Профессор, доктор педагогических наук, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР Медведев Алексей Сидорович
Важнейшей формой подготовки атлета являются соревнования (форма деятельности, при которой спортсмены стремятся превзойти друг друга в мастерстве). По целям и задачам их разделяют на основные и неосновные.
Неосновные соревнования проводятся с целью проверки готовности тяжелоатлетов на том или ином этапе тренировочного процесса и подведения их к основным соревнованиям. Тяжелоатлеты могут соревноваться, показывая немаксимальные свои силовые возможности, преследуя цель оценить технику выполнения классических упражнений в условиях соперничества, психологическую готовность, умение правильно использовать зачетные подходы.
Основные соревнования могут быть отборочные и главные. Отборочные соревнования дают возможность определить состав сборной команды города, области, республики и резерв. Для членов сборной команды страны соревнования на первенство и кубок России можно рассматривать как отборочные к
выступлению на европейских, мировых соревнованиях и Олимпийских играх.
Существуют и другие формы подготовки тяжелоатлетов. К ним относятся различные гигиенические и восстановительные мероприятия, закаливание, воспитательная работа, теоретические занятия (эти вопросы будут рассмотрены в главах 20 и 21).
7.2. Принципы тренировки
Тренировка в тяжелоатлетических видах спорта строится на основе общеизвестных принципов спортивной деятельности. В учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать общие педагогические и биологические закономерности, присущие не только тренировочному процессу, но и процессу физического воспитания. Основополагающее значение имеют общепедагогические принципы. Остановимся на особенностях этих принципов (рис. 7.1 и 7.2).
Принцип сознательности и активности. Суть этого принципа заключается в том, что в процессе тренировочных занятий у занимающихся атлетов воспитывается глубоко осознанное и заинтересованное отношение, например, к совершенствованию техники
Принципы тренировки |
Принцип непрерывности
Реализация принципа обеспечивает:
• перманентную преемственность эффекта занятий;
Отражая закономерности спортивной подготовки как целостного процесса, звенья которого должны быть связаны, принцип непрерывности обусловливает появление принципа системного чередования нагрузок и отдыха |
• закрепление в памяти достигнутого уровня владения двигательными действиями
Принцип постепенности
Реализация принципа обеспечивает:
• прогрессивное нарастание объема и интенсивности нагрузок;
• усложнение техники выполняемых упражнений;
• повышение требований к уровню развития волевых качеств
Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок |