тренировки
Спортивная тренировка. Систематические занятия с тяжестями преследуют, с одной стороны, цель оздоровление занимающихся, их всестороннее физическое и функциональное развитие и воспитание волевых качеств. С другой стороны, занятия тяжелоатлетическими видами спорта преследуют цель выступления в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов.
Освоение тяжелоатлетических видов спорта происходит в процессе овладения теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками. Отсюда можно сделать заключение, что обучение и тренировка составляют две стороны единого педагогического процесса.
Под спортивной тренировкой принято понимать специализированный процесс физической, функциональной и психической подготовки, который направлен на достижение высоких спортивных результатов.
Подготовка к участию в соревнованиях атлетов осуществляется в рамках специально организованного учебно- тренировочного процесса. Его основное назначение состоит в том, чтобы обеспечить решение двуединой задачи - всесторонней физической и функциональной подготовки атлетов с помощью отягощений и специализированной подготовки, обеспечивающей эффективное совершенствование специальных физических качеств, технической подготовленности и готовности к успешному выступлению на различных соревнованиях.
Достижение высоких спортивных результатов в тяжелоатлетических видах спорта связано с преодолением определенных специфических трудностей. В тяжелоатлетических видах спорта результаты зависят от проявления различных физических качеств: у тяжелоатлетов «взрывной» силы, гиревиков силовой выносливости, трое- борцев - медленной силы, у культуристов - способности создать рельефную и гармонично развитую мускулатуру. Но для всех этих силовых видов спорта спортивная тренировка представляет многолетний специализированный про
цесс, целью которого является достижение максимальных возможностей и оптимальных результатов в соревнованиях различного масштаба.
Основа тренировочного процесса - обучение техническим действиям и совершенствование в них. Спортивная тренировка создает базу для овладения специализированной техникой подъема тяжестей и на этой основе формирует новые соответствующие функциональные предпосылки, мо- рально-волевые качества и характер спортсмена.
По мере роста спортивной квалификации атлетов изменяется и содержание учебно-тренировочного процесса. На первом этапе создаются предпосылки для полноценного решения задач учебно-тренировочного процесса. Для этого новички знакомятся с особенностями тяжелоатлетических видов спорта, правилами участия в соревнованиях, особенностями развития двигательных качеств. Уже на первом этапе начального обучения важно научить атлета реализовать свои личные тренировочные достижения в условиях соревнования. Следующие этапы направлены на углубленное освоение и совершенствование физических качеств, умений и навыков выполнения соревновательных упражнений, воспитание морально-волевых качеств атлета и теоретических знаний, обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов.
Все этапы тесно связаны. Каждый из них обеспечивает решение задач последующего, создавая необходимый запас знаний и практических умений (рис. 7.3-7.5).
Первый этап обучения - начальное разучивание действия |
Методы речевого воздействия
Объяснительный рассказ |
Типичные средства и методы |
Инструктирование
Самопроговаривание ООД
Словесные отчеты |
Наглядно-демонстрационные: средства и методы
Взаиморазъяснение
Натуральная демонстрация действия
Практические методы |
Демонстрация наглядных пособий (рисунки, кинограммы, видеозаписи и др.)
Подводящие упражнения
Расчлененный метод выполнения упражнений
Целостный метод выполнения упражнений
Рис. 7.3. Средства и методы, применяемые на первом этапе обучения
Главная задача тренера - раскрыть присущие каждому атлету индивидуальные задатки и способности. Конечная цель этого длительного и достаточно сложного педагогического процесса - воспитание высококвалифицированного, морально устойчивого, волевого атлета, патриота своей Родины. Учебно-тренировочный процесс в тяжелоатлетических видах спорта призван обеспечить достижение этих высоких целей. Поэтому перед ним ставятся следующие задачи:
- укрепление здоровья и повышение работоспособности на основе всестороннего физического и функционального развития организма атлетов;
- овладение специальными знаниями, умениями и навыками и их последующее совершенствование;
- развитие наиболее значительных для достижения высоких результатов физических, интеллектуальных и морально-волевых качеств;
- специальная подготовка к высоким результатам;
с |
Цель — завершить* формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве, как в деталях, так и в целом. |
Второй этап обучения - углубленное разучивание действия
Типичные задачи этапа
fogy.г»' s -> ii'j.г<;;• »«•;.!.■„>->j
Оптимизировать ориентировочные основы деятельности, придав ей качества осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия
Усовершенствовать технику выполнения действия в отношении точности движения во времени, в пространстве, по величине и соразмерности
усилий
Повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и коррекции по ходу выполнения
К |
J |
Типичные средства и методы
^?'>$ У-""-*--'
Практическое воспроизведение действия методом целостного выполнения упражнения (доминирующее место)
Речевые методы передачи знаний (самостоятельная работа с текстовыми источниками, взаиморазъяснение, анализ-проговаривание, аналитический разбор правил выполнения движения)
Методы идеомоторного упражнения
Средства и методы обеспечения наглядности
Технические средства обучения
7РШ
Рис. 7.4. Особенности этапа углубленного разучивания действия
— достижение спортивного разряда и дальнейшее повышение спортивной квалификации.
В спортивной практике применяются самые разнообразные методы обучения и тренировки. То же самое в тренировке: тяжелоатлетическими видами спорта используются различные методы обучения и физической подготовки. Они выбираются исключительно в зависимости от задач учебно-тре- нировочного процесса, возраста, пола, уровня общей и спортивной подготовленности и др. Для каждого тренера важно не только хорошо овладеть различными методами, но и правильно их использовать на том или ином этапе подготовки.
Методы обучения. В тренировочном процессе применяются различные методы обучения спортсменов: овладение теоретическими знаниями и двигательными навыками, метод практического упражнения. Обычно он сочетается с методами передачи информации. Методы показа и демонстрации позволяют
Третий этап обучения - результирующая отработка действий |
с |
Основные задачи этапа |
.'^ybtta»^-»»" ч»» se* |
■„■-г •ОЦШ,****' |
Довести процесс освоения всех сторон действия (ориентировочной, исполнительской, контрольной) до уровня превращения двигательного умения в навык Обеспечить необходимую степень стабильности и вариативности двигательного навыка, надежности и экономичности техники действия Достигнуть необходимого соответствия между техническими характеристиками движений и уровнем развития двигательных качеств |
.. у., fc.f: у-уууу ;,■ , у.у ', - • :уу'уу ' |
Цель - обеспечить необходимый для эффективного использования в жизненной практике уровень овладения действием
Типичные средства и методы
В содержание вводятся новые факторы совершенствования действия
Стандартно-повторный метод
Комбинированные разновидности методов упражнения (повторно-переменный, интервальный и др.)
Игровой метод
Соревновательный метод
Рис. 7.5. Особенности этапа результирующей отработки действия
щ |
создать зрительный образ изучаемого приема. Тем самым включаются рефлекторные механизмы подражания, которые ускоряют воспроизведение движения. Показ должен быть ярким, легко воспринимаемым и акцентироваться на важных узловых моментах изучаемого движения. При показе важно направить внимание атлетов на те моменты, которые существенны для овладения движением. В отдельных случаях применяют повторный и замедленный показ.
Для предупреждения ошибок иногда целесообразен показ с их включением. Его сопровождают объяснениями и завершают правильной демонстрацией.
Эффективность показа возрастает, если наряду с демонстрацией используются и другие приемы - просмотр наглядных пособий, киноматериалов, видеозаписей. Умелое использование показа особенно важно при обучении детей, у которых вторая сигнальная система развита недостаточно и основную роль в переработке информации выполняет первая сигнальная система. Вербальный метод (или метод слова) относится к числу наиболее широко используемых. Он обеспечивает формирование детального образа действий, поскольку раскрывает внутренние механизмы изучаемого явления, которые не удается выявить при наблюдении.
Назначение объяснения - дополнить создаваемый образ тем, что остается за пределами показа. Следовательно, активизируется вторая сигнальная система, оживляются память и процессы мышления. Занимающиеся более полно осознают свою задачу, выделяют для себя необходимые ориентиры и критерии. Слуховая информация воспринимается лучше, если объяснение точно, кратко, эмоционально и ясно. Метод упражнения предполагает изучение и закрепление нового и осуществляется в процессе выполнения специализированных упражнений. Их подбор зависит от ряда условий, и в первую очередь от избранного метода разучивания.
Чтобы овладеть каким-либо действием, его нужно вначале правильно воспроизвести, а затем, в процессе многократного повторения, закрепить. Процесс обучения двигательным действиям строится с учетом физиологических закономерностей формирования двигательного навыка. С этой целью на практике используют методы целостного, расчлененного и комплексного разучивания нового.
Целостный метод предполагает возможность закрепления изучаемого движения полностью. Это оправдывает себя, когда движение несложное. Если же движение сложное, тогда его освоение строят по принципу выделения главных или трудных звеньев и последующего соединения отдельных его частей. И хотя этот метод во многом уступает целостному, в ряде случаев он является единственно правильным. Промежуточное положение занимает комплексный метод. Суть его заключается в соединении обоих методов, при котором, в зависимости от конкретного случая, преобладает целостное или расчлененное освоение.
В тяжелоатлетических видах спорта ведущее место занимают методы расчлененного упражнения, затем целостного и комплексного разучивания. Используется также и метод выделения ведущего элемента (фазы) при овладении сложным движением. Например, подрыв, толчок от груди и т.п. Все зависит от индивидуальных особенностей атлетов.
7.4. Методы подготовки атлетов[7]
Рост достижений в тяжелоатлетических видах спорта обусловлен в первую очередь совершенствованием методики развития силы, и в частности, величиной применяемого отягощения, числом повторений за подход и соблюдением оптимального количества подходов.
На заре развития тяжелоатлетического вида спорта, в первых руководствах по тяжелой атлетике в России главенствующая роль отводилась чисто силовым упражнениям, выполняемым со значительным числом подъемов (от 10 до 40 раз) в одном подходе. Количество подходов в одном упражнении составляло до 10-12.
От подхода к подходу рекомендовалось прибавлять не более 5 кг. По такой схеме делалось до 6 подходов. Затем по такой же схеме атлеты от подхода к подходу уменьшали по 5 кг. За максимальное отягощение принимался вес, который можно было поднять 5-10 раз. В настоящее время этот метод широко используют культуристы — «метод пирамиды». Методика тренировки атлетов начала XX века строилась таким образом, чтобы как можно большее внимание уделить развитию силы, а не технике выполнения тяжелоатлетических упражнений. Для этого главное внимание уделялось упражнениям с гирями и жиму двумя руками. Темповые упражнения считались даже вредными.
Обзор научно-методической литературы позволяет сделать вывод о том, что совершенствование методики развития силы шло по пути увеличения веса отягощения за счет снижения количества повторений в одном подходе и уменьшения самих подходов в упражнении, т. е. за счет интенсификации тренировочных нагрузок. Необходимо отметить, что основу нагрузок в настоящее время стали составлять более динамичные специально-вспомога- тельные упражнения.
В тренировке тяжелоатлета важное значение имеет вес поднимаемой штанги и количество подъемов за подход, так как все это оказывает существенное влияние на технику, силу и другие физические качества. Выбор величины сопротивления при развитии силы - один из главных вопросов методики. Его решение возможно лишь при понимании физиологических особенностей мышечных сокращений при подъеме штанги. Рассмотрим некоторые из них.
Первое - предельное мышечное напряжение характеризуется:
а) одновременным включением наибольшего числа двигательных единиц (ДЕ);
б) максимальной частотой (в определенном оптимуме) импульсов, приходящих к мышце;
в) синхронизированным ритмом активности ДЕ.
Второе - при поднимании субмаксимального или предельного веса скорость подъема штанги быстро достигает оптимального значения и дальше движение идет почти с постоянной скоростью. Ускорение незначительно колеблется около нулевой линии: при этом сила примерно равна весу поднимаемого снаряда.
При подъеме меньших весов возможен вариант, когда прикладываемые усилия максимальны. Ускорение сначала растет, а затем падает до нуля. Следовательно, вторая часть движения в значительной мере выполняется за счет инерции поднимаемого снаряда. В связи с этим время, в течение которого мышца находится в напряженном состоянии, может стать настолько малым, что упражнение почти не окажет тренирующего воздействия на развитие силы.
Таким образом, попытки тренировать мышечную силу, не прибегая к максимальным силовым напряжениям, оказываются малоэффективными.
Существуют три способа создания максимальных силовых напряжений:
1. Повторное поднимание непредельного веса
Этот способ может быть использован при подъеме отягощений до выраженного утомления («до отказа»). Здесь только в последних подъемах штанги функциональное напряжение становится близким к предельным усилиям. Поэтому наиболее ценными являются последние усилия при поднимании штанги.
Несмотря на меньшую эффективность метод повторных усилий широко и вполне оправданно используется в тяжелоатлетической практике в связи с тем, что:
- большой объем работы приводит к значительной активизации обмена веществ, и, следовательно, создаются возможности функциональной гипертрофии мышц и роста силы;
- при локальном воздействии позволяет уменьшить натуживание, что наблюдается при максимальных усилиях;
- этот метод дает возможность лучше контролировать технику. Особое значение это имеет для начинающих атлетов;
- вызывает увеличение мышечной массы, а это также способствует возрастанию силы.
Метод повторных усилий рекомендуется лицам, не занимавшимся ранее силовыми упражнениями. Он позволяет избегать травм, тем более, что для начинающих величина отягощения большого значения не имеет.
При методе повторных усилий в тяжелоатлетическом спорте широко используют следующие величины нагрузки:
1. Умеренно большой вес штанги (76-85% от максимального) 4-6 повтора в одном подходе (развиваются ско- ростно-силовые возможности).
2. Средний вес штанги (66-75% от максимального) - 6-8 повторов в одном подходе (развивается силовая выносливость).
3. Малый вес штанги (50-65% от максимального) - 8-10 (развивается силовая выносливость).
4. Очень малый вес штанги (40-49% от максимального) - 11-15 повторений (развивается общесиловая выносливость).
2. Метод максимальных усилий
Для достижения максимального эффекта в приросте силы в тренировочных занятиях необходимо использовать все большие усилия. Поэтому квалифицированные атлеты (спортсмены 1-го разряда, мастера спорта и выше) наряду с первым методом развития силы должны использовать и второй — кратковременные (1-4-кратные) усилия высокой интенсивности:
1. Максимальный вес штанги - один повтор в одном подходе (развивается «взрывная» сила).
2. Субмаксимальный вес штанги (91-95% от максимального) - 1-2 повтора в одном подходе (развиваются скоростно-силовые возможности).
3. Большой вес штанги (86-90% от максимального) - 3-4 повтора в одном подходе (развиваются скоростно-сило- вые возможности).
Если атлет собирается переходить в следующую весовую категорию, то он должен больше использовать первый метод многократных усилий. Если атлет задерживается в одной весовой категории, в которой он выступает, или этот атлет более легкой категории, то предпочтение следует отдавать второму методу - работы с «предельными весами».
3. Поднимание непредельного веса с максимальной скоростью
Ведущим качеством тяжелоатлета является сила. Однако спортсмену крайне необходимо развивать способность не только к максимальным усилиям, но уметь развивать значительную скорость.
Способность развивать большую силу и способность проявлять ее быстро не связаны между собой. То есть можно обладать большой силой и в то же время не уметь реализовать ее быстро.
Таким образом, в подготовке тяжелоатлета необходимо развивать способность, умение поднимать большие веса со значительной скоростью, т. е. вырабатывать «взрывную» силу.
При этом следует подчеркнуть следующее:
- увеличение силы и формирование двигательного навыка во многом зависит от количества повторений упражнений за подход;
- 1-6-разовые повторения считаются упражнениями высокой интенсивности;
- 6-10-кратные повторения - средней интенсивности, причем они служат для увеличения объема нагрузки и укрепления мышц;
- классические и сходные с ними упражнения выполняются преимущественно 1-3 раза за подход (на весе 80-95%);
- специально-подготовительные упражнения: приседания, жим, тяги, наклоны и подобные им упражнения, - выполняются до 6-12 раз.
В настоящее время в спортивной практике в одной тренировке планируют от 2 до 6 упражнений. В недельном цикле до 20 и в месячном в зависимости от этапа подготовки до 30 и более. В одном упражнении планируется 6-8 подходов. Чем меньше повторений, тем больше подходов и наоборот.
Нам представляется важным остановиться на проблеме тренировки силы в изокинетическом режиме. Характерная особенность изокинетических упражнений состоит в том, что спортсмен прикладывает усилия к движущемуся с небольшой постоянной скоростью грифу. Равномерность движения грифа исключает инерцию и позволяет спортсмену развивать максимальное напряжение на всем пути движения и во всех мышцах, участвующих в выполнении классического упражнения.
Изокинетический метод тренировки
Изокинетические упражнения можно выполнять:
а) на специальном тренажере с движущимся грифом (с заданной скоростью);
б) при подъеме штанги с закрепленной на ней амортизационной резиной;
в) при помощи специального устройства «тренер — спортсмен», когда во время подъема штанги тренер оказывает дозированную помощь на любом пути выполнения классических или специально-вспомогательных упражнений;
в) и, наконец, медленный подъем штанги является также одной из разновидностей изокинетических упражнений.
Изокинетические упражнения можно использовать на всех этапах подготовки спортсменов. Применение их прекращается за 12-15 дней до соревнований.
7.5. Тренировочная нагрузка[8]
Тяжелоатлетическая тренировочная нагрузка характеризуется величиной отягощения, количеством повторений, числом применяемых упражнений, объемом нагрузки, режимом мышечной деятельности и некоторыми другими факторами.
Величина отягощения при подъеме тяжести — это качественная и количественная стороны воздействия на организм спортсмена. Отсюда следует, что уровень функционирования организма атлета во многом зависит от величины специфического воздействия раздражителя, их качественная сторона неотделима от количественной - веса отягощения. Внутренние условия организма спортсмена обусловливают проявление общей и специальной работоспособности. В свою очередь характер мышечной работы, мышечных напряжений формирует в значительной мере ответную реакцию организма спортсмена на определенный раздражитель.
При составлении планов тренировки целесообразно выражать тренировочную нагрузку в количественной мере (в цифрах). Оценка тренировочных нагрузок может выражаться в количестве подъемов штанги (КПШ) в килограммах.
Для составления эффективных тренировочных планов нужны такие количественные параметры нагрузок, которые характеризовали бы ее наиболее полно: во-первых, давали бы необходимую информацию об объеме и интенсивности выполненной тренировочной работы; во-вторых, подходили бы для оценки тренировочных циклов различной длительности - и для тяжелоатлетов различных квалификаций и весовых категорий (иначе невозможно составить групповой план); в-третьих, были простыми, удобными при планировании. Физические упражнения, используемые в тяжелой атлетике, характеризуются высокой интенсивностью мышечных усилий, сложностью координации выполняемых движений и другими факторами.
Оценить величину физических нагрузок в специальных упражнениях можно только при сопоставлении внешних характеристик нагрузок с внутренними физиологическими сд