Возрастная динамика развития силовых возможностей в детском и подростковом возрасте


 


6.1. Особенности развития силы в детском и подростковом возрасте

В отечественной литературе извест­но большое количество научных тру­дов, раскрывающих различные сторо­ны применения силовых упражнений в физическом воспитании и спортивной тренировке школьников и учащейся молодежи. Как правило, наиболее объек­тивная информация получена с исполь­зованием динамометрического метода определения силы кисти и предплечья. Многочисленные исследования показа­ли, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы про­исходит в среднем или старшем школь­ном возрасте.

Различия между силой правой и левой руки у детей до 13-14 лет не­достоверны. Начиная с 14-15 лет, раз­ница между правой и левой рукой ста­новится более значительной. Сила двуглавой мышцы плеча, сгибателя и разгибателя кисти и мышц большого пальца достигает максимальной величи­ны в 20-29 лет. Сила мышц нижних конечностей, в частности сгибателей и разгибателей коленного сустава, у детей школьного возраста увеличивается в период от 7 до 15 лет, наиболее интен­сивно от 10-12 до 13-15 лет (табл. 6.1).

Как видно из табл. 6.1, после 4-5 лет сила всех групп мышц возрастает. Од­нако в развитии каждой группы мышц имеются свои особенности. Сила мышц, осуществляющих разгибание туловища и подошвенное сгибание стопы, дости­гает максимума в 16-летнем возрасте. В 20-30 лет отмечается максимум силы сгибателей и разгибателей пред­плечья, плеча, шеи, а также сгибате­лей пальца и разгибателей бедра. Наи­большая сила сгибателей туловища, бедра и голени достигается в более поздние сроки.

Становая сила мышц, т. е. сила раз­гибателей спины и тазобедренного со­членения увеличивается в дошкольном и школьном возрасте. Наибольшее увеличение становой силы отмечает­ся в возрасте 14-17 лет, особенно в 15-16 лет.

Развитие силы разных мышечных групп происходит с разной интен­сивностью. Факт неравномерного раз­вития силы тех или иных мышечных групп известен давно. Так, А.В. Короб­ков установил факт более медленного темпа развития становой силы по срав­нению с ручной силой. Данным авто­ром прослежено соотносительное раз­витие в онтогенезе максимальной силы основных мышечных групп, осуществля­ющих сгибание и разгибание в различ­ных сочленениях (пальцы, кисти рук, предплечья, плечи, шея, туловище, бедра, голень и стопа), в большом воз­растном диапазоне.

Чемпион Европы и России, мастер спорта международного класса Владислав Луканин

Увеличение силы разгибателей большинства мышечных групп про­исходит более интенсивно, чем сги­бателей, особенно туловища и бедра. В результате с возрастом различия в силе сгибателей и разгибателей раз­личных мышечных групп становятся



Возрастная динамика развития силовых возможностей в детском и подростковом возрасте - student2.ru

больше. Например, в 4-5 лет сила сгибателей и разгибателей бедра рав­на 6 и 7,9 кг, а в 20-30 лет- 32,4 и 108,2 кг. С возрастом также увеличи­вается разница в максимальной силе мышечных групп различных частей тела (табл. 6.1).

Отношение силы к весу тела зави­сит от возраста человека. Нарастание силы различных групп мышц (пальца, предплечья, туловища, шеи, бедра, го­лени, стопы) в пересчете на 1 кг веса в возрастном периоде от 4,5 до 6-7 лет совсем не отмечается. От 6—7 до 9-11 лет, а для некоторых мышц (при сгибании и разгибании шеи и при подошвенном сгибании стопы) до 13-14 и даже 16- 17 лет наблюдается наиболее интенсив­ный прирост силы на 1 кг веса. Для большинства групп мышц сила на 1 кг веса в 13-14 лет достигает величин, характерных для взрослых 20-30 лет.

Сила мышц, осуществляющих подо­швенное сгибание стопы, кисти руки и предплечья относительно других мышц возрастает более интенсивно и сохраня­ется лучше. Это, по-видимому, является результатом более интенсивной трени­ровки в повседневной жизни названных групп мышц.

Таблица 6.1 Максимальная сила различных групп мышц у нетренированных лиц разного возраста (по А. В. Коробкову)
Сочленение Действие Максимальная сила в кг
4-5 лет 6-7 лет 9-11 лет 13-14 лет 16-17 лет 20-30 лет
Палец Сгибание 2,25 2,84 4,82 6,2
Разгибание - - 0,56 0,55 1,12 0,61
Кисть Сгибание 5,22 8,03 9,82 13.77 26,24 27,2
Разгибание 4,61 5, 53 9,15 12.91 15,30 22,5
Предплечье Сгибание 5,45 7,33 14,99 16,28 27,74 32,3
Разгибание 5,0 6,12 14,77 14,75 22,35 28,5
Плечо Сгибание 5,51 7,74 20,05 22,85 46,1 47,9
Разгибание 5, 53 7,71 17,74 22,44 41,9 46,5
Туловище Сгибание 8,17 10.2 21,26 21,49 43,3 44,9
Разгибание 14,65 24,19 57,51 83,1 147,8 139,0
Шея Сгибание 4,56 7,73 10,6 16,53 17,4 20,0
Разгибание 5,53 7,29 14,0 13,8 35,79 36,2
Бедро Сгибание 6,0 7,88 19,49 25,8 33,91 32,4
Разгибание 7,9 13,8 37,06 9,3 95,4 108,2
Голень Сгибание 4,57 4,96 12,1 15,25 22,7 25,2
Разгибание 6,66 8,36 17,75 28,05 47,55 59,8
Стопа Тыльное сгибание 14,56 16,25 29,2 38,5
Подошвенное сгибание 9,07 20,88 40,72 59,25 110,7 98,5

Увеличение мышечной силы у де­тей связано с возрастанием по мере роста человека мышечной массы тела, что связано с увеличением мышечного поперечника. Последний заметно на­чинает расти с 7 лет. Определенную роль в развитии мышечной силы име­ют, по-видимому, нервные воздействия.

В частности, с возрастом происходит увеличение числа возбуждающихся двигательных единиц во время мышеч­ного напряжения.

Способность дифференцировать напряжение мышц. Степень диффе­ренцирования мышечного напряже­ния определяется способностью детей воспроизводить заданную величину мышечного напряжения и способ­ностью минимально ее увеличить или уменьшить. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В млад­шем возрасте ошиб^ в воспроизведе­нии напряженид-B среднем составля­ет 23-30%, а в старшем 15-21% исходной величины. При этом точ­ность воспроизведения мышечного на­пряжения при большем исходном на­пряжении, равном 1/2 его максимальной величины, несколько ниже, чем при меньшем напряжении (1 /4 максималь­ного значения).

Средняя минимальная величина из­менения мышечного напряжения с воз­растом уменьшается. Средняя величи­на при задании минимально увеличить или уменьшить мышечное напряжение у детей 5-10 лет лежит в пределах 25- 47% от исходного, а у старших -14- 20%. В отдельных случаях изменение напряжения мышц превышало 100 и даже 200%.

Различий в способности дифференци­ровать мышечное усилие между маль­чиками и девочками не обнаружено.

Незначительные изменения в точно­сти дифференцирования мышечного напряжения мышц от 5 до 10 лет, по- видимому, связаны в какой-то мере с тем фактом, что дети этих возрастов почти не выполняют больших мышеч­ных напряжений.

Значительные статические усилия в большей мере имеют место в спортив­ных, трудовых и бытовых движениях у детей старших возрастов.

В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы. Причем абсолютная мышечная сила растет непрерывно и относительно равно­мерно на протяжении всего школьного возраста.

Возрастные особенности развития мышечной силы. По данным А.В. Ко- робкова и Ф.Г. Казаряна, относи­тельная мышечная сила у школьников увеличивается неравномерно: периоды относительно умеренного прироста силы сменяются периодами выражен­ного прироста силовых возможностей, особенно в подростковом периоде. Результаты исследований ряда авто­ров говорят о том, что в возрасте 13- 14 лет сила двуглавой мышцы плеча, сгибателей и разгибателей кисти и мышц большого пальца при динами­ческой работе достигает большей величины по сравнению с детским воз­растом (8-9 лет). Об этом же свидетельст­вуют исследования А. В. Коробкова, который отмечал, что нарастание си­лы различных групп мышц в пересче­те на один килограмм веса тела у 13- 14-летних подростков происходит более интенсивно, чем у детей 8-9 лет и юношей 18-20 лет. По мнению дан­ного автора, величина силы в пере­счете на килограмм веса тела у подро­стков 13—14 лет достигает такой же у взрослых людей 29-30 лет.

Одной из причин увеличения мы­шечной силы у детей и подростков яв­ляется возрастание мышечной массы тела, т. е. естественное увеличение мышечного поперечника. Мышечная масса начинает увеличиваться с семи лет, но более заметный ее рост проис­ходит в период полового созревания. Важная роль в развитии силы в этот период принадлежит, как отмечал Р.А. Шабунин, дифференциации не­рвно-мышечного аппарата. Это подтвер­ждается и в исследованиях А.В. Короб­кова, А.П. Тамбиевой, А.А. Маркосяна, JI.C. Дворкина и др., которые также указывали на то, что с возрастом происходит увеличение числа возбуж­дающих двигательных единиц во вре­мя мышечного напряжения.

В.К. Бальсевичем совместно с со­трудниками были проведены исследо­вания возрастных аспектов развития силы методами становой динамометрии и тестирования высоты вертикального прыжка (табл. 6.2). Их результаты сви­детельствуют о том, что естественный рост показателей силовых проявлений у лиц мужского пола происходит до 16, а у представительниц женского пола до 14 лет. Авторами была выявлена замет­ная неравномерность в ускорении и замедлении развития результативности в этом виде силовых проявлений у ис­пытуемых обоего пола.

По мнению исследователей В.К. Баль- севича, Л.С.Дворкина и др. авторов, силовые характеристики с возрастом развиваются в тесном взаимодействии с преобразованиями мышечной систе­мы человека и, заметно отличаясь по ритму и темпам развития у мужчин и женщин, тем не менее имеют общие черты: неравномерность развития, на­личие периодов интенсивного и замед­ленного развития, ускорение темпов роста силовых качеств в отдельные пе­риоды жизни.

По данным Л.В. Волкова, для сгиба­телей кисти характерно постоянное возрастное повышение абсолютного показателя силы. С 8 до 17 лет сила сгибателей кисти возрастает в 3,5 раза, но этот рост происходит неравномерно и сопровождается ускорениями и за­медлениями темпов прироста.

Увеличение силы сгибателей пред­плечья имеет такие же закономерности, как у сгибателей кисти. Наиболее вы­сокие темпы прироста силы приходят­ся на младший и старший школьный возраст. Так, от 8 до 11 лет прирост силы составляет 47%, от 11 до 14 лет - 44%, а от 14 до 17 лет - 50%. Сила сги­бателей предплечья от 8 до 17 лет уве­личивается более чем в 3 раза.

Таблица 6.2
Возраст, лет Виды силовых проявлений
Лица мужского пола
Становая сила, кг Высота вертикального прыжка, см
5-6 _ 25,6
7-8 30,6
9-10 35,1
11-12 45,5 38,9
13-14 70,8 44,2
15-16 103,1 46,2
17-19 119,0 45,0
20-29 / 134,1 44,9
30-39/ 118,9 39,5
40-49 12,9 36,8
55-65 88,4 26,6

Развитие силы разгибателей пред­плечья происходит неравномерно: с 8 до 11 лет происходит выраженное, ее увеличение, с 11 до 13 лет темп приро­ста несколько уменьшается, затем сме­няется резким подъемом в старшем школьном возрасте. С 8 до 17 лет максимальная сила разгибателей пред­плечья увеличивается в 4 раза.

С 8 до 17 лет сила разгибателей ту­ловища увеличивается в 2,5 раза: в младшем школьном возрасте (от 8 до 11 лет) прирост силы составляет 34%, в среднем (от 11 до 14 лет) - 32% и в старшем школьном возрасте (от 14-17 лет) - 46%. Заметные изменения в раз­витии силы икроножной мышцы на­блюдаются с 8 до 17 лет. В этом возра­стном периоде сила увеличивается в 4,3 раза. Прирост силы икроножной мыш­цы с 8 до 11 лет составляет 71%, с 11 до 14 лет - 35, а с 14 до 17 лет - 88%. Причем, наиболее выраженный скачок в приросте силы наблюдается в возрас­те от 14 до 15 лет - 57%.

Показатели силовых проявлений в процессе постнатального онтогенеза человека (по В.К. Бальсевичу, 2000)

Многие исследователи, по мнению В.К. Бальсевича, отмечают неравно­мерное, зависящее от возраста и пола изменение взрывной силы. Так, высо­та прыжка вверх с места у девочек не­прерывно улучшается до 12-14 лет, затем следует некоторая стабилиза­ция результатов и даже их ухуд­шение. У мальчиков среднегодовые по­казатели взрывной силы с возрастом повышаются, достигая своего максиму­ма в 15-17 лет. Аналогичный характер проявления взрывной силы отмечает­ся при метании предметов на даль­ность. Так, при метании хоккейного мяча результаты у мальчиков с 10 до
11 и с 12 до 13 лет, а у девочек - с 15 лет не увеличиваются.

В возрасте 7-9 лет во всех видах имитационных движений (метания копья и диска, толкания ядра) по всем показателям (максимальная сила, работа, мощность) обнаруживается по­степенное, относительно равномерное изменение величины прироста силы. В 9-10 и 10-11 лет происходит неко­торое снижение показателей работы и мощности между этими возрастными группами. С 11 до 14 лет отмечается резкое увеличение^бсолютного значе­ния показателей работы и мощности движения.

Целый ряд исследователей устано­вили, что формирование относительной силы различных групп мышц заверша­ется в 6-7 лет, а достигнутый на этот возраст ее уровень может сохраняться до 41-50 лет.

На проявление мышечной силы значительное влияние оказывают заня­тия физической культурой и спортом, начиная с детского и подросткового возраста. Так, по мнению таких специ­алистов, как А.Н. Воробьев и JI.C. Двор­кин, актуальность проблемы силовой подготовки определяется запросами спортивной практики. При этом авто­ры отмечают, что создание научно обо­снованной системы силовой подготов­ки подрастающего поколения является решающим фактором не только для подготовки спортсменов высокого клас­са, но и для эффективной разносторон­ней физической подготовки молодежи.

Силовая подготовка, особенно с при­менением дозированных отягощений, способствует целенаправленному раз­витию мышечной системы детей и под­ростков. Для этого имеются все соот­ветствующие для данного возраста морфофункциональные предпосылки. Так, в период полового созревания уве­личивается по сравнению с детским возрастом интенсивность прироста мы­шечной массы.

Если у детей 8 лет вес мышц по от­ношению к общему весу тела составляет 27%, то к 15 годам - 33%. Показатель суммарной силы мышц-разгибателей во всех возрастных группах от 16 до 18 лет превосходит соответствующие характе­ристики сгибателей на 57%. Ряд иссле­дователей указали на благоприятное воздействие занятий с тяжестями на развитие мышечной силы в подростко­вом возрасте. Так, исследования Р.Е. Мо- тылянской, Л.И. Стоговой, Ф.А. Иор­данской и др. говорят о положитель­ном влиянии занятий с дозированными отягощениями на физическое развитие молодого организма и воспитание фи­зических качеств.

По данным Л.С. Дворкина, наиболь­ший темп прироста силы наблюдается в возрасте 13—16 лет, силовой вынос­ливости - 14-15 и 17 лет. Чаще хоро­шие и отличные годовые темпы приро­ста мышечной силы, отмечает автор, наблюдаются у тех лиц, которые име­ли средние или хорошие исходные ре­зультаты в контрольно-педагогических испытаниях на протяжении исследова­ний в проявлении силовых возможно­стей.

Известно, что развитие силы влия­ет не только на все стороны физической подготовки, но и имеет большое при­кладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов, начиная с пер­вых шагов в спорте.

Как показали многочисленные ис­следования, наиболее эффективно сило­вые возможности человека поддаются совершенствованию, когда используют­ся дозированные отягощения. Однако, анализируя учебный план по физичес­кому воспитанию общеобразовательной школы или профессионально-техничес­кого училища, мы пришли к выводу, что большинство упражнений, направ­ленных на развитие силы, выполняет­ся без применения отягощений.

Силовая подготовка в общеобразо­вательной школе справедливо рассмат­ривается как специализированный процесс, направленный на совершенство­вание прикладных физических возмож­ностей подрастающего поколения и ук­репление здоровья. Вместе с тем анализ содержания различной научно-методи- ческой литературы, а также программ по физическому воспитанию школьни­ков и учащейся молодежи, позволил ус­тановить, что даже возможность приме­нения тех ограниченных средств силовой подготовки, которые в них заложены, на практике не реализуется. А исполь­зование отягощений в 5-7-х классах и вовсе не предусмотрено в учебных про­граммах.

Такое отношение к применению раз­личных средств и методов силовой под­готовки с дозированными отягощения­ми вызвано тем, что нет достаточного количества научно обоснованных мето­дических рекомендаций и учебных по­собий для школьников. А те работы, которые опубликованы в отечественной литературе, в основном касаются юных спортсменов, занимающихся тяжелой атлетикой или атлетизмом в спортив­ной секции.

В работе А.А. Тер-Ованесяна доста­точно убедительно показана возмож­ность применения силовых упражнений не в ущерб другим физическим каче­ствам. Автор предлагает для максималь­ной динамической^и статической силы придерживаться следующих положений:

- применять силовые упражнения с большими отягощениями (сопротивле­ниями): на начальном этапе обучения - 40-80%, а для квалифицированных спортсменов - 90-95% от максималь­ных возможностей занимающегося;

- количество повторений движения должно быть небольшим - 2-3 раза за подход.

Целый ряд исследователей достаточ­но убедительно показали, что в процес­се совершенствования двигательные качества оказывают друг на друга оп­ределенное влияние. Это явление назы­вается переносом двигательных ка­честв. Первое правило говорит о том, что двигательные качества, развитые посредством одного упражнения, пере­носятся на выполнение других физи­ческих упражнений. Например, сила, развиваемая в результате занятий с тяжестями, способствует достижению более высоких результатов, например в метании молота, толкании ядра, в беге на короткие дистанции и др. Вто­рое правило — проявление переноса двигательных качеств имеет положи­тельный или отрицательный характер. Например, при развитии быстроты мо­жет увеличиваться сила (положитель­ный перенос) или, наоборот, развитие силы может отрицательно отразиться на выносливости (отрицательный перенос).

Исследования В.М. Зациорского, В.К. Кузнецова, Ю.В. Верхошанского и др. показали, что только у начинаю­щих спортсменов развитие двигатель­ных качеств является условием более быстрого достижения определенного спортивного результата.

Анализ литературных данных по­зволяет сделать заключение о том, что наибольший прирост показателей силы, проявляемой в различных движениях, имеет место в возрасте от 11 до 16 лет. При этом у мальчиков и юношей темпы прироста силовых па­раметров выше, чем у девочек и деву­шек. Отмечается неравномерность в развитии силы у детей, подростков и юношей и наличие значительных ин­дивидуальных колебаний. Они свиде­тельствуют о том, что естественный рост показателей силовых проявлений у лиц мужского пола происходит до 16, а у представительниц женского пола до 14 лет. Заметна неравномерность уско­рений и замедлений в развитии пока­зателей результативности в этом виде силовых проявлений у испытуемых обоего пола.

Силовые характеристики развива­ются в тесном взаимодействии с преоб­разованиями мышечной системы чело­века и, заметно отличаясь по ритму и темпам развития у мужчин и женщин, тем не менее, имеют общие черты: не­равномерность развития, наличие пе­риодов интенсивного и замедленного развития, ускорение темпов роста си­ловых качеств в отдельные периоды жизни.

6.2. Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей, подростков и юношей

Спортивная подготовка в молодом возрасте предъявляет значительные требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких заня­тий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием раз­личных тренировочных средств и мето­дов на изменение физического развития занимающихся.

Исследования возрастной динамики изменений физического развития школь­ников представляют интерес не только с педагогической и научной точки зре­ния, но и в не меньшей степени с практи­ческой. Так, по мнению В.Г. Властовско- го, остро стоит вопрос о соотношении паспортного и биологического возрас­та ребенка, поскольку, как отмечает автор, одна часть детей развивается ус­коренно, а другая, наоборот, характе­ризуется задержкой процессов роста и созревания организма.

По мнению Харре, при оценке физи­ческих возможностей юных спортсменов необходимо принимать во внимание, прежде всего, физическое развитие. Представителей разного типа физическо­го развития, которые благодаря времен­ному физическому превосходству пока­зывают относительно более высокие результаты, часто догоняют и обгоняют представители позднего типа развития, не привлекавшие ранее внимания тре­неров и учителей физкультуры.

Исследования, проведенные Р.Е. Мо- тылянской, Л.И. Стоговой и Ф.А. Иор­данской с целью изучения влияния систематических занятий физической культурой и спортом на изменение уровня физического развития, тдо^зали, что юные спортсмены 15, 10га П лет имели почти такие же данные роста, как и школьники, не занимавшиеся спортом. Но значение веса тела и окружность грудной клетки у них были более вы­сокими. Авторы отмечают, что число школьников, имевших низкие и ниже среднего уровня антропометрические показатели, к концу двухлетнего перио­да систематических занятий спортом уменьшается, но в это же самое время соответственно увеличивается число школьников со средними, а иногда и более высокими показателями физичес­кого развития.

Специфическое влияние двигатель­ной деятельности наиболее отчетливо проявляется у взрослых спортсменов с продолжительным стажем занятий спортом. Например, штангиста можно легко отличить от гимнаста или борца. Но значение этого фактора, как ука­зывают многие исследователи, отчас­ти проявляется уже в юношеском воз­расте. Анализ физического развития спортсменов, специализирующихся в тяжелой атлетике, беге на средние ди­станции, в прыжках в высоту, баскет­боле и др., в плане возрастной динами­ки дает основание говорить о том, что в формировании типа телосложения естественный и искусственный отбор играют не основную роль. Хотя с этим положением не согласуются исследова­ния Г.С. Туманяна, Э.Г. Мартиросова, Н.Ж. Булгаковой и др.

Представители различных видов спорта отличаются не только тотальными размерами и пропорциями тела, но и некоторыми конституционными осо­бенностями, соотношением фракцион­ных значений веса тела (мышц, под­кожного и общего жира, скелета). Об этом говорят исследования А.Н. Воро­бьева, указывающие на то, что упраж­нения с отягощениями, особенно зна­чительного веса или при большом напряжении, оказывают специфичес­кое биологическое воздействие на орга­низм.

А.Н. Воробьев, ссылаясь на диссер­тационные работы Б.Е. Подскоцкого, В.Н. Михневича, Т.А. Енилиной, А.Д. Ермакова, А.С. Прилепина, гово­рит о том, что упражнения с отяго­щениями, вес которых адекватен воз­можностям организма подростков, благоприятно влияют на формирова­ние правильного телосложения, а так­же улучшают дееспособность органов и систем молодого организма.

Силовая подготовка с применением отягощений, направлена, прежде всего, на совершенствование силовых возмож­ностей человека и развитие способнос­ти к концентрации нервных центров. Вместе с тем силовая подготовка с при­менением дозированных отягощений укрепляет связки и суставы, помогает выработке выносливости, ловкости, вос­питывает волю, уверенность в себе, по­вышает работоспособность организма.

Наиболее благоприятным временем для приобретения двигательных навы­ков в силовой подготовке (например, при подъеме тяжестей), как показали исследования многих авторов, являет­ся подростковый и юношеский возраст.

Дозированные силовые нагрузки динамического характера не влияют отрицательно на развитие и дифферен- цировку позвоночника подростков. Так, А.И. Кураченков отмечал, что силовые упражнения с тяжестями в юном возрасте без чрезмерных нагру­зок не только не вызывают патологи­ческих изменений в позвоночнике, а напротив, укрепляя его мышечный корсет, оказывают благоприятное вли­яние на осанку, способствуют коррек­ции имеющихся дефектов в осанке.

Некоторые положения А.И. Курачен- кова подтвердили в своих исследованиях Р.Е. Мотылянская, Л.И. Стогова, Ф.А. Иорданская, Л.С. Дворкин, А.С. Медведев, Е.С. Черник и др. Так, по поводу низкого роста ряд авто­ров отмечает, что у молодых атлетов, начавших заниматься силовой подго­товкой с 13-14 лет, к 17-19 годам низ­кие и ниже среднего роста спортсмены составляют, в среднем, 37%, а у бегу­нов - только 9,2%.

Вместе с тем, по данным JI.C. Двор- кина, низкий рост спортсменов-тяже­лоатлетов в основном регистрируется в весовых категориях до 60 кг, а рост тяжелоатлетов, начиная с 75 кг, мало чем отличается от роста легкоатлетов и лиц, не занимающихся спортом. Кро­ме того, по его же данным, у 92-95% юных тяжелоатлетов, имеющих низ­кий рост к 19 годам, родители, как правило, были ниже своих детей или одного с ними роста.

Исследования многих авторов за последние 20—30 лет говорят о том, что правильно организованные занятия с тяжестями с целыр^биловой подготов­ки школьников и учащейся молодежи не приводят к неблагоприятным из­менениям в физическом развитии. Из­вестно, что развитие силы влияет не только на все стороны физической под­готовки, но и имеет большое приклад­ное значение. Силовой компонент при­сутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке мо­лодых спортсменов, начиная с первых шагов.

Итак, в настоящее время происхо­дит трудный процесс решения социаль­но-экономических проблем страны и в связи с этим огромные физические и психические перегрузки, накладываю­щиеся на родителей, учителей и детей, привели к тому, что уровень здоровья нации и главным образом подрастаю­щего поколения подходит к опасной черте. Поэтому любые реальные пути поиска выхода из этого положения, на наш взгляд, будут иметь определенную значимость как для практики, так и теории физического воспитания.

Многочисленные научные данные, полученные в различных условиях с применением многочисленных методик и с участием разного контингента ис­пытуемых, тем не менее не дают осно­вания быть удовлетворенными, так как во многих случаях они были достигну­ты в более-менее благоприятное время развития нашего общества, и не позво­ляют часто их использовать в полной мере на современном школьнике. Мы не смогли получить из литературных источников и полной картины приме­нения тех или иных, часто нетрадици­онных, средств и методов физической подготовки школьников. Это особенно касается использования силовых уп­ражнений в физическом воспитании школьников.

Многие исследователи рекоменду­ют применять силовую подготовку школьников без применения упражне­ний с отягощениями. Другие, наоборот, рассматривают занятия с отягощения­ми, как основное эффективное средство для развития силы подрастающего по­коления. Нет единого подхода к при­менению статических напряжений как в тренировке взрослых спортсменов, так и в физическом воспитании школь­ников. Большинство специалистов склоняется к тому, что в силовой под­готовке наиболее эффективными явля­ются статические напряжения макси­мальной мощности и длительностью до 5-6 с. Причем авторы данной концеп­ции не видят существенной разницы в технологии применения такой нагруз­ки ни в тренировке взрослых, ни в тре­нировке юных спортсменов. Почти со­вершенно отсутствуют исследования, в которых бы раскрывалась методика и технология использования изокинети- ческих методов силовой подготовки школьников и юных спортсменов.

Представляют интерес исследова­ния, связанные с изучением влияния различных по величине силовых на­грузок статического и динамического характера на физическое развитие и функциональное состояние организма юных спортсменов. В большинстве та­ких работ говорится, что дозирован­ные силовые напряжения не приводят к неблагоприятным последствиям в здоровье и физическом развитии юных спортсменов.

Анализ ряда литературных источни­ков показывает, что при решении мно­гих вопросов физического воспитания школьников большое значение придает­ся глубокому раскрытию сущности со­циально-педагогических и биологичес­ких аспектов. Многие авторы отмечают, что комплексное решение этой пробле­мы в немалой степени сдерживается дефицитом строго выверенных научных данных по различным вопросам теории и практики физического воспитания.

Отмечая исключительную важность применения физических упражнений с отягощениями для оптимального и це­лесообразного развития силы у детей и подростков школьного возраста, неко­торые авторы считают необходимым упорядочить систему воздействия на естественный процесс физического со­вершенствования подрастающего поко­ления.

Таким образом, за последние несколь­ко десятилетий накоплен определенный опыт использования средств и методов силовой подготовки детей, подростков и юношей. Систематизированное обоб­щение проблемы силовой подготовки школьников в рамках процесса физичес­кого воспитания, на наш взгляд, еще не получило своего полного разрешения. Так, нет единой концепции применения дозированных отягощений/ в силовой подготовке школьниковразличных возрастов, физического развития и под­готовленности. Не ясен вопрос об опти­мальных величинах дозирования сило­вой нагрузки, как в динамических, так и в статических упражнениях. В воп­росе о применении изотонических уп­ражнений как наиболее действенного и приемлемого средства силовой подго­товки школьников у отечественных специалистов физической культуры нет единого мнения.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что силовые упражнения с различными режимами мышечного на­пряжения в силовой и общефизической подготовке школьников в полной мере не используются. Не изучены до конца и часто научно не обоснованы примене­ние некоторых методик силовой подго­товки школьников, которые направле­ны в большей мере на развитие силовой выносливости.

В данную главу вошли результаты педагогического эксперимента, в кото­ром участвовали три группы школьни­ков 7-17 лет. Исследования проводи­лись с 1988 по 1998 гг. Особенность эксперимента заключалась в том, что одна группа школьников (первая экс­периментальная - 141 человек) в тече­ние года тренировалась в секции обще­физической подготовки, в которой использовались традиционные средства физического воспитания. В этой груп­пе от 20 до 30% учебного времени от­водилось атлетической подготовке. Вторая экспериментальная группа (147 человек) тренировалась в тяжелой атлетике и общесиловой подготовке, в которой до 70% времени отводилось развитию силы. Контрольная группа (155 человек) состояла из школьников, двигательная активность которых была ограничена только уроками физкульту­ры. Результаты годичного эксперимен­та оценивались по данным регистрации показателей кистевой и становой дина­мометрии.

6.3. Базовая силовая подготовка детей, подростков и юношей

Проблема базовой силовой подготов­ки школьников и учащейся молодежи представляет в настоящее время осо­бый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологичес­ких и экономических условий жизни общества. Однако разработка основопо­лагающих методических рекомендаций по широкому использованию различ­ных средств силовой подготовки, начи­ная с детского возраста, сдерживается дефицитом научных исследований. Изучение возрастной динамики мы­шечной силы школьников и учащейся молодежи, начиная с 1-го класса, пред­ставляет, по нашему мнению, как на­учный, так и практический интерес. Он позволяет выявить педагогические и физиологические закономерности в развитии силовых возможностей и на этой основе более объективно планиро­вать силовые нагрузки на уроках фи­зического воспитания и при занятиях спортом с учетом возраста.

6.3.1. Возрастная динамика проявления максимальной мышечной силы

Максимальная мышечная сила ки­сти и предплечья. Для оценки макси­мальной мышечной силы кисти школь­ников мы использовали достаточно известный способ ее характеристики при помощи специально изготовленно­го для этой цели динамометра Розен- блата с регулируемой рукояткой. Ре­зультаты измерения максимальной силы кисти и предплечья рассчитыва­лись по следующей формуле: ВИСК=ЦП : В,

где ВИСК - возрастной индекс силы кисти в относительных единицах (о.е.), ЦП - цифровой показатель динамомет­ра в кг, В - возраст испытуемых.

Проведенные в течение десяти лет исследования позволили выявить воз­растную динамику проявления базовых силовых возможностей школьников мужского пола с учетом различного характера воздействия на этот процесс в течение одного учебного года (рис. 6.1).

Анализ изменений ВИСК в течение учебного года у школьников, начиная с 7-летнего возраста, позволил установить следующие особенности влияния раз­личных тренировочных возможностей развития силы. В первой эксперимен­тальной группе у школьников 7-10 лет колебание прироста максимальной силы кисти и предплечья составляло 1,5-1,8; 11-14 лет - 0,7-4,8 и 15-17 лет 3,5-5,2 о.е. Соответственно во второй экспериментальной группе/ 2,0-3,0, 2,2-5,1 и 3,6-5,5 о.е. В контрольной группе школьников показатели приро­ста ВИСК были равны соответственно: 0,7-1,8, 1,0-4,2 и 1,5-4,6 о.е.

Следовательно, во всех случаях тре­нировка в течение учебного года дает наиболее выраженный прирост сило­вых возможностей у школьников 15— 17-летнего возраста, на втором месте оказались школьники 11-14 лет. А в наименьшей степени различные трени­ровочные режимы оказали влияние на прирост силы в младшем школьном возрасте (табл. 6.3). В контрольной группе сохраняется та же тенденция прироста силовых возможностей, кото­рая отмечалась в экспериментальных группах. Различия имеют только ко­личественный характер. Отсюда мы можем сделать предварительное заклю­чение о том, что различные тренировоч­ные воздействия силового характера не оказывают существенного влияния на биологические особенности развития силовых возможностей у школьников в возрастной период с 7 до 17 лет.

6.3.2. Ежегодный прирост мышечной силы сгибателей кисти и предплечья

Анализ показателей ежегодного прироста силы школьников позволяет более глубоко оценить возрастной ха­рактер динамики изменения этого фи­зического качества под влиянием раз-


 


о.е.

Возрастная динамика развития силовых возможностей в детском и подростковом возрасте - student2.ru

7 8 9 Условные обозначения:
16 17 Возраст, лет

 


контрольная группа

1-я экспериментальная | 1 2-я экспериментальная ^ группа группа

Рис. 6.1. Возрастная динамика максимальной мышечной силы кисти и предплечья, о.е.<

Наши рекомендации