Перечень аргументов к проблемам
Перечень аргументов к проблемам
1. Природа, познание окружающего мира.
2. Воспитание
3. Связь поколений, отцы и дети
4. Эгоизм, одиночество
5. Роль книги
6. Человек и искусство
7. Духовность, добро и зло.
8. Обывательство
9. Патриотизм
10. Взросление
11. Противостояние человека жизненным обстоятельствам
12. Любовь, истинные чувства
13. Истинные и ложные жизненные ценности
14. Роль личности в истории
15. Чистота русского языка , культура
16. Чинопочитание
17. Роль учителя
18. Проблема « маленького человека», отношения сильного человека к слабому.
19. Роль матери в жизни человека
20. Самовоспитание
21. Жестокость подростков
22. Научно – технический прогресс
23. Роль песни
24. Сохранение памятников ( культура, духовность)
25. Интеллигентность
26. Беспринципность
27. Наркотики в жизни человека
28. Судьба человека в тоталитарном государстве
29. Сиротство
30. Хамство( недостойное поведение человека)
31. Приметы и суеверия
32. Милосердие к врагу
33. Человек и животное
34. Профессия
35. Отношение к снам.
36. Взаимосвязь формы и содержания в искусстве
37. Детство
Природа, познание окружающего мира
1. На память приходит повесть В. Распутина « Прощание с Матёрой». Более 300 лет существует остров и деревня, жителей которой хотят переселить в современный посёлок, чтобы построить плотину, а остров затопить. Молодое поколение с радостью уезжает с острова, забывая о тех истоках, о тех корнях, которые связывают воедино всех живущих на Матёре. Лишь старшие находятся в смятении. Сопротивление непродуманному решению оказывают не только старики, но и вековая природа, без гармонии с которой человек не может существовать на земле.
2. Вспоминаю очерк В. Распутина « Байкал». Красота и мощь озера поражают не только автора, но и всех, кто хоть раз увидел эти необычайные водные просторы. Писатель уверен, что Байкал создан не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Необузданность природы святого озера, чистота воды и уникальность его местонахождения до сих пор не раскрывают перед человеком своих тайн. Сегодня чистота и прозрачность воды Байкала находятся под угрозой, которая в будущем может превратиться в экологическую катастрофу. Очерк Распутина – предупреждение всем нам.
3. Читая повесть В. Распутина « Прощание с Матёрой», удивляешься тайнам природы. Царский листвень, возвышающийся над деревней долгие годы, поражал всех окружающих тайной своего существования. Ни гроза, ни ветры, ни злые бури не могли сломить это могучее дерево. Даже перед затоплением острова горящий листвень оставался жить, так и не раскрыв тайну своей стойкости.
Воспитание
1 На память приходит роман Л. Н. Толстого « Война и мир». Старый Болконский воспитывал своих детей в строгости. Ни Андрей, ни Марья не перечили отцу, хотя имели на всё свою точку зрения. Уважая отца, сын не посмел перечить ему, когда тот не дал согласия на брак с Наташей Ростовой. Воспитанный в строгости, Андрей уважал мнение отца, его решения.
2. Говоря о воспитанности, нельзя не вспомнить пьесу Д. И. Фонвизина « Недоросль». Не понимая всей серьёзности обучения и воспитания, родители Митрофанушки заботились только о его материальном благополучии. Вот и вырос сыночек невоспитанным и необразованным. А имя Митрофанушка стало нарицательным.
Связь поколений, отцы и дети.
1. На память приходят герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир». Старый Болконский воспитывал своих детей в строгости. Став взрослым, Андрей был благодарен отцу за уроки жизни, полученные от него.
2. Об умении правильно выстроить взаимоотношения с родными людьми, понять ближнего, услышать его в нужный момент повествует В. Распутин в рассказе « Женский разговор». Родители не смогли найти подход к дочери, а бабушка, старая деревенская женщина, сумела подобрать « ключик» к душе внучки. Опыт и мудрость всегда помогают в жизни.
Эгоизм, одиночество
1. На память приходит героиня рассказа К. Паустовского « Телеграмма». Настя живёт яркой беззаботной жизнью вдали от одинокой , старенькой матери. Ссылаясь на занятость, девушка не находит времени навестить родного человека. Даже на похороны матери нерадивая дочь не успела. Так и умирает в полном одиночестве старая женщина, даже перед смертью не простившись с единственной дочерью. Эгоизм и бездушие руководят героиней Паустовского.
Самсон Вырин, герой повести А. С. Пушкина « Станционный смотритель», тоже умирает в одиночестве. Его дочь, полюбив заезжего офицера, убегает с ним. Живя в роскоши, молодая женщина не вспоминает об отце. Только став матерью, она поняла всю силу родительской любви. Вместе с детьми героиня приезжает в родной дом, но оказалось уже поздно. Отец не выдержал разлуки с дочерью и умер.
Поздно, очень поздно Дуня поняла свои ошибки.
Роль книги
1. В книге « Мои университеты» А. М. Горький подробно рассказывает о том, какую роль в его жизни сыграла книга. Если бы он не читал так много классической литературы, то не стал бы известным писателем.
2. О роли книги в жизни человека писал и Д. С. Лихачёв в статье « Письма о добром и прекрасном». Академик считает, что при смене любой политической эпохи отношение к книгам, к культуре чтения должно стать одной из важнейших задач современного общества. Не согласиться с этим нельзя.
Человек и искусство
1. Тема искусства и его воздействия на человека является главной в трагедии А. С. Пушкина « Моцарт и Сальери». Талантливый Моцарт находится в полной гармонии с жизнью и людьми. Музыка для него – жизнь. Сальери не обладает подобным талантом. Каждое его произведение – результат долгого и упорного труда. Трудолюбие Моцарта, его талант, вдохновение вызывают зависть в душе Сальери, и он решает отравить приятеля. К сожалению, и в искусстве можно встретить трагические случаи взаимоотношений людей.
2. Известный русский композитор П. И. Чайковский не позволял себе небрежно относиться к творчеству. Он считал, что вдохновение и талант не приходят к человеку сами. Они рождаются только в постоянном труде и ежедневной работе.
- Вспоминаю заключительные строки повести в. Г. Короленко « Слепой музыкант». Дядя Максим, с волнением слушая необыкновенную игру племянника, понимал, что Петрусь после рождения видящего сына сам прозрел духовно. И теперь это была уже не протяжная, стонущая музыка, а живая , завораживающая мелодия, притягивающая к себе заколдованную толпу в огромном зале. Читатель понимает, что власть музыки неоспорима. Она делает человека нравственно выше, духовно богаче.
- В повести Л. Н. Толстого « Альберт» рассказывается о странном музыканте -романтике Альберте. Маленький, худенький, он вызывал только насмешки и презрение в обществе. Но стоило ему заиграть, как звуки скрипки сразу же озаряли внутренний мир каждого слушателя. Из состояния скуки, душевного сна люди вдруг незаметно были перенесены в совершенно другой, забытый ими мир. Во время игры Альберта все присутствующие хранили покорное молчание. В это время они жили и дышали только музыкой. Музыка, искусство неоспоримо влияют на человека, полностью овладевая им.
Духовность, добро и зло.
1. Вспоминаю заключительные строки повести в. Г. Короленко « Слепой музыкант». Дядя Максим, с волнением слушая необыкновенную игру племянника, понимал, что Петрусь после рождения видящего сына сам прозрел духовно. И теперь это была уже не протяжная, стонущая музыка, а живая , завораживающая мелодия, притягивающая к себе заколдованную толпу в огромном зале. Читатель понимает, что власть музыки неоспорима. Она делает человека нравственно выше, духовно богаче. Слушая музыку, люди забывают о плохом . Музыка очищает человека, вселяя в его душу добро и гармонию.
2.Вспоминаю поступок Пьера Безухова из романа Л. Н. Толстого « Война и мир».
Добрый, мягкий, отзывчивый Пьер, не задумываясь, отдаёт немалые средства для поддержания русской армии. Он понимает. Что не ненависть и зло друг к другу, а добро и согласие спасут русских солдат. Вот она, искренность и открытость настоящего человека, его духовность и бескорыстие, истинная любовь к Родине.
Обывательство
- Вспоминаю роман И. А. Гончарова « Обломов». В главе « Сон Обломова» автор очень подробно характеризует мир обывателей, мир « сонного царства». Ничего не нужно таким людям. Главное, чтобы их никто не трогал. Жители Обломовки живут своей жизнью. Они не замечают ни сваливающейся с обрыва избы, ни того, что просвещение уже шагнуло далеко вперёд, ни многого другого. Их задача – хорошо поесть и сладко поспать. Вот и стала фамилия Обломова нарицательной.
Патриотизм
- Вспоминаю героя романа Л. Н. Толстого « Война и мир» капитана Тушина. Делом чести этого неказистого, на первый взгляд, офицера было спасение батареи и противостояние врагу. Тушин не заявлял о себе громко, не привлекал внимания начальства. Твёрдость характера, вера в победу, патриотизм и несгибаемая сила воли руководили им , и он достойно выполнил свой долг.
- Пьер ( деньги для армии)
- Наташа Ростова ( подводы для раненых)
- Не могу не вспомнить трагедию, произошедшую несколько лет назад в одном из аэропортов г. Москвы. Самолёт, не успев приземлиться, развалился на части. Очевидцы, не раздумывая ни минуты, бросились на помощь экипажу и пассажирам, считая это своим долгом. Только сила воли , желание помочь другим, забывая о себе, направляли спасающих. Вот он, русский характер, вот она, твёрдость духа и сила патриотизма.
5. Учитель Мороз ( роль учителя)
Взросление
- Вспоминаю роман Л. Н. Толстого « Война и мир». Наташа Ростова, беззаботная хохотушка, увидев раненых солдат, повзрослела в один миг. Она поняла: если её семья не поможет нуждающимся, то они погибнут. Именно эта хрупкая девушка попросила отца выделить подводы для раненых солдат. Вот так порой неожиданно для всех наступает пора взросления. Вот так проявляется нравственный выбор русского человека, искренне любящего свою Родину.
- О послевоенном детстве, о трудной поре взросления пишет и М. М. Пришвин в сказке – были « Кладовая солнца». Подростки Настя и Митраша, потерявшие в войну родителей, рано повзрослели и смогли выдержать все жизненные трудности. Помогая друг другу, дети выполняли всю работу взрослых, забывая подчас о детских играх и шалостях. Мы не перестаём удивляться необычайной стойкости и твёрдости характера этих юных героев Пришвина.
Любовь, истинные чувства
- Вспоминаю героев романа Л. Н. Толстого « Война и мир». Оставшись на долгое время одна, поддавшись мимолётному увлечению, Наташа Ростова забывает о слове, данном Андрею Болконскому перед его уходом на войну. Но, осознав, что поступила неправильно, она, услышав о тяжёлом ранении князя, ни на минуту не отходит от его постели, понимая, что именно его любит по – настоящему. И Андрей рад её заботе. Вот пример всепрощающей и всеискупающей любви. Вот пример настоящих, искренних взаимоотношений.
2. Об истинных, искренних чувствах Маши Мироновой и Петра Гринёва рассказывает А. С. Пушкин в повести « Капитанская дочка». Не боясь гнева властей, девушка поехала к императрице защищать своего любимого. Даже сегодня не каждый решится на такой отчаянный поступок. А ведь это был 19 век!
Роль личности в истории
- На память приходит роман Л. Н. Толстого « Война и мир». Один из центральных вопросов произведения – роль личности в истории. Этот вопрос раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думал лишь о своём величии, потому и обречён на поражение.
- О роли личности в историческом процессе говорит и А. С. Пушкин в повести « Капитанская дочка». Донской казак Емельян Пугачёв смог поднять восстание, добиваясь лучшего будущего для своего народа. Этот человек был близок к крестьянам, но его идеи оказались преждевременными, поэтому не нашли отклика в душе простых людей. Но именно такие личности, как Пугачёв, творят историю, воздействуют на самосознания людей и придают им силы для борьбы за своё счастье.
Чинопочитание
- В комедии « Ревизор» Н. В. Гоголь рассказывает о том, как чиновники уездного города по ошибке принимают Хлестакова за настоящего ревизора, всячески пытаясь угодить ему. Они совсем не обращают внимания на его глупость и лживость. Вся комедия пронизана смехом сквозь слёзы. Н. В. Гоголь прекрасно понимал, что проблема чинопочитания, раболепия, пресмыкания перед начальством не только вызывает смех, но и приводит к плачевному результату.
2. В рассказе « Толстый и тонкий» замечательный русский писатель А. П. Чехов размышляет о рабском чинопочитании, пресмыкании и унижении перед вышестоящими по службе людьми. Автор описывает встречу двух бывших одноклассников: толстого и тонкого. Главным объектом осмеяния в рассказе является тонкий – маленький человечек, который унижается и пресмыкается перед приятелем, более преуспевшим в жизни. Чехов осуждает такую рабскую психологию людей, заискивающих перед « значительным лицом». Писатель хочет подчеркнуть, что уважение к начальству и рабское чинопочитание – это совершенно разные понятия. Человек должен уметь вести себя достойно в любой ситуации.
Роль учителя
- На память приходит герой произведения В. Быкова « Обелиск». Учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, идёт на смерть, оставшись нравственно свободным человеком, честно смотревшим в глаза воспитанников.
2. Читая рассказ В. Распутина « Уроки французского», понимаешь, как было нелегко молодой учительнице найти возможность помочь голодному ученику. Выяснив, что ребёнок голодает , а помощь принимать не хочет, Лидия Михайловна предлагает играть с ней на деньги, точно зная, что мальчик обыграет её. Она не испугалась даже увольнения с работы, но выполнила свой нравственный долг, оставшись навсегда в памяти своего воспитанника.
18. ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА», ОТНОШЕНИЯ СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА К СЛАБОМУ!
1) Проблема “маленького человека” не раз находила отражение в русской литературе. Главный герой повести Н. В. Гоголя « Шинель» Акакий Акакиевич — типичный образ “маленького человека”. Униженный и бесправный чиновник, всю жизнь проработавший в департаменте, переписывал бумаги. Трагедией для этого героя становится кража новой шинели. Акакий Акакиевич пытается искать помощи у вышестоящих лиц, но не находит отклика в обществе. И все, к кому он обращается, считают его проблему незначительной и не стоящей внимания.
2) Другим примером отражения проблемы “маленького человека” является произведение А. С. Пушкина “Станционный смотритель”. Автор рассказывает читателю историю Самсона Вырина, единственная дочь которого уезжает с гусаром и оставляет бедного отца. Вырин даже не новым положением в обществе Дуни. Так и не смирившись с предательством дочери, он умирает.
Самовоспитание
В Древней Греции было немало замечательных ораторов, но больше всего запомнился Демосфен. Он говорил тихо, картавил, нервно подёргивал плечом, но желание стать оратором заставило его усиленно трудиться. Стараясь заглушить прибой, Демосфен заставлял себя говорить громко и звучно на берегу моря. Чтобы научиться говорить чисто, он брал в рот камешки. Демосфен покорил слушателей содержанием и красотой своих речей. Его пример самовоспитания достоин подражанию.
В романе « Война и мир» Л. Н. Толстой ярко показал возможности человека управлять собой, преодолевая страх. Если раньше Ростов, идя в бой, боялся всего, то впоследствии он научился управлять собой перед опасностью. Теперь он заставлял себя не думать о самом страшном. Герой стремился сформировать у себя сильную волю. И это у него получилось.
На примере героини Л. Н. Толстого « Война и мир» показано, как формируется система собственных ценностей. Наташа Ростова, общаясь с разными людьми, ищет свой жизненный путь. И если в начале произведения она показана беззаботной, наивной графинюшкой, жадно смотрящей на старших, то в финале романа это уже взрослая, мудрая женщина, имеющая на всё своё мнение, свою точку зрения.
Жестокость подростков
В книге В. Железникова « Чучело» рассказывается о непростых отношениях в коллективе подростков. Новый ученик Дима Сомов рассказывает классной руководительнице о том, куда все ребята сбежали с урока. Защищая новенького, его вину на себя берёт Лена Бессольцева, в результате чего она становится главным объектом издевательства со стороны ребят. Подростки объявили ей бойкот, даже несколько раз избили её. Дима не только не признался в своём « проступке», но вместе с одноклассниками жестоко издевался над девочкой. Трусость и жестокость никому ещё не помогали в жизни.
В пьесе « Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовская рассказывает о жестокости, цинизме подростков, потере ими всех нравственных ориентиров. Ученики приходят домой к своей учительнице и просят у неё ключ от сейфа, где лежат экзаменационные работы. Ребята планируют заменить их правильно выполненными вариантами. Не достигнув желаемого, выпускники начинают грубить, хамить и просто издеваться над взрослым человеком, пытаясь сломать морально. Этого им не удаётся.
Выросшие в достатке, дети озабочены лишь карьерой и материальным благополучием. Им не понять Елены Сергеевны, которая защищает совсем иные ценности.
Песня
Разбойники из произведения А. С. Пушкина « Капитанская дочка» на пиру в честь взятия крепости вдохновенно поют бурлацкую песню « Не шуми, мати, зелёная дубравушка», которая поражает читателей жизненностью и глубоким смыслом. Она рассказывает о том, что власть всегда будет сильнее народа. Также ясно и то, что будут « крестьянские сыны», которые смогут сказать слово против, взглянуть в глаза врагу, не таясь во всём признаться и достойно погибнуть. Песня показывает силу русского народа, поэтому была так близка Пугачёву и его товарищам.
В роман М. Шолохова « Тихий Дон» включено 34 песни. Это и обрядовые, и солдатские, и колыбельные, и лирические. Автор показывает, что донской фольклор органически входит в текст, украшает его, делает более художественным и исторически достоверным. Читатели понимают, что донская казачья песня – неиссякаемый источник народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства.
Интеллигентность
Говоря об интеллигентности, нельзя не вспомнить роман Л. Н. Толстого « Война и мир». Андрей Болконский - воплощение идеала аристократизма. Князь умён, воспитан, наделён природной выдержкой, чем и отличается от других героев произведения. Он не держит зла на своего соперника Анатоля Курагина, понимая, что жизнь и так жестоко обошлась с ним. Финал духовных исканий Болконского – смерть как единственная возможность « любить всех» и « не любить никого».
Герой романа Б. Пастернака « Доктор Живаго» - истинный интеллигент.
У него было дворянское чувство равенства со всеми живущими. Юрий Живаго – прекрасный врач, поэт, философ. Он любит свою работу, семью, но он не может служить тому, что ему чуждо, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы. Он прямолинеен и честен во всём. Его интеллигентность покоряет сердца читателей.
Беспринципность
Говоря о беспринципности, нельзя не вспомнить произведение А. П. Чехова « Ушла». Героиня с гордостью заявляет мужу , что не останется с ним, если он совершит хоть один подлый поступок. Супруг незамедлительно раскрывает источники их богатства. И жена действительно « сдерживает» своё слово. Она уходит, только в … другую комнату.
Честности и принципиальности героиня предпочитает беззаботную и роскошную жизнь.
Полицейский надзиратель Очумелов из рассказа А. П. Чехова « Хамелеон» тоже не имеет чётких принципов. Узнав, что собака укусила человека за палец, он грозится наказать хозяина животного. Понимая, что им может генерал Жигалов, полицейский меняет своё решение. Он забывает о справедливости и принципиальности.
Наркотики
В рассказе « Морфий» М. Булгаков показывает деградацию сознания человека под влиянием наркотиков. Молодой врач, испытывая сильнейшую боль, впервые прибегает к морфию. Боясь возвращения нестерпимой боли желудка, герой текста начинает регулярно колоть уколы, испытывая минуты наслаждения и неимоверного страдания. В своей предсмертной записке доктор предостерегает людей от наркотической зависимости, которая таит для человека огромную разрушающую силу.
В романе Ч. Айтматова « Плаха» подробно описывается, как наркоманы добывают те самые наркотики, из –за которых рушится вся жизнь. Герой текста Авдий пытается исправить наркоманов, объяснить им, что жить надо не ради денег и кратковременных удовольствий. Особенно жалко ему тех, кто ещё сам не понимает, насколько всё это серьёзно. Одному Адию не справиться с безнравственностью, бесчеловечностью, которые толкают людей на самые безумные поступки. Своим произведением Чингиз Айтматов призывает читателей не смотреть на трагедию со стороны, а бороться с наркотической зависимостью всем вместе, всем миром.
Сиротство
1. О нелёгкой жизни ребёнка , оставшегося без матери, рассказывает В. Короленко в повести « Дети подземелья». Отец мальчика, весь отдавшись своему горю после смерти жены, не обращал никакого внимания на сына. Подросток , предоставленный сам себе, рос без ласки и заботы. Долгое время Вася испытывал все тяготы сиротства даже при живом отце.
- О послевоенном детстве, о трудной поре взросления пишет и М. М. Пришвин в сказке – были « Кладовая солнца». Подростки Настя и Митраша, потерявшие в войну родителей, рано повзрослели и смогли выдержать все жизненные трудности. Помогая друг другу, дети выполняли всю работу взрослых, забывая подчас о детских играх и шалостях. Мы не перестаём удивляться необычайной стойкости и твёрдости характера этих юных героев Пришвина.
3. Размышляя о детях- сиротах, хочется верить, что многим из них встретятся на пути такие хорошие, отзывчивые люди, как команда передачи « Пока все дома».Еженедельно, по воскресеньям, журналисты « Первого канала» рассказывают о детях, нуждающихся в семейной заботе. Благодаря таким неравнодушным людям более 4000 брошенных ребятишек уже обрели родителей.
Приметы и суеверия
Герою произведения А. С. Пушкина « Пиковая дама» было видение. Умершая графиня открыла Герману тайну трёх карт. Осталось загадкой, был ли это сон или дух покойницы действительно существовал. Герман решил поверить в мистическую версию случившегося. Он стал действовать так, как ему сказала графиня. К сожалению, это и погубило его. Не всегда вера в чудо помогает человеку.
В романе Л. Н. Толстого « Война и мир» показана сила русских национальных суеверий и традиций. Перед уходом Андрея Болконского на войну княжна Марья благословляет брата. Сестра верит в силу старинного образка Спасителя. Андрей не смеет перечить Марье, не хочет разрушать её веру. Он крестится, целует образок и благодарит сестру за заботу.
Народные традиции всегда будут поддерживать интерес русского человека к неизведанному.
Милосердие к врагу
Вспоминаю роман Л. Н. Толстого « Война и мир». В одной из сцен показано, как два пленных француза , обмороженные, голодные дерутся из-за еды. За происходящим наблюдают русские солдаты и командующий Кутузов. Именно тогда звучит его знаменитая фраза о том, что пленных и пожалеть не грешно.
Ярким примером гуманного отношения к пленным является повесть В. Закруткина « Матерь человеческая». После ухода немцев в хуторе остаётся одна Мария. Она потеряла всю семью и сейчас, беременная, вынуждена выживать. В душе женщины живёт ненависть к врагам. Увидев раненого молодого немца, она хочет убить его. Лишь крик пленного : « Мама», - отрезвляет её. Мария – не убийца.
Поведение героини повести – яркий пример силы характера русской женщины, её милосердного отношения к слабому.
Человек и животное
Боец Кошкин, герой рассказа Коваля « Алый», воспитывал из щенка настоящую пограничную собаку. Совсем скоро человек и животное стали неразлучными друзьями. При задержании преступника Алый получил серьёзное ранение. Боец не отходил от него ни на минуту. Кошкин тяжело перенёс гибель четвероногого друга.
В повести М. Пришвина « Кладовая солнца» рассказывается о том, как собака спасла молодого хозяина из болота, помогла выбраться ему на сушу. Митраша был благодарен Травке за такой поступок. Верный друг никогда не оставит в беде близкого.
Профессия
В рассказе А. П. Чехова « Ионыч» говорится о Дмитрии Ионыче Старцеве, который выбрал благородную профессию врача. Он был хорошим доктором, но перестал пополнять свои знания. Сделался простым обывателем, цель которого – лишь благополучие. Автор показывает , что выбор профессии – ещё не самое главное. Мастерство и профессионализм необходимо совершенствовать.
Читая рассказ В. Распутина « Уроки французского», понимаешь, как молодая учительница серьёзно относилась к своей профессии. Узнав, что ребёнок голодает, а помощь принимать не хочет, Лидия Михайловна предложила играть с ней на деньги, точно зная, что мальчик обыграет её. Она не испугалась даже увольнения с работы, понимая, что профессия учителя и нравственный долг не позволяют ей оставить подростка в беде.
Отношение к снам
Необычно содержание сна в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин». Татьяне Лариной привиделся большой взъерошенный медведь, который переводит её через поток, а затем преследует в лесу. Татьяна убегает от зверя, но на пути встречает много препятствий. В жизни героини тоже не всё было просто. Вещий сон Татьяны - это отражение её потаённых желаний и стремлений душевной жизни.
Вспоминаю роман И. А. Гончарова « Обломов». Чтобы понять образ жизни Обломова, его характер, надо обратиться к главе « Сон Обломова». Гончаров переносит читателей в сонную Обломовку, где проходило детство героя. Жизнь деревеньки протекала тихо, размеренно, без всякого напряжения. Вот и вырос Илюша пассивным и ленивым человеком, а сон рассказывает об истоках лени героя Гончарова.
36 Форма и содержание в искусстве
Рассуждая о взаимосвязи формы и содержания в искусстве, вспоминаю стихотворение И. С. Тургенева «Русский язы». Лирическая миниатюра небольшая по объёму, но какой неповторимый смысл заложен в ней! Буквально в нескольких строках писатель поёт гимн русскому языку, восхищаясь его величием и правдивостью. Автор уверен, сто такой язык дан великому нарду. Лаконичность, образность, умение ярко выражать свои мысли дают возможность Тургеневу объединить в одно целое форму и содержание.
При первом знакомстве картина Малевича «Чёрный квадрат» вызывает недоумение .Чем больше всматриваешься в неё, тем больше понимаешь , что художник предоставляет зрителю возможность поразмышлять о жизни, о судьбе, о самом сокровенном. Так форма уходит на второй план, уступая место эмоциям, мыслям, чувствам.
37 Детство
Рассуждая о значении детства для человека, я вспоминаю роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Именно в родительском доме Наташа Ростова получила уроки любви к людям. Её доброта не знала границ. Естественность, простота, порядочность и уважение к старшим – основные качества любимой героини Толстого, приобретённые ею в детские годы.
О послевоенном детстве, о трудной поре взросления пишет М. М. Пришвин в сказке – были « Кладовая солнца». Подростки Настя и Митраша потеряли в войну родителей, но не растерялись и смогли выдержать все жизненные трудности. Помогая друг другу, брат и сестра во всём были дружны. Они не боялись взрослой жизни, потому что научились всему в детстве.
Перечень аргументов к проблемам
1. Природа, познание окружающего мира.
2. Воспитание
3. Связь поколений, отцы и дети
4. Эгоизм, одиночество
5. Роль книги
6. Человек и искусство
7. Духовность, добро и зло.
8. Обывательство
9. Патриотизм
10. Взросление
11. Противостояние человека жизненным обстоятельствам
12. Любовь, истинные чувства
13. Истинные и ложные жизненные ценности
14. Роль личности в истории
15. Чистота русского языка , культура
16. Чинопочитание
17. Роль учителя
18. Проблема « маленького человека», отношения сильного человека к слабому.
19. Роль матери в жизни человека
20. Самовоспитание
21. Жестокость подростков
22. Научно – технический прогресс
23. Роль песни
24. Сохранение памятников ( культура, духовность)
25. Интеллигентность
26. Беспринципность
27. Наркотики в жизни человека
28. Судьба человека в тоталитарном государстве
29. Сиротство
30. Хамство( недостойное поведение человека)
31. Приметы и суеверия
32. Милосердие к врагу
33. Человек и животное
34. Профессия
35. Отношение к снам.
36. Взаимосвязь формы и содержания в искусстве
37. Детство