Законодательно-правовая сфера
Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется и путем участия в делах государственного управления, не участвуя в политике христиане добровольно отдают жизнь государства в руки людей, в лучшем случая равнодушных к христианским нравственным ценностям.
Социальная концепция РПЦ, 2 глава, «Церковь и нация».
Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой. Основы взаимоотношений Церкви и светского государства вытекают из различия их природы и цели. Церковь и государство не вмешиваются в дела друг друга, но это не значит, что религия радикально вытесняется из всех сфер жизни народа, отгораживается от участия в решении общественно значимых задач, лишается права давать оценку действиям властей.
Социальная концепция РПЦ, 3 глава, «Церковь и государство».
Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад.
Социальная концепция РПЦ, 4 глава, «Христианская этика и светское право».
Задачей Церкви перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы остается призыв к миру и соработничеству людей, придерживающихся различных политических взглядов. Священноначалие и священнослужители не участвуют в деятельности политических организаций и в предвыборных процессах.
Социальная концепция РПЦ, 5 глава, «Церковь и политика».
Традиция взаимодействия Церкви и государства в законодательной сфере, как уже говорилось, очень древняя. Во время первых допотопных Патриархов, наследников Адама, по археологическим раскопкам известно, что богослужения и храмы были (город Ур Халдейский, 5 тыс. лет до Р.Х.), а государственная власть отсутствовала. Именно отсутствие внешней, упорядочивающей силы привело к развращению и смерти в водах потопа всего допотопного человечества, кроме семьи праведного Ноя (Быт. 7).
После Потопа государство стало такой "удерживающей" силой, а главы древних монархий воспринимались, как отображение небесной иерархии на земле. Именно религия давала опору любому древнему государству и истоки государственному праву. Так было в Древнем Шумере, откуда позднее вышел Авраам и весь израильский, ветхозаветный народ, и в Древнем Вавилоне, и в Древней Империи Хеттов.
При св. Константине Великим церковные каноны были включены в законы, государство передало епископам часть судебных функций в благотворительной и семейной сферах. Такое понимание отношений Церкви и государства было принесено св. кн. Владимиром в Россию. Церковные канонические сборники стали использоваться для решения государственных и судебных дел. Многие нормы закона обсуждались и вырабатывались на Земских Соборах, которые являлись наиболее яркими примерами участия православного общества в выработки государственных и церковных решений.
В ХХ веке во время богоборческой власти все правовые, веками разработанные, нормы отношений Церкви и государства были отменены. Церковь была поставлена вне закона и, только обрушившееся на Россию немецкое нашествие, заставило государство остановить церковные гонения и частично признать православно-патриотическое служение Церкви. Только к 1000-летию Крещения Руси законом было восстановлено самостоятельное правовое положение Церкви.
Важнейшими вопросами в правовой сфере является регламентация деятельности иностранных религиозных организаций, сект и деструктивных культов, хлынувших в Россию и страны СНГ в начале 90-х годов. Впервые серьезное обсуждение этой темы проводилось уже на 1 Всемирном Русском Соборе в 1992 году и других форумах, а затем необходимые поправки были переданы в законодательные органы. Такой закон был принят в 1994 году, и работа над ним является наиболее ярким примером совместных усилий государства, Церкви и общества в правовой сфере.
Другим серьезным вопросом отношений Церкви и государства в правовой сфере является возвращение церковной недвижимости, храмов и монастырей. Были подготовлены соответствующие Указы Президента и распоряжения Правительства, но реальное возвращение храмовых зданий идет достаточно сложно и избирательно.
Церковь не участвует в политической борьбе, не поддерживает каких-либо кандидатов или политические партии, а священнослужителям не благословляется выдвигаться в органы власти. Такое решение было принято на Архиерейском соборе РПЦ в 1994 и 1997 годах. С другой стороны «любой гражданин, особенно православный, призван осознавать ответственность за своих ближних, за страну, за народ, за их настоящее и будущее, поэтому каждый гражданин должен участвовать в выборах, внося свой вклад в созидание обновленной России». Православные миряне могут создавать общественно-политические организации и действовать при духовном попечении Церкви.
В рамках правового обеспечения сотрудничества Церкви и государства были заключены Соглашения между Церковью и отдельными государственными ведомствами. Для профессионального взаимодействия Церкви и государства в правовой сфере необходимо создание совместных органов, целью которых может являться рассмотрение принимаемых законов и других правовых актов, подготовка рекомендаций по их развитию и совершенствованию, а так же разработка региональных и федеральных программ сотрудничества Церкви, государства и общества.