Молодежное направление работы в Концепции
Молодежная сфере не представлена в Концепции в качестве одной или нескольких глав, как темы здоровья, права, экономики, СМИ, экологии, или в более скромном масштабе в виде отдельных разделов в главе, как, рассмотренные нами темы культуры, образования и науки. Этому есть достаточно простое объяснение. За несколько месяцев до Юбилейного Архиерейского Собора на Священном Синоде РПЦ был принята отдельная Концепции молодежного служения Русской Православной Церкви, и затем была представлена на утверждение на Архиерейский собор.
Об это на Соборе сказал Архиепископ Костромской и Галичский Александр, в своем докладе о развитии молодежной работы в Церкви. «Весной 2000 года Священный Синод утвердил новую Концепцию молодежного служения Русской Православной Церкви, которая призвана стать основой такой работы на уровне приходов, благочиний, епархий и во всецерковном масштабе. Появление Концепции, текст которой в ходе работы Собора получил каждый Преосвященный – очень серьезный и важный шаг в деле объединения зачастую пока еще разрозненных усилий церковных структур на поприще молодежной деятельности». (52) (см. Осн. источники, № 18)
Таким образом, для рассмотрения взаимодействия государства, Церкви и общества в молодежной сфере, необходимо будет рассмотреть Концепцию молодежного служения, которая не входит в Основы социальной концепции РПЦ, но также была утверждена на Юбилейном Архиерейском соборе и формально имеет в Церкви такой же правовой статус.
Но вначале вернемся к материалам, рассматриваемой нами, социальной концепции Церкви и определим, в каких из 16 разделов этой Концепции упоминается молодежь и какая роль ей отводится в этих сферах.
В концепции слово молодежь или молодежный встречается всего четыре раза. Первый раз в 10 главе (О вопросах нравственности) в словах о расторжении браков молодежью. «Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи». (53) (см. Осн. источники, № 5, 10 гл.)
Второй раз в 11 главе (О здоровье) во фразе о том, что молодежь наиболее подвержена наркомании. «Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества». И в этом же абзаце третий раз в словах о молодежной "наркотической" псевдокультуре. «Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование - особенно в молодежных кругах - особой "наркотической" псевдокультуры». (54) (см. Осн. источники, № 5, 11 гл.)
Четвертой и последний раз упоминание слова молодежь мы видим в 12 главе (О биоэтике) во фразе о недопущении к преподавательской и воспитательной работе среди детей и молодежи лиц, пропагандирующих гомосексуальный образ жизни. «Церковь полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи». (55) (см. Осн. источники, № 5, 12 гл.)
Из этого краткого анализа, который в данной работе представлен впервые, можно сделать вывод, что представители остальных направлений социального взаимодействия Церкви, государства и общества, либо не видят участия молодежи в своих сферах, либо видят молодежь в негативных проявлениях: раннее расторжение браков, подверженность наркомании, опасность увлечься гомосексуализмом. И, всвязи с этим, возможно испытывают определенное недоверие к молодежи и молодежным организациям. А, что особенно важно, не видят, во всяком случае, в 2000 году, никаких положительных направлений, в которых молодежь уже проявила или могла бы проявить себя в Церкви в решении тех проблем, которые во множестве перечислены в 16 главах Концепции.
В Концепции есть еще два-три упоминания о детях, подростках и юношестве, в похожем контексте, так что сути вывода это не меняет.
Можно сказать, что этот вывод подтверждает уже приведенные слова из доклада архиепископа Александра обращенные к руководителям епархий РПЦ о необходимости «объединения зачастую пока еще разрозненных усилий церковных структур на поприще молодежной деятельности». Усилия церковных структур в молодежной сфере были на тот момент настолько разрозненными и малозаметными, что не получили никакого положительного примера в представленных в Концепции главах.