Судьба человека в тоталитарном государстве.
Рассказ Солженицына « Один день Ивана Денисовича» основан на реальных событиях. Лагерь, показанный автором, - это отдельный мир с законами, унижающими и уничтожающими человека. Иван Денисович принимает свою судьбу как данность, молча несёт свой крест. Тем и страшен тоталитаризм, что он убивает в человеке человека, делая его несвободным.
В рассказе « Причал ада» В. Шаламов показывает страшную жизнь советских заключённых , которых привезли в лагерь умирать. Люди были изолированы от внешнего мира настолько, что даже сторожевые собаки не требовались для охраны. И всё-таки человек верил в лучшее, в освобождение. Эта надежда помогла выдержать все испытания и не сломаться под ударами судьбы.
Сиротство
1. О нелёгкой жизни ребёнка , оставшегося без матери, рассказывает В. Короленко в повести « Дети подземелья». Отец мальчика, весь отдавшись своему горю после смерти жены, не обращал никакого внимания на сына. Подросток , предоставленный сам себе, рос без ласки и заботы. Долгое время Вася испытывал все тяготы сиротства даже при живом отце.
- О послевоенном детстве, о трудной поре взросления пишет и М. М. Пришвин в сказке – были « Кладовая солнца». Подростки Настя и Митраша, потерявшие в войну родителей, рано повзрослели и смогли выдержать все жизненные трудности. Помогая друг другу, дети выполняли всю работу взрослых, забывая подчас о детских играх и шалостях. Мы не перестаём удивляться необычайной стойкости и твёрдости характера этих юных героев Пришвина.
3. Размышляя о детях- сиротах, хочется верить, что многим из них встретятся на пути такие хорошие, отзывчивые люди, как команда передачи « Пока все дома».Еженедельно, по воскресеньям, журналисты « Первого канала» рассказывают о детях, нуждающихся в семейной заботе. Благодаря таким неравнодушным людям более 4000 брошенных ребятишек уже обрели родителей.
Хамство( недостойное поведение)
Вспоминаю героиню комедии Фонвизина « Недоросль». Помещица Простакова- грубая и необузданная натура. Простакова невежественна. К людям относится только с расчётом, считает крепостников своей собственностью. Даже верную няньку Митрофана называет « старой ведьмой», « собачьей дочерью». Грубая, хамоватая речь Простаковой – яркое отражение её умственного развития.
Недалеко ушёл от Простаковой в обращении с людьми и герой пьесы Островского « Гроза». Дикой – грубый, властный человек. Его поведением руководит только необузданный произвол. Речь персонажа отличается бранными. Оскорбительными словами: « разбойник», « червяк», « дурак». Грубость, деспотизм, хамство в отношении к другим – основные черты этого героя Островского.
Приметы и суеверия
Герою произведения А. С. Пушкина « Пиковая дама» было видение. Умершая графиня открыла Герману тайну трёх карт. Осталось загадкой, был ли это сон или дух покойницы действительно существовал. Герман решил поверить в мистическую версию случившегося. Он стал действовать так, как ему сказала графиня. К сожалению, это и погубило его. Не всегда вера в чудо помогает человеку.
В романе Л. Н. Толстого « Война и мир» показана сила русских национальных суеверий и традиций. Перед уходом Андрея Болконского на войну княжна Марья благословляет брата. Сестра верит в силу старинного образка Спасителя. Андрей не смеет перечить Марье, не хочет разрушать её веру. Он крестится, целует образок и благодарит сестру за заботу.
Народные традиции всегда будут поддерживать интерес русского человека к неизведанному.
Милосердие к врагу
Вспоминаю роман Л. Н. Толстого « Война и мир». В одной из сцен показано, как два пленных француза , обмороженные, голодные дерутся из-за еды. За происходящим наблюдают русские солдаты и командующий Кутузов. Именно тогда звучит его знаменитая фраза о том, что пленных и пожалеть не грешно.
Ярким примером гуманного отношения к пленным является повесть В. Закруткина « Матерь человеческая». После ухода немцев в хуторе остаётся одна Мария. Она потеряла всю семью и сейчас, беременная, вынуждена выживать. В душе женщины живёт ненависть к врагам. Увидев раненого молодого немца, она хочет убить его. Лишь крик пленного : « Мама», - отрезвляет её. Мария – не убийца.
Поведение героини повести – яркий пример силы характера русской женщины, её милосердного отношения к слабому.
Человек и животное
Боец Кошкин, герой рассказа Коваля « Алый», воспитывал из щенка настоящую пограничную собаку. Совсем скоро человек и животное стали неразлучными друзьями. При задержании преступника Алый получил серьёзное ранение. Боец не отходил от него ни на минуту. Кошкин тяжело перенёс гибель четвероногого друга.
В повести М. Пришвина « Кладовая солнца» рассказывается о том, как собака спасла молодого хозяина из болота, помогла выбраться ему на сушу. Митраша был благодарен Травке за такой поступок. Верный друг никогда не оставит в беде близкого.
Профессия
В рассказе А. П. Чехова « Ионыч» говорится о Дмитрии Ионыче Старцеве, который выбрал благородную профессию врача. Он был хорошим доктором, но перестал пополнять свои знания. Сделался простым обывателем, цель которого – лишь благополучие. Автор показывает , что выбор профессии – ещё не самое главное. Мастерство и профессионализм необходимо совершенствовать.
Читая рассказ В. Распутина « Уроки французского», понимаешь, как молодая учительница серьёзно относилась к своей профессии. Узнав, что ребёнок голодает, а помощь принимать не хочет, Лидия Михайловна предложила играть с ней на деньги, точно зная, что мальчик обыграет её. Она не испугалась даже увольнения с работы, понимая, что профессия учителя и нравственный долг не позволяют ей оставить подростка в беде.
Отношение к снам
Необычно содержание сна в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин». Татьяне Лариной привиделся большой взъерошенный медведь, который переводит её через поток, а затем преследует в лесу. Татьяна убегает от зверя, но на пути встречает много препятствий. В жизни героини тоже не всё было просто. Вещий сон Татьяны - это отражение её потаённых желаний и стремлений душевной жизни.
Вспоминаю роман И. А. Гончарова « Обломов». Чтобы понять образ жизни Обломова, его характер, надо обратиться к главе « Сон Обломова». Гончаров переносит читателей в сонную Обломовку, где проходило детство героя. Жизнь деревеньки протекала тихо, размеренно, без всякого напряжения. Вот и вырос Илюша пассивным и ленивым человеком, а сон рассказывает об истоках лени героя Гончарова.
36 Форма и содержание в искусстве
Рассуждая о взаимосвязи формы и содержания в искусстве, вспоминаю стихотворение И. С. Тургенева «Русский язы». Лирическая миниатюра небольшая по объёму, но какой неповторимый смысл заложен в ней! Буквально в нескольких строках писатель поёт гимн русскому языку, восхищаясь его величием и правдивостью. Автор уверен, сто такой язык дан великому нарду. Лаконичность, образность, умение ярко выражать свои мысли дают возможность Тургеневу объединить в одно целое форму и содержание.
При первом знакомстве картина Малевича «Чёрный квадрат» вызывает недоумение .Чем больше всматриваешься в неё, тем больше понимаешь , что художник предоставляет зрителю возможность поразмышлять о жизни, о судьбе, о самом сокровенном. Так форма уходит на второй план, уступая место эмоциям, мыслям, чувствам.
37 Детство
Рассуждая о значении детства для человека, я вспоминаю роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Именно в родительском доме Наташа Ростова получила уроки любви к людям. Её доброта не знала границ. Естественность, простота, порядочность и уважение к старшим – основные качества любимой героини Толстого, приобретённые ею в детские годы.
О послевоенном детстве, о трудной поре взросления пишет М. М. Пришвин в сказке – были « Кладовая солнца». Подростки Настя и Митраша потеряли в войну родителей, но не растерялись и смогли выдержать все жизненные трудности. Помогая друг другу, брат и сестра во всём были дружны. Они не боялись взрослой жизни, потому что научились всему в детстве.