Природа, познание окружающего мира
1. На память приходит повесть В. Распутина « Прощание с Матёрой». Более 300 лет существует остров и деревня, жителей которой хотят переселить в современный посёлок, чтобы построить плотину, а остров затопить. Молодое поколение с радостью уезжает с острова, забывая о тех истоках, о тех корнях, которые связывают воедино всех живущих на Матёре. Лишь старшие находятся в смятении. Сопротивление непродуманному решению оказывают не только старики, но и вековая природа, без гармонии с которой человек не может существовать на земле.
2. Вспоминаю очерк В. Распутина « Байкал». Красота и мощь озера поражают не только автора, но и всех, кто хоть раз увидел эти необычайные водные просторы. Писатель уверен, что Байкал создан не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Необузданность природы святого озера, чистота воды и уникальность его местонахождения до сих пор не раскрывают перед человеком своих тайн. Сегодня чистота и прозрачность воды Байкала находятся под угрозой, которая в будущем может превратиться в экологическую катастрофу. Очерк Распутина – предупреждение всем нам.
3. Читая повесть В. Распутина « Прощание с Матёрой», удивляешься тайнам природы. Царский листвень, возвышающийся над деревней долгие годы, поражал всех окружающих тайной своего существования. Ни гроза, ни ветры, ни злые бури не могли сломить это могучее дерево. Даже перед затоплением острова горящий листвень оставался жить, так и не раскрыв тайну своей стойкости.
Воспитание
1 На память приходит роман Л. Н. Толстого « Война и мир». Старый Болконский воспитывал своих детей в строгости. Ни Андрей, ни Марья не перечили отцу, хотя имели на всё свою точку зрения. Уважая отца, сын не посмел перечить ему, когда тот не дал согласия на брак с Наташей Ростовой. Воспитанный в строгости, Андрей уважал мнение отца, его решения.
2. Говоря о воспитанности, нельзя не вспомнить пьесу Д. И. Фонвизина « Недоросль». Не понимая всей серьёзности обучения и воспитания, родители Митрофанушки заботились только о его материальном благополучии. Вот и вырос сыночек невоспитанным и необразованным. А имя Митрофанушка стало нарицательным.
Связь поколений, отцы и дети.
1. На память приходят герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир». Старый Болконский воспитывал своих детей в строгости. Став взрослым, Андрей был благодарен отцу за уроки жизни, полученные от него.
2. Об умении правильно выстроить взаимоотношения с родными людьми, понять ближнего, услышать его в нужный момент повествует В. Распутин в рассказе « Женский разговор». Родители не смогли найти подход к дочери, а бабушка, старая деревенская женщина, сумела подобрать « ключик» к душе внучки. Опыт и мудрость всегда помогают в жизни.
Эгоизм, одиночество
1. На память приходит героиня рассказа К. Паустовского « Телеграмма». Настя живёт яркой беззаботной жизнью вдали от одинокой , старенькой матери. Ссылаясь на занятость, девушка не находит времени навестить родного человека. Даже на похороны матери нерадивая дочь не успела. Так и умирает в полном одиночестве старая женщина, даже перед смертью не простившись с единственной дочерью. Эгоизм и бездушие руководят героиней Паустовского.
Самсон Вырин, герой повести А. С. Пушкина « Станционный смотритель», тоже умирает в одиночестве. Его дочь, полюбив заезжего офицера, убегает с ним. Живя в роскоши, молодая женщина не вспоминает об отце. Только став матерью, она поняла всю силу родительской любви. Вместе с детьми героиня приезжает в родной дом, но оказалось уже поздно. Отец не выдержал разлуки с дочерью и умер.
Поздно, очень поздно Дуня поняла свои ошибки.
Роль книги
1. В книге « Мои университеты» А. М. Горький подробно рассказывает о том, какую роль в его жизни сыграла книга. Если бы он не читал так много классической литературы, то не стал бы известным писателем.
2. О роли книги в жизни человека писал и Д. С. Лихачёв в статье « Письма о добром и прекрасном». Академик считает, что при смене любой политической эпохи отношение к книгам, к культуре чтения должно стать одной из важнейших задач современного общества. Не согласиться с этим нельзя.
Человек и искусство
1. Тема искусства и его воздействия на человека является главной в трагедии А. С. Пушкина « Моцарт и Сальери». Талантливый Моцарт находится в полной гармонии с жизнью и людьми. Музыка для него – жизнь. Сальери не обладает подобным талантом. Каждое его произведение – результат долгого и упорного труда. Трудолюбие Моцарта, его талант, вдохновение вызывают зависть в душе Сальери, и он решает отравить приятеля. К сожалению, и в искусстве можно встретить трагические случаи взаимоотношений людей.
2. Известный русский композитор П. И. Чайковский не позволял себе небрежно относиться к творчеству. Он считал, что вдохновение и талант не приходят к человеку сами. Они рождаются только в постоянном труде и ежедневной работе.
- Вспоминаю заключительные строки повести в. Г. Короленко « Слепой музыкант». Дядя Максим, с волнением слушая необыкновенную игру племянника, понимал, что Петрусь после рождения видящего сына сам прозрел духовно. И теперь это была уже не протяжная, стонущая музыка, а живая , завораживающая мелодия, притягивающая к себе заколдованную толпу в огромном зале. Читатель понимает, что власть музыки неоспорима. Она делает человека нравственно выше, духовно богаче.
- В повести Л. Н. Толстого « Альберт» рассказывается о странном музыканте -романтике Альберте. Маленький, худенький, он вызывал только насмешки и презрение в обществе. Но стоило ему заиграть, как звуки скрипки сразу же озаряли внутренний мир каждого слушателя. Из состояния скуки, душевного сна люди вдруг незаметно были перенесены в совершенно другой, забытый ими мир. Во время игры Альберта все присутствующие хранили покорное молчание. В это время они жили и дышали только музыкой. Музыка, искусство неоспоримо влияют на человека, полностью овладевая им.
Духовность, добро и зло.
1. Вспоминаю заключительные строки повести в. Г. Короленко « Слепой музыкант». Дядя Максим, с волнением слушая необыкновенную игру племянника, понимал, что Петрусь после рождения видящего сына сам прозрел духовно. И теперь это была уже не протяжная, стонущая музыка, а живая , завораживающая мелодия, притягивающая к себе заколдованную толпу в огромном зале. Читатель понимает, что власть музыки неоспорима. Она делает человека нравственно выше, духовно богаче. Слушая музыку, люди забывают о плохом . Музыка очищает человека, вселяя в его душу добро и гармонию.
2.Вспоминаю поступок Пьера Безухова из романа Л. Н. Толстого « Война и мир».
Добрый, мягкий, отзывчивый Пьер, не задумываясь, отдаёт немалые средства для поддержания русской армии. Он понимает. Что не ненависть и зло друг к другу, а добро и согласие спасут русских солдат. Вот она, искренность и открытость настоящего человека, его духовность и бескорыстие, истинная любовь к Родине.
Обывательство
- Вспоминаю роман И. А. Гончарова « Обломов». В главе « Сон Обломова» автор очень подробно характеризует мир обывателей, мир « сонного царства». Ничего не нужно таким людям. Главное, чтобы их никто не трогал. Жители Обломовки живут своей жизнью. Они не замечают ни сваливающейся с обрыва избы, ни того, что просвещение уже шагнуло далеко вперёд, ни многого другого. Их задача – хорошо поесть и сладко поспать. Вот и стала фамилия Обломова нарицательной.
Патриотизм
- Вспоминаю героя романа Л. Н. Толстого « Война и мир» капитана Тушина. Делом чести этого неказистого, на первый взгляд, офицера было спасение батареи и противостояние врагу. Тушин не заявлял о себе громко, не привлекал внимания начальства. Твёрдость характера, вера в победу, патриотизм и несгибаемая сила воли руководили им , и он достойно выполнил свой долг.
- Пьер ( деньги для армии)
- Наташа Ростова ( подводы для раненых)
- Не могу не вспомнить трагедию, произошедшую несколько лет назад в одном из аэропортов г. Москвы. Самолёт, не успев приземлиться, развалился на части. Очевидцы, не раздумывая ни минуты, бросились на помощь экипажу и пассажирам, считая это своим долгом. Только сила воли , желание помочь другим, забывая о себе, направляли спасающих. Вот он, русский характер, вот она, твёрдость духа и сила патриотизма.
5. Учитель Мороз ( роль учителя)
Взросление
- Вспоминаю роман Л. Н. Толстого « Война и мир». Наташа Ростова, беззаботная хохотушка, увидев раненых солдат, повзрослела в один миг. Она поняла: если её семья не поможет нуждающимся, то они погибнут. Именно эта хрупкая девушка попросила отца выделить подводы для раненых солдат. Вот так порой неожиданно для всех наступает пора взросления. Вот так проявляется нравственный выбор русского человека, искренне любящего свою Родину.
- О послевоенном детстве, о трудной поре взросления пишет и М. М. Пришвин в сказке – были « Кладовая солнца». Подростки Настя и Митраша, потерявшие в войну родителей, рано повзрослели и смогли выдержать все жизненные трудности. Помогая друг другу, дети выполняли всю работу взрослых, забывая подчас о детских играх и шалостях. Мы не перестаём удивляться необычайной стойкости и твёрдости характера этих юных героев Пришвина.